Я до этого никогда, будучи за границей, не оказывался так близко к природе другой страны (в течение всей поездки). Поэтому впечатлений получилось на порядок больше, чем если бы мы ехали на экскурсионном автобусе или даже арендованном автомобиле. Пишу о впечатлениях, без всякого хронологического порядка.
Нидерланды при королеве и при короле.
Haarlem накануне дня коронации. В центре напротив собора установлены карусели, ларьки и кафе, народ начинает веселиться, пока еще потихоньку.
В день коронации мы проехали большое расстояние – от Haarlem до Valendam через опустевшие в этот день пригороды Амстердама и Marken.
Что удивило с самого начала – торжества везде начались рано утром с ... барахолки. В Хаарлеме накануне мы заметили намеченные скотчем квадраты напротив домов с криво лентой выведенными именами. Всю ночь накануне коронации народ гудел (площадь перед собором была заставлена сотнями велосипедов - и как они под утро выпимши разбирались, не пойму), а рано утром на улицах и даже под окнами гостиницы уже были поставлены самодельные лотки, столики и просто постелены покрывала. Такое было ощущение, что проживающий здесь народ просто вывалил напротив своих домов всякий ненужный хлам, и за недорого пытался сбыть его своим соседям. И то же самое в Заандаме, Маркене и других местах. Причем часто у лотков сидели дети – с детства приобщение к рыночному капитализму.
Одновременно с самопальным рынком развивалось веселье, пиво лилось рекой, и кое где бесплатно. Наша группа крутила педали на сухом законе, но один товарищ все-таки перехватил стаканчик дармового – говорил, 2 раза по пути отказывался, но когда третий в Заандаме предложили, не выдержал и за здоровье королевы матери выпил.
Количество подгулявших аборигенов также увеличивалось к вечеру по мере нашего продвижения по стране, так что в последнем городке – Валендаме – кое-кого уже мягко за белые руки транспортировали друзья и родственники. Причем атмосфера везде царила самая домашняя и дружелюбная.
Хармс! Чармс! Шардам ... в общем - Hoorn.
Велодорожки тянутся через бесконечные поля, пасется скот, я вдыхаю упоительные запахи навоза, то есть достатка и благополучия, которыми веет из хлевов и скотных дворов.
Не знаю, откуда Хармс взял свою кличку, но вполне конкретный хутор Schardam находится на пути к городу Hoorn, и здесь у моста и шлюза мы впервые увидели скульптурное изображение ухмыляющегося единорога, который является символом города.
В самом городе тоже были изображения единорога – атакующего и угрожающего – например на одном из зданий на центральной площади.
В городе Hoorn до меня наконец дошло, что фасады старых голландских домов не падают подобно Пизанской башне, и это не дефект объектива фотоаппарата, а спланировано и продумано голландцами заранее – так они экономили на подъемном кране. Посмотрите на первое фото – фасады реально стоят под углом друг к другу.
Город симпатичный, но вело-график поджимал по музеям и ресторанам времени ходить не было.
Интересно, что во втором по величине соборе города, остроконечный шпиль которого мы видели издалека, я нашел ... магазин матрасов. Да еще и закрытый на переучет. Ну - не ожидал.
В музей за селедкой
Город Enkhuizen - это почти родина Ост-Индской компании и всего мирового имперриализма.
На гербе города селедки в разных вариантах. Есть только что пойманные, а есть и уже потрошеные. На первом старинном гербе как раз видно что жабры вынуты и кишки торчат – рыбаки, народ простой, что с них взять. Второй герб современный, по всем законам полит корректности.
Копченой селедкой (а заодно и угрем) все кто хотел затарились в музее Zuiderzee Museum – там ее коптят прямо на глазах у публики и (я верю в это) по всем правилам.
Упитанная селедка + небольшой угорь обошлись в 5 евро.
Что касается остальных экспонатов музея – с детьми там безусловно было бы интересно. По типу музей напоминает Скансен в Стокгольме. Это стилизация под рыбацкую деревню, где каждый дом – подлинный и имеет свою историю. В домах тебя встречают люди, одетые в традиционную одежду. Нам, взрослым, было любопытно, но особых восторгов не вызвало.
Самое интересное было:
(1) в сырном магазине сыр дорогой, но можно попробовать, однако наесться такими маленькими кубиками все равно невозможно,
(2) в аптеке выставка голов с открытыми ртами – из рассказа аптекаря стало ясно, что якобы в старину лекарства отпускались не по рецепту, а по состоянию языка и слизистой рта. А так как город был портовый и попадалось много иностранцев, которые толком не могли пояснить, что болит, у каждой аптеки стояло наглядное пособие – мол рот шире открой! Это то, что я понял, но за достоверность не ручаюсь.
