oofy » 04 апр 2012, 07:31
Во время подготовки к 3-хмесячной поездке в ЮА немало времени было потрачено на просмотр материалов с этого форума. Если же о Перу или о Боливии удалось даже бегло просмотреть далеко не все, то про Парагвай, к великому сожалению, найти удалось не так много. Поиск на других ресурсах также имел весьма ограниченный результат. Постараюсь восполнить пробел.
В Парагвай хотелось уже давно, еще с детства. Читать я учился по политической карте мира - она цветастая с какими-то непонятными рисунками, ребенку было интересно. Посему неудивительно, что некоторые географические наименования по абсолютно случайной выборке (а может и нет) запали в детское неокрепшее сознание. Наряду с ЦАР и Тегусигальпой в списке оказался и Парагвай. Хотя, на мой теперешний взгляд, Уругвай звучит экзотичнее, но там оказался именно Парагвай...
Со временем волею судеб автор побывал более чем в 80 странах, но о маленькой южноамериканской стране не забывал. И когда логический черед дошел до ЮА, то среди 8 планируемых стран прочное место занял и Парагвай. Хотя с тех далеких пор прошло немало времени, автор повзрослел и уже знал, что ничего экстраординарного там нет, Мачу-Пикчу не там, и даже Игуасу и того не видать,но 2 недели все-таки были заложены, о чем сожалеть впоследствии нимало не пришлось.
Еще немного предыстории. Как-то весной 2011 на просторах интернета были найдены билеты на Люфтганзу - из Финляндии в Венесуэлу/Колумбию по 270 Евро. Кстати, на этом форуме была соответствующая ветка, где среди прочих высказывались мнения о том, что купленные билеты будут впоследствии отозваны, аннулированы и в том же духе. Но билеты были куплены, и немцы, как люди порядочные, ничего плохого не учудили, хотя, видимо, это был все-таки технический сбой. Реноме важнее...
В итоге нам за 3 месяца удалось проехать порядка 20 тысяч км. по 8 странам. Выглядело это так: Колумбия-Эквадор-Перу-Боливия-Бразилия-Парагвай-Аргентина-Чили-Перу-Эквадор-Колумбия. Получилось практически турне.Остановлюсь я, пожалуй, только на Парагвае. Описывать другие страны особого смысла не имеет - информации всякой немало, да и букв будет слишком много. Для всех утомительно.
Итак, Парагвай. Что знает среднестатистический россиянин об этой стране? Практически ничего. Кто-то, быть может, вспомнит о парагвайском чае - мате, кто-то, неплохо знающий историю, упомянет о немецких поселенцах, кто-то, продвинутый в географии, знает столицу - чудный город Асунсьон...Но таких мало. Впрочем, это неудивительно. Если не считать вылазок наших туристов в приграничные города-барахолки типа Сьюдад-дель-Эсте или Энкарнасьона, страна посещается не чаще Гайаны или Суринама (в рамках ЮА).Также не удалось встретить там и европейских или американских туристов (исключая одного англоговорящего хиппи). Т.е. в общем и целом страна нетуристическая. Но довольно своеобразная.
В начале я написал "маленькая южноамериканская страна", хотя на карте ЮА она и выглядит небольшой, но по размерам, однако, превышает Германию, т.е. не такая и маленькая. Граничит с 3 странами - Боливией на севере, Аргентиной на западе и юге и Бразилией на востоке. Погранпереходы есть со всеми странами. Один с Боливией (Fortin General Eugenio A Garay на Трансчакском шоссе), 2 с Аргентиной (Encarnacion/Posadas и Puerto Falcon/Clorinda недалеко от Асунсьона) и 2 с Бразилией (Cuidad del Este/Foz de Iguasu и Pedro Juan Caballero/Punta Pora). Вероятно, есть и более мелкие, мне они неизвестны (полагаю, добраться до них было бы довольно занимательно). Про переход с Боливией точно судить не берусь - не ездил, знаю наверняка лишь то, что ежедневно из Асунсьона в Санта Крус (и соответственно обратно) 2 автобусных компании отправляют в 7 вечера по одному автобусу. Удовольствие это из Парагвая - 250 000 гуарани, из Боливии чуть дороже - 420 боливиано. Еда включена. Штампы ставят не на самой границе, где лишь пограничный пост, а в близлежащих городках - Mariscal Estigarribia в Парагвае и Boyuibe/Villamontes в Боливии. LP также пишет, что возможны оказии из вышеназванных боливийских городков в Парагвай на грузовичках с контрабандой - должно быть интересно, единственно надо решить вопросы со штампами самому. Изначально маршрут так и планировался, но парагвайскую визу в Санта-Крусе давали строго под билет на автобус,это было неинтересно, и наш маршрут повернул на восток, в сторону бразильского Пантанала (вследствие дороговизны он в планах не стоял, но на месте оказалось вполне приемлемо).
