Билеты можно купить перед посадкой или онлайн на https://www.trenitalia.com/en/services/fiumicino_airport.html
Наша гостиница-в десяти минутах ходьбы от вокзала Roma Termini.
Большая сосна, недалеко от отеля, хороший ориентир.
В Риме популярны мини-автомобильчики. С парковкой-нет проблем.
Roma Termini-большая транспортная развязка, тут и междугородние поезда, метро, автобусные и трамвайные остановки.
Отсюда мы выезжали на скоростном экспрессе в Венецию.
Кроме того,Termini, это и большой торговый центр, с продуктовыми супермаркетами,бутиками, торговыми площадками.
Интересен Рынок Mercato Centrale, праздник желудка и изобилия итальянской кухни…
Большой выбор кафешек, кулинарии,ресторанчиков..
Эдакое культурно-гастрономическое пространство, куда туристы приходят пробовать национальные блюда
Любимые итальянцами артишоки.
Рим-самый густонаселенный муниципалитет в Италии и третий в Европе, после Берлина и Мадрида.
История Рима восходит к 753 году до нашей эры, туристы едут сюда из-за многочисленных исторических памятников, город включен в список объектов наследия ЮНЕСКО.
Как мне кажется-каждый город имеет свой особенный характер,атмосферу, ауру...Город может понравится или разочаровать, иногда не хватает одной короткой поездки, чтобы сложилось собственное мнение…
Но Рим нам, определенно,понравился, это из тех случаев, когда,определенно,хотелось бы сюда еще вернуться...
Рим предлагает так много всего, что каждый день открываешь для себя что-то новое и это не только новый исторический памятник, но и новые впечатления, эмоции…
Даже итальянцы, выросшие в Риме, находят тут новые, интересные места, спрятанные от быстрого,поверхностного взгляда.
Туристическая суета у основных достопримечательностей, но стоит отъехать на метро на несколько остановок от центра и ты попадаешь на спокойные,широкие улицы, с неспешным ритмом жизни, уютными кафешками и зелеными парками...
Рим, был источником художественного и литературного вдохновения для многих известных людей.
Писатели Гете, Стендаль, Гоголь, Тургенев...Художники Караваджо, Микеланджело,Рафаэль-нашли здесь творческое вдохновение…
Брюллов создал здесь «Последний день Помпеи». Он не только жил в Вечном городе, но и похоронен на местном кладбище...
Свое знакомство с Римом мы начали с холма Яникул ( Colle del Gianicolo), откуда собирались не спеша дойти до района Трастевере и дальше, к набережной Тибра.
Трастевере – крупнейший район в Риме, его очень любят горожане и туристы, с его запутанными переулками,многочисленными тратториями и ресторанчиками,историческими памятниками.
Чтобы прочувствовать для себя атмосферу Рима-многие туристы едут в этот богемный район.
Название района происходит от латинского trans Tiberim , что означает «за Тибром».
Район возник на другом берегу реки, по отношению к центру Рима.
Туристов,в то утро, было не много, утренняя свежесть, тишина и спокойствие.
Платаны вдоль дороги и 84 бюста прославленных гарибальдийцев, сражавшихся за оборону Рима в 1849 году.
Бронзовый монумент полководцу и народному герою Джузеппе Гарибальди.
Памятник Аните Гарибальди, жене и боевой подруге Д.Гарибальди,созданный в 1930-х годах.
Это не только памятник,но и место погребения отважной женщины.
Неподалеку Маяк - подаренный городу итальянцами Аргентины по случаю пятидесятой годовщины объединения Италии.
Выглядит диковинно, вдалеке от моря…
Вокруг-цветущие деревья. Это Багрянник европейский, или Церцис европейский, или Иудино дерево.
Ветки с цветами облюбовали зеленые попугаи.
В Риме встречаются два их вида-
Ошейниковый попугай : родом из Азии.
Попугай-монах : родом из Латинской Америки.
Судя по всему-заморские птицы очень комфортно себя чувствовали на деревьях Вечного города.
Версии,как попугаи попали в Рим разные.
Возможно, это были экземпляры, предназначенные для продажи в качестве домашних питомцев. Некоторые из них затем бежали или, были выпущены на свободу...
Факт заключается в том, что попугаи хорошо адаптировались к климату Рима и сумели выжить и процветать.
По некоторым оценкам, сейчас говорят о присутствии тысяч попугаев, бороздящих просторы Рима.
