Первоначально мы в Индию собрались: жена и я. Даже на Форуме вопросик подвешивал, что лучше в режиме Индия-лайт – Керала или Южный Гоа? Народ единодушно сказал: «Керала». Ну, значит - в Кералу…
Однако, хорошая знакомая, только что вернувшаяся из тамошних мест, отсоветовала. Говорит, жара будет в конце марта - под сорок по Цельсию, влажность высокая, да и коровы на пляжах гадят.
Засомневались мы. Действительно, зачем нам коровьи лепешки в жару при высокой влажности?
А тут смутные воспоминания о Флоренции в сознании возбудились. Мы в тех местах в середине нулевых были. Мимоходом, с неполовозрелыми еще детьми, в пакетной, прости господи, автобусной экскурсии (я тогда еще о Форуме не догадывался и не понимал, как это низко - ездить в «пакетники»). А впечатления, все равно, остались – УХ!
А почему бы и не прикоснуться еще разок к колыбели Ренессанса, миру Кьянти и Бистеки- аля-Фиорентина , родине бесчисленных шедевров тре, кватро- и чинквеченто, краю разноцветных гвельфов и коварных гибеллинов? Вместо Индии – рвануть в город, где каждый второй камень – священный и помнит Данте Алигьери и Франческа Петрарку, Лоренцо Великолепного и Джироламо Савонаролу?
Там в марте весна уже. Должно быть тепло, во всяком случае, по питерским меркам, но не жара. И прокатиться по соседним знаменитым городам Тосканы, ожерелью Флоренции.
Решено – во Флоренцию. И в конце – на пару-тройку дней в Венецию заскочить, пока совсем не утонула. Я то, был в Венеции разок, жена – нет. Тоже хочет. Венецию буду считать бонусом, в счет сэкономленных на индийском перелете средств.
Летели через Вену.
Флоренция солнцем встретила, правда сквозь тучи. Плюс пятнадцать двадцать второго марта. Нормально.
Отель. Только с годами путешественник понимает, как это важно - гармония места проживания. Не в смысле обязательного наличия биде в сортире, обильного шведского стола на завтраках, плоскоэкранного телевизора и Wi-Fi в номере. Нет, - в плане создания настроения и погружения в атмосферу, соответствующих цели путешествия и духу места. Чтобы аутентично было.
У нашего отельчика, Palazzo dal Borgo, местного флорентийского колорита было изрядно. Только поднимаешь взгляд на лаконичный, но выразительный фасад здания с тяжелыми коваными решетками на окнах первого этажа - чувствуешь: да, пятнадцатый век! Вход – под сводчатой аркой, крутые старинные лестницы (лифт тоже был), в номере – постель с балдахином, фрески на голубых стенах, окно за тяжелыми ставнями, за ними – вид на колокольню церкви Santa Maria Novella. Ренессанс, словом…
Флоренция – роскошная и зрелая. Даже пресыщенная. Если влиться в нее сразу, войти резко, целиком – пропадешь. Не успеешь оглянуться, накроет синдромом Стендаля («флорентийским»). Сердцебиение, головокружение, потеря сознания. Медицинский факт, однако. Нужно постепенно, неспешно. Для начала взглянуть на нее издали, чуть отстраненно.
Почти сразу за северной городской окраиной долина Арно заканчивается зелеными холмами Муджело. Там, на высоте метров триста, на пологих оливковых склонах - идеальное есть место для такого созерцания.
Городок Фьезоле. Древний. Еще со времен этрусков прилепился к отрогам апеннинских гор. Римлян древних помнит. Отсюда местные раннесредневековые фьезольцы свысока поглядывали на юную Флоренцию, посмеиваясь. До двенадцатого века. В 1125 году, чуть окрепшая Флоренция, превратившаяся в республику и только почувствовавшая вкус к приростанию соседями, съела Фьезоле: взяла штурмом, присоединила, основательно порушив.
Самая высокая точка городка - монастырь Сан Франческо. Четырнадцатый век (итальянцы говорят просто треченто – «трехсотые»). Поздний романский стиль. Или готика? По-любому - аскетично. Есть ресторанчик рядом. Но в десять еще рано.
От монастыря, со смотровой площадки, Флоренция, действительно, - как на ладони. Очертания ее призрачны и прозрачны. Они волнуют, едва угадываясь в утренней дымке.
Чуть ниже смотровой площадки по склону, среди зелени оливковых плантаций, - виллы непростых флорентийцев. Любила элита эти места еще со времен проторенессанса. Где то здесь герои Бокаччо укрывались от Чумы и отвлекали друг друга от мрачных мыслей игривыми историями. Как меня Декамерон занимал классе в шестом...
Центр Фьезоле – площадь Мино да Фьезоле. Маленькая. Уютная. По периметру – платаны и изрядно ресторанчиков. Как и положено – кафедральный собор, Дуомо Сан-Романо. Одиннадцатый век, тоже романский стиль, правда, не раз перестроенный.