Оставшиеся 4 перехода опробованы, поэтому пишу определенно.
Encarnacion/Posadas проезжается элементарно на международном автобусе, который ходит каждые 5-15 минут от терминалов. Можете не успеть пройти паспортный контроль до отхода своего автобуса - едете бесплатно на следующем. Стоимость в районе доллара. Вроде есть еще паромная переправа. Puerto Falcon/Clorinda поглуше и посложнее. Из Асунсьона до Фалкона едете за 6-7 тыс. гуарани на автобусе, отправляющимся (раз в час) от остановки слева от центр. терминала, если стоять к нему лицом (не с самого терминала). На автобусе так и будет написано - Puerto Falcon. Граница переходится пешком. Рядом можно и пообедать, с парагвайской стороны дешевле, банкомат есть тоже на этой стороне. До терминала в Клоринде ходит древний городской автобус за 2 песо. Здесь же ходят и международные автобусы из Асунсьона в Буэнос-Айрес(часто) и Кордову (редко), на север Аргентины движения нет (лишь на перекладных через Ресистенсию). Pedro Juan Caballero/Punta Pora - есть весьма интересное образование - это единый город, на разные страны его разделяет центральная улица.Что-то подобное есть у и нас с Украиной - Чертково(Рост.обл.)/Меловое(Луганск.обл.). Терминал один - на парагвайской стороне. Есть и международные рейсы. Бразильский штамп получается в офисе Policia Nacional в центре (можно и в неурочное время, можно и завтрашним числом). Быть может, также штамп можно получить и на Carretera (главной дороге между странами). Парагвайский же штамп только на Carretera (км. в 3-4 от центра). Cuidad del Este/Foz de Iguasu представляет из себя мост - мост Дружбы (Amistad Puente). Штампы, если нужно, получаются здесь же (если направляетесь в Аргентину, бразильские получать не нужно). Есть международные автобусы, можно и пешком, что быстрее (на мосту постоянные пробки из-за шопперов), да и интереснее. С бразильской стороны прямо от моста раз в полчаса также ходят автобусы в Аргентину.
Теперь о визе. Парагвай для россиян - страна визовая, для американцев (из США) тоже, европейцам же виза не нужна. Стоимость - с 2010 г. - 65$, и платить только в $. Раньше была 45$, поэтому некоторые по старой памяти говорят об этой сумме. Получить визу можно в Москве, подсобрав немало документов, но проще в любой из граничящих стран. Единственное, в Боливии у нас потребовали билет на автобус, полагаю, в других местах это и необязательно. А также можно сделать так, как сделали мы. В упоминавшемся уже Pedro Juan Caballero/Punta Pora мы получили выездной бразильский штамп и сразу же направились без визы к парагвайским пограничникам, где безо всяких проблем получили въездной штамп. При выезде проблем также не возникло, да если бы вопросы и были, то явно не к нам, мы же вполне могли не знать о необходимости визы. Кстати, в Punta Pora есть парагвайское консульство. Никого не призываю так делать (а то прикроют лавочку), просто описываю наш опыт. Можно попасть в Парагвай и вовсе без визы и штампов, в самой стране до вас дела не будет никому, с вероятностью %99 все пройдет на ура, только выезжать придется в ту страну откуда приехал, во избежание ненужных вопросов. Но это уже для редких ценителей...
Наш маршрут сложился так: Pedro Juan Caballero - Conception - Pozo Colorado - Filadelfia - Loma Plata - Asuncion - Cuidad del Este - Trinidad - Jesus - Encarnacion -
Asuncion - Puerto Falcon. Планировалось более основательное освоение Чако, но от этой затеи отказались, о чем ниже. Теперь впечатления по порядку.
