Почему Италия? А фиг его знает! Подготовку начал за полгода. Стояла задача вывезти семью в «дальнюю» заграницу, а не в Турцию или Египет пакетом. Самостоятельно. Наличие двух разновозрастных детей, накладывала ограничения — одному (младшему) нужно море и зоопарки, другому (старшему) исторические достопримечательности связанные со средневековьем и античностью. Выбор сузился до Италии, Испании, Греции. В остальном виновата Агафа. Именно её отчёты заранее, заочно, влюбили меня в Италию.
Поехать в Италию и не посмотреть Рим..., ну это не серьёзно, Рим зарезервировал место в поездке изначально. А дальше начались метания. Поиск местностей сочетающих достопримечательности и море. После поездки, в общем то понятно, что выбора как такового то и не было! Тоскана! А зимой и весной я шерстил Амальфи, Римини и Остию само собой. Потихоньку вырисовывалась картина, что Тоскане альтернативы в первой поездке не будет. Сосредоточие в одном регионе крупных туристических центров в сочетании с Виареджо и Чинкве-Терре окончательно убедило меня с регионом. Осталось найти локацию для проживания.
Как база рассматривалась Лукка, близко Пиза, Виареджо, Чинкве-Терра. Доступны Флоренция и Сан-Джаминьяно. Из минусов, как параметр при бронировании жилья, необходима была парковка. Кроме того, рассматривались только апартаменты, жильё с кухней, как вариант экономии. И такая квартира нашлась на .! К сожалению отсутствие опыта и жадность (стал искать варианты получше) не позволили остановиться там, апарты «увели», а больше хороших вариантов не подворачивалось. Когда подошла пора заботится о визе нужно было хоть что то! Ткнул наугад, выбрав на букинге треугольник между Луккой, Пизой и Виареджо и вынырнуло агротуризмо в Филетоле! Жена изначально была против «деревенского отдыха», сейчас понимаем - это была удача. В ходе переписки с хозяйкой она меня уговорила сдвинуть даты поездки на день раньше — с понедельника на воскресенье, в понедельник в Пизе был День города о котором я знал, но не планировал побывать. В России на эту дату был запланирован к посещению «алкофест» посвященный эпохе второй половины 60-х в целом и войне во Вьетнаме в частности. Ей удалось меня переубедить. Даты поездки были сдвинуты.
С билетами на самолёт отдельная песня. Забронированы Ростов-Борисполь-Рим украинскими авиалиниями, но февральские события внесли свои коррективы, в начале марта пришло сообщение об отмене рейса. Месяц на выцыганивание денег у «тикетсов» и перебронирование аэрофлотом. Когда за две недели до вылета проинформировали, что и этот рейс не состоится я даже не засмеялся. Нервно. Предложенные для вылета рейсы не совпадали с заселением и временем аренды авто. Проблему решила замена аэропорта с Ростова на МинВоды. Надо сказать, что вылеты из МинВод дороже, но разницу взяла на себя авиакомпания. Я согласился, а зря. Свою ошибку я понял на следующий день. Вылетал то я из МинВод, а возвращался то в Ростов! То есть до аэропорта и обратно, на своей машине я добраться не мог! Звонки в авиакомпанию и посредникам результата не дали, отказались менять обратный билет с Ростова на МинВоды наотрез. Нужно было сразу ставить это условие, а на следующий день поезд ушёл. Первый блин самостоятельного заказа билетов комом, ну чтож, это опыт, геморрой который я себе заработал с бронированием авто будет описан ниже.
В Риме с апартами проблем не возникло, центр, но не туристический, локация не совсем удобная, но по цене-качеству меня устроила. Очень лояльны к клиентам оказались. Из предзаказанного, напуганный описанием очередей в сезон, заказал онлайн билеты в Колизей-Форум-Палатин. Эти билеты связали мобильностью один день, его переиначить в отличие от других я не мог. Так же под вопросом была поездка в Помпеи из Рима, до конца не был уверен, что получиться, и до конца был уверен, что если получиться, то получится залезть и на Везувий. Что то вышло, что то нет. В конечном итоге ошибок в планировании накопилось много, но решающую роль в путешествии они не сыграли. К счастью. Но следующую поездку я однозначно подготовлю намного тщательнее. Надеюсь)).
