Прокатчики
Поскольку Пуэрто-Рико уже «совсем почти» один из штатов США, то здесь представлены известные американские и глобальные бренды прокатных контор, есть и местные прокатчики. По состоянию на весну 2019 года тут присутствуют как минимум такие бренды, как Ace, Advantage, Alamo, Avis, Budget, Dollar, Enterprise, Europcar, Fox, Hertz, Hotwire, National, Sixt, Thrigty, Tipoa и Virgin.
Часть перечисленных контор имеют офисы непосредственно в аэропорту, в общем зале по соседству с выходом из терминала – это Alamo, Avis, Budget, Enterprise, Hertz, National, Thrifty, Tipoa и Virgin. Панорама зала на Google Street View: https://www.google.com/maps/@18.4371414 ... 10!3e11!6s Если вы арендуете авто в одной из этих фирм, возвращать его надо на площадку фирмы при въезде в аэропорт, следуйте ярким указателям с логотипами прокатчиков.
Другие прокатчики (Advantage/Europcar, Sixt) расположены за территорией аэропорта и предоставляют клиентам доставку шаттлом. Микроавтобусы с символикой прокатчиков останавливаются в средней полосе около выхода из зоны прилёта. Расписания у шаттлов нет, ходят по мере заполнения, но достаточно часто. На обратном пути высаживают именно у того входа в терминал, который соответствует вашей авиакомпании. А возвращать авто надо будет на ту же стоянку, где забирали.
Выбор авто достаточно широкий, но машин с механической коробкой передач почти нет. Такие авто предлагают в небольшом количестве прокатчики Ace и Hotwire.
Страховки и посредники
Поскольку Пуэрто-Рико всё ещё не часть США, то тут, как правило, не действуют страховки, оформленные в США для «местного» пользования. Снизить расходы на страховку помогают посредники. Так, при оформлении проката через Carrentals можно оформить CDW с нулевой франшизой за сравнительно небольшие $9 в календарный день, а вот покрытие ответственности перед третьими лицами (liability) придётся докупать у прокатчика при оформлении договора.
Ограничения по использованию
Как правило, автомобили на Пуэрто-Рико предлагаются без ограничений по суточному пробегу. Даже при аренде кабриолета можно получить неограниченный пробег. Далеко вы на нём всё равно не уедете: остров по периметру всего лишь около трёхсот километров, а на паром к соседнему острову прокатную машину с большой вероятностью просто не пустят.
С сайта местного перевозчика: «The cargo ferries are not intended for tourists. There is limited room that locals need for transportation and supplies. Your reservation may be bumped by a cargo truck that needs the spot.» То есть можете рискнуть, но можете и жёстко пролететь.
Особенности местных дорог
Дороги, как правило, не в идеальном состоянии, но назвать их разбитыми тоже сложно. Хорошее покрытие есть на платных участках, на территории парка El Yunque. Знаки ограничения скорости за пределами платных дорог встречаются редко. Но (особенности национальной езды) скорость на знаках указывается в милях, а вот расстояния – в километрах. И бензин на заправках пока что продаётся литрами, а не галлонами.
В горной местности много крутых подъёмов и узких серпантинов. Если видите знак ограничения скорости 20 миль в час – он там стоит не просто так, будьте аккуратны при разъездах со встречным транспортом. Не забудьте заранее узнать, как на вашем прокатном авто с АКПП включается режим торможения двигателем.
Двигаясь вдоль зелёных насаждений, будьте готовы к внезапному появлению на дороге животных. Местные вараны совершенно лишены чувства самосохранения, сперва они выскакивают на середину дороги и лишь потом смотрят по сторонам. Судя по останкам вдоль дорог, под колёса также нередко попадают мангусты и кошки.
Платные дороги
Оплачиваются отдельные участки шоссе, см. карту:
http://www.abroaddreams.com/wp-content/ ... ap-min.jpg
Пункты оплаты расположены на расстоянии десятка-другого километров друг от друга, но стоимость проезда невысокая, от $0.35 за участок. Однако проезд по мосту Teodoro Moscoso около аэропорта стоит целых $4. Поэтому следует быть внимательными при выезде из аэропорта: если вы не воспользуетесь съездом на шоссе PR-26, то окажетесь прямо на этом мосту.
На лобовом стекле прокатного автомобиля, как правило, наклеен RFID-датчик, стоимость проезда списывается автоматически. Но за пользование этим датчиком списывают $5 в сутки (по крайней мере, у прокатчика Advantage), что не указано при изначальном бронировании. При возврате авто вы оплачиваете накопившуюся суммарную стоимость проезда.
Заправка авто
Процедура аналогична постсоветскому пространству: сначала платишь на кассе, потом заливаешь в бак. Вероятно, с присоединением Пуэрто-Рико к США начнут появляться заправки с американской процедурой (авторизация карты на колонке – заправка – оплата по факту), но вряд ли действующие заправки будут переоборудованы сразу.