Въезжали мы в Парагвай из бразильского Campo Grande. Вследствие жуткой дороговизны бразильских автобусов (правда, это тема совсем другого разговора) ехали мы на 50-местном автобусе лишь вчетвером. Автобус прибывает на главный терминал, расположенный уже на парагвайской территории, т.е. хотя автобус позиционировался как следующий в бразильский Punta Pora, фактически он идет в парагвайский Pedro Juan Caballero. Впрочем, заметить это невооруженным взглядом невозможно. Бразильцы опарагваились, парагвайцы образилились -отличий нет ровно никаких. Лишь цены называют в своей валюте. Да на парагвайской стороне все значительно дешевле. До сих пор не совсем понимаю, для кого работают магазины на бразильской стороне, для кого там построены отели и т.д. Хотя непонятно это, вероятно, лишь на наш, рациональный взгляд. Не собираясь вступать ни с кем в полемику, и исходя из своего 3-хмесячного южноамериканского опыта, все же замечу - умственный уровень среднего латиноамериканца где-то в районе легкого слабоумия по нашим меркам. С туристами из Европы, встреченными в ЮА, и которые путешествуют по региону еще более долгое время, мы по этому вопросу сошлись единогласно. И эта простота, которая, как известно, хуже воровства, со временем начинает жутко напрягать. Но это тоже тема другого разговора. В итоге бразильские отели не пустуют, магазины тоже не разорились...
Приехали мы уже после полудня, к тому же у жены был день рождения - решено было остаться на ночь здесь. Прошли с десяток отелей по разным сторонам границы, а остановились буквально в 100 метрах от терминала - чистенький дабл с удобствами в номере стоил 65 тыс. гуарани. Кстати, о деньгах. Деньги здесь называются необычным словом гуарани (ударение на последний слог). Этим же словом именуются одно из индейских племен, проживающих в Парагвае (самое многочисленное), а также язык, на котором говорят не только они, но и в целом более 50% населения Парагвая, и являющимся государственным. Хотя здесь на форуме я вычитал, что доллары США имеют хождение чуть ли не наравне с нац. валютой, замечу, что это не совсем так, даже скажу больше, - совсем не так. В приграничных городах могут взять и доллары, и реалы, и песо, но потери на курсе будут значительны. От 10 до 40%, в зависимости от алчности торгашей. В Асунсьоне, даже в отеле доллары брать отказывались. Хотя, допускаю, кто-то сталкивался и с обратным. В любом случае, поменять деньги никаких проблем не составляет - обменников много. Доллар стоит 4500-4620 гуарани, потери при обмене по курсу 4620 примерно четверть процента (на то время). Евро, реалы и песо меняются значительно менее выгодно. Немало и банкоматов, их комиссия стандартна - 15 тыс. гуарани, даже в нац. банке. Сами деньги вполне симпатичны - особенно пластиковая двухтысячнаяя (малый номинал изнашивается быстро, оттого не бумажный, так же и в Чили). 20 тысяч с парагвайской девой и нац.банком на обороте, больше смахивающим на элеватор, тоже ничего. Есть и монетки, 1000 и 500 еще используются, 200 и 100 встретишь не часто. Пишу об этом, потому как сам бонист, и из сувениров привожу домой лишь магнитики и бумажные деньги, как действующие, так и вышедшие из обращения...
В самом городе ничего примечательного обнаружить не удалось, разве что что облупившийся памятник герою Чакской войны рядом с терминалом и тремя маргиналами, чтившими его память посредством распития дешевого парагвайского рома в литровой пластиковой бутылке на 38градусной жаре. Правда выглядело это все довольно мило и даже эстетично. Одеты товарищи были хоть и небогато, но опрятно, пьяны в меру, а один и вовсе явно походил на Че Гевару (боюсь в современном мире команданте тоже пил бы горькую, возможностей для героизма сейчас не так уж много). Правда из достопримечательностей стоит упомянуть супермаркет. Вообще в чем в чем, а в супермаркетах парагвайцы знают толк, их немало и они огромны. После Перу, Боливии это поражает. И как любые уважающие себя супермаркеты, они очень дешевы. Особенно фрукты, молочная и алкогольная продукция.
Итак по случаю дня рождения было взято 10 бутылок бразильского кукурузного пива (цена была ниже чем в Бразилии как минимум вдвое), и что там полагается к пиву, например, шоколад. Огромный пакет с едой не стоил и 10$. Так что в Парагвае человек, получающий в России пенсию в 6000 рублей будет чувствовать себя вполне комфортно. Главное - добраться...Впоследствии, в Эквадоре мы встретили одного пенсионера Из Химок, который сдал за 600$ квартиру, добавил 200$ своей пенсии и купил участочек на тихоокеанском побережье (20 соток за 7000$). Построил сараюшку, купил газовую плитку, развел курочек, посадил саженцы кокосовой пальмы. Но в одно чудное утро украли всех курочек, в один безоблачный день свиснули плитку (одни ладроны - черт их дери!) , да и пальмы растут 4 года до плодоношения (1 орех - полдоллара, а на пальме бывает до 100 орехов). Так вот этот хубиладо живо интересовался Парагваем, а особо ценами на гранхи и эстансии. Так что быть может прибудет наших в сердце Америки (так иногда называют Парагвай).
