цивилизаций, а не тем, сколько колбасы она съела
за энный период времени. Культура — это самое главное."
(Михаил Казиник, из выступления в Совете Федерации)
Помпеи, раскопки… Да что там смотреть и так все известно, подумаешь, очередные раскопанные развалины! Примерно таким было настроение когда в навигатор вбивались очередные координаты будующего путешествия. Но потом решил, ладно, надо бы съездить, уж коли будем жить по соседству... Дополнительно загрузил в планшет путеводитель по раскопкам с официального сайта, пользуясь наводкой tolius, в котором на каждой странице встречаются одни непонятные слова типа ТРИКЛИНИЙ, КОМПЛЮВИЙ и др… Из терминов в глоссарии только ПИРОКЛАСТИЧЕСКИЙ ПОТОК вызывал в воображении аполипсический образ.
… Припарковались на одной из улиц неподалёку от входа в раскопки с названием Площадь Амфитеатра. С утра свободных мест было много, но по способу оплаты стоянки не очень удобно тем, что надо заранее определиться с ее продолжительностью. Лучше когда платишь после, по факту, так как во время осмотра можно на эту тему не беспокоиться. Спустя три часа с минутами, когда вернулись к машине, все предшествующие сомнения воспринимались как заблуждение. Короче, быть в Неаполе и сознательно проигнорировать Помпеи - это будет большой ошибкой!… Желательно только подготовиться, чтобы эффект был выше. Во-первых, хорошо бы заранее почитать путеводитель. Во-вторых, в ютубе можно найти много разных фильмов. Например, рассказ о сокровищах Помпеи с компьютерными реконструкциями храмов https://www.youtube.com/watch?v=n1L_nbu ... is0xXf-ULQ, Пусть на итальянском, но все-равно интересено, местами интуитивно понятно и, конечно, он поможет вашему воображению представить на месте, что и как здесь было до катастрофы.
Приезжать как можно раньше к открытию! Определиться заранее, какие из домов вызывают наибольший интерес. Если он популярен среди туристов, то в первым делом идти прямо к нему. А иначе вероятнее всего будете либо толпиться внутри вместе с другими туристами, либо к тому же на входе ещё и в долгой очереди стоять. Правда возможна "засада" – дом будет закрыт! И никакой информации, чтобы понять, стоит ли ждать или возвращаться позже. Лет 10 назад в парке вводили чрезвычайное управление для решения многих проблем. Среди которых была и упомянутая, когда из-за отсутствия внятной системы закрытия для просмотра домов, доступ частенько зависел лишь от настроения смотрителя (несколько купюр способствовали решению проблемы...). По моим наблюдениям, когда мы не попали в Дом Венеры в раковине, было очень похоже, что и сегодня такой подход по-прежнему практикуется.
За три часа, конечно, мы смогли посмотреть далеко не все. Правда такая цель не ставилась. И так впечатлений получили предостаточно. Да, забыл упомянуть, это будет в-третьих, что в "план подготовки" не лишним включить знакомство с системой нумерации зданий, что поможет уверенней ориентироваться на помпейских улицах. Ее разработал Джузеппе Фиорелли в 1858г. и она применяется по сей день.
Таблички с номерами выглядят таким образом:
Вся территория Помпей разбита на 9 сегментов или районов (R – regio), которые пронумерованы против часовой стрелки. Каждый район состоит из кварталов или инсул (insula). Но их отсчет в каждом районе почему-то идет по-своему, т.е. система в этом месте явно не системная. Возможно Фиорелли смог бы объяснить логику... А без неё на помощь приходит дополнительный номер дома из карты путеводителя. Третья цифра в обозначении дома по системе принадлежит двери в инсуле. Причем по-хитрому. Нумеровались все двери, выходящие на основную улицу квартала, но в обозначение (в присвоенный номер) входили только те, которые вели в сам дом, а не двери «лавок» (отдельных, не имеющих прохода внутрь дома помещений). Если в доме были двери, выходящие на другие улицы, то они тоже не учитываются. До введения такой системы домам в Помпеях давались лишь условные названия. Например, по имени владельца дома. Или по названию какой-либо отличительной архитектурной или иной особенности дома (фонтан, сад, изображение на фреске). Или по особенной находке в данном доме…
Кроме создания системы нумерации Фиорелли придумал заливать все пустоты гипсом. Так как они были образованы истлевшей органикой, то по гипсовым отливкам определялись не только тела погибших людей и животных, но и многое другое. Мебель, окна, балки и т.п. Даже какая была растительность, вплоть до сортов.
