Пролог.
О паломничестве в Сантьяго де Кампостела мне было известно очень давно. Тем не менее, я и подумать не мог, что El Camino de Santiago по-прежнему существует. Я привык видеть чистеньких российских паломников в Риме и на Балканах. Их привозят организованными группами к месту паломничества и также увозят. Только благодаря Саиду (aka Сергею) и его великолепному отчету, размещенному на форуме, я узнал о том, что El Camino de Santiago не просто существует, но и становится все более популярным в Мире.
900 тысяч пилигримов пожелали мне удачи, или 900 км. за меся
Прочитал я Саидову прозу и сразу подумал - вот он шанс реально пройти путем средневековых паломников, через столицы славных королевств, увидеть великие соборы и церкви, места, где начиналась реконкиста, где свершались великие подвиги и чудеса средневековья. Одним словом шанс увидеть то, что видел паломник 500 или 1000 лет назад, абстрагироваться от современных дополнений к пейзажу и попытаться понять человека того времени.
Первая проблема заманить попутчиков. Как бы невзначай, подсунул людям отчет Саида. Кто-то сразу загорелся, кто-то категорично, вероятно оценивая собственные физические возможности, заявил - «Вы не дойдете!». Такие заявления особенно раззадоривают!
После того как определился круг участников, встал вопрос о подготовке. К этому мы отнеслись исключительно серьезно, сам фон Шлиффен с Большим Генеральным штабом Германской Империи могли бы позавидовать. В части физической подготовки, все участники некурящие, три четыре раза в неделю посещающие спортивный зал для выполнения упражнений со свободными весами и на тренажёрах. Дополнительно два раза в неделю пробежки на тренажерах на дистанции 4,5-5 км. В данной части мы были прекрасно подготовлены.
Как оказалось покупка снаряжения, а именно: рюкзаков, обуви, носков, спальных мешков, и т.д. дело совсем не шуточное, а главное не дешёвое. Пришлось потратить не менее 30000 рублей на все это. Например:
1. Немецкие треккинговые ботинки «Майндл» за 10000 рублей. Покупка себя полностью оправдала.
2. Немецкий рюкзак «Детур», объемом 50+10 литров с анатомической, дышащей спиной. 5000 полновесных «российских рупий». Покупка себя полностью оправдала.
3. Спальный мешок «Сивера» до -8 градусов С. Еще 2500 рублей. Странная вещь у нас в России, спальник стоит дороже, если он сделан для более тёплой погоды. Также полностью оправданная покупка.
4. Пять пар (две пары тонких и три толстых) испанских треккинговых носков от «Купрон», рассчитанных на температуру воздуха +24+28 градусов С, по восемьсот рублей за пару, на сумму 4000 рублей. Отличная покупка, однако, пять пар это перебор, вполне хватило бы двух пар носков.
5. Плащ-накидка «Татонка» с капюшоном, позволяющая одеть ее поверх рюкзака, еще +1500 рублей. Очень полезная покупка.
6. Американская надувная подушка «съела» еще 1800 рублей. Оказалась совершенно бесполезной вещью. Воспользовался ею только два раза. Вес ничтожный, но литр объема в рюкзаке подушечка съела.
7. Легкие кроссовки «Демикс» с «дырчатой» структурой, еще 2500 рублей.
8. Самая бесполезная покупка это пластиковая подстилка, на которой при случае предполагалось расстилать спальный мешок. Пользовался всего два раза и то во время привалов, чтобы не лежать на траве. Оставил в Финистерре.
Плюс всякая одежда типа брюк 5.11, шорт и футболок. Банные тапочки. Аптечка, к сбору которой следует подойти с особым тщанием. Налобный фонарик, которым я всего пару раз попользовался и т.д.
Кроме всего прочего была проблема с получением не менее 30 дней отпуска. Но и ее удалось решить.
После того как организационные вопросы и закупка снаряжения были завершены, мы провели несколько тренировочных прогулок прямо по Санкт-Петербургу. Первый раз мы прошли 10 километров, второй 20. Такие прогулки с полностью загруженным рюкзаком, в той обуви и носках, в которых предполагается совершить Камино, могут помочь своевременно выявить и устранить целый ряд проблем. Иными словами избавить от неприятных сюрпризов тогда когда будет поздно что-либо исправлять.
Качественный путеводитель по Камино мы скачали тут:
http://www.caminosantiago.ru/home/guidebook.html
Однако надо иметь ввиду, что это перевод с немецкого, соответственно большинство немцев, австрийцев и швейцарцев пользуются именно им со всеми вытекающими. Еще один недостаток этого путеводителя, на некоторых стадиях дневной переход рекомендуется закончить в малонаселенном месте без достопримечательностей, в котором только один альберге с малым количеством мест. Поэтому данный путеводитель можно использовать как хорошую основу для собственного планирования.
