Идея этой поездки возникла из странного проффессионального беспокойства: ну вот диссер я уже защита, востребованный преподаватель, учеников много, результаты — хорошие. Выходит, я уже все могу и умею... а мне еще и 30-ти лет нет. Вот для расширения проффессиональных горизонтов я отправится в Великобританию. Заглянула на сайт Startravel, и взглянув на стоимость обучения поняла, что мои возможности (о чудо!) вполне совпадают с желаниями. Итак.
Как я выбирала школу?
Если коротко, алгорим выбора такой:
1. определиться с целью обучения: бизнес-курс, детский лагерь, курсы по подготовке к международным экзаменам
2. выбрать страну и город
3. на сайте Британского совета выбрать несколько школ
4. посмотреть на сайте школ, какие программы она предлагает (лучше всего ту, которая будет имеет больше всего программ, по выбранному Вами направлению).
Совет! Лучше выбирать ту школу, которую не предлагают российские турагенства и которая не слишком популярна среди соотечественников. Чем меньше в Вашем окружении будет людей, которые говорят по-русски, тем эффективнее будет обучение. Страшно всем! Однако языковой барьер рушится через пару дней, а потом Вы будете только радоваться тому, что никто рядом не говорит по-русски.
Как ехать дешевле? Самостоятельно или с агенством.Признаюсь честно, если бы я поехала со Startravel, денег, времени и нервов я бы, наверное, потратила бы меньше. Однако все же решила организовать все сама, и ни минуты об этом не пожалела. Во-первых, агенство не преложило мне ни одной школы в Кэмбридже и всего одну в Оксфорде, а мне хотелось именно университетский город. Во-вторых, мне хотелось 14 дней говорить только по-английски, а русский турагент отправил бы, конечно, учится не только меня. В-третьих, переписка со школой и увязывание различных деталей и сложностей — это тоже языковая практика.
Краткое резюме Вы уже прочли, дальше я рассказываю о собственных муках выбора, так что следующие несколько абзацев можно пропустить.
Языковых школ великое множество. Первым делом нужно определиться со страной. Бюджетно-пляжные варианты — вроде Кипра и Мальты - я сразу же отмела. Я девушка серьезная, ничто не должно отвлекать меня от учебы. США мне не подходили по причине долгого перелета.
Методом исключения я сократила поиск до единственно возможного — Великобритания, точнее Англия. Потому как сражаться с ирландским или шотладским, как впрочем и уэльским, акцентом я была не готова. Больше всего школ и различных программ предлагал мне, конечно, Лондон. Однако я очень здраво рассудила, что the capital of Great Britain может оказаться для меня дороговат. Скажу сразу, что впоследствие выяснилось, что предположение это было вполне правильным. Языковой курс в Лондоне можно было найти и подешевле, но жизнь в столице — значительно дороже, да и соблазнов больше. Что же касается вечерних развлечений или походов, например, по музеям, то времени и сил после занятий признаться не оставалось, но об этом позже.
Итак, я выбирала между приморским Брайтоном и университетским Кэмбриджем. Брайтон привлекал меня пляжными удовольствиями, Кэмбридж многолетней обаятельной историей. В муках выбора я набрела на рассказ какого-то туриста о посещении «солнечного» Брайтона во время проливного дождя — признаюсь, благодарна ему по сю пору. Лето в Великобритании понятие очень относительное, и хорошенько покупаться в Брайтоне мне бы вряд ли удалось.
Так что я остановила свой выбор на Кэмбридже. И не пожалела. Городок — прелестный. Старые узкие улочки, колледжи, древнейшие пабы, велосипедисты, книжные магазины.
Ухоженные парки, дивной красоты цветы и кстати, очень неполохая коллекция живописи в городском музее, который можно навещать хоть каждый день, поскольку экспозиция бесплатна. Вся жизнь Кэмбриджа так или иначе связана с университетом. Летом студенты на каникулах — городок немноголюден, вход на территорию колледжей открыт, однако о Кэмбридже я расскажу подробнее чуть позже.