Первым объектом после входа в Помпеи для нас был амфитеатр. Публикуемый снимок ниже сделан позже, когда шли на выход. Просто он лучше, так как утром все арки и лестница были в глубокой тени.
Мы прошли через арену, заглянули во внутренние темные коридоры. Пока так себе, можно сказать привычно смотрится, особенно если есть с чем сравнивать. Я имею в виду Эфес или Верону, где довелось бывать раньше. Лично мне не терпелось увидеть главного злодея, погубившего город, как он видится из Помпеи. А вот так:
Интересно, народ в те времена осознавал, что это вулкан, а не простая гора, и, соответственно, насколько она опасна чего от нее можно ожидать?
Далее я не буду придерживаться последовательного порядка переходов от дома к дому, про некоторые вообще ничего не буду упоминать, а остановлюсь только на самом интересном, что произвело на меня наибольшее впечатление и лучше всего запомнилось.
На следующей фотографии фуллоника. Вы знаете, что это такое? Я не знал и затруднялся угадать.
Эта большая ванна, расположена в прачечной (фуллоника), перестроенной из жилого дома. Она стоит на месте имплювия (расшифрую значение слова чуть позже). Прачками у хозяина по имени Стефан работали в основном рабы. Грязную одежду или ткань, которую требовалось обезжирить, они "должны были мять ногами на протяжении часов", а замачивали ее "в жидкости, содержащей животную и человеческую мочу, специально собираемую в вазы, располагавшиеся вдоль улиц". Уф, даже без запаха представляю, какая здесь была атмосфера!
В городках и деревнях нашего времени нередко баня и прачечная были в домиках под одной крышей. Поэтому после фуллоники самое время сходить в баню, то есть в термы (Стабианские). На входе в мужское отделение:
Фото почти без людей, на самом деле их вокруг очень много, двигались в людском ручейке. Из раздевалки в другие залы: с холодной водой; с ваннами со средней температурой; для приема горячей ванны.
Зал с большим бассейном сейчас под стеклянным куполом. А как тогда?
Полы двойные, с подогревом, елки-палки! Горячим воздухом от подвижных печей и жаровен.
На женской половине также три отделения, но все гораздо скромнее размерами и без декораций. И вход был отдельный, со двора улицы Лупанар. Ее название происходит от латинского слова lupa (волчица), которым называли проституток. А "волчьей норой" помпейцы называли двухэтажный бордель на этой улице. В бордель мы не попали. Неплохо звучит! Такая очередь!!! Можете убедиться, скольким желающим хотелось непременно...
Это только голова очереди, которая растянулась на несколько инсул. Выше, на фотографии с примерами табличек, можно было рассмотреть одну пикантную штучку. Это указатель, верной дорогой (к публичному дому) идёте! Он находится довольно-таки высоко на стене и не очень приметен для случайного прохожего. Я на него обратил внимание, так как в это время экскурсовод рядом вёл рассказ для своих.
Вообще-то на помпейских улицах было людно. Примеры:
Но на отдельных, что в стороне от популярных направлений, можно было оказаться в одиночестве.
Улица с переходом (прообразом "зебры", как предложил считать tolius в своем отчете), таких немало...
А здесь обозначен тупик, проезд закрыт капитально! О чем, видимо, рассказывается группе туристов.
...Рассказ окончен, пошли к следующему объекту (возвращаясь к вопросу об оживленности)
Был в Помпеях и общепит. На примере с той же табличкой, что выше и слева от указателя, как раз продемонстрирован номер такого дома. Термополий (то есть харчевня или бар) Ветуция Плацида. В марте 2010г. в день его открытия после реставрации, там (по имеющимся данным) накормили 300 человек типичными древнеримскими блюдами. Сохранился древний прилавок - "аналог современным барным стойкам с отверстиями для долиев - сосудов, в которых хранили еду".
Из путеводителя: "Интерес вызывает очень хорошо сохранившийся ларарий, посвященный защитникам дома (Ларам), Гению -защитнику владельца, богу торговли (Меркурию) и богу вина (Дионису)."