Залита карта Италии в навигатор, установлены переводчик гугл и скачаны итальянский и английский словарь в телефон и планшет. Парковки искались по скоплениям авто на гуглснимках. Куплена гудлайновская симка. Получены права международного образца. Тут небольшая ремарка. Если вы не ездили ни на чём более сложном, чем жигули 7-й модели или УАЗ, мой вам совет — не надо выпендриваться! Берите фиат! При выборе авто мной руководило желание уместить в багажник две больших сумки. Фиат Панда такой возможности предоставить мне не мог, да и на заднем сиденье там было тесно. При просмотре сайта «ренталкарс» обнаружил, что мерседес А-класса от «Локауто», обойдётся мне всего на 6 тысяч рублей дороже, чем фиат. Это была ошибка, которая повлекла за собой значительно более серьёзные расходы, чем 6 тысяч рублей (именно здесь спряталась страховка за класс автомобиля). Но тогда, в феврале, мне подумалось, мерседеса у меня в жизни никогда не будет, а тут такой шанс!, всего то за 14 тысяч, на шесть дней позволить себе роскошь. В конце концов, мы едем отдыхать! Заказал. Позже, перечитав на «винском» ветку про аренду авто в Италии, немного остыл, особенно после фразы в ваучере «или похожий». Так же не способствовали спокойствию рассказы про кидалово с царапинами на кузове.
Фотографий особо выставлять не буду, так как снимали, естественно, стандартный туристический набор достопримечательностей и себя любимых на их фоне. Фото буду выкладывать только для того что бы оживить текст.
Ну и что такое MARpat. Форма корпуса морской пехоты. Очень помогла по жаре благодаря специальным качествам ткани в исполнении ФРОГ. Утилитарность на высшем уровне, жаль что расцветка камуфлированная, иногда обращала на себя внимание.
В общем взял себя за шкирку и кинул как щенка в речку — выплывет или нет. Выплыл. Но в целом авантюра.
Воскресенье, перелёт.
Ранний подъём , недолгая дорога в минераловодский аэропорт (спасибо другу Дмитрию, что согласился в 3 часа утра «прошвырнуться» 150 километров в соседний город). Опять же недолгое ожидание рейса в неожиданно прилично отремонтированным аэровокзале, в 90е годы выглядел он значительно более уныло.
Регистрация сквозная, багаж сразу выдадут в Риме о чём предупредили заранее (отдельное спасибо, а то стыковка в 1,5 часа не способствовала спокойному времяпрепровождению между рейсами). Перелёт «Донавиа», аэрофлотовская дочка, стыковка в Шереметьево, в пределах одного терминала. Зачем обед на рейсе протяженностью в 1,5 часа вопрос отдельный, порадовали детей, мой младший обожает чувствовать себя окружённым сервисом и комфортом. Опять же всё в новинку, это его третий полёт на самолёте и он впитывает опыт путешествия всеми фибрами души)).
Терминал «Д» это уже как заграница, иностранцы ходят толпами, интересные такие. Недолгое ожидание, вылет. Этот этап перелёта, выполненный «Аэрофлотом» неожиданно оказался самым приятным из четырёх. На подлёте к Риму, несмотря на облака, дети прилипли к иллюминаторам, мне же достались крохи моря, со среднего ряда кресел. Постепенно стало приходить осознание, что впереди меня ждут большие проблемы, особенно оно усилилось после того, как командир самолёта поприветствовал нас с приземлением в аэропорту Фьюмичино — я понял, вот мы и на другой планете.
Аэропорт оказался очень дружелюбен к незнающим итальянский язык, схемы переходов и указатели, всё интуитивно, очень удобно. Первое, что встретилось по выходу с самолёта - туалет, который произвёл неизгладимое впечатление на младшего сына своими датчиками движения)). Немного протупили у шатла, который отвозил от терминала к аэровокзалу. Удачно прошли паспортный контроль, успев встать в очередь перед двумя приземлившимися рейсами из Китая и Африки. Дальше по указателям логотипов брендов дошли до прокатной конторы авто. Вот тут траблы и начались.
За всё пребывание в Италии, это был единственный случай, когда представитель «встречающей» стороны был холоден и безучастен к моим трудностям. Он не хамил, не показывал своим видом как его достали клиенты, нет. Он был равнодушен. Ну вот так легли карты. Моего английского для общения с ним не хватало. Сложности начались при заполнении документов, я не понимал, чего он от меня хочет. Он чего то пытался объяснить мне, чертя на ваучере бронирования. От планшета с переводчиком менеджер отмахнулся. Очередная заминка произошла с домашним адресом в анкете. Итальянский компьютер в принципе не мог себе представить, что на свете может существовать улица имени 50-летия ВЛКСМ (да да, в Ставрополе есть такая). Российский паспорт с пропиской и аббревиатурой его не впечатлили. Начал угрожать, что машину без правильной анкеты их контора мне не выдаст. Я в панике, в незнакомой стране придётся менять полностью маршрут путешествия, уже начал вспоминать как на английский перевести союз коммунистической молодёжи, но тут о чудо! слышу спасительную фразу «ворк адрес». После того как я сказал, что улица на которой находится мой офис называется проспект Карла Маркса его лицо наконец преобразила улыбка. Старик Маркс итальянский компьютер удовлетворил. Ожидаемо предложили мне полную страховку ценой в 280 евро от которой я отказался. Он не настаивал, просто предупредил, что в качестве гарантии заблокируют на моей карте 1600 евро. Это был удар ниже пояса. На сайте проката я не смог найти, стоимость гарантии, положил на карту чуть более 1000 евро. Понятно, что их было не достаточно, пришлось брать полную страховку. Позже, я понял, что мои нервы стоят дороже 280 евро, и фраза «фулл иншуренс» грела моё сердце на всех дорогах Италии, где побывала моя семья.