Теперь о школе. Я выбрала Bell School. Сегодня, заглянув на сайт, я не нашла программ, предлагавшихся в прошлом году — возможно, сезон закончился. Я выбирала для себя курс в конце марта — начале апреля. Тогда предлагалось порядка 10 различных программ для преподавателей. Среди них довольно любопытные, например, Creative Teaching или Using Hi-tech in class. Я выбрала довольно консевартивный 2-недельный курс — Language and Methodology Refresher (Secondary School). Сразу скажу, что курс мне понравился. Сначала формальности:
Дорога от Лондона до Кэмбриджа заняла несколько часов. Если бы я забронировала билет на сайте британских жд заранее обошлась бы и вовсе недорого, а я заплатила порядка 15 футов.
Время — июль 2011 года
2 недели — 42 академических часа
Стоимость — 1380 фунтов (около 2 тыс. евро)
Проживание — одноместная комната в студенческом общежитие Homerton College (Cambridge)
Кормление — 2 раза в день (завтрак и ужин) в студенческой столовке.
Вот так она выглядит снаружи.
Теперь поподробнее расскажу о школе. Она размещается в одном из кэмбриджских коллежей (о значении этого слова рассказажу ниже), где собираются несколько сотен учителей и преподавателей из разных стран для повышения собственной педагогической квалификации. Живут в студенческом общежитии (размещение одноместное), едят в студенческой столовке, вместе учатся, развлекаются и общаются постоянно, естественно, на английском. За время моего 2-х недельного курс я встретила только 3 русских девушек и стоически говорила с ними по-английски. Впрочем, не подружились.
Моя группа, довольно большая (16 человек) включала представителей 12 стран (Германия, Испания, Португалия, Бельгия, Финляндия, Мексика, Бразилия, Польша, Южная Корея, Тайвань, Россия, Турция). Нужно ли говорить, что говорить мы могли только на английском? Так что к 42 академическим часам прибавилось еще очень много неакадемических.
Сам же курс строился так: утром 2 1,5-часовых занятия (язык+методолология), после обеда либо мастер-классы, где показывают различные упражнения и техники (ну например, возможности клейких Post-it на уроке), которые можно использовать в классе, либо Culture talks (первый — British Culture: from a to z, второй - Morden British Art). Еще были две вечерние лекции, темы помню довольно приблизительно — современная английская грамматика и психология чтения. Заканчивались занятия около 5-6 вечера, нам давали время немного передохнуть и поужинать, а потом были еще всякие культурно-массовые развлекухи типа караоке или дискотеки, которые я добросовестно прогуливала, поскольку уставала неимоверно.
Отмечу, конечно, что все было организовано очень здорово и четко. Если бы я посещала все необязательные, но предусмотренные мероприятия свободного времени у меня не было бы ни минуты. Так что заскучать о Родине мне бы не удалось. Однако самым любимым моим вечерним развлечением были прогулки по Кэмбриджу с фотоаппаратом. Правда, солнечных и пригодных для съемки дней выпало на мою долю не так уж много.
Из бытовых неудобств я могу припомнить только отсуствовие бесплатного wi-fi, забежать проверить почту можно было и компьютерном классе. Условия для жизни — довольно аскетичные, но в комнате я проводила совсем немного времени. Многие мои сокурсники - в основном испанцы и португальцы — ругали еду, но я бы назвала ее вполне сносной. Несколько раз нас даже побаловали свежими круассанами на завтрак. На ужин всегда предлагался выбор из нескольких блюд. В столовой можно и пообедать, оплатив ланч. А можно было сбегать в близлежайший Tesco за сендвичем.
В стоимость курса входили 2 экскурсии. Первая по Кэмбриджу — довольно любопытная, вторая в Лондон (абсолютно не информативная): нас привезли на автобусе утром, высадили и велели собраться в том же месте в положенное время. Были еще несколько недорогих экскурсий, которые следовало оплатить на месте: маленький городок Или, знаменитый огромным собором, Брайтон, Оксфорд. Я съездила в Или, городок мне понравился. Экскурсия была довольно краткой и как выяснилось впоследствие можно было доехать туда на поезде, что было бы несколько дешевле, но у меня была приятная компания и потраченных нескольких футов было не жаль.
