https://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=245320
Теперь вот вернулся с 10дневной Випассаны бирманской традиции по Гоенке.
Очень доволен и методом и результатом.
Сперва - лирически-историческое вступление.
Сколько мусора было насыпано на учение Будды за 2500 лет разными Далай Ламами и прочими клоунами, аниматорами и сектантами...
Загрязненное ритуалами, мантрами, ваджрами, пуджами, инициациями и посвящениями, визуализациями Божеств, поклонениями учителям и прочей околодхармической ересью.
Но, о мудрый император Ашока. Хвала тебе, что ты послал послов Дхармы во многие страны мира, разложив таким образом яйца золотой курицы в разные корзины.
Будучи полность искаженной, сектализированной, коммерциализированной, утерянной, потерявшей эффективность и забытой на исторической родине, Дхарма тихим ручейком продолжала течь в других странах.
Шри Ланка, Тайланд, Лаос, Камбоджа, Бирма - все эти страны без искажений сохранили теоретическую часть учения Будды - Типитаку, но из-за правила "клиент всегда прав", подстраиваясь под культурные нужды практикующих отдельных конкретных стран, не смогли сохранить чистой и первозданной практическую часть учения - Випассану, утратив последнюю, самую важную ее ступень - мудрость Самопознания.
Только в Бирме чистый незамутненный алмаз Випассаны продолжал сиять в том первозданном виде, в каком его принесли туда двое посланцев царя Ашоки. Возможно потому, что бирманские Бхикку четко помнили их пророчество-указание - алмаз Метода Гаутамы через 2500 лет должен быть возвращен на историческую родину, в Индию, в том же чистом, первозданном состоянии.
И вот время настало, сначала У Ба Кхин возвращает в широкие массы Випассану в Бирме и уж потом Гоенка метлой разгребает весь этот философский и ритуальный мусор, извлекая на свет учение Будды в первозданном, простейшем виде.
И пока аниматоры и клоуны сидят на берегу реки и читают мантры, делают акробатические трюки (подменив ими раджа-йогу Патанджали), поклоняются образам, проводят ритуалы, крутят ваджру в надежде таким образом пересечь реку, Гоенка сколотил из 6ти досок плот и дает всем людям без ограничений возможность просто и быстро переправиться на другой берег.
3 доски теории - sīla, samādhi,paññā
3 доски практики - aware of sensations, stay equanimous to sensations, understand anicca, anicca, anicca
Вклад Будды и метод Гоенки
До Будды было много известно.
Главное - что наш ум через 6 органов чувств взаимодействует с материальный миром и привязывается (или отторгает) определенные его объекты, в результате при отсутствии (или присутствии) этих объектов ум испытывает страдание.
Также были известны первичные методы медитации и достижения Самадхи
Было известно о необходимости соблюдать моральные правила для достижения счастья.
Однако не хватало главного звена.
Будда, накопив карму и живя праведной жизнью (sila), достигнув мастерства в Самадхи погрузился в изучение Реальности в рамках собственного тела.
Он понял, что мы привязываемся не к объектам, а к ощущениям, которые они вызывают в нашем теле. Не сам алкоголь вызывает привязанность, а ощущения которые он вызывает. Не женщина - а ощущения, которые она даёт.
Не вариант отключить все 6 органов чуств (закрыть глаза, уши итп). Не вариант менять мир вокруг - он не принадлежит нам.
То есть работать нужно именно с ощущениями.
Он также понял на примере познания своего тела что ощущения имеют непостоянную природу - возникают и исчезают. Если их природа такова и они проходят и уходят - к чему же тогда привязывается наш ум?
К ОЦЕНКЕ ОЩУЩЕНИЙ.
Именно тогда, когда наш ум начинает давать оценки ощущениям (нравится, не нравится, моё - не моё, хочу еще - больше не хочу - эмоции, грубо говоря,), возникает сцепление УМА И МАТЕРИИ - санскара. И эти санскары начинают скапливаться у нас в сознании (и в памяти тела на уровне мельчайших частиц). Когда объект материального мира недоступен - привязанный ум начинает генерировать страдания. Больше санскар - больше страдания. На каждом шагу - привязанности ведь везде. То же самое с нематериальными объектами. Похвала - нас хвалят и нам это нравится, мы хотим еще, привязываемся. И когда не хвалят - страдаем.
Основной пункт - всё, что поступает через 6 органов чуств откликается ощущениями в рамках физического тела, просто мы не всё и не всегда чуствуем.
Как же должен вести себя ум, столкнувшись с ощущениями?
Реально.
Принимать их какими они есть, наслаждаться если приносит наслаждение, но наслаждаться "здесь и сейчас", не забирая в будущее и не сравнивая с прошлым .... и давать уходить - ведь это и есть их природа!
Они приходят, они уходят, мы с ними (с собою, со своим телом) когда они ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, но мы не создаем привязку ума к ним и не забираем непостоянные объекты в будущее вечного и недискретного ума.
