В Пелевин. Empire V
Конечно, турецкими авиалиниями в Иерусалим - это совсем не вертолетом на Афон, но на первый шаг к вамподуховности, наверное, тянет, хехе. Теперь о чуть более серьезных вещах.
Общеизвестно и никем не оспаривается, что Израиль вообще и Иерусалим в частности - не то место, куда отправляются за консьюмеристскими наслаждениями. Так что если путешественник не связан с Золотым Городом и страной лично или по работе, то я с трудом себе представляю иной мотив, нежели желание прикоснуться к Самому Великому Мифу в истории. Через эту призму там видится ВСЕ, и, таким образом, впечатления оказываются зависимыми от вашего изначального отношения к этому самому Мифу. Поэтому я позволю себе сразу пояснить: перед вами рассказ никоим образом не прихожанина, но "ЗАхожанина", так, кажется, иронично говорят - вполне уместный в моем случае термин, ну или еще можно сказать "симпатизанта". Притом со вполне материалистическим образовательным бекграудом на уровне не последнего советского школьника/студента не последних советских школы/вуза Ленинграда. Библейским событиям меня еще школьником обучали на курсах гидов-переводчиков при ленинградском Доме дружбы. А то нам же интуриста по Эрмитажу водить, неудобно может получиться. Там же, скажем, "Отдых на пути в Египет" висит. Что это там за тетка в кустах? А чего это она вроде как прячется? А в Египет ей чего приспичило? Интурист-то все эти ответы знает, а экскурсовод ... ) Вот поэтому и обучали. Потом "Евангелие от Булгакова", потом еще кое что, не столь советски-интеллигентное ...
Еще добавлю лишь, что в этой области я с большим уважением отношусь к догматическому, ортодоксальному образу мышления: сказано "проистекает только от Сына" - значит, так оно и есть, и нефик умничать)))
Так вот, побывав, пройдя и посмотрев, я просто не понимаю, кто и как может воспринять Иерусалим в достаточной полноте, не будучи дипломированным историком по Ближнему Востоку. До уровня "от зубов отскакивает" мои знания явно не дотягивают, а как без этого? И чьи тогда дотягивают? И что делать? В путеводитель лезть? А что тогда вы увидите во всей поездке вообще, кроме экрана планшета и видоискателя? Лазить то придется ЧАСТЕНЬКО ... Я понимаю, что "к поездке надо готовится", но позвольте, как можно какой-либо "подготовкой" восполнить недостаток систематического знания? Знания мириадов пространственно-временных связей, которые и есть История, и из которых там состоит все?
Вот так и получилось, что вся поездка приобрела известные черты сходства с овладением навыком той самой "вамподуховности". В первый, кажется, раз, я оказался в городе, в котором самые попсовые, раскрученные места оказались для меня и самыми впечатляющими. Недостаток тех самых помянутых выше связей просто мешает мне объединить все в нечто боллее-менее целостное, получилось что то вроде дайджета личных впечатлений с картинками.
Начали с Храмовой горы, потому как не то, чтоб "эксклюзив", вовсе нет, но все ж таки не сказать, чтобы ворота на нее гостепреимно распахнуты были. А так то христиане к Храмовой горе без особого фанатизма относились, мне казалось. С уважением, конечно, но о Втором Храме нам жалеть вроде как странно было бы.
Просторно, немноголюдно, и как то сразу понятно, что "местечко-то непростое". Аль Акса ВНУШАЕТ, ничего не скажешь.
Был бы тамплиером - я б тоже здесь свой головной офис устроил).
Википедия сообщает:
Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж).
У меня вопрос, был и остался: а ЧЕМ "связывает"? С Куполом Скалы - я понимаю, чем: вознесся он с Краеугольного камня, который под Куполом. А с Аль Аксой что? Проще говоря: что конкретно делал Мухаммед на том месте, где ныне стоит Аль Акса? Это ведь именно она № 3 в исламском рейтинге, а вовсе не Купол.