По пути с вершины холма к району Трастевере -полюбовались фонтаном Mostra dell'Acqua Paola.
Строительство Аква Паола относится к периоду между 1610 и 1614 годами.А нынешний вид фонтан принял после модификации,в конце 17 века.
Красиво доминирует над большой террасой с видом на город.
Идем вниз ,с холма по старинным улицам района Трастевере.
Базилика Chiesa di Santa Maria della Scala,построенная,между 16 и 17 веками.
В день Пальмового Воскресенья Церковь празднует вход в Иерусалим Иисуса Христа, которого народ приветствовал ветвями пальмы. Отсюда и название праздника. Церковь украшают ветвями пальм. В этот день литургия начинается вне церкви, где собираются верующие, а служитель церкви благословляет веточки пальм и олив , принесенных собравшимися. После службы верующие приносят их домой, обмениваются с родными и друзьями, хранят их, как символ мира.
У церкви,много народу.
Старинные улочки, тут много туристов и жителей города. Зашли перекусить в небольшую тратторию ( тип итальянского ресторана).
Традиционное карбонаре.
У набережной тусовка,где-выставка-продажа местных художников.
Колоритные жители.
Река Тибр все также несет свои воды вдоль берегов, как и тысячи лет назад, являясь немым свидетелем истории Вечного города.
Мост Сикста.( Ponte Sisto). Пешеходный мост.
Был построен Папой Сикстом IV в 1475 году, чтобы обеспечить прямое сообщение между районом Трастевере и остальной частью города.
Мост Честио (Ponte Cestio).
У моста Честио.
Эмилио или Мост Ротто (Ponte Emilio,Ponte Rotto).Сейчас,от него остались лишь поэтические руины,поднимающиеся их вод Тибра.
Это остатки самого древнего и самого длинного римского моста.
Наблюдать его можно с Палатинского моста.
Построенный в деревянном виде в III веке до нашей эры и столетие спустя перестроенный в каменный.
Мост занимал важное стратегическое положение, но у него была непростая судьба : расположенный под углом к речному течению, в месте, где вода особенно стремительна, его очень часто повреждало течение реки. Поврежденный, или разрушенный, он стал предметом бесчисленных реконструкций. Даже его название часто менялось на протяжении веков.
В 1853 году Пий IX решил снова ввести мост в эксплуатацию с использованием подвесных металлических переходов : это решение просуществовало до 1887 года, когда переходы были сняты для строительства нового Палатинского моста . Мост лишили двух крайних арок, оставив его в том состоянии, в котором он находится до сих пор...
Тиберина, (итал. Isola Tiberina; собств. «Тибрский остров») — небольшой остров в форме лодки, расположенный в излучине реки Тибр, к югу от Ватикана. Место нахождения древнего храма Асклепия ( Древнегреческий бог врачевания),точнее,руин…
Согласно легенде, чума обрушилась на Рим в 293 г. до н.э., вынудив Сенат издать распоряжение о постройке храма Асклепию (римляне латинизировали его имя как «Эскулап»).Вскоре после этого,чума закончилась...
Относительно недалеко от центра Рима находится интересное место, не часто посещаемое туристами.
Парк Акведуков (Parco degli Acquedotti) – возможно,самый древний парк в Риме, настоящее чудо света,единственное подобное место в Италии.
До наших дней сохранилось 7 из 11-ти акведуков. Место расположено в живописной долине-это любимое местом отдыха горожан. Проехаться на велосипеде,заняться спортом,совершить пешую прогулку..
Тут собираются на пикник, отмечают праздники..В общем,популярное место.
Ветерок принес запах жареного мяса-где то,культурно отдыхает очередная компания…
В верхней части Акведука виден водопроводный желоб, через который проходила вода.
Помимо акведуков, в парке много интересного-это Аппиева дорога,важная для древнего мира.
Древние гробницы и полуразрушенные объекты Средневековья.
В Парке Акведуков располагались богатые жилища влиятельных людей римской эпохи, поэтому на территории и на сегодняшний день проводятся археологические раскопки.
Территория парка-огромна, поэтому для неспешного,детального осмотра потребуется время...
Добраться до этого романтического места легко на линии метро-метро Lucio Sestio, линия A, красная ветка.
На следующее утро,у нас было запланировано посещение Колизея.
Чтобы не стоять в живой очереди,билеты бронировал онлайн…
Но, нужно было, за 30 минут до указанного времени входа в Колизей, обменять ваучеры,на собственно билеты.