(3) на пристани в большом сарае интересные витражи – якобы христианские изображения, но с ракетами и другими современными атрибутами.
Keukenhof
При подъезде к Keukenhof потянулись сначала гиацинтовые поля, потом тюльпановые. Погода теплая, аромат в воздухе – словами не описать.
Интересно, что до этого я не знал о существовании Кёкинхофа, и не скоро сюда бы доехал, не будь у меня велосипеда.
Вообще-то это место на любителя. Любителя цветов. Кроме цветов там смотреть нечего.
Зато какие цветы! Я не ожидал, что существует такое разнообразие тюльпанов и гиацинтов. Удивили тюльпаны, расцветкой напоминающие чайные розы и водяные лилии. Еще были какие-то огромные цветы, с названием вроде «Галактическая звезда».
После Keukenhof через дюны наша вело-дорога лежала к морю.
Море-Дюны-Цветы
Вообще в нашем путешествии это поражало воображение – в течение нескольких дней мы двигались вдоль побережья как будто в трех разных стихиях: с одной стороны Северное море, с другой стороны фермы и разноцветные поля гиацинтов, тюльпанов и нарциссов, а посередине полоса дюн и леса. Как 3 разных волшебных мира – все на контрастах.
Дюны напоминали пустыню Марса с редкими вкраплениями нарциссов – наверное летом здесь цвета будет больше, но пока еще трава не проснулась.
И еще одна зарисовка по поводу природы.
Как раз в день коронации проезжаем мы мимо пустующих в этот день полей, и вдруг около одного из них видим троих голландцев средних лет, которые пристально высматривают что-то на этом поле при помощи биноклей. Рядом с ними – велосипеды. Загадочно. Мы распросили.
Действительность превзошла все догадки.
Они высматривали птичек куликов, у которых как раз шел брачный период. И прямо на этом поле кулики устраивали свои гнезда. А поле-то – пастбище скота! Так вот в этот день крестьяне высматривали места, где птички начинают строить гнезда, затем огораживали их от скота.
А это руины церкви в Бергене – алтарная часть восстановлена и там идут службы.
Сказка про Сардамского плотника
Сказка, как известно, ложь. Да в ней – намек.
Нам опять повезло. Насколько я понял, обычно экскурсии в доме-музее Петра I в Zaandstad (он же Zaandam) заказываются заранее, а без рассказа экскурсовода я бы не ухватил единственный, как мне кажется, смысл этого домика. Но наша группа явилась сюда перед закрытием, и русская сотрудница музея увлеченно и красочно, хотя и коротко, рассказала нам массу интересных вещей.
Действительно везение – встретить далеко от Родины такого человека, очень увлеченного своим делом, поток историй прямо лился рекой, и я слушал открыв рот.
Непонятно, плотничал в Заандаме царь Петр или нет. Сейчас в той куче легенд, которыми обросли те 7 дней, которые он здесь был, уже никак не разобраться. Да и не надо.
Потому что, как я понял, ценность этого домика не в том, что тут ночевал царь Петр. Этот домик является местом встречи народов, стран, культур и цивилизаций.
Этот домик долгое время являлся собственностью дома Романовых. Жозефина Богарне вот в этом месте истерически засмеялась, увидев, в каком коротком спальном шкафу спал долговязый Петр, а вот здесь при этом стоял Наполеон. Подпись Кутузова вот на этой стене чуть выше – мы-то с вами знаем, кто из них троих смеялся последним. А стоя на этой половице, великий Жуковский сочинил свое четверостишие, а Александр II забил вот этот гвоздь.
В месте такой концентрации следов великих людей, пересечения нитей мировой истории, я вряд ли когда-либо был. И почти все великие посетители ставили свои подписи и девизы на стенах и оконных стеклах.
Этот домик изнутри расписан так, что никаким граффитистам и не снилось.
По Утрехту на каное
Наш «вело-марафон» финишировал в Амстердаме. Мы с женой попрощались с попутчиками и на электричке поехали в Utrecht.
Я конечно предварительно узнал по поводу возможности прокатиться на каное или байдарке по каналам Утрехта, но честно говоря после недели кручения педалей не планировал еще и веслом махать.
Однако, посидев в ресторанчике на берегу канала и увидев, что движение не напряженное, профессиноналов мало, мы с женой поняли что не будем особенно выделяться, и пошли в пункт проката.
