До Ла-Паса из перуанского Пуно добирались на автобусе. Стоимость билета, купленного в агентстве примерно 14 долларов. В стоимость включалась доставка из отеля до автостанции. Время в пути примерно семь часов. Виза Боливии была поставлена на погранпереходе. Стоимость 360 боливаров (1дол. = 6,86 боливаров). Доллары за визу не берут. Обмен производится или в магазине на перуанской стороне или прямо у торговых лотков на боливийской стороне. Поменяли на перуанском переходе самый минимум по плохому курсу. Где он лучше сказать не могу. Далее уже в Боливии в г. Копакабана пересели на другой автобус и на нём доехали до Ла-Паса.
В первый день не планировали никуда не ехать, найти машину и посмотреть столицу Боливии. Старт был запланирован на следующий день. Маршрут такой. Ла-Пас – Уюни (через Аруро) – лагуна Колорадо – лагуна Верде – Уюни – Потоси – Ла-Пас. И, разумеется, смотрим всё интересное по дороге: вулканы, лагуны, камни и т.д. Поиск машины начался с обзвона нескольких прокатных контор. В этом нам любезно помогла служащая отеля, так как персонал многих из них просто не разговаривал на английском. Звонки успехов не принесли. У них, несмотря на рекламу нужной нам машины не было. Тогда решили сами идти на поиски. Зашли в офис Budget, расположенный недалеко от отеля. Персонал, состоящий из двух человек, по-английски не говорит. Правда один немного понимает. Но отношение к клиенту благожелательное. В рекламном проспекте куча различных машин, на самом деле в гараже всего одна машина. Взяв в помощники электрика, который работал в офисе и разговаривал по-английски, начали вести переговоры.
-Нам нужен джип, можете что-нибудь предложить?
После нескольких звонков был получен ответ: «Да, я могу найти вам такую машину».
Начали обсуждать условия. Ленд Крузер Прадо с ограничением суточного пробега 150 км. Просим без ограничения. Опять «звонок другу». Хорошо, но стоимость суточной аренды увеличивается в полтора раза. Деваться некуда. Приступаем к оформлению договора. Непосредственно за рент просит наличными долларами, и в качестве депозита 3000 долларов заблокировать на карточке. Естественно к такому депозиту мы готовы не были. Прикинув свои возможности, начинаем торговаться. В конце концов, договорились оставить в качестве депозита 1000 долларов наличными. Машину должны пригнать на следующий день в 9-30 часов в отель, там составить договор и расплатится.
Когда мы собирались выдвигаться в Боливию, нам сказали, что там намечаются акции протеста. Что это такое, мы ощутили на себе сполна. Никаких больших митингов мы не видели, но все дороги в город и внутри города были перегорожены автобусами. Пассажирского сообщения не было. Машины могли ездить только внутри кварталов. Только мотоциклистам было раздолье, они трудились не покладая рук.
На следующее утро часов в 10 звонят из конторы. Откладывают встречу до 12 часов. Говорят, что из-за блокады не могут проехать к отелю, но к тому времени что-нибудь придумают. Часов в 12 приезжают за нами на такси и какими-то окольными путями мы пробираемся в гараж где стоит машина. Пока доехали, пока оформили, прошло ещё часа полтора. В общем, пол дня вылетело. Дали обещанную тойоту. Ручник не работает, одно стекло не поднимается, бардачок не закрывается. Вызвали слесаря, закрутил на проволоку. В дальнейшем проволока сломалась, прицепили скотчем уже намертво. В качестве документов дали какую то бумажку. Остальная информация на стекле. Сказали что этого вполне достаточно. Полиция останавливала за всё время только пару раз. Проблем не было.
Перед стартом в Уюни решили посетить Лунную долину, благо она недалеко от гаража находится. Но и там перегорожено, правда только камнями, а не автобусами, но там еще находится толпа пацанов, которые следят, чтобы эти камни не убирали. Говорим, что туристы и просим нас пропустить в порядке исключения. Отодвигают камни и мы проезжаем. Лунная долина прекрасна. Чем то напоминает мадагаскарские цинги.
i
А дальше начинается полный кошмар. Выехать в сторону Орура можно только через Ла-Пас. В Ла-Пас то мы въехали, а как дальше непонятно. В городе настоящий хаос, машины мечутся, ища какой-нибудь выход. На дорогах пробки. Один местный сказал, что шансов выехать из города, практически нет. Да и темнеть уже начинает, а нам не только выехать из города надо, но и ещё 220 км проехать.