Утром подходим по указанному адресу, все закрыто плотными ставнями, поодаль стоят несколько человек, то же с забронированными билетами…
Наконец, подходит мужик и открывает контору.
Получив билеты идем к колизею,его огромный,узнаваемый фасад, возвышается в центре Рима.
Колизей.
« Вот памятник, который будет более знаменит, чем любое другое человеческое произведение ».
Этими словами поэт Марциал (Marziale ) описывает Колизей, который с момента его постройки стал настоящим символическим изображением города Рима.
В 1980 году, он был объявлен одним из 7 новых чудес света.
Его первоначальным названием было « амфитеатр Флавия », поскольку он был построен при императоре Тите Флавии Веспасиане.
Имя архитектора, неизвестно.
Считается,что в его постройке участвовали квалифицированные работники, а рабы -на каких-то подсобных работах.
Амфитеатр мог вместить 50 000 сидящих зрителей, а если стоять на верхних ступенях, то до 80 000 человек.
Его использовали для различных типов представлений: от гладиаторских боев до реконструкций знаменитых сражений, охоты на животных, греческих трагедий, театральных представлений.
Колизей состоит из трех концентрических колец по горизонтали и четырех рядов арок и стен по вертикали, уменьшающихся к арене. Своды и арки помогли облегчить огромную массу и сделать ее более устойчивой.
Чтобы сделать его еще легче и придать большую устойчивость, каждый верхний этаж был сделан менее толстым, чем нижний.
ВЕЛАРИЙ
Это был гигантский шатер, составленный из множества отдельных листов, который закрывал зрительские трибуны, но,не центральную арену, чтобы защитить людей от солнца или небольшого дождя, одновременно создавая ток с центральным отверстием. воздуха между верхом и низом, чтобы освежить зрителей.
Листы были прикреплены к столбам сложной системой веревок и закреплены к земле снаружи амфитеатра так, чтобы вес не заставлял их падать внутрь.
Крепление к земле осуществлялось с помощью веревок, привязанных к каменным столбам, расположенным за пределами травертиновой платформы, на которой стоит Колизей.
Здесь также использовались шкивы и лебедки, сложная инженерная система, для работы которой требовались специалисты по парусному делу. Фактически были задействованы моряки с римской военно-морской базы, расположенной рядом с Колизеем.
Архитектура позволила идеально организовать поток зрителей внутри и снаружи Колизея. Люди быстро достигали нужного места, войдя через 74 арки.
Эллиптическая арена имела каменный пол вокруг и деревянный пол в центре, покрытый песком.
Специальные лифты поднимались и опускались после каждого выступления, чтобы заменить грязный песок на чистый.
Арена была ниже пещеры, которая стояла на подиуме высотой 4 метра, украшенном статуэтками, барельефами и мрамором и с бронзовой балюстрадой для защиты.
Под ареной располагались служебные помещения с центральным проходом по главной оси с 12 коридорами, распределенными по обеим сторонам.
Существовала сложная система лифтов-для для раздельного выхода на арену гладиаторов,животных и обслуживающего персонала…
НАУМАХИЯ В КОЛИЗЕЕ
Эти сражения не часто проходили в Риме, поскольку стоили очень дорого.Небольшие корабли, во всех деталях,копировали настоящие.
Римляне называли их navalia proelia (морские сражения), но они известны под греческим термином naumachia.
Наумахии,часто стремились воспроизвести знаменитые исторические сражения, например битву греков, разбивших персов.
Зрелища, должно быть, были впечатляющими. К примеру, в центре бассейна была построена крепость, чтобы «афиняне» могли высадиться и захватить «сиракузский» оплот. Необходимо было контролировать этапы реального сражения, чтобы публика была в восторге от маневров солдат и вида боевых машин.
Воевать приходилось, как правило, осужденным преступникам, но иногда это были труппы профессионалов, как в исторической репродукции, или настоящие моряки и солдаты. Марциал писал, что Наумахии были в первые годы после открытия Колизея, но неизвестно, каким образом Колизей мог быть заполнен водой.
Изображения морских сражений, соответствуют первым годам существования Колизея, когда подземные помещения еще не были застроены клетками и камерами и в принципе, было возможно затопить арену. Шоу было настолько запоминающимися и впечатляющими, что о нескольких знаменитых наумахий историки оставили нам соответствующие документы.