Наутро выехали в нац.парк Cerro Cora, находящийся в 40 км. LP обещал там обилие живности, чуть ли не ягуара. Забегая вперед, скажу, что удалось обнаружить лишь одну игуану, правда исключительно проворную (если сравнивать с Гуаякильскими, что у Кафедрального собора). На шоссе у монумента с названием Cerro Cora есть остановочка, откуда пара км. до музея - там довольно занимательно. В духе краеведческих музеев в наших райцентрах средней руки, с чучелами животных и т.д. Есть там даже WC, сейчас пишешь - вроде бы ерунда, а тогда в 40 градусов, да после прогулочки с рюкзаками при полном безветрии при безоблачной погоде... Все в мире относительно. В самом музее не было ни одной живой души, и это довольно показательно . В Парагвае очень много оружия, на улицах постоянно видишь вооруженных людей, и при исполнении, и просто гаучо, но преступность там крайне низка.
Страна одна из самых спокойных в ЮА. А оружие скорее дань традициям. Сам же парк, помимо охраны природы, имеет большое героико-историческое значение. Здесь 1 марта 1870 года был убит Франсиско Солано Лопес - президент и главнокомандующий парагвайской армией - при попытке переплыть реку Акидабан (что-то напоминает Чапаева). Эта смерть положила конец одной из самых странных мировых войн - Парагвайской войне (войне Тройственного альянса), в результате которой по неподтвержденным оценкам погибло до 90% мужского населения страны, полностью разрушила экономику и лишь чудом не стерла страну с карты мира (спасибо Бразилии-
ей был выгоден буфер между нею и Аргентиной). По большому счету, Парагвай зализывает те раны до сих пор (население страны и сейчас невелико - порядка 6 млн.). То ли попытка небольшой страны отстоять свою независимость, то ли осознанное самоубийство...
Сейчас историческая часть усиленно реставрируется - и сам монумент, и аллея героев,- через годик все должно быть пристойно. На берегу реки LP обещал кемпинг, это подтверждала и табличка на дороге, но что конкретно имелось в виду, узнать точно не удалось, ничего похожего на кемпинг там нет. Есть какие-то полуразвалившиеся домики, где сейчас живут строители. Но мест для палатки более чем достаточно. В реке, которую переплывал Лопес, можно купаться, только опять же непонятно, как можно ее переплывать - глубина не превышает метра. Ну да это героический эпос, сама смерть, вероятно, была более прозаичной.
Вечер несколько омрачился тем, что меня искусали осы, я не энтомолог, может и не осы, были они см. 4 длиной, черные и довольно тонкие. Укус чрезвычайно болезненный, но опухоль не серьезнее, чем у обычных ос. Штуки 3 достигли цели. Ну да нечего шататься по заброшенным сараям.
С утра постояли минут 5 на развилке и поехали в Консепсьон (в пер. с исп. - познание). Автобусу, правда, удалось остановиться лишь в метрах 300 от нас. Небольшое отступление в сторону парагвайских автобусов. Самое главное, что их отличает от прочих автобусов ЮА, - это скорость. Они могут быть новые, старые, большие, маленькие, городские, междугородние, это не важно, важно, что они быстрые. Они могут останавливаться через каждые 100 м.,но эти 100 м.они будут ехать, а не тащиться. Рекорд скорости я зафиксировал на Трансчакском шоссе - автобус явно старше 20 лет выдавал больше 120 км/час. Довольно прикольно. LP называет парагвайских водителей камикадзе, и верно это не в контексте самоубийцы, а в том, что они явно знают что делают и знают как. Аварий же я не видал, да и не слышал о них. Хотя Парагвай и нетуристическая страна, с транспортом там почти замечательно. В отличие от многих других стран ЮА, там есть автовокзалы. Бегать по всему городу в поисках нужного автобуса, как в Перу или Чили, не нужно. По основным направлениям автобусы ходят очень часто. На трассе останавливаются поднятием руки. Стоят недорого, в среднем около рубля километр. Есть понтовые компании, типа "Nuestra Seniora de Asuncion", там автобусы поновее, цены до 100% выше. И кстати, можно торговаться - если на линии есть конкуренция, 20% скидывают явно без напряга. Есть и явные раритеты, радуют глаз. Вообще парк крайне разнообразен, ценителям этого дела можно сделать немало достойных снимков, разве что колумбийских ранчеро нет.