Применяем испытанный метод. Ищем таксиста, чтобы он нас вывел из города. Задача не из лёгких. Многие в силу незнания языка не понимают, что от них хотят, а другие просто не хотят рисковать. Наконец нашли таксиста, который согласился это сделать. У его машины было заклеено плёнкой заднее стекло. Сказал, что это протестующие сделали, когда он не туда поехал. После нескольких попыток, часа через два катания, он, наконец, вывел нас через какие-то трущобы на нужную дорогу. Теперь надо было наверстывать упущенное. Проехали несколько километров. Громадная пробка. Фуры стоят, а остальные разворачиваются. Заблокировали трассу. Разворачиваемся как все и едем какими-то переулками. Перед машинами бросают проволоку под колёса. Впереди идущая машина в ней запутывается, водитель ругается и выходит разматывать. Но нас это минует, объезжаем машину и едем дальше. Глубокой ночью приезжаем в Оруро и заселяемся в отель.
Утром перед отъездом решили немного посмотреть город. В центре какое-то карнавальное шествие с музыкой и костюмами. Затем две демонстрации. Одна в поддержку нынешней власти, одна оппозиционная. Но всё тихо и мирно. Выезд из города на основную дорогу заблокирован. Но здесь эта акция чисто символическая. Спокойно едем в объезд за остальными машинами и выезжаем за спинами митингующих.
Приезжаем в Уюни селимся в отель. Об отелях в в Уюни хотелось бы сказать отдельно. Если отель по различным отзывам хороший, это не всегда на самом деле так. Стоимость номеров в них не поддаётся никакой логике. Цена номера в отеле с вай-фаем и хорошим завтраком, одинаковая с номером в отеле без вай-фая и отвратительным завтраком. И ещё, например, в самом дорогом отеле Уюни условия проживания не отличаются от дешёвых, да ещё и нет вай-фая. Общее для всех отелей Боливии это отсутствие отопления, хотя ночью минусовая температура. Правда, дополнительных одеял не жалеют.
Утром смотрим кладбище паровозов. Затем купив, карту региона прикидываем маршрут. Узнали у водителей, что на дорогу надо примерно 200 л бензина. Идём на рынок, покупаем дополнительные канистры и шланг. Едем на заправку. Огромная очередь, а бензина нет. Сказали, что должны привезти часов в одиннадцать. В общем, простояли часа четыре. Меньше 200л никто не заправляет. И ещё отдельная очередь человек из 30 просто из людей с канистрами. Подходит наша очередь. Заправщица сказала, что зальёт только бак, а канистры наливать не будет. На вопрос чего всем можно, а нам нельзя внятного ответа не получили. Тут мы подняли шум и сказали, что вообще никуда не уедем отсюда пока не заправимся. На скандал пришёл босс и решил за благо с нами не связываться и лично залил наши канистры. Здесь надо отдать должное местным водителям, которые, несмотря на то, что мы держали очередь минут десять, спокойно ожидали и в скандал не вмешивались. К слову, такая ситуация только в Уюни. В целом по стране с бензином ситуация нормальная. Стоимость 1л примерно $0,55.
Это написали до нас!
Окончательно заправились уже в пятом часу. Через два с половиной часа уже и темнеть начинает. Но всё таки решили съездить посмотреть лагуну, а дальше по ситуации. От самого Уюни до лагуны 25 км. Доехали до дорогущего ледяного отеля, который расположен прямо в лагуне и откуда обычно начинают знакомство с лагуной все туристические группы. Точнее в этом месте, как правило, останавливаются на час все машины с туристами для фотографирования и т.д. После машины едут через лагуну на противоположный берег, а дальше уже кто куда, по своим маршрутам. Подъехали к отелю, но время уже позднее все машины разъехались, спросить не у кого. Не помню кто, но нам показали направление. Едем по следам. Сначала очень быстро, но потом вода началась. Пока следы видны, едем смело. Но потом следы пропали. Начало темнеть. Уже и берег, кажется близко и вода не сильно глубокая, но ехать стрёмно. Можно заехать в промоину. Решили всё-таки вернуться.