Наконец заморочки с документами закончены и я иду в паркинг за машиной. Девочки на выдаче, оказались куда более приветливы менеджера в офисе. Увидев автомобиль разочарования я как ни странно не испытал. Понятное дело это был не мерседес)). Но отказываться или качать права я даже не подумал. Это была ауди А3 сногсшибательного черного цвета! Понял, как мне повезло я где то через 100-150 километров поездки, она была дизельной, а из этого обстоятельства проистекал какой то смехотворный расход топлива (есть у меня подозрение, что она не хило так сэкономила бюджет поездки на топливе), но это было позже. А сейчас передо мной стояла задача выйти сухим из воды — т.е. найти все царапины на поверхности авто. Я к этому подошел со всей педантичностью вооружившись фонариком. Девочка выпускающая видно не ожидала такой скрупулёзности, но послушно ходила следом. Машина была относительно новой, пробег 11 тысяч, но пара царапины на ней присутствовали. В ответ мне показали схему где данные царапины уже были отмечены крестиками. На этом и разошлись. Правда не надолго.
Загрузив багаж, усадив семью и запустив двигатель начинаю судорожно искать ручник (смотри выше про понты и фиат). Ну то есть рычаг отсутствует как класс, зато есть кнопка со значком, но активировать её не могу. Глушу двигло, иду в офис. Девочка интуитивно догадывается о моей проблеме и на пальцах показывает, что что-бы снять с ручника нужно нажать педаль тормоза. Говорю «грацие», включаю двигатель, убираю ручник, начинаю искать заднюю передачу (при этом благодарю Бога, что заказал механику!). Ну не врубается ни как, ищу кнопку на ручке, пытаюсь утопить саму ручку — ни в какую. Супруга под руку предлагает, пока не поздно, взять машину попроще. Проще найти заднюю передачу чем снова устроить круговорот общения с менеджерами проката! Глушу, иду снова за помощью, девчонка уже улыбается, показывает как врубить заднюю. На ломаном английском и пальцах объясняю ей, что у меня дома «олд машин фиат уан ту фо» и такие проявления прогресса как ауди мне в диковинку (смеётся и что то ободряюще говорит по итальянски). Сейчас это выглядит смешно, а тогда, на третьем этаже тёмной многоуровневой парковки, после тяжелой дороги, в стране где никто не понимает твоего языка, где за стенам уже такого «родного» аэропорта тебя ожидает неизвестность и дорога в 300 км, было реально не по себе, очень пугающее чувство.
Пришлось идти к ней и в третий раз, в данном случае не открывался выпускающий шлагбаум. Показала карточку на торпедо, которую нужно было провалидировать в автомате и объяснила, как смогла, где и как ей нужно воспользоваться при выезде из аэропорта. Осторожно спускаюсь по серпантину паркинга (обратил внимание, что некоторые набрав скорость, чиркают передним бамперам на крутых спусках и этажах по полу, у моей ауди как раз уже была такая царапина) и пытаюсь запустить навигатор, который понятное дело сквозь пять бетонных сводов паркинга спутники не видит. Решаю запустить его как только выйду на трассу. Ошибочное решение.
С грехом пополам прохожу шлагбаум на выезде из аэрокомплекса. И вот мы в чужой стране. 16 часов дня. Италия встретила нас преддождевой погодой — пасмурно, вот-вот начнётся дождь. Само-собой, нужный поворот я проехал. Встал на первой же заправке и дождался обнаружения спутников и прокладки дороги. Впереди 300 километров на север, в Тоскану, по незнакомой дороге. Следующее пугающее препятствие - платные участки дороги, а точнее пункты оплаты. Просмотренные на ютубе варианты и прочитанные на данном форуме советы по прохождению как то не обнадёживают, боюсь создать затор на дороге. Перекрёстки с круговым движением, которыми так часто пугают на форумах касающихся итальянских дорог, здесь, в окрестностях Фьюмичино, особенного впечатления не произвели, на Ставрополье таких перекрёстков тоже полно. Просто на тот момент я не видел перекрёстки в Виареджо и развязки в Лукке.
