В силу своей территориальной принадлежности Ломбардии, Мантуя выходит за пределы заявленной в названии темы, но является полноправным членом маршрута этой поездки, а оснований выделять её, как и Кьоджу, в отдельный рассказ, я не вижу. Прежде всего потому, что её посещение оказалось смазанным, причём ощутимо .
Это тем более обидно, что ещё до поездки Мантуя считалась одним из явных "фаворитов" нашего маршрута, и мои предвкушения от неё были сопоставимы разве что только с Болоньей. Тот изумительный антуражный средневековый ансамбль, образованный центральными городскими площадями, который я увидел на многочисленных фотографиях, а потом - глазами вездесущего "жёлтого человечка", представлялся мне одним из красивейших в Италии. Наверняка он таким и является, но...
Но все ожидания оказались перечёркнутыми "обстоятельствами непреодолимой силы", главным бичом любых путешествий - реставрациями, причём массовыми . Возможно, они направлены на устранение последствий произошедшего в 2012 году землетрясения, эпицентр которого находился между Мантуей и Моденой. А может, город просто дождался своего часа в очереди на выделение бюджетных средств на реконструкцию и благоустройство. В любом случае, реставрации исторического наследия - дело благое и необходимое, но когда они затрагивают непосредственно нас, легче от этого не становится. Так или иначе, то, что можно увидеть в Мантуе, было лишь бледной тенью того, как это должно было бы выглядеть. Обидно, конечно, да что там - чертовски обидно, но... подобные обломы во все времена были и будут "побочным эффектом", к которому любой путешественник, как юный пионер, всегда должен быть готовым. Не повезло сейчас - повезёт потом. Или наоборот...
Исторический центр Мантуи составляют 4 основные площади, либо переходящие одна в другую, либо разделённые короткими улочками, а иногда - и просто арками. Главная из них - площадь Сорделло, где находится "визитная карточка" города - Герцогский дворец. К сожалению, все попытки сделать более-менее понятный панорамный снимок провалились: солнце только в половине случаев является другом фотографа, в другой же половине оно превращается в злейшего врага - в зависимости от его расположения относительно нужного кадра. В этот раз светило стать нашим союзником не захотело, так что качество фото, сделанных в Мантуе, я оцениваю очень трезво...
Герцогский дворец называют ещё Дворцом Гонзага по имени династии, которая правила Мантуей с 14 по 17 века и была столь же известна и влиятельна, как миланские Сфорца, флорентийские Медичи или феррарские Эсте. Хотя герцогами они стали только в 16 столетии (до того были маркизами), а пожаловал им это звание испанский король император Карл V. Сейчас это кажется странным, но в те времена многие области нынешней Италии находились во власти испанской или французской Короны, противостояние между которыми было очень острым и порождало многочисленные конфликты и войны (одна из них так и вошла в историю под названием Итальянских войн).
Дворец Гонзага - не просто сооружение, это огромный комплекс, включающий в себя множество зданий, внутренних дворов и даже площадей, а также целую "придворную" крепость св. Георгия: каждый очередной герцог не переделывал "родовые пенаты", а сооружал новые, пристраивая их к уже существующим. Итальянская Википедия называет его "город-дворец" (citta-palazzo) и упоминает, что по общей площади крыш он является вторым в Европе, уступая только дворцам Ватикана. Но заглавным видом Герцогского дворца всё равно является фасад, обращённый на длинную площадь Сорделло:
Собственно, это не просто фасад, а целый Дворец Капитана (Palazzo del Capitano) - самая старая часть Герцогского дворца, построенная в конце 13 столетия ещё до эпохи Гонзага.
Так называемый "Большой дом" (Magna Domus) был когда-то отделён от Дворца Капитана переулком, но потом их объединили в одно здание.
Интерьеры дворца платные (причём по немаленькой цене 12 евро), но кое-какие «внутренности» являются общедоступными, например, Крепостная площадь (Piazza Castello):
Или ещё одно внутреннее пространство непонятного статуса (то ли двор, то ли площадь), на которое выходит фасад базилики св. Варвары:
Двор-манеж (или верховой езды - Cortile della Cavallerizza), в котором демонстрировали лошадей герцогской конюшни, выставляемых на продажу:
Напротив Герцогского дворца расположено очень похожее на него здание (как говорится, найдите 5 отличий ), только без арочных портиков. Это Дворец Бонаколси (Palazzo Bonacolsi) конца 13 века, принадлежавший одноимённому семейству, правящему Мантуей до Гонзага.
Над ним (а точнее, за ним) возвышается башня 13 века с любопытным названием - Башня клетки (torre della Gabbia). Дело в том, что во времена Средневековья одним из актов наказания было заключение осуждённого в железную или деревянную клетку, подвешенную на внешней стороне башни или здания, расположенных, как правило, в общественном месте, чаще всего - на площади. Это позволяло местным жителям не только наблюдать за мучениями жертв (а помещённых в клетку смертников ещё и не кормили), но и забрасывать их камнями (ну или что попадёт под руку). Эти наказания широко практиковались в Венеции, а позже (с конца 16 века) переняла их и Мантуя. Такие клетки (не одна !) и висели как раз на Башне клетки.