Вот и доехали до Консепсьона. LP пишет, что этот город крайне недооценен, и это верно на все сто. Кое-что о Парагвае на рунете я нашел, но вот в городе Познания если и был кто, то явно в небольшом количестве. Свидетельств этому я не нашел. А Консепсьон однозначно самый так сказать парагвайский город, для нас он и стал самым-самым. По счастью, находится он вдалеке от границ, поэтому современные космополитичные веяния обходят его стороной. Город Действительно застрял во времени - чтоб перенестись лет на 100 назад, достаточно убрать с улиц редкие машины (среди которых есть, кстати, и Лады, прибывшие из Италии - город центр итальянской иммиграции). А так и конные повозки, и особняки 19 века, и ленивое течение жизни,- все настойчиво отсылает нас в прошлое, и понимаешь, что не так и плохо было-то раньше...Да, с каким бы удовольствием я бы вернулся сейчас туда, сел бы на лавочку где-нибудь под цветущим делониксом с пивком за 12 руб...Ну да ладно, есть, что вспомнить. Что еще стоит там сделать, так это сходить в heladeria - в мороженицу, много разного мороженого по смешным ценам. Заведений немало, в жару неплохо. А жарко там необычайно, летом под 40 градусов при приличной влажности - город стоит на реке Парагвай. LP пишет, что можно найти оказии по реке как на юг в Асунсьон, так и на север в Баия Негра, где даже пересесть в автобус до бразильской Корумбы - вот и еще один погранпереход, о котором я забыл. В любом случае, вояж длится более суток. Я, хотя и очень люблю что-нибудь эдакое, типа пройти весь Люксембург пешком или пошарахаться в Чечне, но возможность подобного круиза не воодушевила. Когда жить можно, если только находишься в состоянии покоя, и только в тени, то после полуторасуточного перехода, например, в столицу, при сходе на берег с железного корыта, полагаю, от тебя будут шарахаться даже видавшие виды асунсьонские собаки. Поэтому расписание и цены даже не узнавали. Хотя capitania даже симпатична, да и шаланда с цементом в мешках была пришвартована - жизнь идет. Добавлю также, что сам город находится пряменько на тропике Козерога, так что есть вероятность увидеть солнце в зените.
И еще, здесь самые дешевые отели. Четырехместный номер в старом колониальном доме рядом с терминалом нам обошелся в 7$ на двоих.
Далее путь наш лежал в знаменитое Чако - «последний рубеж Южной Америки» вследствие его малой населенности. И то правда, в Эквадоре вон фазенды доходят до снеговой линии. Чако в переводе с кечуа означает"охотничьи земли" и земли эти ныне разделены между Парагваем, Аргентиной, Боливией и Бразилией. Нас же интересует восточная парагвайская часть, в отличие от западной она хоть и пустынна (как утверждает Википедия), но лишь в плане населения, но не растительности. Так как она значително более увлажнена, то покрыта довольно густым колючим лесом, иногда даже непроходимым. Растет там и дерево с ценной древесиной под названием квебрахо - его одним из первых стал использовать наш советский мордовский скульптор Степан Эрьзя во время своего южноамериканского периода жизни и творчества. Встречаются и более-менее открытые участки, используются под пастбища. Чако а Парагвае занимает 4 из 18 департаментов Парагвая и составляет около 60% территории страны, население же всего 3%.
Из Консепсьона в этот суровый край ходит лишь один автобус в 8 утра - в Филадельфию. Мы пришли без 5 минут 8, и еле успели - автобус уже отъезжал. Причем безо всяких придесловий, как это обычно принято в ЮА. Минут 5 покружил у рынка, где подобрал еще пару пассажиров к уже имевшимся 8, и через новый грандиозный мост понесся на запад. Я уже писал, что автобусы тут ездят живо. Дорога от Консепсьона До Посо Колорадо (кстати, адм. центра одного из департаментов Чако) сейчас активно ремонтируется, старое асфальтовое покрытие порядком потрескалось, ремонтируют серьезно - участками км. по 5-10. В Посо Колорадо остановочка минут на 5 у бензоколонки, где есть туалет и магазинчик со спекулятивными ценами.
