Пара советов по перевозке велосипеда
Итак, если вы хотите уехать из России покататься по другой стране на велосипеде, то у вас есть следующие варианты:
- взять вел на прокат на месте. Подходит для случая «покататься на пару дней», самый бюджетный вариант, но длительные поездки не каждый прокатный вел выдержит;
- привезти вел с собой. Тут вы пользуетесь своей проверенной техникой, причем где хотите и когда хотите, но сталкиваетесь с необходимостью перевозки своего железного друга;
- всякие нестандартные варианты, типа «попросить у знакомых» или «купить».
Полтора года назад я уже имел опыт европейской велопокатушки, тогда я проехал 450 километров от Марселя до Испании по побережью Средиземного моря. В тот раз я брал свой велосипед с собой и в предстоящей поездке собирался поступить так же, пока не обнаружил первые грабли. Про перевозку велосипеда на самолете много написано в Интернет, рекомендую почитать тематические велофорумы. Тут дам только пару советов про те самые «грабли».
Итак, совет первый – уточняйте условия авиаперевозки велосипеда для вашей авиакомпании. Особенно, если это совмещенный рейс. Казалось бы, все логично - я купил билет на AirBerlin и знал прошлогодние условия перевозки. Я не поленился ознакомиться с ними еще раз, и обнаружил, что стоимость перевозки выросла с 50 до 75 евро за велосипед. В одну сторону. Не мало, учитывая то, что билеты Москва – Мюнхен – Москва обошлись мне около 10тыс. рублей. Еще 150 евро к цене билета не обрадовало, но что делать. Но некоторые рейсы AirBerlin в Мюнхен делает вместе с S7. Мой рейс «туда» оказался из таких, и выполнялся авиакомпанией S7. А в этом случае, правила перевозки негабаритного груза будут те, какой авиакомпанией летишь и не важно, где именно покупались билеты. Дозвонившись в S7 я узнал, что у них нет единых правил перевозки велосипедов, они перевозятся как негабаритный багаж и оплачиваются из расчета 10 евро за 1 кг. Мой вел в «голом» виде тянет на 15 кг., таким образом, сумма выросла со 150 евро в оба конца до 150 евро в один конец + 75 евро обратно, что превысило не только стоимость моих билетов, но и так же стоимость велосипеда.
Кстати, совет второй – если вы все-таки решились везти велосипед в самолете, то независимо от того, оплачивали вы его отдельно или нет, вам надо связаться ЗАРАНЕЕ с авиакомпанией и получить подтверждение о том, что ваш велосипед примут к перевозке. Об этом на сайте AirBerlin не сказано.
Как добыть вел в Мюнхене
Платить 200 с лишним евро за перевозку вела я оказался морально не готов и начал рассматривать другие варианты. Год назад, будучи проездом в Нюрнберге, в небольшом веломагазинчике недалеко от зоопарка я брал напрокат прекрасный горный байк на сутки всего за 12 евро. В этот раз я собирался ехать на две недели и прикинул, что 12х14=164 евро – это дешевле, чем 225, поэтому обратился к сайтам прокатных контор Мюнхена. И оказался разочарован – самый дешевый прокат, который я нашел, стоил 16 евро в сутки, при этом это был обычный «городской» вел, который мне совсем не подходил.
От отчаяния я решил проработать вариант с покупкой, но оказалось, что стоимость самого простенького горного байка переваливает за 400 евро. И тогда я подумал о б/у. Накопав около десятка веломагазинов, торгующих б/у-велами, я написал им письма с описанием того, что мне надо и вопросом, сколько это будет стоить. Половина не ответили вообще, остальные были из серии «приезжайте – посмотрим, но на меньше 500 евро не рассчитывайте». Открыв e-bay, я увидел много подходящих вроде бы велов, по цене от 80 до 150 евро. Вот только локализовать область поиска предложений детальнее, чем «Германия» я не смог, да и делать покупку, не подержав вел в руках как-то было стремно. К счастью, на форуме каучсерферов, мне посчастливилось наткнуться на ссылку на немецкую барахолку: kleinanzeigen.ebay.de (надеюсь, модераторы не воспримут это как рекламу). Несмотря на то, что это поддомен от ebay.de, это не аукцион, а именно барахолка, типа нашего «авито», и тут можно сделать локализацию поиска вплоть до города. Покопавшись среди объявлений, я сделал вывод, что найти тут вел можно, и затаился в ожидании начала отпуска.