А так то там обстановка не сказать, чтоб прям благоговение, но футбол на Храмовой горе (!) - к такому я был как-то не готов.
Крутая поляна, однако: Темпл-Маунт Арена. Маракана и Уэмбли нервно курят в сторонке. Да что там Маракана, может даже и Зенит-арена!
Бабульки "на крылечке" у Купола втыкают в яблофоны
Где-то там внутри Краеугольный камень. Красиво, бесспорно, очень, но вообще, безобразие, конечно, что не ... ну понятно, в общем.
Западная стена (откуда, кстати, эта "Стена плача", которая есть только в русском? Ни одного плачущего я там не видел. Что только там ни делают, но вот этого - нет) оказалась местом самым эмоциональным. И я не стесняюсь признаться, какие это были чувства: восхищения и зависти (белой, если допустить, что зависть вообще может быть таковой). Что видите вы на лицах этих людей?
Я вам скажу, что вижу я: счастье быть среди Своих. Это счастье искренне и безусловно, никто не задает идиотского вопроса "А что у меня с ними (виновниками, допустим, торжества) общего" или "А может это вообще лично дураки/лузеры какие". Неважно это все, важно, что все они - СВОИ. Я не представляю себе более наглядного и яркого образа Национальной Солидарности. И, буду уж честен до коннца, кольнула и горечь, что тот народ, к которому я имею честь принадлежать, все ж таки менее склонен к проявлению ... впрочем, тут я вступаю на почву, которая в публичном пространстве может оказаться опасной для обсуждения, но если будут комменты на эту тему - не премину поддержать разговор. В конце концов мы тут все взрослые разумные люди, которые могут спокойно обсуждать все.
В Храме гроба Господня - вот хоть что хотите со мной делайте - но показалось мне, что православное влияние преобладает) По лицам это особенно заметно:
особенно когда на следующий день имел возможность сравнить с малопонятным собранием какие-то полусектантов в Горнице Тайной вечери. Речевки, покачивания в такт, выкрики - сходство с собранием дилеров гербалайфа было вполне очевидным.
Дополняет палитру "разных трактовок" в рамках одной христинской доктрины Церкови Наций, которую я не могу назвать иначе, как Храмом ереси экуменизма. Мне кажется, это просто бросается в глаза.
Ну а между "всем этим" основной связующий элемент, "наполнитель", так сказать - старый арабский город, и ничто иное. Пишу об этом с удовольствием, для клаустрофила это вообще излюбленный городской пейзаж, так что не могу отказать себе в удовольствии запостить пару фоточек. Хотя, конечно, вот уж такое много где есть, и есть образцы и получше.
За Стенами же лучшее что есть - Меа Шеарим. "Вот это да!" - первая и все последующие реакции. Оно и понятно: не так то много их, временных порталов, а уж ведущих в еврейские "местечки", если не сказать "гетто", образца несколько-вековой давности я и не знаю, есть ли еще. Вот уж где мои единомышленники по ортодоксии и радикальности мышления прописаны, так это там) Как там обращаться с фотоаппаратом я до конца не понял, рисковать не хотелось, я и так там в гамме красный верх-голубой низ смотрелся излишне контрастно, да еще за часы до шабата ... как бы чего не вышло) Удержаться не смог 2 раза: первый - это Балконы! А то "балконы Мальты" всем надоели уже, на их фоне балконы Меа Шеарима смотрятся особенно свежо и выигрышно.
Второй - это вот:
Первая моя мысль была - "На советские газетные стенды очень похоже" ... ну, кто помнит, о чем я. А вторая - об истинном генезисе тех самых стендов)))
Я затрудняюсь дать в конце какое то суммарное резюме. Ограничусь вот чем: я вполне могу понять тех, кто считает Израиль "одноразовой" страной, есть же и рейтинги такие, и они это подтверждают. Нужен СТАЛКЕР, как нигде, нужен тот, кто введет, представит и "замолвит словечко" перед Золотым Городом за вас - тогда, глядишь, он вам и отсутствие диплома историка простит.