Очередная «подлянка» от немецких автоконструкторов. Ауди на перекрёстке заглохла)). Ну это я в тот момент так подумал. После остановки, включения нейтралки и отпуска педали газа — двигатель заглох. У меня секундная паника, попытка схватиться за ключ зажигания и т.п. Оказалось достаточно нажать педаль газа и всё снова заработает)). К данной опции экономии топлива привык только после третьего-четвёртого подобного «происшествия». Поплутав минут пять по пригороду наконец выехал на магистраль и успокоился — впереди 300 км прямой автодороги. Не тут то было! Через 10 минут начался жуткий ливень, видимость метров 30, дворники не справляются, все машины плетутся со скоростью километров 30 в час, все с аварийками. Настоящий библейский потоп (утром следующего дня в новостях показывали затопленные станции метро и подземные паркинги в Риме и Фьюмичино). Остановиться на автостраде нельзя, карманов безопасности не видно, слава Богу, через несколько километров (или минут) наконец вырвались под обыкновенный дождь, а там и он закончился, но солнце так и не выглянуло пока ехали.
Вокруг всё необычное, интересное — дома, растения, пейзажи, машины, люди, всякие мелочи «не как у нас». Зато глаз выхватывал детали окружающей действительности «как у нас» - первое что бросилось в глаза «улитки» из сена, летом ползающие по ставропольским полям. Ни разу не пожалел, что взял машину, а не стал добираться поездом. Движение очень оживлённое, в каждом направлении всего по две полосы, красот особых нет (а дома казалось в Италии вся местность должна быть «заставлена» умопомрачительными пейзажами), дорога идёт ближе к побережью и проходит через аграрные и промышленные районы, единственное от чего дух захватывает это туннели под горами, над которыми расположены средневековые деревушки. Но это уже дальше на север, ближе к Тоскане. Терминалы оплаты платных участков проскочил неожиданно легко, всё интуитивно понятно, зря беспокоился, во всех трёх случаях подъезжал к «живому» оператору.
Заправляться ни разу не пришлось, за всю дорогу не израсходовал и полбака. Происшествие за всю дорогу было только одно, да и то произошло исключительно благодаря моей мнительности. На одном участке шоссе за нами выстроилась очередь из десятка авто которые меня не обгоняли, и вот на очередном примыкании второстепенной дороги на подъезде к населённому пункту они все дружно поворачивают на право. Это меня насторожило, далее едем в одиночестве, шоссе показалась каким то заброшенном. Моё воображение начинает рисовать картину просмотренного мной запрещающего знака, подкрадывается паника, не хватало еще, что бы оштрафовала полиция. На шоссе я в одиночестве уже несколько километров, начинаю искать съезд и сворачиваю при первой же возможности. Навигатор не одобряет. Пытаюсь найти въезд на трассу через этот посёлок, хоть кого нибудь, кто едет в сторону шоссе и пристроиться ему в хвост. Короче как обычно сам себя накрутил, сам и пострадал, сам себе злобный ПЫнноккио. Всё там было нормально, никакого ремонта, никаких знаков, просто стечение обстоятельств.
Отдельно стоит сказать про навигатор. Без него соваться на итальянские дороги смерти подобно. Очень разветвлённая сеть дорог, которые часто идут в одном направлении по три-четыре в ряд, где то пересекаются. Не представляю как в этом хаосе ориентироваться по карте. Единственно, очень удачно заранее выписал не только адреса, но GPS-отметки интересующих объектов (достопримечательностей, жилья, парковок). Именно координаты оказались более полезны, адреса чаще подводили.
По дороге успели перекусить на обочине продуктами взятыми еще из дома (привет итальянскому фитосанитарному контролю от дагестанских помидоров), так не обычно, уже в другой стране, а продукты ещё наши)).
Начитавшись на форуме рассказов, о том, как тяжело иногда бывает найти просёлочную дорогу в итальянских горах к жилью озаботился этим вопросом заранее. Благодаря гуглмобилю (да-да, он и там проехал!) дорогу от посёлка до фермы я нашел без труда. Неприятно поразила ширина просёлочных дорог, не только в горах, но и по полям, и в деревушках. На подъезде к Вечиано и Филетоле, мне казалось, что две машины во встречном направлении на этой асфальтированной ленте разойтись не смогут в принципе. А если и разойдутся то это чревато разбитыми боковыми зеркалами и продольными царапинами по всему корпусу от придорожных колючих кустов и живых изгородей. Ан нет! Каким то чудом, всё целое.
Добрались до агритуризмо засветло, около 9 вечера. Проползли по узким улочкам Филетоле, одновременно примечая расположения кафешек, магазинов и пиццерий. Радушная встреча хозяйки, Патриции. Специально к нашему приезду она приготовила ужин. Вроде бы «обычные макароны» с мясным соусом, но как вкусно! Было что то еще, но я не помню, сильно устал, почти сутки в дороге. От домашнего вина отказался, а зря. Знакомство с хозяйкой, с апартаментами, договорились о времени завтрака. Душ, кровать. Только спать, всё остальное на завтра.