С благодарностью нашим Ангелам, придумавшим и наилучшим образом организовавшим эту поездку.
!!!
Друзья, если у кого-то в каком-то браузере ("Опере", "Яндексе") не видны фотографии, то:
либо
1) откройте в другом, например, в "Мозилле" (там всё видно);
либо
2) разово проделайте следующую операцию (на примере "Хрома"): открываете chrome://settings/content/insecureContent и в "Разрешить" добавляете forum.awd.ru - после этого всё начинает работать. Подобный механизм действует и в других браузерах (в частности, в "Опере")
..........
Слышали новый анекдот: "тем, кто пережил 4 месяца зимы, пятый месяц - в подарок"? :) И эта хохма родилась не на Камчатке, не в Норильске, не на Хакасской Абазе, где августовскими стройотрядовскими маньянами мы кутались в плотные двойные телогрейки. Если уж такие чёрные шутки появляются в нашей Московии - значит, народ действительно всерьёз утомился от ставшего уже традиционным на протяжении почти двух третей года чёрно-бело-мокро-холодного безвременья...
И не случайно, что мой новый рассказ про Испанию, как и прежние, опять начинается с погоды. Ведь эта поездка, традиционно открывающая наш новый сезон странствий, является не просто очередным путешествием - это прыжок из зимы в лето. "Лето?" - подозрительно-скептически спрашивают мадридцы, потуже завязывая шерстяные шарфы при вечерних +8. "Лето, лето!" - радостно киваем мы, расстёгивая тёплые куртки и засовывая подальше в сумки меховые перчатки и вязаные шапки - "Если снега нет - значит, уже лето".
Хотя справедливости ради надо сказать, что настоящего лета всё же не получилось. Более того, это была, пожалуй, одна из самых холодных наших Испаний: с ветрами, нечастым солнцем и даже - страшно сказать! - дождями. Правда, дожди случались "временами и местами" и по-настоящему нам не навредили, но зонтик не только постоянно был нашим спутником в качестве традиционной "палочки-отгонялочки" дождя, но иногда использовался и по более прямому и естественному назначению. Что ж, весна - она и в Испании весна, а апрель здесь - вообще один из самых нестабильных в погодном смысле месяцев в году. В любом случае по сравнению с Москвой, где в середине апреля ещё не растаял снег, весенняя Испания с зеленеющими листочками и цветущими апельсинами выглядит просто раем:)
Мадрид уже по традиции становится нашей базой на одну ночь. Каждое испанское путешествие начинается не то, что однообразно - почти одинаково: вечерний прилёт, мадридское метро до отеля, а утром - на поезд или на автобус - и в новые места! В этот раз нас ждёт Эстремадура, tierra extremena - край, лежащий "на обочине" традиционных туристических маршрутов. Сюда редко заезжают "по пути", сюда, если ехать, то ехать целенаправленно и осознанно. Хотя известных и даже знаменитых точек на карте Эстремадуры очень много. Куда ни ткни - попадёшь либо в национальное достояние Испании (или берите выше - всего человечества, свидетельством и гарантом чего является "печать" ЮНЕСКО), либо, как минимум, "просто" в знаковое для страны место, так или иначе вошедшее в историю. Ну кто, к примеру, сегодня хотя бы раз не слышал (кроме отдельных представителей поколения пепси, разумеется) имена великих авантюристов (по сути, бандитов, но ведь великих!) Эрнана Кортеса и Франсиско Писарро, положивших конец древнейшим цивилизациям ацтеков и майя? И кто из путешествующих по Латинской Америке не столкнулся к упоминанием имени Пресвятой Девы Гвадалупской? А ведь все эти имена являются, выражаясь циничным современным языков, брэндами именно этой области - Эстремадуры. Впрочем, подробнее обо всём этом - в своё время и на своём месте.
Вообще мысли об Эстремадуре у меня появлялись очень давно. Первой меня привлекла Мерида, именно благодаря ей я впервые задумался о том, что Испания тоже была римской и что театров и амфитеатров здесь едва ли не больше, чем в самой Италии. Однако из-за своего расположения Мерида никак не хотела вписываться ни в один из моих плановых маршрутов, а ехать сюда специально было слишком накладно - как по деньгам, так и по времени. Потом была попытка привязать посещение Касереса к поездке в Лиссабон из Мадрида, но Лиссабон как-то быстро разросся до самостоятельной поездки, и Касерес тоже был отложен на неопределённое будущее. Но, как обычно, планы, управляющие нами, оказались намного мудрее, чем те, что строим мы сами. Видимо, Эстремадура не терпела столь небрежного отношения к себе и отметала всякие попытки осмотреть её с наскока и заодно с чем-то ещё. И победила. Впрочем, мы особо и не сопротивлялись, и очень рады тому, как всё в конце концов обернулось - мы посмотрели все основные достопримечательности этих мест (хотя в целом их, конечно же, намного больше): Касерес и Трухильо, Мериду и Бадахос, Пласенсию и суперзнаменитый монастырь Пресвятой Девы в Гвадалупе и даже посетили, пусть и чисто символически, Португалию, заехав в небольшой приграничный городок Элваш.
Спланировать маршрут, честно говоря, было очень непросто. Хоть расстояния здесь и сравнительно небольшие, и автобусы ездят, и поезда ходят, но расписания у них такие, что возможностей для манёвра оставалось не так уж и много. А посещение Гуаделупе, которая, по сути, является деревушкой на отшибе, ещё сильнее ограничивало возможные варианты. В итоге было решено въехать в Эстремадуру и выехать из неё на общественном транспорте, а внутри воспользоваться арендованной машиной.
