Товарищ присылает e-mail с вопросом, нет ли у меня знакомых, которые в ближайшее время летят из Израиля в Москву. Ему редкое лекарство нужно привезти. Спрашивает насчёт того, не в Хайфе ли я случайно. Я в Иерусалиме, но пообещал съездить в Хайфу. Израиль весь, как ближнее Подмосковье. У нас в Волгоградской области до некоторых районных центров километров 300 с лишним, а тут надо проехать всего 150-160. И ещё оказалось, что назавтра в ту же сторону едут приятели друзей. Они из Германии приехали в отличие от меня исключительно в туристических целях, потому и арендовали машину. Впрочем, что на машине, что автобусом – по времени примерно то же самое. Хотя нет, если автобусом ехать, надо прибавить время на поездку по городу до центрального автовокзала.
У нас от дома в Иерусалиме до северного въезда в Хайфу ушло 1 час. 50 мин. Думал, поедем сначала до Тель-Авива, а потом по Приморскому шоссе, но навигатор вывел нас платное шоссе № 6, и мы море увидели только в Хайфе. Вот так ты полагаешь, а… В Хайфу мы заезжать не стали. Мои попутчики уговорили сделать это на обратном пути, а сначала поехать в Рош-а-Никра. Что это такое, они толком не могли объяснить, но меня названием заинтриговали. Одно дело всё это обгуглить, а другое – что называется своими руками пощупать. В общем, ещё 35 км, и мы поднялись по дороге почти к вершине скалы. Вверху этой скалы, мы издалека увидели, идёт забор, антенна стоит. Но не на забор же смотреть мы ехали, а в Национальный парк.
За 45 шекелей (это примерно 12 долларов) приобрели по билету и – к фуникулёру, который должен был опустить нас куда-то к подножию скалы. Пока стояли в очереди, любовались морем, фотографировались и рассуждали, что делает тут военный катер, бросивший якорь недалеко от берега. Наверное, простояли с полчаса, не на солнышке, под навесом да с приятным морским ветерком (говорят, очень полезно, йонов йода в нём полно), пока не попали в очередную десятку, набившуюся в один из двух вагончиков. Минута – и мы приблизились к цели. Стали выяснять, куда идти. Направо здоровенный туннель – поезд пройдёт, налево такой же, прямо по курсу вход в туннельчик.
Тут подвернулся служащий, по-английски понимает (это вам не Франция, где с английским также замечательно, как у нас в деревне). Предложил фильм посмотреть, уточнил, что он на иврите, но с русскими титрами, нет-нет, ни с английскими, ни с немецкими, ни с фрацузскими, а именно с русскими. Почему – кто знает. Фильм через минуту начнётся. Забегая вперёд, подчеркну, окажетесь тут, начинайте именно с фильма (с фуникулёра в туннель налево). Поймёте, что дальше делать.
Так вот экзотичное «Рош-а-Никра» – это Глава расселин, гротов, по-русски.
И тут я отдал должное авторам этого бизнес-проекта.
Бьются волны о берег, о скалу, бьются и бьются изо дня в день, из года в год. За тысячу лет вымывают один метр породы. Но вот туннель, в котором кинозал оборудован, творение рук человеческих. В Первую мировую британцы тут построили железную дорогу, чтобы возить боеприпасы на фронт с Турцией (вот почему под ногами в кинотеатре рельсы). Впечатляет, но не так, как гроты внизу, вымытые водой за тысячелетия.
В них ведёт туннельчик напротив остановки фуникулёра. Туннельчик огибает грот, выводит на несколько смотровых площадок, постоянно забитых туристами, которые с телефонами в руках, то снимают волны, бьющиеся о камень, то делают селфи на фоне этих волн. Спускаешься на одну площадку, этот ракурс, тот ракурс, переснять – слишком тёмным получилось, селфи, поднимаешься по ступенькам к туннелю и следуешь к очередной площадке. Процесс повторяется. А вот уже площадка вне скалы. Фото так, фото сяк. И поднимаешься наверх к фуникулёру. Если бы раскошелились ещё на 27 шекелей, то во втором большом туннеле нам бы дали гольфмобиль – прокатиться вдоль моря. 45 минут. Непрактичная штука. Для катания – слишком долго, а чтобы остановиться на пляже искупаться и вернуться – мало времени. Мы на пляж доехали на своей машине.
К пляжу я вернусь, а сейчас объясню, почему хвалю авторов бизнес-проекта. Конечно, гроты – вещь красивая. Но их объём тут невелик. Однако же на таком пятачке развёрнута бурная туристическая индустрия. О том, сколько народу сюда едет, сужу по очередям, которые выстоял на фуникулёр. Подъёма ждали дольше, минут 35-40. А вложения тут относительно небольшие. Трасса фуникулёрная – счи танные метры. Гроты волнами созданы. Туннель к ним, я так понимаю, рукотворный. Но на него лишние силы не потрачены: в некоторых местах с гордо поднятой головой идти не получается. Ступеньки сделали, металл на поручни потратили. На электричество, опять-таки, тратиться надо. Но всё это, уверен, окупается с лихвой. Сколько у нас таких мест, что с минимумом вложений можно превратить если не в туристическое эльдорадо, то в очень высокоудойный источник…
И ведь где это сделано? В считанных метрах от государственной границы! Тот забор, что мы видели на вершине скалы, как раз и проходит по границе. Особая пограничная зона, по российским понятиям, но мы видели только двух солдат при входе на территорию Национального парка да военный катер, к которому ходили надувные моторные лодки с туристами.
А после гротов мы отправились на пляж Банан-бич. Название объясняется соседством с огромными банановыми плантациями кибуца «Рош-а-Никра». Песчаный, но рядом выступает из воды гранитная плита. Не хотелось бы быть брошенным на неё волной. Мелко. Один из умельцев, подхватив волну, плывёт в сторону берега. Но так мало у кого получается. Спасатели постоянно кого-то организуют, направляют, призывают к порядку. Интересно.
Есть полотняные навесы, но ещё были бы шезлонги, а в раздевалке не только туалетные кабинки (их непропорционально много), но и скамейки и крючки для одежды. Жаль, в Хайфу попали поздновато, не для похода на пляж. Так что сравнить не смог. Но если у вас будет выбор, то не поленитесь проехать в Герцлию, там пляж оборудован всем, да ещё имеется лифт, чтобы ножки в горку не бить.