На узкой стороне площади Сорделло расположен кафедральный собор Мантуи, посвящённый апостолу Петру. За свою долгую - более чем 1000-летнюю - историю он неоднократно перестраивался, последний раз - в начале 15 века в романо-готическом стиле. О "том" соборе сейчас напоминают фрагменты бокового фасада и колокольня ещё более ранних времён:
Я думаю, собор в том виде прекрасно гармонировал с окружающими постройками и являлся, как и следовало, настоящей доминантой на площади. Однако в середине 18 века по инициативе местного епископа фасад храма был полностью переделан в тогдашнем "тренде" - стиле барокко, превратив "лицо" собора в типовой ширпотреб, лишённый колорита, исторической аутентичности и шарма. Глядя на него, мне в очередной раз вспомнились слова из "Путевых очерков" К. Чапека, под которым я могу многократно подписаться: "Христианство может говорить с нами только на языке ранних стилей — языке примитивном, строгом, праведном, оно — серьезное, чистое и в известной мере — простое. Рядом с ним ренессанс — язычество, а барокко — идолопоклонничество, фетишизм, одним словом — католицизм. Его культура заметно ниже культуры ранней религиозной чистоты". От себя добавлю: о вкусах не спорят, даже "чёрный квадрат" для кого-то шедевр, и барокко, как течение, как стиль, конечно же, имеет право на жизнь. Но в религиозном аспекте оно выглядит не менее нелепо, чем шуба в летний зной... Хотя исключения, конечно, есть - но они проявляются, скорее, в отдельных ракурсах, как вот здесь: фигуры святых на фоне неба - в этом, наверное, что-то есть...
Интересно, что во время построения Герцогского дворца и уж, тем более, собора, площади, на которой они стоят сейчас, не существовало. Её соорудили лишь в 14 веке, снеся для этого целый квартал старых домов. Сначала площади, как и собору, дали имя св. Петра, но впоследствии она была названа в честь - что даже удивительно - итальянского поэта и трубадура 13 столетия. Согласитесь, для исторического места этот выбор намного более удачный, чем то, как поступили в Реджио-Эмилии...
Две следующих площади в "гирлянде" Мантуи - Бролетто (то есть Ратушная) и Пьяцца делле Эрбе разделяет монументальное средневековое здание - Дворец подеста. Оно закрыто строительными лесами "с ног до головы" и со всех сторон, что сразу "убивает" картинку обеих площадей и делает их похожими на большие стройплощадки. Правда, на площади Эрбе остаются ещё Дворец правосудия (Palazzo della Ragione) с Часовой башней и круглая церковь св. Лаврентия:
Часы на башне, спроектированные в конце 15 века придворным механиком, математиком и астрологом Бартоломео Манфреди, как это часто бывает в Италии, не простые: кроме времени, они показывают положение звёзд, день по лунному календарю и знаки зодиака. А вот статуя Мадонны - Непорочной Девы Марии - была установлена в нише под часами значительно позднее.
Церковь св. Лаврентия, или ротонда Сан-Лоренцо - самая старая церковь города, построенная ещё в 11 веке "по мотивам" иерусалимской церкви Гроба Господня с явным влиянием византийского стиля. Посетить её можно бесплатно. Внутри, по сути, нет ничего, кроме ... самой церкви - и это прекрасно, поскольку здесь можно полюбоваться "чистой" романской архитектурой без каких-либо примесей и ненужных украшений (хотя определённые реставрации, конечно же, тут имели место быть).
За ротондой открывается очень антуражный вид на боковую часть Дворца правосудия:
Ну а сам дворец, к сожалению, отдан на потребу публике - под его аркадами исторический дух давно вытеснен атмосферой чревоугодия:
С других сторон площадь Эрбе окружают более современные дома с портиками:
Среди них особенно выделяется один - построенный в 1455 году так называемый Дом торговца (Casa del mercante) с потрясающим фасадом в готическом стиле с явным влиянием венецианских мотивов:
Посмотрите, какой изумительный декор :
Пьяцца делле Эрбе граничит с площадью Андреа Мантеньи, названной в честь художника времён итальянского Ренессанса, который большую часть своей жизни провёл в Мантуе, где работал при дворе герцогов Гонзага. В частности, широкую известность получили созданные им фрески одного из залов (камера дельи Спози) крепости св. Георгия при Герцогском дворце. Главным украшением площади является фасад базилики св. Андрея (где художник и захоронен), который сейчас (точнее, в момент нашего посещения) тоже был одет в реставрационные "одежды"...
***************
В центр Мантуи мы ещё вернёмся, а сейчас вспомним, что город, по сути, является полуостровом. Только омывается он не лагунами, не морем, а озером, точнее - широким затоком, или заливом, образованным рекой Минчо, берущей своё начало в южной оконечности озера Гарда и впадающей в реку По. Ещё в 12 веке заток был разделён двумя дамбами на 3 части, получившие названия Верхнего, Среднего и Нижнего озёр. Их берега со стороны города симпатичные, но не более того. И уж точно не "итальянские" - по крайней мере, примерно так же выглядит берег Плещеева озера в Переславле-Залесском, в котором я побывал этой весной.
Что касается "коронного" вида на Мантую с одной из дамб, то он, мягко говоря, разочаровал. На инетовских фото это смотрелось намного эффектнее...
На берег озера (Среднего, если быть точным) выходит площадь-парк, посвящённая древнеримскому поэту Вергилию, родившемуся в небольшой деревне близ Мантуи. В её центре в обрамлении двух фонтанов на постаменте из каррарского мрамора возвышается бронзовый памятник самому поэту.