Безусловно лучшим путеводителем является Camino de Santiago: St. Jean * Roncesvalles * Santiago (Camino Guides) Джона Брайерли. Я купил его на Амазоне еще 6 февраля, а пришел он по почте 14 мая когда я был между Бургосом и Леоном. Что я потерял я понял лишь по возвращении.
http://www.amazon.com/Pilgrims-Guide-Ca ... e+santiago
При наличии этого путеводителя невозможно потеряться или пропустить что-либо интересное.
Итак, все готово и мы сами к Камино готовы, то есть infaterie bereit, panzer bereit! Еще на начальной стадии встал вопрос, как добираться до начальной точки нашего путешествия городка Сен Жан Пье де Пор во Франции. Наиболее приемлемым был избран вариант авиаперелета из Хельсинки в Мадрид с пересадкой в Мюнхене. Затем перелет из Мадрида в Памплону и далее наземным транспортом до Сен Жана в Bel France. Обратно из Сантьяго в Мадрид решили поехать на ночном поезде, прибывающем в столицу Испании рано утром. Далее перелет из Мадрида в Хельсинки через Франкфурт на Майне.
Выезд из СПб в Хельсинкский аэропорт Вантаа наметили на вечер последнего рабочего дня перед майскими праздниками 28 апреля. Ничто не предвещало беды и вдруг - на тебе! Забастовка авиакомпании Иберия. В конце концов, удалось поменять билеты и получить новые на тот же день, на рейс с которого мы успевали в Памплоне на микроавтобус «Бурико» отправляющийся в Сен Жан в 20:00. Подробности были описаны тут:
Забастовки Iberia 2012 год
Путь к Камино де Сантьяго, 28-29.04.12.
Итак, мы выехали из СПб около 22:00 28.04.12 на машине. Проехали без проблем по Восточному сектору КАД и выехали на трассу «Скандинавия». В пути не произошло ничего примечательного, за исключением длиннющих пробок, образовавшихся перед двумя ремонтируемыми участками дороги. На этих участках движение организовано в одну сторону по светофору. Соответственно в предпраздничный день все ехали в сторону Финляндии и, напротив, в сторону СПБ почти не было машин. Светофор никто не перенастроил. Родное ГАИ/ГИБДД хоть и присутствовало, но никак не вмешивалось в процесс регулирования ДД. Соответственно в Северном направлении скопилась пробка километра на полтора. На проезд этих двух ремонтируемых участков ушёл лишний час. Тем не менее, на КПП «Торфяновка» мы прибыли около 01:00 29.04.12. Удивительно, но наши пограничники и таможенники, несмотря на большое количество транспорта и пассажиров, работали очень быстро, или скажем так профессионально. Получив выездные российские штампы в наши паспорта, едем на финскую сторону, на КПП «Ваалимаа».
Там встаем в очередь и попадаем на финского пограничника с совершенно опухшим лицом и краснющими глазами. Вероятно, человека оставили работать во вторую смену или выдернули из дома, лишив законных выходных в связи с наплывом «Рюсся» на длинные выходные. И тут начинается. Он вяло задает вопрос: «Кутаа еттете?» Первый отвечает: «В аэропорт Вантаа. Дальше в Мюнхен. Дал….». Тут пограничник начинает недовольно пыхтеть: «Потшему фи говворритте Вантаа? Вы ше еттетте в Мюншен?». Злобно пыхтит, какое то время затем ставит печать. Когда очередь доходит до меня я вдруг понимаю, что сказать ему, что еду в Мадрид и далее в Памплону, а дальше в Сен Жан, а затем в Сантьяго Де Кампостела через несколько десятков городов – этого означает вызвать у человека самый настоящий взрыв мозга. Камино в опасности! Призываю про себя на помощь Господа нашего и Святого Якова. На вопрос «Кутта еттетте?» спокойно отвечаю – «В аэропорт Вантаа, а оттуда в Мюнхен». Пограничника накрывает очередная волна ярости, и он злобно шипит, потому что говорить нормально уже не может: «Если ия етту в Мюншен, зачем мне говворритт, что я етту в Пулковво. Это ше не мой дом!» Громко, со всего маха шлепает печать. Иду к машине и произношу про себя: «Господи дай ему счастья и здоровья». Хоть языком его и руководил дьявол пытавшийся сократить количество паломников, рука его выполнила команду Господа нашего, аллилуйя!