На следующий день, посмотрели остров кактусов, и переехали на другой берег. Остановились в местечке Сан Хуан. Отель нашли просто наугад. Никакой вывески указывающей на отель не было. Зашли узнать, оказалось, что довольно приличный для этих мест отель. Сделан из соляных камней, на полу тоже соль. Свет только три часа, с момента когда стемнеет 18-30 и до 21-30. Горячая вода включается по какой-то хитрой схеме манипулирования кранами.
Вот такой отель.
Благополучно переночевали и поехали дальше. За целый день по дороге не встретилось никаких населённых пунктов, только горы и голая земля. В горах холодно и сильный ветер. Где останавливаться на ночь даже не знаем. Но тут нам на дороге попадается вывеска, указывающая направление на отель. Сразу подумалось, что какая-нибудь ночлежка, но на самом деле хороший отель. Горячая вода, отопление, приличные номера. Правда свет подаётся в течение трёх часов, но в принципе вполне достаточно. Но и стоит недёшево, $115. Самый дорогой отель за наше месячное путешествие. Но это и не удивительно, так как на несколько десятков километров в округе вообще никакого жилья нет.
Вулканы
Лагуны.
На следующий день подъехали к лагуне Колорадо. Там начинается национальный парк, вход 150 боливаров с персоны. С машины ничего не берётся. Место удивительное. Красная вода, солёные берега и острова на фоне заснеженных вулканов и плавающие розовые фламинго. Словами я передать не смогу, это лучше покажут фотографии.
В течение дня мы доехали до лагуны Верде, расположенной рядом с чилийской границей. Но опустился туман, и фотографировать было плохо. Доехали до выхода национального парка. Через шесть километров граница с Чили. Спросили у служащего, где переночевать. Показал через дорогу. Обыкновенная бэкпекерская ночлежка, с ценой 6 долларов койко- место. Света нет, отопления нет, хотя на улице уже минус и снег идёт. Но народу полно. Проезжая видели ещё одно жильё. Решили заехать туда. Никого вроде бы нет, ощущение что всё заброшено. Но тут показалась в окне голова. Вышла женщина из кухни, вовсю что-то стряпает. Смотрим комнаты. Жаль, что не захватили с собой фотики, словами эту атмосферу просто не передать. В неубранной комнате несколько двухъярусных кроватей и больше ничего. В тюрьме и то условия лучше, во всяком случае, есть хоть какое-то тепло и горячая вода. Но, наверное, и это место востребовано, кода другое заполнено. Едем в первую ночлежку оставляем там своего попутчика, который едет своим ходом в Чили, и решаемся на безумный с точки зрения местных поступок ехать по темноте назад к лагуне Колорадо. Там хоть есть приличное жильё. Вспомнили, что был по дороге указатель туда, очень редкий случай для местных дорог. Дорога в принципе одна, лишь бы этот указатель не пропустить. Проехали приблизительно километров 100. По дороге не встретили ни одной машины. Указатель чуть было я не пропустил. На подъезде к лагуне увидели много огней. Подъезжаем к бараку, где стоит несколько джипов. Оказалась ночлежка для водителей и прочего обслуживающего тургруппы персонала. Сказали что отель чуть подальше. Заходим в следующий барак. Там дым коромыслом. За столами сидят и вовсю веселятся человек 30 молодых американцев. Ищем кого-нибудь из обслуги. Находим. Сразу задают вопрос: « А кто ваш гид»? Услышав в ответ сильно удивляются, что по этим местам кто-то ещё ездит самостоятельно. Места есть по 3,5 доллара за койко-место, но вы если хотите, можете выкупить всю комнату. Мы так и сделали. Прибор в машине показывает температуру 10 мороза, в бараке не намного теплее. За три доллара нормально покормили. Вода и туалеты были в помещении. Туалеты общие с невысокими перегородками, двери без защёлок, если сидеть, то дверь надо ногой подпирать. Молодёжь шумела ровно до 21-30, пока не выключили свет. Потом всё затихло, и началась самая тяжелая ночь за все наше путешествие. Пригодилось всё и перчатки и шапки. Спальник правда не понадобился, так как хватило одеял с соседних кроватей. Только утром я понял, что с отелями промахнулись, надо было ехать непосредственно к лагуне, там есть отели по приличнее, а эти располагались в стороне от лагуны. Но если бы ехали чуть попозже то вообще, наверное, бы проскочили бы мимо, так как указателей не было, а свет полностью выключался.