За несколько дней до вылета я снова вернулся на сайт, выбрал несколько подходящих вариантов и написал продавцам. К сожалению, из немецкого я знаю только «гутен таг», «данке шен» и «хендэ хох», так что пришлось писать на английском. Кто-то меня проигнорировал, но один из продавцов отозвался, и мы договорились о встрече.
Прилетев в Мюнхен рано утром в пятницу и забросив свои вещи в мое временное жилище, я обзавелся местной SIM-картой, созвонился с продавцом и на смеси немецкого, английского и SMS, кое-как понял, куда мне надо ехать. Вел оказался полный отстой. На фотографиях он выглядел куда как лучше. Я даже не стал делать тест-драйв, вежливо попрощался и расстроенный вернулся домой. Снова залез в барахолку и начал теперь уже обзванивать продавцов, благо я уже был в городе и имел местный номер. К моему удивлению продавцы как-то подозрительно относился к чуваку, который на ломанном английском говорил, что он готов купить вел прямо сейчас, лишь скажите, куда приезжать. Да, кстати, некоторые на вопрос «Do you speak English?» сразу отвечали Nein! И на этом разговор заканчивался. Наконец, я дожал одного продавца, который как-то нехотя сказал, что вел еще не продан, но он в городе будет только завтра и утром пришлет мне SMS куда приезжать.
На утро никакой SMS я не дождался, а на звонки он не отвечал. Так как по плану я предполагал выехать из Мюнхена в сторону гор в воскресенье, то пришлось переходить к «плану Б» - и я отправился в прокатную контору. Там я увидел множество городских велов и пять-шесть горных. Поймав сотрудника, я пояснил, что мне нужен горный вел на две недели. Далее состоялся интересный разговор.
- Сумма за две недели - 180 евро.
– Я согласен на эту сумму. Но мне нужен горный вел.
- Вот несколько горных байков.
- Да, вот этот отличный вариант, но мне нужен с багажником.
- Простите, горных велосипедов с багажником в прокате не бывает.
- Как не бывает? Вот же рядом горный и с багажником!
- Он для вас маленький.
- Да, я понимаю, что он для меня маленький, давайте переставим багажник с него на этот.
- Нет.
- Мне очень нужен велосипед с багажником, у меня специальный рюкзак для него.
- Вот велосипеды с багажником.
- Но это городские велы!
- Да.
- А мне нужен горный! Давайте я сам переставлю багажник, прямо здесь, у меня даже инструменты с собой!
- Нет.
- Вашу мать, я готов отдать за прокат вела 180 евро, а вам лениво багажник поставить!!!
Разумеется, последнюю фразу я вслух не сказал. Но весьма красноречиво подумал на русском. Однако, парнишка мне все-таки решил помочь и дал адрес магазина с MTB-велосипедами, сказав, что там можно и на прокат взять. Попытался показать место на карте, но не сумел – разумеется, трудно показать на карте место, которое находится на такой окраине, что просто не влезло на карту. Ладно, гугл в помощь, приезжаю на место. Да, горный вел на прокат взять можно. Нет, с багажником нельзя. Тут я пошел на хитрость и сказал, что я готов купить у них багажник для вела. Да, так оказалось можно. Общая сумма за две недели… 300 евро!!!
В этом месте я развернулся и поехал домой весь в грустных раздумьях. Оставался «план Z» - распотрошить рюкзак, все, что нужно для вела оставить в камере хранения в городе, а самому передвигаться на поездах и автобусах. Я уже был готов начать разрабатывать новый план маршрута, но решил заглянуть на барахолку… и увидел там вел моей мечты. И, что главное, по цене моей мечты – то есть, вполне подходящей. Продавец оказался на Майорке, пришлось задержаться на два дня и дождаться его возвращения, таким образом, в понедельник прямо с утра я обзавелся отличным горным байком за 165 евро. В веломастерской, куда я его отогнал, мне прицепили б/у-шный багажник и новые крылья еще за 42 евро. И наконец-то во вторник утром, я выдвинулся в сторону Альп по маршруту Мюнхен – Bad Tolz (Бад Тёлц).