Дальше перелет из Хельсинки в Мадрид самолетами авиакомпании «Люфтганза» прошел без происшествий. С немецкой точностью до минуты прибыли в Барахас Т2 по расписанию в 11:35 местного времени 29.04.12. Пока получили багаж, пока перебрались в Барахас Т4 прошло минут 40. А вылет в Памплону по расписанию в 15:35.
Увидел контрольные весы, взвесил свой рюкзак. Оказалось, что вес его составил 12 килограмм. Я почему-то был в полной уверенности, что его вес не превышает 8 кг. и до этого момента был очень собой доволен, что я так хорошо снарядился и упаковался. Затем ставлю на весы сумку с фотоаппаратом, дополнительным объективом и др. принадлежностями. Еще три кило, итого пятнадцать - вот она моя ноша. Тогда я еще не задумывался над тем, что ко всему прочему я буду нести 700 грамм вина, полтора литра воды и т.д. Если Вы не дружите со спортом, если Вы хрупкая женщина, если у Вас проблемы с позвоночником или тазобедренными суставами и если у Вас еще и другие если – не берите такой вес. 8 килограмм это разумный предел, все что свыше - от лукавого! Уже по возвращении, прочел на одном англоязычном форуме совершенно жуткую историю о том, как один перегрино увидел «хрупкую перегрину», сгибающуюся под непомерной тяжестью рюкзака. Он и еще пара других перегринос решили ей помочь. В общем, они несли ее рюкзак по очереди до ближайшей деревни. Итог – человек порвал плечевую мышцу и сошел с дистанции в начале пути. Кто-то ему сочувствует, называет добрым самаритянином и хорошим христианином. А кто-то говорит, что вообще был бы неспособен на такой поступок, т.е. «каждый сам несет свой крест». Мораль сей басни – выбирай посильную ношу, дабы потом не заставлять ближнего своего нести не только свой, но и твой крест, который для него может оказаться непосильным, да и для тебя самого тоже.
А в это время в Барахасе мы подходим к стойке авиакомпании Иберия. Сдаем багаж. Вежливый сеньор вежливо объясняет, мол, ребята в связи с тем, что в период забастовки пилотов ряд рейсов был отменен, пассажирам отменных рейсов билеты были переоформлены на другие рейсы. А посему, посадочные талоны я Вам вручаю без мест. Может так случиться, что пассажиров будет больше чем мест в самолете. Кто сядет на свободные места во время посадки – тот сядет. В случае если мест вам не достанется, то мы отправим ваш багаж этим рейсом, а вас следующим в 21 час. Опа! Это уже удар ниже пояса. Микроавтобус ждет нас в Памплоне в 20 часов. Есть возможность прямо сейчас купить билеты, сесть на автобус в Барахасе Т4 и выехать в Памплону. Автобус прибывает около 20 часов. Но стоимость невозвратных авиабилетов тогда теряется. Более того, лично я планировал забежать в музей Наварры, до отъезда в Сен Жан. Обсуждаем ситуацию. Решаем идти к гейту на посадку. Занимать живую очередь в первых рядах. Если ничего не получится, то летим вечером, микроавтобус отменяем и переносим на завтра, либо в самом крайнем случае, начинаем наше Камино из Памплоны. Идем к посадочному гейту и тупо садимся на ближайшую лавочку, типа мы первые. До посадки два часа, никого кроме нас еще нет. Потом начинает подтягиваться публика. Народ постепенно прибывает и его становится все больше. По мере прибывания потенциальных пассажиров нашего рейса, возрастает и наше беспокойство. Наконец появляется еще один сеньор, который объявляет начало посадки. Только одной девушке и парню, проявив чудеса акробатического искусства, удается проскочить перед нами. Даем свои посадочные талоны сеньору из Иберии. Синьор, что-то проверяет в записной книжке, после чего обычной авторучкой вписывает места в посадочные талоны. Иду на посадку, негромко восклицаю «Вива Сантьяго!»
В самолете, кстати, осталось только одно не занятое место! Далее, как и предполагалось, через час мы приземлились в Памплоне. Девчонка из Бразилии, белая, услышав незнакомую речь, спрашивает, откуда мы. Отвечаем, что из России. Она делает круглые глаза и спрашивает, мол, где это, в Европе, в Азии? Я таких встречал, ничего особенного, для меня это уже давно не показатель известности или славы какой-либо страны, а показатель глубины невежества конкретного человека. Однако некоторые из нас были в легком шоке от этой девицы, пытались ей объяснить, что Россия имеет самую большую территорию в Мире. Лучше было бы сделать круглые глаза и переспросить: «А Бразилия, где это? Рио? Карнавал? А что это?» Но мы так не поступили, потому что мы офицеры и джентльмены, хотя и бывшие.