Не попав по случаю выходного на Villa Balbianella, что на озере Комо, я заглянул в телефон в надежде найти что-нибудь интересное поблизости, и в паре километров от берега в деревушке Ossuccio обнаружилось вот такое. Какие-то капеллы в количестве 14 штук. В самом конце пути – церковь. Рядом с ней фонтанчик с питьевой водой и пиктограмма, обозначающая красивый вид. По масштабу весь путь не больше километра, но в гору, наверное.
По пути случайно (конечно случайно!) попалась винарня, где мы прихватили бутылочку Pinot Grigio. Рядом тоже совершенно случайно оказался магазинчик с ветчиной и свежайшими булками…
Видимо, боги были милостивы к нам в этот день. Они специально привели нас к закрытым дверям виллы Balbianello, специально ткнули меня в навигатор, и специально сделали в этот день прекрасную солнечную погоду…
Потому что путь пилигримов Il Sacro Monte di Ossuccio , который мы пройдём в ближайшие пару часов – это лучшее из всей нашей октябрьской поездки на озеро Комо.
Оказалось, что непримечательный городок Оссуччо, который не особенно почитаем туристами, может похвастаться единственной во всей области Комо достопримечательностью, включенной в Список всемирного наследия Юнеско. Это Святая гора Оссуччо. На пути к ней находятся 14 часовен в стиле барокко, украшенных скульптурными композициями и росписями на стенах. Все сцены отражают этапы жизни Христа, его восхождения на Голгофу, смерти на кресте, воскресения – если коротко, Страсти Христовы.
Такая священная гора не единственная в Италии. Дело в том, что после окончания крестовых походов стало просто опасно верующим совершать паломничества в Иерусалим.
Поэтому церковь задумалась об этом, и с конца пятнадцатого столетия, начала предлагать паломникам более безопасную альтернативу поездке в Святую Землю.
Начали создаваться, так называемые священные горы по определенным требованиям, заданным папским собором.
"Священная гора представляет комплекс, расположенный на склоне горы с серией часовен и киосков, где представлены, с картинами и скульптурами, сцены из жизни Христа, Марии или святых. Путем возрождения Нового Иерусалима, священные горы должны предлагать паломникам возможность посетить святые места, воспроизведенные в меньшем масштабе, места, в которых свершались Страсти Христовы. Располагать их следует на возвышенности, в уединенном месте по отношению к центру города, в более естественной среде, и доступны они главным образом через паломничество " (прошу прощения за мой корявый перевод)
Так родились эти “горные театры” или “библии в картинках для бедных”
Цепь священных гор начала строиться в Италии с 15 столетия и на сегодняшний день их насчитывается девять, включенных в список всемирного наследия Юнеско: семь в Пьемонте (Belmonte, Crea, Domodossola, Ghiffa, Oropa, Orta , Varallo) и две в Ломбардии (Ossuccio и Varese).
Конкретно в Ossuccio строительство финансировала семья Borromeo.
Почему именно здесь? Дело в том, что на этой горе еще с римских времен стоял древний языческий храм, посвященный Церере. Об этом храме известно ещё из сочинений Плиния младшего. Потом какая-то глухая и немая пастушка нашла в пещере статую Девы Марии. Статуя стала очень почитаема, поток паломников к ней был нескончаем и для приёма всех верующих на горе построили церковь на месте развалин языческого храма. Было это в 14 веке.
Не правда ли, знакомая сказка о пастушке и пещере. Я её слышал уже несколько раз. Например, легенду о черной мадонне на горе Монтсеррат, что рядом с Барселоной, повторяет один в один.
Ну а эта Santuario della Beata Vergine Soccorso постройки 14 века на горе стоит с некоторыми переделками до сих пор. И упомянутая статуя хранится там же. И паломники к ней ходили. Поэтому и построили этот комплекс священной горы именно здесь.
Весь комплекс из 14 часовен строился довольно долго, с 1635 по 1720 год. Поэтому художественным оформлением занимались разные люди. Скульптурные композиции начинал Francesco Silva, продолжил и выполнил основную часть его сын Agostino, а заканчивал внук Gianfrancesco. Всего в часовнях около 230 статуй, выполненых из гипса и терракоты. Статуи облачены в костюмы того времени, когда они создавались, т.е. 17 века. Художественным оформлением стен и потолков тоже занимались различные художники - Carlo Gaffuri, Innocenzo Torriani, Gian Paolo Recchi, Salvatore Pozzi.
Довольно слов, теперь картинки. Однако поясню, что доступа внутрь часовен нет, поэтому снимал через ячейки металлической сетки, которой затянуты окна. Поэтому качество фото – на троечку!
При входе на тропу – схема.
Часовня I.
L’Annunciazione dell’Angelo a Maria Vergine.
Благовещение.
Часовня II.
La Visita di Maria Vergine a Santa Elisabeta.
Встреча с Елизаветой.
Часовня III.
La Nascita de Gesu Bambino Nella Capanna di Betlemme.
Рождение Иисуса.
Часовня IV.
La Presentazione di Gesu Bambino al Tempio.
Представление младенца в храме.
Часовня V.
La disputa di Gesu coi dottore nel Tempio.
Спор с врачами в храме.
Часовня VI.
L’Agonia di Gesu nel Gardino degli Ulivi.
Молитва в Гефсиманском саду.
Часовня VII.
Gesu Flagellato
Бичевание.
Часовня VIII.
Gesu Coronato di Spine.
Иисус в терновом венце.
Часовня IX.
Gesu che va al Calvario.
Восхождение на Голгофу.
Часовня X.
La Crocifissione.
Распятие.
Часовня XI.
La Gloriosa Risurrezione di Gesu’ Cristo.
Воскресение.
Часовня XII.
L'Ascensione.
Вознесение.
Часовня XIII.
La discesa dello spirit santo sopra apostoli.
Явление святого духа апостолам. Пятидесятницы.
Часовня XIV.
Maria Assunta in Cielo.
Успение Марии.
Считаю, что сравнение с театром вполне уместно!
Народу на тропе немного. За все время, что мы поднимались по ней, встретили человек пять, не больше.
Ну а в самом конце, на горе, уже упомянутая мною Santuario della Beata Vergine Soccorso.
С той самой мадонной 14 века, найденной в пещере. К сожалению, в боковом приделе, где она хранится, было совсем темно.
Зато в основном зале, на потолке прекрасные фрески работы Salvatore Pozzi. Они уже отреставрированы.
Сейчас реставрация все еще продолжается и вот эти фрески еще ждут своего спасителя
Ну а на улице от площадки перед церковью - прекрасные виды на озеро Комо и горы окружающие его.
А к чему была винарня на первой странице рассказа, спросите вы? Отвечаю!
Как известно, одним из первых чудес Христа было превращение воды в вино.
Правильное чудо! В этом я его полностью поддерживаю!
Никакие трюфеля и фуагра в лучших мишленовских ресторанах не сравнятся с простым паломническим перекусом, после трудного подъема на святую гору!
Ваше здоровье!!! (или Аминь! для тех, кто верует).