Ну что ж, спасибо всем, кто это читает. Как обещал - про учебу.
ШколаШкола (Malvern House) была возле вокзала Кингс-Кросс. Собственно, у школы есть три офиса - этот и еще два: на Пикадилли и возле Холборна. Различие в том, что где-то занимаются группы с низким уровнем, где-то с высоким, где-то бизнес-английский, где-то подготовка к экзаменам и т.д. Мой курс был подготовка к IELTS.
Я не могу сказать, что я был в диком восторге от школы, но все было на уровне. Самым главным - учителями и уровнем преподавания - я был абсолютно доволен, а все остальное уже несущественные мелочи.
Когда я только пришел, в группе было около 12 человек, среди них один парень с Украины. Он оказался одним из ооооочень немногих русскоговорящих в школе. Проучившись с 7 месяцев марта по сентябрь я встретил всего 4-5 человек. Он перешел в другую группу через 3 недели, так что говорить по-русски было не с кем, да и не слишком-то хотелось. В основном учащиеся были из Южной Америки, Италии, Турции и Кореи. Это порядка 90% от общего числа.
Первого учителя звали Эйнзли, это был такой довольно типичный британский джентльмен с соответствующими манерами. Очень вежливый, профессиональный, он всегда держал дистанцию с учениками и не позволял себе ничего лишнего. Все общение было сугубо по учебе. Разве что он пару рассказывал что-то о своей семье, которая была в то время в Японии (его жена - японка) и он о них волновался, так как в то время там происходили те самые печальные события. В результате, он сам полетел в Японию, чтобы побыть с ними и вместе вернуться назад.
Занятия проходили довольно однообразно, что характерно для классов подготовки к экзаменам. Мы практиковали задания к экзамену - аудирования, разговорная и письменная части, чтение специализированных текстов и т.д.
Люди в классе были приветливые и доброжелательные. Большинство было в этом классе уже несколько месяцев, при этом мой уровень языка был заметно выше. К слову, через месяц учитель предложил мне и еще одной девушке из Бразилии перейти в группу уровнем выше, а точнее, на максимально высокий уровень (наш класс был второй по сложности). Мы оба отказались, т.к. к тому времени привыкли к учителю и одногруппникам и менять ничего не хотели. Для меня лично был очень важен вопрос расписания, т.к. я искал работу и мог, учась до 4, работать по вечерам. В другой группе же расписание было крайне неудобным. В итоге в нашу группу перевели несколько сильных учеников и сделали ее самой сильной, оставив и расписание и учителя, что всех вполне устроило.
Как бы то ни было, в конце апреля учителя нам все равно поменяли. Нового мы не восприняли вообще... Не знаю, можно ли это назвать снобизмом... Ему было около 30 лет, он был под два метра ростом, лысоват, похож на Шрека и обладал крайне специфическим чувством юмора. От его шуток и своеобразных примеров из личной (очень личной!) жизни впечатлительные итальянки чуть не падали в обморок, морщились и всячески выражали свое презрение. Ему же было все равно, Джон постоянно шутил, ни на что не обращая внимания. И от его шуток мы сползали под столы... Он никогда не переходил грань приличий, но всегда был к ней близок. Он постоянно использовал нас и наши страны как примеры, жутко смешные и катастрофически неполиткорректные.
Он оказался потрясающим учителем, лучшим из тех, что у меня когда-либо были. В результате мы довольно неплохо подружились. Этому помогло еще и то, что я сдал экзамен в середине мая, получил хороший балл, который был достаточен для университета, и по сути, больше не нуждался в занятиях. Но учеба была оплачена до ноября, и ходить на занятия приходилось. Так что когда другие выполняли задания, мы просто болтали вдвоем или смотрели Уимблдон, благо оба оказались больны теннисом. Считаю, что это принесло мне больше пользы. Если я хотел - я делал задания сов семи, если нет - задавал свои вопросы по грамматике или чему-либо еще, имея в своем распоряжении практически индивидуального преподавателя.
Когда я уходил из школы в конце сентября (почти на месяц раньше срока, так как начиналась учеба в университете), он ушел тоже. Сейчас работает в очень престижной школе. Рассказывает, что учит нескольких принцесс. Завидую его ученикам - никогда больше не встречал такого великолепного чувства юмора.
После школы для себя сделал вывод, что это было очень хорошей идеей поучить язык перед университетом. Не столько ради знаний (язык я подтянул, бесспорно, но я бы и до учебы экзамен сдал бы), а ради постепенного вхождения в среду. Это был отличный шанс завести знакомства, я до сих пор общаюсь со многими бывшими одноклассниками. Плюс за время учебы я нашел работу, осмотрелся, ко многому привык. Так что учеба в университете проходит вполне спокойно. Для тех же, кто приехал только перед началом учебы, это - жуткий стресс. У них нет друзей, они ничего не знают, так что кучкуются с соотечественниками, что плохо влияет на разговорный язык. Те же студенты, которые прожили в стране какой-то срок, вполне уверенны в себе, спокойно учатся, имея сформировавшийся круг общения и более-менее устроенную жизнь.
Так что в любом случае, это был очень полезный опыт. Хорошее, спокойное время. Иногда скучаю по учебе в языковой школе - очень просто было, ненапряжно.