Мой новый вел:
Все остальное
Размещать свои «путевые записки» тут в полном виде я не буду, так как благодаря плохой погоде в первой половине путешествия, я написал очень много текста, и далеко не все из этого будет интересно людям, не знающим меня лично. Вкратце: погода в первую неделю была не ахти, я промокал под ливнями, попадал под град, а обычный дождь уже перестал воспринимать как неприятность, провалялся пару дней с простудой – в общем, развлекался как мог. И только где-то после 16 мая погода установилась более-менее подходящая и даже потеплело до +20. Мой маршрут прошел вот так: Мюнхен – Bad Tolz (Бад Тёльц) – Wallgau (Валгау) – Garmisch-Partenkirchen (Гармиш) – Oberammergau (Обераммергау) – Мюнхен. В планах было завернуть в австрийский Reutte (Ройтте) и закончить путь в Fussen (Фьюссене), но из-за погоды, болезни и задержки с приобретением велосипеда, пришлось маршрут урезать. На карте это выглядит так:
Два красных торчащих отрезка внизу - это моя поездка в Linderhof (Линдерхоф) и к Австро-Немецкой границе - так, просто сфоткаться с дорожным знаком "Osterreich" :-)
К сожалению, я допустил огромную оплошность, не выяснив график работы подъемников и прочих activities. Оказалось, что в межсезонье, куда относится и май месяц в том числе, они или закрыты вовсе (как летние сани на горе Блумберг около Бад Тёльца), либо работают только по выходным (как некоторые подъемники в Гармише). Так что не повторите моей ошибки! К счастью, пик Zugspitze (Цугшпитце) был открыт, как для подъемника, так и поездом. С ценами там не все так просто, существуют различные варианты и не сразу можно понять, какой из них больше подходит именно вам. Так как я выезжал из Гармиша, то я купил «единый» билет за 50 евро, по которому можно было ехать поездом и пользоваться всеми подъемниками туда и обратно. Кстати, билеты на поезд никто не проверяет, на конечных станциях на входе стоит турникет, но в направлении «в горку» можно сесть на любой следующей станции бесплатно. Правда, обратно такой финт уже не прокатит, да и чтобы попасть на самую верхнюю точку все-таки придется заплатить за подъемник.
Если подъемник не работает, а вы видите дорогу вверх в гору, это еще не значит, что она выведет вас на вершину. Наткнувшись на первый нерабочий подъемник в Гармише, я решил, что я и ногами вверх дойду, и было очень обидно, преодолев 2/3 пути по дороге вверх, обнаружить, что она заканчивается в одном из местных горных сараев. Я попытался пойти дальше, но дошел лишь до первых зарослей. Вот на этой фотке видна та самая неожиданно закончившаяся дорога, вдали Гармиш, а вблизи я с недовольным видом. собираюсь попорачивать обратно:
Очень рекомендую так же не полениться, и прогуляться в горы пешком. Пешеходные маршруты обычно отмечаются указателями, но лучше выбрать любую подходящую по высоте горку и посмотреть на гуглокартах, есть ли туда тропинки (чтобы не получилось, как с дорогой от подъемника). Да, с непривычки и без подготовки подъем может оказаться непростым, зато есть шанс набрести на красивые виды, например вот такой вид монастыря Ettal (Эталь):
Но так же следует учитывать и время года, например, в середине мая на высоте 1300 метров начинает попадаться снег, а на высоте в 1360 метров его уже столько, что я не рискнул пробираться дальше вверх в кедах.
В мае отели заранее можно не бронировать. Во-первых, это позволяет гибко расходовать время путешествия, задерживаясь там, где более интересно, а во-вторых, дает возможность поторговаться с владельцами «гестхаусов». На большие скидки рассчитывать не стоит, но евро 10 за ночь мне скидывали. Хотя можно использовать и booking.cоm, за день до даты прибытия многие отели делают скидки и там тоже. Еще в каждом отеле должны дополнительно брать городской налог в размере 1,5-2 евро. На деле его берут далеко не всегда, правда, и официальный invoice вам тоже тогда не дадут.
Когда планируете маршрут на велосипеде, очень рекомендую прокладывать его не только с учетом расстояния, но и с учетом перепадов высот. Иногда расстояние в 50 км по относительно ровной дороге можно проехать проще, чем расстояние в 20 км по дороге «подъем-спуск». Кому интересно, вот ссылка на группу треков мой поездки:
http://www.gpsies.com/mapFolder.do?id=30520
(надеюсь, это не будет воспринято как нарушение правил форума).
Перед возвращением в Мюнхен я выставил вел на той же барахолке и неожиданно продал его девушке из Австралии за 160 евро. Так что вел получился интернациональный, а мой расход на велосипед составил 47 евро, что довольно-таки неплохо для двух недельного путешествия.
Хотя я до сих пор не уверен, правильно ли я сделал - может быть стоило притащить его с собой в Россию.
В целом, несмотря на непогоду в первой половине путешествия, своей поездкой я остался доволен. Надеюсь, мой описанный тут опыт поможет кому-нибудь не совершить моих ошибок и сделает чей-то отпуск лучше :-)