Кухонная утварь (кажется из другого дома это фото)
Следующее фото - из элитного дома (Дом Октавия Квартия). На нем, разумеется, только малая часть из того, что там находится. Эта ниша имитирует пещеру. Украшена фресками на мифологические темы. "Автором этих картин является Луций, поставивший на них свою подпись." Путеводитель умолчал, что на фреске изображена Фисба около окровавленного Пирама. Она бросается на меч, которым заколол себя ее возлюбленный. Эту вавилонскую трагическую историю в каком-то смысле воспроизвёл, слегка изменив обстоятельства, Шекспир в "Ромео и Джульетта", римейк сделал...
... Возвращаюсь к имплювия. Для пояснения термина отлично подходит образец из Дома Каски Лонга.
Так называли четырехугольный бассейн для сбора дождевой воды, расположенный в атриуме. А атриум - "просторное помещение, в которое выходят самые важные комнаты, куда можно попасть с улицы, пройдя по коридору. В более древние времена был сердцем дома". Можно понять, как ценили воду, если емкость для ее сбора размещали в таком почётном месте. Кстати, в Доме Фавна в центре имплювия, украшая его, стоит знаменитая скульптура. Вода попадала в имплювий через комплювий, то есть через прямоугольное отверстие в крыше атриума. Оно служило источником света и воздуха в доме. Ну и дождевая вода по наклонным скатам крыши стекала куда надо.
Этот комплювий восстановлен, украшен деталями из обожженной глины.
С одной стороны имплювия ставили стол. Здесь он на трех мраморных опорах в виде львиной лапы. Класс, просто класс!... <Примечание от 19.07.17: правильное наименование - треножник основания стола с львиными головами и лапами>
А вдобавок стол примечателен тем, что когда-то принадлежал Publius Servilius Casca Long (Публий Сервилий Каска Лонг). Это его имя выгравировано не нем:
Но кто такой? Оказывается этот самый Лонг был одним из заговорщиков, убивших Цезаря в 44 году до н.э. И стол, принадлежавший к конфискованному у убийцы Цезаря имуществу, попал сюда потому что богатый владелец дома коллекционировал ценные предметы. В том числе он и картины собирал, они дали второе название дому (Дом с Театральными картинами):
На выходе самим собой возник вопрос. Если в середине 1 века это все уже было предметами домашнего обихода, то что же произошло в мире и по сути остановило развитие культуры на полторы тысячи лет...
Дом Фавна. Как же без него! Понятно, что копии. Но подлинники, что в неапольском музее археологическом, связаны с местом всего лишь упоминанием.
Здесь в этом помещении был таблинум, то есть офис хозяина дома, где он принимал посетителей.
Каков пол! Объём реальнейший!...
Напоследок я оставил Храм Исиды. На него я обратил внимание благодаря ... Моцарту. Строки из путеводителя: "Моцарт, который посетил Помпеи в 1770 году вместе со своим отцом Леопольдом, был настолько впечатлен этим храмом, что тот вдохновил его на создание декораций для премьеры оперы "Волшебная флейта" в Вене в 1791 году."
То есть на момент посещения ему было лишь 14 лет и целых 20 лет он искал для своих впечатлений выход в таком виде!
Это был скульптурный портрет "второстепенного" (? - a secondary actor) актера времён императора Августа, игравшего в том числе в Помпеях, по имени Caius Norbanus Sorex. Любопытно, если secondary, то за что удостоился быть вылитым в бронзе?
(дописано 20.07.17) По другим источникам Норман Сорекс был популярным мимом. Это амплуа в 1 в. н.э. начинало завоевывать популярность. Вместо масок - грим. Одежда - повседневная. Исполнялись сценки бытового содержания с непристойными шутками и телодвижениями. И Сорекс имел собственную труппу, в составе которой были и женщины. В то время их стали впервые допускать до сцены. Как бы то ни было, его бюст поставили в один ряд с Исидой, с Венерой.
Последнюю фотографию мне показалось интересным сравнить с этим изображением лица:
На нем результат компьютерного 3D-сканирования черепа человека, погибшего в Геркулануме... Не одно ли это лицо? Или мне только кажется?