Взять каное оказалось делом не простым, а прямо-таки очень простым. Нам сразу посоветовали именно каное, а не байдарку – будешь сидеть в цивильной одежде как человек, грести на одной стороне и быть сухим. Для моего рюкзачка и сумочки жены дали гермо-мешок, который мы взяли с собой. На сидения нам подложили пенки, чтобы мягко было. Дали карту. Подарили шариковую ручку. Залога за плавсредство никакого. В результате мы прокатались почти час и 20 минут, заплатив только за 1 час.
В общем, я конечно не агитирую, но без этой прогулки наше впечатление от Утрехта было бы неполным.
Там можно плыть по малому и большому кругу.
Мы поплыли по малому кругу и правильно сделали – тут интереснее. (Но за час по малому кругу не успеть пройти – слишком много интересного – хоть на лодочной станции и говорят, что 1 час)
Сначала, пока гребли по главному каналу, ощущение было жизнерадостное. По сторонам были ресторанчики с выпивающей публикой. Потом начались частные владения – народ просто сидел на нижнем ярусе набережной (как известно, набережная в Утрехте двух ярусная) напротив своих дверей и жарил барбекю и задумчиво пил что-то из больших бокалов. Где-то играли свадьбу, где-то что-то отмечали. Нас однако не звали и не угощали.
Во второй же части малого круга мы плыли одни по узкому каналу, по сторонам мрачные стены, кое-где ощущение как в городском коллекторе. Романтика и готика! Прям Собор Парижской Богоматери какой-то.
Интересно, что в стене набережной под стоящими фонарными столбами сделаны миниатюрные барельефы – некоторые по виду очень старинные, другие явно новодел. Они изображают самые разные сцены, и не видны с верхнего яруса набережной. По нижнему ярусу от начала до конца не пройти – пришлось бы пробираться через рестораны и по частным владениям, а под мостами вообще не пройти. А во второй части малого круга нижнего яруса вообще нет, а барельефы есть. То есть единственный шанс все увидеть – только с воды.
По каналу большого круга мы потом прошлись пешком – там по сторонам нет набережной, просто парк и улица. Плыть там не интересно было бы.
Замок de Haar как салат из Ротшильдов со средневековыми рыцарями
Однозначно стоило его посетить. Мы почти весь день на него потратили.
Тут в отчетах по Бенилюксу есть уже тема посвященная замку с хорошими фотографиями.
Добавлю только, что с нами олени на контакт не шли. Более того, при попытке приблизиться к загородке они убегали на другой конец поля.
Что касается экскурсии в замок – мне кажется раз Вы сюда приехали, однозначно надо сходить, несмотря на то что она на голландском.
Тут я поступил следующим образом: взял аудиогида на английском и еще прихватил английский текст, который тут же раздавали. При наличии 3х точек доступа к информации получилось нормально: что не услышал, то прочитал, что не понял – увидел вживую и догадался.
Текст аудиогида совпадает с текстом на листах, но они оба не совсем совпадают с экскурсией – нас таки не привели в ванную (будуар), а в спальни вели каким-то другим маршрутом. На выставке серебра вообще выдали отдельные листочки, которые отняли перед выходом из комнаты.
Но вкратце впечатления были следующие.
Практически не важно, что с этим замком было до конца XIX века – экскурсия об этом умалчивает. Самое главное началось после того, как бедный но родовитый барон (аж с тремя гербами) женился на Елене Ротшильд (фамилия в комментариях не нуждается), причем аудиогид нашептал, что обе семьи были якобы не в восторге от брака. Ну как же – невеста из грязи да в бароны (то есть денег как грязи). Да и зятек бедноват.
Но судя по результату брак получился прочный, и судя по текстам Елена мужа во всем поддерживала. В нескольких помещениях замка есть ее фотографии – красивое волевое лицо.
Женщина была выдающаяся для своего времени – водила автомобиль, чуть ли не гоночный, свою спальню обставила по каталогу – тогда это только-только внедрялось. Этим она шокировала архитектора реконструкции замка, который хотел весь замок перестроить в стиле нео-готика.
Что это за нео-готика, тоже вопрос.
Для меня самым показательным здесь был главный (не помню как точно назывался) зал, образованный из внутреннего дворика замка - это своего рода атриум – дворик накрыт сверху крышей.
Крыша (не у дворика а у посетителя) едет от убийственного смешения стилей, подмены понятий и использования вещей по нужному хозяевам назначению.
Обилие икон наводит на мысль о церкви, но это скорее светский салон, где читали газеты под кофе. В стоящий на самом видном месте реальный саркофаг они сыпали лед и охлаждали в нем шампанское. Поражает концентрация богатства - роскошная роспись и лепка стен и потолка со средневековыми сюжетами, лестница со стрельчатыми окнами в зал, скульптуры и вазы и т.д.