Предыстория.
Прошлым летом муж возил во Францию ребенка. Стандартно в Париж, и брал дополнительные стандартные экскурсии в Версаль и по замкам Луары. Ну в Версаль, действительно, с группой лучше, а насчет замков Луары, муж, приехав, долго ругался. Говорит, стало все еще хуже, чем было в 1998 году, когда он сам первый раз туда ездил. Все галопом, быстрее-быстрее, ничего рассмотреть толком нельзя, и вообще уже второй раз ему издали показывают Шамбор и ни разу туда не пустили. Безобразие!
А еще мужу тогда же предложили индивидуальные экскурсии, куда захочет, он захотел в Нормандию на место высадки. Съездили... Муж всю дорогу (долго и по пробкам) "экскурсоводу" подробно все рассказывал. Вернулся с мыслью, что туда надо просто ехать.
В этом году решили таки детей бросить и съездить отдохнуть в Европу. Долго выбирали, куда, решили, что за неделю успеем в Нормандию и на Луару. Изначально еще хотели в Бретань попасть, но упираться не стали.
Ездили в первой половине июля на 9 дней (8 ночей). Четыре дня (приезд и три полных) в Нормандии, четыре дня с днем отъезда в долине Луары, и день на переезд.
Писать буду отрывочно - что вспомню, то и напишу.
Мы прилетели в ШдГ где-то днем, взяли прямо в аэропорту машинку (в Hertz, наши там всегда берут), заказывали ее еще из Москвы по тырнету и сразу в объезд Парижа рванули в Кан (Caen - столица Нижней Нормандии). Вечером припарковались возле гостиницы, практически в самом центре города, разложились и пошли гулять по городу.
Центральный собор
Крепость
Вид города с крепости.
Улочка с ресторанами, где мы ужинали
Вообще в Кане довольно мало сохранилось старых строений, он был довольно сильно разрушен в войну. Не Сталинград, конечно, и не Токио, но благодаря полководческой альтернативной одаренности Монтгомери, фронт по Кану елозил туда-сюда довольно долго. Поэтому даже с крепости видны, в основном, новые дома. Вот только одна эта улочка с ресторанами.
И еще вот такие домики на другой улице мы увидели.
Утром встали и сразу же поехали по мемориальным местам.
Когда муж ездил из Парижа, они реально успели посетить музей 2-ой мировой войны в Кане (в эту поездку мы туда как раз не попали) и музей на мосте Пегасус, где была высадка британских парашютистов. Потом они ехали вдоль побережья, смотрели блиндажи и пушки (вылавливая из каждого ребенка)
Но уже все музеи были закрыты, и вообще они до конца побережья не доехали, потому что уже было поздно, а надо было еще возвращаться в Париж, все-таки 250 км. Мы то сейчас базировались в Кане, от него до дальнего конца участка высадки ехать час с небольшим, от ближнего 20 минут, поэтому могли себе позволить совершенно спокойно все рассмотреть.
Для начала поехали туда, куда муж в прошлый раз не доехал, в Сент-Мер-Еглиз, в место высадки американского воздушного десанта. Там тоже, конечно, музей, посвященный этому.
Ну вот примерно в таком стиле сделан. Вообще очень большой, большая площадь, на газоне экспонируется техника, и два ангара, в одном помещается планер и экспозиция, во втором аж целый десантный транспортный самолет и экспозиция вокруг него, часть ее на фотке.
А на церкви Сент-Мер-Эглиза вот такой мемориал в память о реальном событии
А еще там же с парковки выбирался народ на древних машинах и мотоциклах. Большой толпой с детьми, в т.ч. и маленькими.
Из Сент-Мер-Эглиза поехали прямо на побережье. Там американский район высадки, пляж Юта.
Собственно, сам пляж там вот такой
Местность всего этого полуострова очень плоская, дюны там метров по 5, максимум 10 высотой, примерно как в Прибалтике. И вся местность дальше абсолютно плоская. Немцы там весь район просто затопили, только какие-то куски суши проступали. И дороги. Европейцы дороги всегда делали качественно, фиг затопишь. Собственно, по этому направлению американцы уже к вечеру служили торжественную мессу в административном центре района, километрах в 30 от берега. А на следующий день уже этот маленький полуостров полностью перерезали.