В конечном счёте маршрут получился таким: Мадрид - Касерес - (Элваш) - Бадахос - Мерида - Трухильо - Гвадалупе - Пласенсия - Мадрид. На всё про всё - 5 неполных дней (хотя условия акции "Аэрофлота" "подарили" нам ещё один, шестой день, но его мы использовали совсем для другой цели). Итак, поехали!
---------- Вступление: ола, Эспанья, ола, Мадрид! ----------
Я очень люблю Испанию. Те, кто знаком с моими рассказами о предыдущих поездках, не сомневаюсь, подтвердят, что это не пустые слова. Если бы у меня был дар, я стал бы "певцом" Испании, я писал бы о ней романы, я слагал бы про неё оды и прочие вирши. Но ... судьбе было угодно обделить меня таким даром, и мне приходится довольствоваться только корявой и неромантичной констатацией своей любви к этой стране.
Я очень люблю Испанию. И чем больше я узнаю её историю, чем более понятными становятся мне хитросплетения происходивших здесь за столетия событий, чем больше я увязаю в изучение испанского языка, тем более близкой и родной делается она для меня. Нет, я не требую от неё взаимной любви - слишком неравнозначны наши "весовые категории". Но мне достаточно и того, что Испания, эта великодушная señora (о, perdoneme, señorita - нельзя забывать, что мы имеем дело с дамой, обозначать возраст которой просто неприлично!) позволяет мне любить её, как средневековые дамы позволяли рыцарям совершать ради них геройства и безумства. И весомым вопложением этого соизволения стала новая двухгодичная мультивиза - спасибо сеньорите - визовому офицеру испанского консульства за принятое решение!
Я очень люблю прилетать в Испанию. Эта процедура именно благодаря своей повторяемости стала почти ритуальной, а от того - очень значимой. Для меня Испания начинается с мадридского метро: именно здесь, на розовой ветки, следующей от aeropuerto, слыша на станциях знакомые объявления ...proxima estación..., я чувствую, как с меня спадает суета прилёта и паспортного контроля, усталость от 5-часового перелёта и начинаю ощущать себя "как дома". Как дома - потому что мне уже всё хорошо знакомо, потому что вывески, объявления и реклама перестали быть для меня иероглифами и стали понимаемыми, потому что в душе я чувствую резонанс с этим местом, этой страной и её людьми. А когда мы выходим из метро и впервые вдыхаем тёплый запах вечернего города, запах, в котором непривычно (на контрасте с нашим апрелем) намешаны ароматы распускающейся листвы и невесть когда успевших распуститься цветов... нет, мадридцы никогда этого не поймут и не оценят! Они настолько привыкли к этому, настолько пригляделись и принюхались, для них это настолько в порядке вещей, что им трудно по-настоящему оценить все прелести очередного обычного (для них) весеннего мадридского вечера. Но мы, поверьте, можем оценить это и насладиться этим в полной мере.
Когда ночуешь в Мадриде, особенно между поздним прилётом и ранним отъездом, очень важно правильно выбрать отель. С одной стороны, хочется поскорее оказаться в нём, кинуть вещи и выйти на улицу, наслаждаясь чувством, что ты опять в Испании. С другой - утром, возможно, будет дорога каждая минута, поэтому желательно предусмотреть быстрый и удобный трафик от отеля до автостанции или ЖД вокзала. Совсем идеальным вариантом было бы ещё раннее начало отельного завтрака, что для Испании отнюдь не характерно. То ли дело в Швейцарии: завтраком с полседьмого утра там никого не удивит. А в Испании он редко начинается ранее 7.30, а при отъезде 8-часовым автобусом или поездом это уже фатально. В этот раз мне помогло то, что я вспомнил о таком виде городского транспорта, как электрички (cercanías). Нет, я, конечно, знал об их существовании и даже периодически пользовался ими, но рассматривать их как средство передвижения в городе почему-то не догадывался. А это меняет очень многое: некоторые районы, отдалённые от вокзалов, становятся очень близкими к ним, если там есть станция cercanías. Поэтому мы выбрали отель Celuisma Florida Norte, расположенный на Principe Pio: и от аэропорта сравнительно недалеко и удобно ехать, и до Mendez Alvaro, где находится "южный" автовокзал Estación Sur, откуда отправлялся наш автобус до Касереса, всего 7 минут (для сравнения, на метро, по данным http://www.metromadrid.es - целых полчаса). Ну а наличие раннего (с 7 утра) завтрака довершило наш выбор.
Несмотря на то, что в отель мы приехали в полночь, устоять перед соблазном немного прогуляться перед сном было сложно. Точнее сказать - невозможно. Тем более, что вечер (или уже ночь) стоял очень тёплый - столь тёплой Испании в этой поездке у нас уже потом не было. Мы прошлись к древнеегипетскому храму Дебод, подаренному Испании правительством Египта в 1968 году в знак благодарности за помощь, оказанную при спасении храмов Абу-Симбел от наводнения. А потом - на площадь Испании с фонтаном-монументом, посвященным Мигелю Сервантесу и его знаменитым героям, где ещё были видны следы пасхальных гуляний, происходивших здесь накануне. Мы были несколько разочарованы тем, как невыразительно выглядели в ночи оба сооружения - честно говоря, мы рассчитывали на более впечатляющее зрелище. Возможно, пик подсветки приходится на вечернее время, а ночью включается нечто вроде дежурного, а потому очень слабого освещения?
А тем временем явно наступила пора ложиться спать - через каких-то 5 часов в отеле уже должен был начаться завтрак, сразу после которого нам предстояла дорога на автовокзал. И свежие ноги и ясные головы на следующий (точнее, уже на этот день) нам были очень кстати.