MINDELHEIM.
В поисках заправки заехали в Миндельхайм - исторический городок, считающийся родиной ландскнехтов. Создателем и предводителем которых был Георг фон Фрундсберг. Он родился в 1473 году в старинном замке Миндельбург, что находится в окрестностях города.
Георг фон Фрундсберг сделал блестящую военную карьеру на службе у императора Максимилиана I и вошел в историю как "отец ландскнехтов" - первого немецкого наёмного пехотного войска.
История возникновения войск наёмников типична для средневековой Европы, но в случае с ландскнехтами есть своя особенность: они нанимались в основном из представителей низшего сословия (бедноты) в противовес рыцарям-дворянам, хотя последние нередко занимали должности высших офицеров в формированиях ландскнехтов.
Ландскнехты - немецкие "солдаты удачи", вооруженные двуручными мечами-цвайхендерами чудовищных размеров, пиками и алебардами, впервые были сформированы из свободных граждан Швабии, Альгоя и Тироля. Прославились они не только своими военными подвигами, но и пышным, ярким одеянием.
Интересна история возникновения костюма ландскнехтов.
По легенде яркий костюм наемников появился впервые у швейцарских "райслауферов" (копьеносцев), после их победы над бургундцами при Нанси в 1477 году. Одежда победителей оказалась настолько изодранной, что они принялись латать ее прямо на поле боя, разрывая цветные знамена противника на лоскутки и делая из них заплатки. Разноцветные одеяния пришлась швейцарцам по вкусу и этот шутовской наряд тут же стал модным в их среде.
Заплаты, появившиеся в самых неожиданных местах на костюмах швейцарских наёмников, привели в восторг их заклятых соперников- ландскнехтов.
Они переняли эту моду и довели ее до совершенства, а их бравый вид в пестрых лохмотьях послужил поводом для вспышки новой моды.
Костюм с широкими рукавами и штанами, огромные шляпы с перьями — одежда ландскнехтов представлялась вызывающей в период Ренессанса. Император Максимилиан I даровал ландскнехтам свободу от законов, регулирующих стиль и внешний вид одежды, которым подчинялись другие подданные:
"Их жизнь настолько коротка и безрадостна, что великолепная одежда - одно из их немногих удовольствий и я не собираюсь отбирать его у них."
Костюмы ландскнехтов покрывались разрезами самой разной формы и размеров; они асимметрично располагались по всей поверхности дублетов и колетов, на шляпах и башмаках. Штанины, рукава и даже сам дублет могли состоять из разных по цвету половин, так что костюм имел почти что фантастическую форму. Получался набор из множества заменяемых элементов, что позволяло комбинировать детали. Стоит заметить, что между ландскнехтами существовала негласная конкуренция: каждый продумывал и совершенствовал свой наряд так, чтобы блеснуть перед товарищами и завоевать внимание женщин необычным видом. Особенно пришлись по вкусу одеяния в стиле "буфы и разрезы". Прорези верхней одежды и набивка нижних слоёв через эти разрезы служили не только украшением, но преследовали и практические цели. Буфы были нужны, чтобы дать свободу движениям рук в плече и в районе локтя. Это касалась и нижней части костюма -"плюдер-хозе" (причудливому подобию шаровар).
Помимо ландскнехтов такие необъятные штаны и камзолы стали популярны среди контрабандистов, которые использовали этот вид одежды для доставки через кордоны дорогих тканей.
Высшим шиком был стальной доспех, имитирующий стиль "буфы и разрезы". Он стоил бешеных денег, но средневековые модники не скупились.
Поскольку в сражениях часто с обеих сторон конфликта выступали наёмники, выглядевшие совершенно одинаково, чтобы отличать "своих" от "чужих" в рукопашной схватке ландскнехты, принадлежавшие к одной компании, носили широкие ленты материи одинакового цвета на шляпе, на поясе, в виде повязки на плече или перевязи через плечо. Это дало повод называть отдельную компанию ландскнехтов - "банда" соответствующего цвета (нем. "вand "лента"). А благодаря поведению ландскнехтов в отношении мирного населения слово "банда" в общеевропейской практике приобрело новое значение - устойчивая вооружённая преступная группировка.