К обеду прибыли в колонию Филадельфия. Автостанции тут нет, автобус (кстати, стоил 70 тыс. гуарани) въезжает в поселок, проезжает пяток кварталов прямо, на ватрушке
разворачивается и едет по своим делам. Из интересного имеется разве что краеведческий музей. Мы приехали в субботу, музей же по выходным, естественно, не работает. В здание музея мы попасть были не в состоянии, а вот на территорию парка, окружающего сей очаг культуры, мы, преодолев довольно капитальный забор к большому удивлению одного случайного свидетеля, все-же попали. Ну ничего - переживут, не зря же мы ехали в такую даль. Пусть первые монеты и чучело ягуара мы не увидели, но бутылочные деревья, карету, таблички на немецком и первые С/х механизмы посмотрели. Сам поселок был основан в 1930 году меннонитами (представителями одного из протестантских течений), которые прибыли сюда с территории Советского Союза (Самарской, Херсонской, Кировоградской обл.). В Россию же они попали еще в 18 веке из Германии и Голландии, где их притесняли по религиозным соображениям. По тем же соображениям Россию они и покинули. И основали в Парагвае колонию Фернхайм. Приехали они не на пустое место, тремя годами ранее неподалеку обосновались меннониты из Канады, предварительно договорившись с парагвайским правительством о полной автономии. Та колония находится в 25 км и называется Лома Плата. В 1947 году появилась и третья колония - Нойланд - основали ее украинские немцы. Судя по всему, здесь, в центре ЮА, эти люди и нашли свою землю обетованную. Хотя жизнь здесь непроста - жара до 45, песчаные бури,гнус и мошка, слишком соленая вода и прочие радости жизни...Но меннониты не унывают - ездят в основном на новеньких пикапах типа Тойота Хайлюкс или Тундра, живут в домишках по 200-300 квадратов с бассейнами, на полях голландская (New Holland) и штатовская (John Deere) сельхозтехника...Но по вечерам - в церковь, здесь с этим строго. Алкоголь,оружие
столь любимое в Парагвае, здесь запрещены. Короче, не жизнь - малина. Сами же поселки-колонии - скука редкостная, одно-, редко двухэтажная застройка, прямые широченные улицы, пара-тройка главных частично асфальтированы, остальные нет, отчего стоит жуткая пылища и жара,жара,жара...Короче, если закрыт музей, туристу через минут 10 самое время двигаться в направлении супермаркета, благо не меннонитам покупка алкоголя не возбраняется. Чем с большим успехом и пользуется коренное население - те самые индейцы гуарани, предпочитая пиву, естественно, ром - и дешевле, и толку больше. Этим и достигается хваленая гармония аборигенов с пришлыми.
Остановиться можно в отеле "Florida", рекомендую, есть даже комнаты с ценами дормитория, хотя на вид обычные двухместные номера. Однако, надо признаться, здесь даже дормиторий недешев - 100 тыс. на двоих, но это все-таки и не совсем Парагвай. Здесь же есть отличный бассейн. Можно и поесть, цены - как в Европе. Для полного погружения. Есть еще 2 отеля сети "Golondrina" - "Ласточка" по-нашему, но там дороже и на вид даже поскромнее. И постояльцев нет вообще. Чем живут - непонятно. Еда - либо Флорида, либо фаст-фуды, либо супермаркет.
Изначально были мысли каким-нибудь макаром попасть на север Парагвая - там находятся 4 или 5 нац. парков, но затем эти планы пришлось оставить. Попасть туда можно лишь на джипе (от 250$ в день) и никак иначе. Животные, как где-нибудь в Танзании или Ботсване, стадами не ходят. Развито браконьерство. У государства до комплексной охраны заповедников руки пока не доходят, да и дело зто в тех глухих краях непростое. Конечно, обидно не попасть - для полноты картины было бы не лишне - но что поделать...Резюме следующее - ехать в Чако стоит либо если у вас куча лишнего времени, или если вы серьезно интересуетесь жизнью и бытом колонистов, или же планируете организовать серьезную экспедицию.
Из Филадельфии в столицу идут 2 автобуса - в день и в ночь, 60 тыс. гуарани. Утренний заходит в Лома Плату, проезжает по грунтовке эти 25 км., можно посмотреть основу нынешнего благосостояния поселенцев - поля и пастбища. Типично европейские сельскохозяйственные виды. Только экзотическая флора местами немного портит картину.
Последний раз редактировалось
oofy 20 ноя 2012, 15:36, всего редактировалось 10 раз(а).