УМ ВСЕГДА ПРЕБЫВАЕТ В РЕАЛЬНОСТИ, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, СВОБОДНЫЙ ОТ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ
Освободившись от всех санскар, материальный мир и ум после смерти ничего не будет связывать и "звать" назад.. Да и мгновенный результат, уже при жизни, это тоже даёт - счастье уже здесь и сейчас, свобода от привязанностей и страданий
и вот Випассана - это суть того метода , который реализует то, что понял Будда в ночь просветления. Именно эту задачу и решает метод Гоенки (историю смотрите выше)
Метод Гоенки
Суть метода.
10 дней закрытого ретрита в удаленной местности, выходить за пределы медитационного центра нельзя.
Подписываешь бумагу, что не уйдешь и пробудешь до конца.
Сдаешь все телефоны, компьютеры, ручки, книги.
Пить, курить, ширяться - понятно )
Метод хирургический - нельзя уходить на середине операции.
Только сидячая медитация.
Нельзя разговаривать друг с другом (только с персоналом и Учителем)
первый день - анапана (концентрация на дыхании), затем 2 дня - развитие Самадхи (концентрация), затем собственно 6 дней Випассана и потом день завершающие практики.
Никакой религиозной атрибутики вокруг (алтари, картинки, фигуры Будд - всего этого нет).
График очень жесткий, уклоняться нельзя да и не получится - строго следят.
Метод универсальный в плане несектальный. От религии только то, что его открыл Будда - все остальное чисто научные пояснения.
Следи за ощущениями, оставайся беспристрастным к ощущениям, понимая что их природа - непостоянна
Я не буду всё таки раскрывать всю глубину метода, опишу просто, мы учимся с помощью концентрации ума отслеживать все ощущения в нашем теле и, не давай им оценку, давать уходить, растворяться. Когда не возникают новые санскары - то начинают подниматься из глубины сознания старые (отражаясь в ощущениях тела), и мы применяем к ним ту же технику - наблюдаем, сохраняем беспристрастность.
Это всё происходит не сразу, но поверьте, находясь в сидячей медитации по 11 часов в день - шансов на неуспех мало
обычно на 6-8 день приходит и результат, и понимание, и опыт.
Вечером час просмотр видеолекции Гоенки где он поясняет что мы делаем в данный момент и почему, расширяет метод так сказать.
Истории буддисткие тоже рассказывает, но немного и только как примеры к методике.
Важно понять самое главное - Випассана не уводит от реальности, метод заставляет смотреть на объективную реальность как она есть в рамках ощущений собственного тела (ибо что еще ближе к уму и реальнее?)
Это всё фундаментально противоречит таким подходам, как пение мантр, ритуалистика, визуализация божеств, лобзание икон, где происходит игра с созданными нами иллюзиями.
Именно этому и учил Будда - универсальная, несектантская Дхарма без мистической и непонятной шелухи
Чтобы бабушка поняла и могла практиковать. Чтобы и мусульманин и христианин могли. Чтобы было понимание сути и пути к результату.
Условия проживания
Комната - нормальная хата-одиночка, параша общая снаружи, фоточки
Харчевание
просто отлично, в избытке и алякарте!
Я столько разнообразных тайских блюд в жизни не ел - хоть уже 12й год в Тайланде, теперь на рынке для меня нет незнакомого и неопробованного
Разнообразные фрукт, разнообразные сладости!
За 10 дней не было никакого повторения.
На 10й день окончание поста и вообще пир на весь мир
В Дой Сутепе все было гораздо хуже - по принципу "кто не успел, тот будет кушать рис", никаких фруктов и сладостей
Само место
где расположен центр красивое, лесок, гора на заднем плане, магнолии,озеро красивое, уточки, птички, ящерицы, куча деревьев с джек фруктами
Зал для медитаций
Жарко, это было основным неудобством, но для практики медитации очень хорошо в данном случае
Результат ретрита.
Я понял всё, понял где цель, понял как к ней идти.
Стал в целом лучше понимать закон Мироздания (Дхарму) и как постепенно (но с видимым результатом уже здесь и сейчас) приводить свою жизнь в соответствии с ним. Быстрого результата никто не ожидает, Гоенка шел к реализации 14 лет.
Тело хорошо себя чуствует также - во-первых правильное питание (вегетарианское, 2 раза в день), во вторых практика очищает санскары и на физическом уровне тоже.
Мало передвижений - спишь, сидишь, спишь, сидишь, как ни странно - но очень благотворно действует.
Главное - очень усилились все ощущения (скорее не ощущения, а ощущуение ощущуений ) от взаимодействия с миром, возможно, оттого что нахожусь более "здесь и сейчас", чем ранее.
Тут западня кстати - нужно продолжать жить с пониманием, что они преходящи, не привязываться. Как говорит Гоенка "не играйте в игру ощущений" То есть чем больше прогрессируешь в практике - тем более сильные и изысканные, тонкие, ощущения от реальности, так как ум учится чуствовать и "отлавливать" для переработки все даже мельчайшие ощущения и вибрации тела.
Что еще важно - 10 дней я находился в обществе самых нормальных людей, что я встречал в жизни. Разумные, добрые, интеллектуально развитые. Такое общество из 40 человек еще поискать надо
состав участников
80% тайцы, 20% фаранги,
80% женщины, 20% мужчины
За одним тайцем в конце приехал кортеж из 2х мерсов и Мазератти. А так и не скажешь
Ваш покорный слуга