Или сказ о том, как посетить французский курорт под названием Пиренеи.
Песнь первая.
Из которой следует, что самое эффективное средство самообразования – это грабли!
Давно ли, недавно ли то было, только было это в мае года 2019 – го.
Два привычных для меня состояния: или путешествую, или готовлюсь к путешествию, неожиданно разомкнулись, образовав непривычное для меня третье состояние – ништо.
Виза получена. Подготовка закончилась, до путешествия еще 10 дней.
Я лениво просматривала планы, маршруты.
От «нечего делать» зашла в Фейсбуке на страничку приюта, в котором собиралась ночевать. Просматривала опубликованные там фото и видео, попутно «тренируясь» в переводах с французского.
- Надо же, сколько снега! – прокомментировала я одно видео… и замерла…
А потом по телу прокатилась жаркая волна…
Под видео дата – 23 мая 2018 года.
У приюта стоит девочка, что-то рассказывает о погодных условиях, демонстрируя огромное снежное поле, окружающее домик, насколько хватает глаз.
Май… горы… снег… грабли!
Дважды ездила в Норвегию, ходила по горам в июле - августе. Почему?
Да, потому что в июле – августе самое недождливое и теплое время года, и нет снега на основных маршрутах.
По Пиренеям отчетов очень мало, но все они только летом или ранней осенью. Не приходило в голову, почему туда не ходят в мае – июне?
Короче! До отправления 10 дней, а я даже не знаю, куда отправляюсь!
Пишу в приют: - Дескать, у меня есть треккинговые палки, и только. Как у вас там со снегом?
Получаю ответ: - В это время года нужны кошки и ледоруб. И только!
Вот, это я попала! Грабли – что надо!
Состояние «ништо» самоликвидировалось.
Подготовка к путешествию приняла характер вулканический и трудно управляемый.
Ссылка автора)
Все предыдущее было написано поздней осенью прошлого года. Потом я начала готовиться к путешествиям в этом году. Подготовка, как всегда, заняла всё свободное время. Решила оставить написание отчёта до лучших времён.
И вот они пришли, времена… Не уверена, что – лучшие…
В то время, когда китайский короновирус «бодро шагает» по планете, и неизвестно, куда он «шагнёт» на следующий день, чрезвычайно неудобно планировать маршруты по любым Альпам - Пиренеям.
Пришло время для исполнения отчета по французским Пиренеям.
...Надо сказать, что маршрутов, подробно расписанных по ходовым дням по-русски, я так и не нашла. К сожалению, и я мало что могу добавить в копилку. Этому есть объяснение – май месяц). И всё же!
Те маршруты (т.е., тропы), что я изначально планировала, есть на maps.me, Vindy Maps, OsmAnd, AlpineQuest, а также на сайте приютов в разделе поиск на карте https://www.ffcam.fr/rechercher_refuge_chalet.html.
Где-то это известные GR10, HRP, местные PR, где-то - никак не обозначенные.
Я решила их здесь описать вкратце, вдруг кому-то понадобится.
Первый маршрут в районе Гаварни.
Первый день. Ночь в Лурде. Первый автобус 8.45-9.39 в Котре (или автостоп рано утром). До моста тоже автостопом. Идти до Пети Виньемаль. Ночь в Refuge de Bayssellance.
Второй день. Если не успеваю накануне до Пети Виньемаль, то сначала - туда, затем в сторону Гаварни.
GR10 к Chalet la Grange de Holle, затем автостопом почти до Пор де Бушаро. Оттуда до ночевки - Refuge des Sarradets ou de la Brèche de Roland. На сайте информация, что он на ремонте, но переночевать можно. Условия ночевки во время ремонта не описываются.
Третий день. До La Brèche de Roland, затем в Гаварни через Цирк. Ночевка в Лурде. Автобус в Лурд один, в 17.30.
И второй маршрут. Это Пик дю Канигу.
Первый день. Ночь в Перпиньяне, автобус прямой до Берне - Ле - Бен 10.20 - 11.55. Или первым поездом (7.00-8.20) до Вильфранше, а затем автостопом. Тропа - та, что на юг через аббатство Сен Мартин и Refuge Arago. Ночевка в Refuge Cortalets.
Второй день - в Берне - ле - Бен через Pic Joffre, Refuge de Bonne Aigue. Дальше местная тропа РR. Ночевка где-то вблизи железной дороги, чтобы назавтра в гроты попасть.
Итак, май 2019.
«Зарубил» мои планы Refuge de Bayssellance. Это он в конце мая 2018 был «по колено в снегу»!