А вот мемориал и музей
Мемориал довольно большой, там несколько памятников, ну не считая еще художественно расставленной и оформленной военной техники. Еще ее туча внутри музея. Музей большой и довольно интересный.
Дальше уже по совсем сельской дорожке вдоль берега поехали в Понт-дю-О. Собственно, когда муж ездил из Парижа, это была последняя точка, до которой они добрались (они ехали с другого конца района высадки). Лучшие фотки у него с того времени, в этот раз он практически только меня с косматыми растрепанными волосами фотографировал.
Понт-дю-О - это такая весьма высокая скала между пляжами. На ней базировалась немецкая дальнобойная батарея, весьма хорошо накрывающая совершенно плоский лежащий под ней (точнее от нее в сторону) пляж Юта. Поэтому послали бригаду рэйнджеров для уничтожения этой батареи чуть раньше общей высадки. И еще заранее провели колоссальную артподготовку. Немцам артподготовка не понравилась, они орудия сняли и увезли в ночь до штурма рэйнджеров. Т.е. рейнджеры штурмовали отвесные утесы с колоссальными потерями практически зазря.
Лунный пейзаж - последствия артподготовки.
Вот примерно такие скалы штурмовали.
И то, что там было (и осталось). Чуть-чуть.
Ну, поехали дальше. На пляж Омаха.
Соответственно, тоже американская зона высадки. Совсем другой пейзаж. Вообще там совершенно роскошно, вот где бы я хотела просто отдыхать, так это в Нормандии, причем именно в районе Омаха-бич. Сидеть на верхней веранде небольшого домика перед горами, смотреть на море, медитировать и пить сидр или кальвадос.
Лирическое отступление про сидр и кальвадос.
Еще когда собирались, на вопрос мужа, а что мы там пить будем, я сказала "конечно, кальвадос!"
Хотя, что это такое я себе вообще не представляла. Все познания сводились к тому, что этот напиток постоянно пила героиня "Триумфальной арки" Ремарка.
По дороге еще туда в аэрофлотовском журнальчике, который всегда в кресла кладут, оказалась статься как раз про кальвадос. Оказалось, что это вообще говоря, весьма пальцастый напиток, спирт двойной перегонки, как на коньяк, только не из винограда, а из яблок. И потом выдержанный. Чем дольше, тем лучше.
Вкус - офигенный! Намного мягче и приятнее коньяка, и намного благороднее, чем виски, даже самый старый и хороший.
Но постоянно пить нельзя. В ресторане в Кане официант ну о-оочень долго переспрашивал, действительно ли нам кальвадос подать с самого начала трапезы. Вообще он у них стойко обитает в дижестивах (десертных напитках), в отличие даже от коньяка, который присутствует и там, и там (в смысле и в аперитивах, и в дижестивах). Оказалось правильно все, с кофе идет просто замечательно. Отдельно - не так.
Пили сидр. Совершенно прикольное яблочное вино. Шипучее до ужаса. Вкусное, как компот. Много выпьешь - поплохеет.
Вот сразу и сидр, и кальвадос. Всего один раз удалось убедить официанта подать и то, и другое одновременно.
Возвращаюсь к Омаха-бич.
Там пляж песчаный, довольно узкий, потом подпорная стенка метра два, за ней вдоль пляжа дорога. Вдоль дороги сейчас дома, во вторую мировую их там не было. Дома уже такие горные. А за ними поднимается крутой и высокий склон, заросший чем-то. В склоне в некоторых местах (видимо в бывших оврагах) дороги к пляжу, довольно крутые уже сами по себе. Ну очевидно, что защищать такую местность как нефига делать, а вот штурмовать замучаешься. Отдыхать там хорошо. Вот в день высадки там и отдыхала аж целая дивизия СС.
Вообще все мощнейшие укрепления "западного вала", как они назывались, к 44 году "обороняло" всякое отребье. Не пойми кто. Собственно, поэтому всю эту оборону прорвали просто с полпинка. Единственное место, где реально шли бои - это Омаха-бич, где угораздило нарваться на немцев, и не просто на немцев, а на дивизию СС. Еще и пейзажик как специально.
Совсем крутых скал у меня фотографий нет, но примерно вот так выглядит (это съемка не с пляжа, а примерно с середины этой горы)
Там аж два музея. Официальный и частный.