Но как,действительно, происходило затопление Колизея,ученые могут только предполагать и существуют самые разные теории.
Разрушение Колизея не произошло естественным путем, как часто предполагалось, из-за землетрясений.
Мрамор фасада и многих других внутренних частей Колизея,использовался, в основном, для строительства папских дворцов и церквей по всему городу. Долгое время он использовался в качестве источника строительных материалов и, по оценкам, от первоначальной конструкции Колизея сохранилась только треть.
Во внутренних коридорах Колизея.
От Колизея до многих достопримечательностей можно дойти пешком, хотя, по петляющим улицам и из-за перекрытых( строительные,реставрационные работы?) в некоторых местах участках, приходилось потратить время больше, чем представлялось, хотя, интересно, просто побродить по городу, с его нарядными витринами, историческими фасадами, наблюдая за жизнью городских улиц..
Недалеко от Колизея и в пределах визуальной видимости находятся многие исторические памятники.
Правда,тут приходится включить воображение,чтобы прочувствовать далекую эпоху, к сожалению время не пощадило многие величественные строения...
Рынки Траяна. Шедевр римской инженерии , построенный из кирпича (цемент с внешней кирпичной облицовкой). Различные помещения, вероятно, использовались как офисы и архивы, связанные с административной и судебной деятельностью, которая происходила на Имперских форумах..
Форум Траяна. Форум был построен по приказу императора Траяна и был украшен трофеями, привезёнными после завоевания Дакии в 106 году.
Форум был открыт в 112 году, колонна Траяна в 113 году.
La Colonna Traiana. Колонна Траяна, спроектированная по приказу императора Траяна.
2000-летняя Колонна,хорошо сохранилась до наших дней...
Построенная в 113 году нашей эры в честь деяний императора Траяна в Дакии , Колонна Траяна была первой когда-либо возведенной колонной , где украшения расположены , спиралевидным образом, вдоль вала колонны.. Ее строительство представляло собой сложную задачу: от добычи мрамора до транспортировки последнего по суше, морю и реке, от обработки и, наконец, до установки, на строительной площадке Форума Траяна.
Постройка Колонны и сегодня вызывает большое удивление. Колонна Траяна состоит из 17 колоссальных камней – элементов цилиндрической формы – монолитных, диаметром почти 4 метра. Сложные барельефы спирально обвивают колонну 23 витками : почти 200 метров белого мрамора, который можно развернуть, как кинопленку. Фильм, повествующий о победоносных военных походах Траяна против даков для защиты границ Империи на Дунае.
Внутри находится винтовая лестница из 185 ступеней, ведущая на вершину.
Изображенных персонажей около 2500; среди них, император Траян.
Колонна праздновала завоевание Дакии, но у нее была и другая функция - памятника-мавзолея Траяна: в основании, собственно, была помещена золотая урна с прахом умершего императора.
8 августа 117 г., а на вершине была установлена его позолоченная бронзовая статуя, утраченная в средние века. В 1587 году папа Сикст V заменил ее новой статуей, изображающей Святого Петра .
Через дорогу от колонны Траяна видно собор 16-го века Санта-Мария-ди-Лорето (Santa Maria di Loreto).
Башня ополченцев.
Высотой около 50 метров, выглядит внушительно и, должно быть, была частью один из крупных укреплённых комплексов средневекового Рима.
Его название, возможно, происходит от древнего военного поселения, крепости, которая использовалась в качестве штаб-квартиры Тиберинского ополчения, варварских полков, названных так императором Тиберием Константином, или состоящей из гражданских ополченцев для защиты города.
Легенда связывает башню с памятью о Нероне и пожаре, уничтожившем Рим , свидетелем которого император мог бы стать отсюда, наблюдая за пожаром, но ее строительство, скорее всего, датируется только началом 13 века.
Землетрясение 1348 года , положило начало медленному и неумолимому процессу наклона башни.
Величественный комплекс -виден издалека.
Это-Витториано (итал. Il Vittoriano) — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II (Monumento Nazionale a Vittorio Emanuele II).
Располагается на Площади Венеции.
В центре Витториано находится конный памятник Витторио Эммануэле II.
Это место, так же, используется как большая выставочная площадь.
Внутри комплекса- Центральный музей - посвященный истории Италии с конца 18 века до Первой мировой войны.
Продолжая нашу прогулку, углубляемся в римские улочки,полные туристов.