Аквитания – Юг – Пиренеи – Восточные Пиренеи (Лангедок – Руссильон)
Моя поездка включала несколько городов.
Но очень хотелось в горы! И я стала искать варианты.
Они нашлись! На Visorando.
Надо зарегистрироваться, и на почту приходит ссылка с треком и описанием для скачивания. Там же можно почитать отзывы тех, кто уже ходил по данным трекам, и сориентироваться с учётом сезона.
И, конечно, я ежедневно просматривала странички приютов на Фейсбуке, где хозяева так же ежедневно информируют, какие тропы открыты, а куда лучше не соваться.
Вот тут еще можно небольшие маршруты найти https://www.cauterets.com/je-decouvre/v ... de-trails/
Из всего многообразия, предложенного Visorando, с учётом возможного снега и имеющегося подъезда общественным транспортом, я выбрала следующие маршруты.
1) Цирк Гаварни Cirque de Gavarnie. Кстати, по-французски читается «Сирк». Туда – классический общедоступный путь по грунтовке, обратно через Cirque du Pailla Цирк Пайя. Был вариант туда – через Plateau de Bellevue плато Бельвю. От него пришлось отказаться ввиду возможных проблем переправы через реку. Было ещё одно потаённое желание: подняться направо от цирка Гаварни. Не до La Brèche de Roland бреши Роланда, конечно. Там без вариантов, снег. Но хоть немного поближе к горам, насколько это будет возможно.
2) Le Cirque d'Estaubé цирк Эстобе или Le Cirque de Troumouse цирк Трумус. И там, и там отзывы на сайте обещали несложный маршрут без резких подъёмов и спусков и большое количество сурков. Как цирк, Трумус более впечатляющий, чем Эстобе, и обратная дорога проходит по другой тропе, что делает маршрут более разнообразным. В Эстобе же чаще встречаются сурки. Однако к началу маршрутов и в том, и в другом случае невозможно добраться общественным транспортом, а это 7-8км по серпантину, последние 2-3км с резким набором высоты 700-800м.
Решение было таким – куда подвезут, туда и еду!
3) Les Lacs Estelat par le Refuge de la Glére. Озёра Эстала через рефудж Глёр. Этот маршрут я нашла сначала на сайте Питерского «Клуба приключений». Там собирались идти к озёрам Эстала ешё раньше меня – в середине мая. Задала вопрос про снег. Ответ был уклончивый. Смысл: сами не знаем, куда идём. Это, разумеется, добавило мне уверенности. На сайте Visorando был маршрут к озёрам. Однако отсутствовали отзывы туристов на это время года. Рефудж около первого озера Глёр не работал в зимний период – задать вопрос было некому… Ладно, будем пробовать дойти хотя бы до первого озера Глёр, а там по обстоятельствам.
4) Pic du Canigou Пик Канигу. Маршрутов к нему существует множество. Постаралась все их изучить на предмет проходимости (несколько переправ через реки) и ночёвок. Маршрут может быть и круговым, и линейным, однако, в любом случае, он - двухдневный. Оптимальной ночёвкой я сочла Refuge Cortalets. Находится посередине любого маршрута вблизи пика Канигу. Это удобно для «посещения» пика (если в первый день не успеваю, иду утром следующего дня).
Сам же маршрут «туда» я выбрала через убежище de Bonne Aigue. Правда, часть этого маршрута почему-то отсутствовала на maps mi.
Я написала в Refuge Cortalets для уточнения маршрута и возможности ночёвки без предварительного бронирования. Мне ответили утвердительно по обоим пунктам.
В общем, еду!
Уже в аэропорту бронировала новое жилье, которое пришлось поменять в связи с изменением общей нитки маршрута.
Победа благополучно «приземлила» меня в Бергамо. Немного побегав в районе аэропорта, я отыскала свой автобус в город. Не буду сейчас заморачивать подробностями. Просто напишу, что автобус номер 1 имеет не один маршрут, а несколько разновидностей. Мне нужен был тот автобус, который имеет остановку на via Portico, напротив Orio center, и называется 1А. Короче, маршруты карт Гугл вам в помощь!
Заселилась, сходила в магазин. А утром отправилась на прогулку по Бергамо.
Доехала на автобусе до фуникулёра и пешком - вниз.
Бергамо, как и два года назад, встретил меня дождём и пасмурностью.
Прошлась по знакомым улочкам и местам.
Панорама города опять была грустна и серовата.
В киоске я купила билет на 90 минут, доехала на автобусе до своего дома, быстренько собралась, и добежала до предполагаемой остановки автобуса в аэропорт. Это был тот же номер 1а, только остановка его находится в другом месте практически на трассе. Спасибо Гугл - картам.