Вот так выглядит частный. Все очень тесно, совершенно не покрашено, почти не облагорожено (но при этом все равно хоть несколько манекенов в одеждах! Когда б наши музеи хоть что-нибудь подобное начали делать...)
А вот так официальный. (Это один из кадров, но остальное в том же стиле).
Частный мне понравился значительно больше. Конечно, он существенно меньше по размерам, намного темнее и теснее, но зато он, как бы это сказать по-русски... натуральнее, что ли. В официальном, конечно, тоже все вещи подлинные, но уж слишком они там покрашены, почищены, постираны. В частном все вещи почти в том виде, в каком их хозяин музея нашел на пляже. Впечатления от этого намного больше.
Да, мемориалов на Омахе тьма-тьмущая. И рядом еще мемориальное американское кладбище. Мы с мужем туда не ездили, потому что он туда ездил в прошлый раз.
Мы его просто видели, проезжая, с дороги. Видели еще мемориальное английское кладбище. И еще мемориальное немецкое кладбище. Все очень-очень ухоженные, очень мемориальные, в смысле много утыканы разными памятниками, стелами, и прочими мемориальными штуками, везде довольно много народу.
И всего одна фотка, причем не лучшего места, пейзажа Омахи. Потому что мы там крутились быстро-быстро, раза три его весь объехали и поверху и понизу и по всем дорожкам сверху вниз, искали официальный музей. С трудом нашли, но муж был не готов останавливаться по дороге для фотографирования пляжа, а от музеев на пляж фиг дотопаешь - далеко и сильно вниз даже от официального, который где-то посередине дороги снизу вверх находится. А частный вообще наверху, зато его искать не надо, он на дороге.
Мы в этот день еще успели посмотреть дальнобойную батарею в Лонжин-сюр-Мер.
Собственно, большая часть пушек там стоят на местах и вообще не тронуты, ни во время войны, ни после. Я до сих пор не понимаю, что во Франции так не нужен металлолом?
И даже еще успели до закрытия музея попасть в музей в Арроманше. Это уже английская зона высадки, Голд-бич.
Вот сам город.
Там в музее совершенно шикарный экспонат. Действующий макет плавучего порта. Действующий в том смысле, что там движение воды полностью изображено как есть в этом месте.
Ну и еще англичане в музее напоминают, что вот они там были не одни.
Собственно, если в американских зонах высадки высаживались только американцы, то в английских зонах - все европейцы, а также британский доминион. Правда, канадцы локально все были на другом пляже - Джуно-бич, там мемориал чисто канадский.
А так были много кто (в небольших количествах), и французы, и бельгийцы, и греки и еще толпа народов.
И еще в этот день успели в Джуно-бич. Музея там вообще нет, там какой-то центр чего-то вместо музея, очень большой и пафосный, но скорее для сбора своих, чем для посещений посторонними. Вот такой.
Там пляж уже примерно как на Юте, только более опрятный. Вообще английские зоны высадки шли по уже жилым зонам. Арроманш - город, Джуно-бич рядом с городом, довольно крупным уже.
Вот так они оформили весь пляж. Все выходы с него оформлены, т.е. аж целый пляж все мемориал.
И там же мемориал, на котором перечислены ВСЕ военнослужащие, которые принимали участие в высадке на Джуно-бич. Поименно каждый, не только погибшие.
А еще образец постройки на песке
А это там же, такая вот классная ферма на фоне современных домов.
Уфф. День закончился, мы поехали домой в Кан, по дороге увидели надпись "музей Радара", это единственный музей, куда мы хотели попасть, но не попали.
Вообще, когда планировали поездку, муж считал, что нам одного дня из Кана вполне хватит, чтобы посмотреть все мемориалы. Он сильно ошибся, потому что не учел время на осмотр музеев.
Еще мы собирались съездить в Верхнюю Нормандию и до Кале. И еще на день съездить в Бретань. А сам Кан посмотреть типа вечерами.
Во-первых, в первый же вечер в Кане я твердо сказала, что готова пожертвовать поездкой в Кале, чтобы нормально посмотреть Кан в рабочее время музеев. А после поездки по местам высадки мы, подумав, решили, что из всей поездки в Бретань, оставим только поезку в Мон-Сен-Мишешь (правда, оказалось, что это и не Бретань, а все еще Нормандия).