Резюмируя могу сказать, что я получила фантастический опыт: общения, обучения пусть и короткого, но проживания в чужой стране. Вряд ли можно это сравнить с обычной туристической поездкой — пусть даже самостоятельной. Знакомство со случайными попутчиками и совместное обучение, на мой взгляд, - разные вещи. Правда, должна признаться я страстно люблю учиться, и вновь почувствовать себя студенкой, стряхнуть с себя на недельку другую проффессиональную отвественность за то, что происходит в классе — ох, это был потрясающий опыт! Думаю, каждому преподавателю не вредно бывает побыть на месте студента.
Да и сама атмосфера этого места, этого колледжа изумительная. Кэмбридж — студенческий город с вековой историей, и Homerton College, где располгался наш кампус часть этой истории. Мы ходили обедать в вот в это викторианское здание с башенками и Garry Porter's door — двери, которые открывались сами собой, как только к ним приближаешься — кажется, по мановению какой-то волшебной силы, на самом деле, все дело в умной технике, конечно. Теперь, пожалуй, самое время показать немного фотографий.
Вот они те самые волшебные двери!
Что же до самого курса, он действительно много мне дал. И для языка, и в проффессиональном плане, конечно. Когда постоянно работаешь по одним и тем же программам, учебникам. Рассказываешь по сути об одном и том же. Нет, времени остановится и подумать о том, что ты делаешь и как. Дать себе отчет в том, что было в данный момент наиболее эффективно и правильно. Курс методологии дал очень мощный стимул для того, чтобы все обдумать и осмыслить. Прошел год, а я до сих пор возвращаюсь к тем мыслям, которые впервые пришли мне в Кембридже. Там я сформулировала себе новые цели и новые проффессиональные задачи, и теперь часто мысленно возращаюсь к ним.
Однако пора уже перейти от филофской части к практической.
Получение британской визы
Выбрав школу, я написала письмо и попросила прислать мне письмо, которое подтвержало бы мои намерения проходить обучение. На мою просьбу сразу же откликнулись и предложили мне оплатить депозит — порядка 250 фунтов. Скажу сразу депозит не возвращается в случае, если Вам откажут в визе. Однако учится мне хотелось сильно, и придушив жабу депозит я оплатила. После чего получила заветное письмо с подтверждением.
Следующая стадия была долгой и довольно нервной. Заполнение документов на британскую визу — удовольствие сомнительное, анкета — не меньше 20 страниц. Британцев интересовала не только моя принадлежность к территористическим организациям, но и место работы моей матери, индекс моего офиса и так далее. Пока я выясняла неизвестные доселе мне подробности моей жизни, я успела выслушать множество пессимистических прогнозов относительно выдачи мне визы. Многие пророчили, что с точки зрения британского посольства я девушка крайне ненадежная.
1. не замужем, без детей, 29 лет
2. зарплата (подтверженная неубедительной справкой) -10 000 руб.
3. поезку оплачивает мне мужчина, с которым я не состою в официальном браке
4. правда, имеется вполне приличная сумма на банковском счете — но и ее происхождение сомнительно, учитывая мою-то зарплату.
Впрочем, закончилось все хорошо. Представители британского посольства, очевидно, ко всему привышные, не стали искать логики в моих доходах и визу дали. Замечательную полугодовую мультивизу. Хотя мне пришлось изрядно понервничать. В 2011 году, принц Уильям надумал, как известно, женится, в связи с чем британское посольство аттаковали жаждущих его поздравить. А тут случилась еще и пасхальная неделя и майские праздники — короче ждала визу я не меньше месяца. И не раз потом похвалила себя за то, что подготовку к поездке начала сильно загодя.
Продолжение будет.