...В Бордо я почему-то хотела. Когда Победа в 2018г начала продавать билеты в Бордо, немного даже расстроилась, что сроки моего тогдашнего путешествия в Бретань не совпадали с открытием нового направления. К сожалению, направление всё равно закрыли, не совершив ни одного рейса.
А сейчас всё сложилось замечательным образом. Из аэропорта Бергамо, в который я прилетала из Москвы, можно улететь в Бордо Ryanair. Правда, на следующий день.
Аэропорт небольшой. Очередь на досмотр багажа – огромная, движется довольно медленно.
И хотя я приехала в аэропорт рано, ощущала какое-то беспокойство.
В начале года Ренайр ввёл безбагажные тарифы. У меня был билет Priority.
В салон, кроме небольшой ручной клади, можно было взять дополнительно то, что раньше входило в стоимость билета, - чемодан 55x40x20.
Плата за дополнительную ручную кладь составляла 6 евро. И её нужно было оплатить сразу при покупке билета. Позже в личном кабинете разрешалось докупить лишь сдаваемый багаж за 10 евро. Помню, что сомневалась, уточняла. И решила сэкономить…
...Только мой чемодан вылез из черного ящика, ко мне тут же подошла работница службы досмотра. Разговор передавать не буду – там было много итальянского с её стороны и много русского с моей. Суть её претензии ко мне заключалась в том, что треккинговые палки нельзя перевозить в салоне. Я пыталась убедить её в том, что они разобраны, хорошо упакованы, острые концы закрыты, и даже в нежелании сражаться с пассажирами на палках во время полёта. Она была непреклонна.
Моя знакомая (тоже путешественница): - Я представила, как ты разбегаешься по салону, держа палку как копьё!
Плакала, что они мне нужны в Пиренеях, умоляла…
Предложение отправить палки сдаваемым багажом за 20 евро меня не вдохновило.
Служительница пожала плечами и положила мои палки на нижнюю полку движущейся ленты.
Вышла из зоны досмотра. Времени ещё было много. Успокоиться не получалось. Экономия в 4 евро! увенчалась потерей палок.
Тут меня осенило. Если она мне говорила про острые концы, пусть тогда отдаст мне всё остальное, без них. Наконечники должны сниматься, потому что их можно менять, когда стачивается сталь.
Набрала на переводчике жалостливое обращение, проверила корректность перевода и побежала назад. А назад то хода нет! Эскалатор из зала досмотра только вверх, а лестницы нет. Выручил какой-то дядечка. Похоже, он мало, что понял из моих сумбурных корявых итальянских объяснений. Однако открыл мне какую-то потайную дверь в зал досмотра.
Воодушевлённая человеческим отношением ко мне этого дядечки, я вошла в зал, и сразу сникла. Палок на нижней полке уже не было. Добрый дядечка позвал тётеньку, забравшую их. Прочитав мои жалостливые просьбы на телефоне, она отмахнулась от меня, как от назойливой и глупой мухи.
Ещё немного погоревав, я отправилась на посадку.
Жалко было не столько потерянных палок и, соответственно, денег на покупку новых, сколько… Эх!
Было очень неприятное чувство, связанное с ударом по гордыне. Я вся такая умная – разумная, всё просчитываю, всё знаю. А тут опростоволосилась. Сэкономила 4 евро, не удосужившись изучить правила провоза палок в салоне.
Очень надеялась, что смогу обойтись без них.
Удивительно, но тело «настроилось» на отсутствие палок. И даже довольно крутые спуски в районе Канигу обошлись без проблем в коленях. Только в одном месте на маршруте к озёрам я пожалела об отсутствии палок. Об этом ещё расскажу.
...Позже, через 2,5 месяца, погуляв по Альпам, возвращалась в Москву из Бергамо.
В очереди на сдачу багажа познакомилась с девочкой Машей. Рассказала ей трагикомедию про палки. Потом мы вместе стояли в очереди на досмотр. Вдруг Маша показывает мне вверх на плакат. Там по-итальянски чётко написано и нарисовано, что нельзя брать в салон. И среди прочего - «мои» палки! Маша так и сказала: «Вон Ваши палки!»
И тут я увидела тётеньку, лишившую меня их. И, видимо, нарисовавшую этот плакат! Я её, конечно, уже давно простила. Тем более, что «мои» палки навсегда остались в аэропорту Бергамо на плакате в назидание остальным туристам.
Будете в аэропорту Бергамо, передавайте привет!