В долине реки Урубамба есть ость один замечательный музей. Насколько я поняла, он не часто посещается туристами, во всяком случае я о нем нигде не читала. Музей называется Inkariy https://www.museoinkariy.com
Семья по фамилии Мерида 15 лет исследовали и отбирали редкости из доинковых цивилизаций, структурировали периоды, изучали находки археологов. Затем они заказали копии разных находок, макеты найденных археологических сооружений и на этой базе создали музей.
Музей крайне интересный. На каждый период сначала создан информативный зал. Там на стенах описания самого периода и чем он характерен, в витринах копии находок этого периода, макеты сооружений. Затем идет зал фигур, так же посвященных этому же периоду. Здесь наглядно представлены люди, фигуры в костюмах. Сделано все очень тщательно, звучит нужная музыка, свет. Даже жутковато местами.
Первый зал отведен культуре Караль.
Культура Норте-Чико или культура Караль-Супе (второе название чаще используется в испаноязычной литературе) — доколумбова цивилизация в регионе Норте-Чико на северо-центральном побережье Перу. Это самое древнее из известных доколумбовых государств Америки, процветавшее в период с XXX по XVIII века до н. э., в так называемый докерамический (предкерамический) период (одновременно с возвышением цивилизаций Древнего Египта, Месопотамии и долины Инда). Альтернативное название происходит от названия местности Караль в долине Супеrues к северу от Лимы, где был обнаружен крупный археологический памятник данной культуры. Караль (город) открыли североамериканские антрополог Пол Косокrues и археолог Ричард Шедель в 1949 году.
Так выглядели древние люди, сконструированно по останкам
Эта культура созвучна Чавинской культуре, в долине реки Мочна, так же захватывая и часть Анд. 9000- 200 до н.э. Эта культура уже потрясает, потому что созданные ими глиняные изделия очень тонкой работы и даже обожженные. Каким образом, ведь обжига глины нужны специальные печи и высокие температуры. А радиоуглеродные анализы датирует некоторые находки 9200-355 до н.э.
Фигура, которая создана задолго до инка, но невероятно напоминает бога инка Варикоччу. По преданиям, он вышел из озера Титикака, вместо волос у него были змеи, когти ягуара, пасть пумы, в руке был золотой посох, он шел по земле и там, где посох уходил в землю, там образовывались поселения людей. Совсем посох ушел в землю в долине Куско, где и была построена столица инка. Только вот рисунок этот эдак на 1500 лет старше, чем империя инка.
Именно в тех районах найдены раковины с гравировкой. Гравировка вполне соответствует другим изображениям, найденным в тех районах, но вот раковины эти обитают на глубинах до 400 метров. Каким образом древние люди могли это достать?
А вот и зал макетов, свет мигает, звуки заунывные.
Затем зал просвещён культура полуострова Паракас, именно там я была в первые дни поездки. Весь полуостров- это сплошные пески и вот в этих песках найдены не только разные стены (это в Перу на каждом шагу), а весьма необычные захоронения.
Сначала идет вырытый в земле прямоугольник, он заложен камнем. Когда камень разобрали, то обнаружили, что далее вниз идет ход и затем этот ход приводит в расширяющуюся пещеру, заполненную глиняными конусами. Каждый конус оказался своеобразным гробом. Останки человека были посажены в позу эмбриона, затем останки обмотаны тканью и обмазаны глиной, и так много слоев, создавая конус. Зачем это делалось и кто были эти люди – остается только гадать.
Милашка! Хорошо что не настоящий.
Вторая загадка Паракаса- деформация черепов. Найдены черепа совершенно невероятной формы и даже объяснения, как нужно обвязывать голову ребенка, что б мягкие детские кости черепа, приняли такую же форму.
Любители теорий о зеленых человечках, считают, что это была попытка создать такую же форму черепа, как была у инопланетян. Отсюда же огромные круглые глаза на рисунках и украшения носов, напоминающие респираторы. Что первобытные люди увидели, спускающихся с неба инопланетян, приняли их за богов и изобразили их на рисунках, попытались копировать их внешний вид. Однако проблема в том, что современные медики уверяют, если так деформировать голову ребенка, он не доживет и до 10 лет. А черепа вполне взрослые.
Так же найдены черепа, на которых проведены трепанации и вставлены золотые пластинки, причем ученые утверждают, что это не череп трупа, это живой человек был. И рядом совершенно примитивные орудия из обсидиана. Ну как этим можно сделать трепанацию????
Как и везде главная загадка Перу- кто это все сделал????
Следом идет воинственная культура Моче, судя по останкам, они практиковали человеческие жертвоприношения.
Что странно, на найденыех фигурах вроде как маски. У них тоже пандемия была? Или это попытки повторить респиратор?
Затем, конечно же, медленно приближаемся к линиям Наска. Это неизвестно кем построенные в пустыне Наска линии, причем их рисунки можно увидеть только с самолета. Даже в достаточно позднее время, когда строили Панамериканское шоссе, эти линии просто не заметили, поэтому шоссе пересекает один из рисунков. Архиолог Мария Рейхе посвятила жизнь исследованию этих рисунков, измерила их все, выдвинула множество теорий, но ни одна так и не была на 100% подтверждена фактами. Что это? Древний календарь, посадочные полосы и ориентиры для космических кораблей? Как это не разрушается? На первых страницах моего рассказа можно видеть Канделябр или Кактус, огромный рисунок на песочном склоне. Линии Наска точно такие же. К сожалению, их увидеть мне не удалось, не хватило времени.
Вот такие фигурки размером в километры. Наиболее интересна из них обезьянка. Дело в том что от пустыни Наска до мест, где водятся обезьянки- км через Анды.
Следующие за Наска культуры Вари и Чиму особыми загадками не отличились. Найдено множество предметов их быта, строений, но вроде как люди были веселые и мирные. Рисунки все не агрессивные, веселые даже.
А вот и синенький человечек, тоже инопланетянин?
А этот- в темных очках
Страшноватенькие экземпляры
Ну и за этим следуют Инка. Главная загадка Инка в том, что у них оказалось много золота. Совершенно не ясно, откуда. Не находят в Пету особых залежей и разработок золота, ну вот разве что золото просто было рассыпано поверху, просто собирай золотые слитки, как картошку. Может и так, кто знает, что и как выбросили извержения вулканов. А может это отходы производства инопланетян?
Фигура Великого Инки вызвала общий смех. Ну хорош же! А шлепанцы? Дольче Габанна удавятся от зависти, у них в одной из коллекций было нечто похожее. Плагиаторы!
Интересно, зачем ему золотое ведро?
Я очень советую посетить этот музей, только обязательно с гидом. Самому все это читать не так интересно. Ну и на сайте весьма зрелищная заставка.