На боливийско-чилийской границе.
Комната в ночлежке.
Наши соседи.
Ночь кое-как перекантовались, теперь назад в Уюни. Теперь едем другой дорогой через Сан Кристобаль. И дорога лучше и там заправка есть. Правда сказали, что и там может не быть бензина, но выхода особого нет. И тут случилась первая проблема с машиной. Неожиданно закипел радиатор. Вода была, долили. Продолжал кипеть, хотя аварийная лампочка не загоралась. Причину, в конце концов, я как бывший профессиональный водитель определил, но сделать в таких условиях было ничего нельзя, поэтому решили ехать очень аккуратно. Доехали благополучно до Уюни. В Уюни приехали вечером, бензина как всегда не было, но мы заправилась в Сан Кристобале поэтому утром могли спокойно стартовать без задержек.
Следующий город Потоси. Думали, хоть один день у нас спокойный будет. Но у же в Потосси услышали сзади какой-то стук. Оказалось, что в нижнем креплении оторвался амортизатор. Поехали искать сервис. Попросили поставить на место или если нельзя то совсем открутить. Мальчик минут за 40 всё-таки поставил его на место. За работу взял семь долларов.
Потоси старый город с узенькими улочками с односторонним движением. Машину у отеля ставить нельзя. Решили её кинуть на ночь на центральной площади, где она благополучно и простояла целую ночь. С утра с час походили, посмотрели город и собрались стартовать в Ла Пас. Ехать 600 километров. И тут обнаружили на колесе нашей, как и ещё нескольких машин, замок на колесе. На стекле бумажка с телефонами. Пошли в кассу, оплатили штраф 7 долларов. Затем надо позвонить по одному из указанных телефонов, чтобы разблокировали. Вот это сделать оказалось затруднительно. Во-первых, звонить неоткуда, а во-вторых как разговаривать непонятно. Человек не знает английского, а мы испанского. Тогда кассир позвонила со своего мобильного и этот вопрос решила. За что ей огромное спасибо. К вечеру уже больше без всяких происшествий доехали до Ла Паса.
Теперь последний день в Боливии нашей основной задачей надо было сдать машину с минимальными материальными потерями. За время поездки был поцарапан в нескольких местах бампер и на стекле были четыре явных отметины от камней. Но всё обошлось. Взяли за это всего 150 долларов. Ну, теперь можно расслабится, спокойно собраться и после обеда лететь в Лиму. Но ближе к обеду в районе нашего отеля появились сотни полицейских. Улицы блокировали. Машины в центр не пускают. Как ехать в аэропорт непонятно. Но всё же выехали.
Казалось всё уже позади, в Лиме у нас забронирован отель на Милофлоресе, вечером сходим погуляем по городу. Но и тут возникла проблема на ровном месте. В забронированном отеле нет для нас номеров, хотя персонал знает о нашем приезде. Вместо того чтобы поселить в свой отель, пытается подогнать за те же деньги комнаты в соседнем доме, где условия на порядок хуже. Посылаем и его и хозяев идём в другой соседний отель, просим на пять минут интернет и делаем бронь. В общем, пока заселились в следующий отель, прошло много времени и уже никуда не хотелось. Отвлекусь от темы и скажу, что в Перу у нас было три случая, когда нас не селили в забронированные отели. Кроме Лимы это был ещё отель в Куско, где нас просто послали и Пуно. Но в Пуно нам без проблем предоставили равноценный отель. Что касается двух первых то я, по возможности, постараюсь испортить им репутацию.
Ну, вот и всё. Прошли Перу. По Боливии накатали 2500 км. Осталось перелететь из Лимы в Боготу, там полтора дня и домой. Но, наверное, так складывается в нашей поездке, что ни дня без проблем. Наш самолёт из Лимы в Боготу задержали на четыре часа. Но это уже другая история.