В четвертой новелле восьмого дня Декамерона настоятель именно этого храма пытался соблазнить очаровательную местную вдовушку, но попался на разводку, оказался в койке не с ней, прелестницей, а с ее страшненькой и не первой свежести служанкой. Был застукан епископом. Голяком, сразу после блуда. Такое вот женское коварство.
Здесь же, на площади, - внушительный скульптурный монумент, бронзовые всадники: историческая встреча в Теано героев-освободителей Италии: Гарибальди и короля Виктора-Эммануила. Совсем уже недавняя история. Суровые мужчины. Патриотизм, никакого разврата.
Вполне заслуживает Фьезоле внимания, совсем не жалко на него пары часов утреннего времени.
Хороша отсюда Флоренция. Но уж больно издали, отстраненно, с птичьего полета. Надо бы рассмотреть ее внимательнее, но пока не в упор.
Идеальное для этого место – Монте алле Крочи, Крестовая гора , на левом берегу Арно. На самой вершине - Церковь Сан Миниато, чуть ниже – площадь Микеланджело. Сюда люди специально едут. Созерцать, сидя на ступенях широких лестниц, медитировать, растворяться в Вечном. Самодеятельные исполнители настроение создают, ну и весна тоже…
«…Флоренция…, в чистоте и строгости ее очертаний, в синеве ее блаженной долины, в изгибе Арно, текущего с гор Казентина…, запечатлевается отсюда в одном взгляде, памятном и хранимом потом на всю жизнь. Нет, кажется, человека, в ком этот хорошо известный "общий вид" Флоренции не пробуждал бы чувства близости к высшей, чем земная, красоте.»
Это не я сочинил, это – Павел Муратов. Он в Италии понимал. Больше ста лет назад сказано, а как точно.
И Данте очень уважал с Монте алле Кроче на город посмотреть, любил эти волшебные виды, многократно возвращался к ним мысленно, страдая в изгнании. Лестницу, ведущую к храму Сан Миниато не раз упоминал в «Божественной Комедии», в двенадцатой песне "Чистилища".
Я тоже как попал сюда, так и прикипел к месту волшебному. Как Данте прямо. С трудом припомню, что бы где еще так дух захватывало от городских пейзажей.
Сама церковь на горе, Сан Миниато, внимания заслуживает пристального даже и без волнующих панорам. Очень древняя, одиннадцатый век и практически не перестроенная. На фасаде - мозаика византийского стиля, родная такая, православная как бы, с Иисусом, Марией и святым Миниатом . Сам святой Миниат был, считай из наших, христианином кавказской национальности, а именно - армянином. Гонители веры, римские язычники, ему голову отрубили. Он же, повторяя чудо святого Дионисия Парижского, с отрубленной головой в руках так и пошел на Крестовую гору к своей пещере. По-армянски Миниат будет, очевидно, Минасян. Такая история.
Все. Насмотрелись на Флоренцию издали. Спускаемся, минуя оборонительные башни и крепостные стены, с южных холмов вниз, в город.
Спустившись, неизбежно попадаешь на набережную Арно.
Река в городе – отдельная тема. Движущаяся вода, мосты, берега: особая символика. Что еще так передает дух места? Можно ли представить себе Порту без Дору, Питер без Невы или Прагу без Влтавы? Невозможно. Флоренция без Арно тоже немыслима.
У нее, у Флоренции, конечно, полно символов. Однако, Старый Мост, Ponte Vecchio, - безусловно, один из самых ярких. Лучше всего наслаждаться им с террасы одного из ресторанчиков на левом берегу, например «Alfredo sull Arno Restaurant» или «Golden View Open Bar». Очень правильно для полноты ощущений заказать бутылочку Brunello di Montalcino, лучше всего урожая 2004 года. И не торопиться, это вино должно чуть постоять открытым - подышать, раскрыться. Если торопишься – бери Chianti Classico, вино универсальное, не капризное. Или что-нибудь еще из винограда санджовезе, например Nobile di Montepulciano. Есть что выбрать, это Тоскана, да…
В чем волшебная сила Ponte Vecchio, символа флорентийского, я так до конца и не понял. Но она точно есть и не малая. Фотографическими картинками ее, увы, не передать, но все же…
- Здрасьте! А где тут у них Золотой Мостик?
Это мы в один из первых флорентийских дней сидим в ресторанчике на площади Санта Мария Новелла, а тут - группа наших боевых теток с автобуса туристического. Заслышали родную речь, решили произвести рекогносцировку на местности. Оказывается, в виду имеется именно Старый мост, поскольку там:
- золото торгуют и другую всякую ювелирку по смешным ценам!
Действительно, богато там торгуют. Не стоит туда выпускать женщину одну да еще и с деньгами.
По флорентийским набережным очень здорово утром погулять, сразу после рассвета.
И обязательно нужно выйти к искусственному водосливу, плотине «Санта Роза» (pescaia di Santa Rosa).
С левого берега, если прямо к воде спуститься, Флоренция, из-под потока, особо неожиданно выглядит.