Также отличительной чертой костюма ландскнехта является огромный, отражающий модные тенденции того времени, гульфик, который некоторые набивали ватой как для оптического увеличения размера причинного места, так и для смягчения удара. В такой гульфик спокойно влезал кошелёк и у ландскнехтов, сражавшиеся в первых рядах за двойное жалование (doppelsöldner), гульфики служили не только элементом экипировки, но и демонстрировали состоятельность владельца. Считалось, что ландскнехт зарабатывал в месяц больше, чем обычный крестьянин за год.
Стиль "буфы и разрезы" оказался очень динамичным и начиная с 16 века солдатские наряды стал влиять на дворянскую одежду. Часть английской знати была очарована "буфами и разрезами". В результате этого синтеза появились настоящие шедевры, сравнимые с современным искусством "haute couture". Яркие красочные костюмы прижились и были востребованы даже европейскими монархами.. Король Генрих VIII стал одеваться в этом стиле после того, как увидел одежду нанятых им на службу ландскнехтов. Знаменитый портрет Генриха VIII работы Ганса Гольбейна- яркое тому подтверждение.
Предполагается, что дублеты с разрезами, которые предпочитали ландскнехты, повлияли на моду эпохи Возрождения.
Дожили они и до наших дней: швейцарские гвардейцы Ватикана экипированы в одежды очень напоминающие облачения ландскнехтов, хотя полосатые красно-сине-жёлтые камзолы были придуманы в 1914 году командиром швейцарской гвардии Жюлем Репоном. Вдохновением ему послужили фрески Рафаэля Санти.
Статуя Георга фон Фрундсберга в подобном костюме красуется на углу Ратуши на площади Мариенплатц в Миндельхайме.
Верхние ворота с надвратной башней (1500 г.) - парадный вход в Миндельхайм .
Они примечательны тем, что во время ежегодного карнавала "Oberes Tor" облачают в наряд шута, который считается самым большим карнавальным шутом в мире и он, вполне очевидно, перекликается с костюмом ландскнехта.
Центр, спрятавшийся за старыми стенами и башнями городских укреплений, мы осмотрели, но пофотографировать практически не удалось. В Миндельхайме проходили кольцевые велосипедные гонки, и передвижения по городу были сильно ограничены: перейти с одной стороны улицы на другую было невозможно, да и небезопасно. Сам городок не произвел особого впечатления и, если бы не его историческое прошлое, он вряд ли меня заинтересовал. Две основные улицы и площадь Мариенплатц застроены типично швабскими домами с высоки фронтонами.
Самый красивый из них со статуей Девы Марии с младенцем.
Наиболее эффектным зданием является неоготическая Ратуша (бывший дом ткачей), перестроенная в начале XX в. по планам Ойгена Дроллингера - последнего архитектора "сказочного короля" Людвига II Баварского.
"Einlasstor" или Въездные ворота, впервые упоминаются в 1469 г. Свое название они получили из-за того, что опоздавшие путники могли попасть в закрытый после определённого времени город лишь через эти ворота и за оплату по установленному тарифу.
"Церковный квартал", к сожалению, был на реконструкции: всё перекопано и закрыто.
Сами гонки мы не особо прочувствовали: велосипедисты проносились перед нами со скоростью "ветра", но атмосферой соревнования всё же прониклись и болели за всех спортсменов, а не за кого-то конкретного. Любопытно было рассматривать гонщиков, их лица и эмоции уже после финиша и, конечно, экипировку. Современные "ландскнехты на колесах" выглядят столь же ярко, а стоимость их "обмундирования" сопоставима, наверное, с дорогим автомобилем.
До отеля в Мюнхене добирались с приключениями и если бы не навигатор, ночевать пришлось бы неизвестно где. Разобраться в хитросплетениях дорожных ремонтов ночью практически невозможно. В отеле тоже ждал "сюрприз". Чтобы попасть на рецепшен, нужно приложить к дверям магнитный ключ от номера, которого у нас естественно не было. Пока мы пытались решить эту задачу с помощью букинга, заветную дверь нам открыли два подвыпивших постояльца и мы их сердечно поблагодарили, а на ресепшене высказали свои претензии консьержу, за что и были наказаны комнатой с самом конце коридора на последнем этаже. Если учесть, что здание отеля очень длинное и до локдауна в него было два отдельных входа и несколько лифтов из подземного гаража, то теперь функционировал только один, который находился рядом со стойкой оформления и добираться до своей комнаты да ещё и с багажом было крайне утомительно.