УниверситетИтак, сейчас я учусь в Университете Гринвиче. Он занимает четыре потрясающих здания на берегу Темзы. Расположение изумительное. Кажется невероятным, что мои лекции проходят в тех же зданиях, где находятся и знаменитый Расписной зал и великолепная Часовня.
Университет считается хорошим в областях бизнеса, философии и музыки (одно из зданий целиком - музыкальный колледж, где постоянно проходят дивные концерты). Не из самых престижных, но и далеко не худший.
Учу я международный бизнес, получаю магистерскую степень. Учеба не то чтобы запредельно сложная, но сильно отличается от учебы в российском институте. Каждый семестр длится 12 недель, в течение которых изучаются 5 предметов. Часть из них обязательна, а часть (1-2) на выбор. Те же лекции и семинары, с той разницей, что на лекциях никто ничего не пишет, а преподаватели делают презентации, во время которых они объясняют материал, а не читают каждый раз один и тот же текст, бубня что-то себя под нос. Диалог со студентами идет постоянно. Во время семинаров уже студенты постоянно делают презентации.
Экзаменов наша программа не предусматривает (был только один в 1 семестре). Зато по каждому предмету в течение семестра необходимо написать несколько работ (как правило, две) около 3000 слов каждая и сдать в определенное время. Плюс обычно еще 1-2 презентации. Каждая работа (эссе, презентация) имеет свой удельный вес в итоговой оценке, которая определяется как сумма всех оценок за семестр, умноженных на соответствующие коэффициенты.
В среднем, получается, что каждую неделю мы делаем 2 работы. То есть, около 3 дней на то, чтобы найти материал и написать 3000 слов. Это в теории. На практике приходится писать дня за два.
Все работы сдаются он-лайн на сайте университета, оценки появляются там же. Сайт очень детальный, но довольно запутанный, и привыкать к нему не очень просто. Время сдачи каждой работы четко определенно, и на одну секунду позже сдать ее уже просто не получится. Есть вариант сдачи в течении 10 следующих дней, но тогда нужно объяснять адмиинстрации о причине задержки, и в счет идут только уважительные причины. Я не знаю никого, кому бы удалось эти причины доказать...
Сдача работ интересна тем, что перед отправкой мы проверяем свою писанину на плагиат. Программа ищет соответствия текста в интернете и - особенно тщательно - в библиотека университета. И находит. Всегда. Считается нормой уровень плагиата до 25%. В пределах 50% - куда ни шло. Все, что больше - не проверяется вообще, а тебе придется объясняться с Ученым Советом. Плагиат - крайне серьезный проступок, карается различными наказаниями вплоть до отчисления.
О системе оценок. В теории, оценка - это балл от 0 до 100. 50 баллов и выше - работа сдана, 49 и ниже - провал. На практике, оценка выше 75 баллов - редкость, выше 80 - встречается раз в сто лет. Объясняют это традициями британской системы образования. Выше 80 баллов может получить только работа, пригодная для публикации в научном журнале после некоторых доработок, а 100 баллов - это работа, которую можно публиковать вообще без изменений. На этой почве начинаются истерики у американцев, которые привыкли дома легко и просто получать 100. Мой самый высокий балл за письменную работу был 78, и я был им страшно горд. Критерии оценок четко прописаны для каждой работы - есть таблицы с требованиями, и студенты видят, какой балл они получили по каждому из критериев.
Занятия идут три дня в неделю. То есть, это у меня они три дня в неделю. Лекции проходят в одно время для всех, а время и преподавателя для семинаров студенты выбирают сами, то есть сами составляют свое расписание, выбирая из предложенных университетом опций. Все делается он-лайн.
Учеба заканчивается в начале мая, а потом до конца сентября мы пишем диссертацию. Мне жутко интересно. Но процесс подготовки очень трудоемкий. Университеты очень заботятся о своей репутации, поэтому чтобы делать какие-то исследования от имени универа, нужно одобрить несколько форм в админстрации, подтверждающие, что твои методы этичны и научно обоснованны. На группу из 4-5 студентов приходится один тьютор, так что он способен уделить каждому достаточно времени. Диссертация имеет строго определенную структуру, размером около 10 000 слов (плюс-минус 1000). Литературные исследования - очень важная часть как диссертации, так и вообще любой работы. К журналам и книгам, которые мы можем использовать, требования очень высокие. Ссылки на Википедию запрещены под страхом смертной казни ... )))
Но с книгами и журналами проблем никаких. Есть шикарная библиотека, плюс студенты любого британского университета имеют право заниматься в библиотеке любого другого британского университета. Так что иногда приятно наведаться в Лондонскую Школу Экономики (библиотека там просто фантастическая). Здорово то, что почти все материала из библиотеки есть на сайте университета, и можно ими пользоваться хоть дома, хоть в Старбаксе, так что сидеть в самой библиотеке необходимости нет. Очень удобно, хотя с системой поиска пришлось повозиться. Были даже специальные занятия, как пользоваться он-лайн ресурсами.
Преподаватели разные. В основном, дружелюбные, общительные, увлеченные своим делом и готовые помочь. Примерно половина - британцы, остальные - американцы, итальянцы, китайцы. Мой персональный тьютор - итальянец, считаю, что мне с ним крупно повезло.
Ну вот как-то так. Компьютеров - несколько тысяч, в каждом классе - компьютер, проектор и все прочее. Учись - не хочу. Так что в целом, учебой доволен, хотя и были различные накладки. В основном, организационные.