Ну вот и подходит к завершению наше пребывание в Италии. Осталась последняя достопримечательность, которую мы оставили "на закуску".
51.Piazza della Rotonda - у Пантеона
Это площадь в исторической части Рима, на южной стороне которой стоит Пантеон, являющийся сейчас церковью Святой Марии и мучеников. Площадь получила такое название благодаря тому, что из-за формы Пантеона, его неофициально называют «ротондой Святой Марии» (Санта Мария Ротонда).
В центре площади стоит фонтан с египетским обелиском - Fontana del Pantheon.
Фонтан Пантеона был разработан архитектором Джакомо дела Порта и построен из серого африканского мрамора скульптором Леонардо Сормани в 1575 году (во время правления папы Григория XIII). Это был фонтан с чашей, общей высотой от 3,5 до 4 метров. Из-за того, что площадь Пьяцца-делла-Ротонда имела небольшой угол наклона, с южной стороны к нему вели и до сих пор ведут пять ступеней, а с северной – две. Вода в него доставлялась по подземным керамическим трубам акведука Аква Вирго, который по сей день питает фонтан Баркачча на площади Испании и фонтан Четырёх рек на площади Навона.
Фонтан был переделан в 1711 году скульптором Филиппо Бариджони по распоряжению папы Климента XI . Вода стала подаваться в новую чашу фонтана по восьми трубам – четыре во рту дельфинов, расположенных по углам основания обелиска, и ещё четыре – во рту горгулий (или гротескных масок), находящихся ниже дельфинов. На северной и южной сторонах был сделан гербовой щит Климента XI (Джованни Франческо Альбани), а на западной и восточной – одинаковые таблички с благодарностью ему за реставрацию фонтана.
При папе Бенедикте XIV (1740 – 1758) старая чаша из порфира была перевезена в Латеранскую базилику, где в ней похоронили его предшественника, папу Климента XII (1730 – 1740).
В 1886 году оригинальные мраморные скульптуры были заменены на копии, сделанные Луиджи Амичи. Оригиналы теперь можно увидеть в музее Рима на площади Сан-Панталео.
Высота обелиска, сделанного из розового египетского мрамора и покрытого иероглифами, составляет 6,34 метра (14,51 метра вместе с основанием). Он был одним из двух обелисков, созданных при Рамзесе II (ок. 1279—1213 гг. до н. э.) для храма бога Ра в Гелиополе (второй, обелиск Маттеи, сейчас стоит на территории виллы Челимонтана к югу от Колизея).
В архитектурную композицию фонтана обелиск Макутео был добавлен во время реставрации 1711 года.
52.Пантеон (Pantheon)-Piazza della Rotonda
И вот, наконец, Пантеон - его мы оставили на закуску. Panteon - Basilica Santa Maria ad Martyres. Купол, конечно потрясает. Но темно в ней до безобразия. Да и интерьер уступает многим другим церквям. Но посмотреть стоит.
В отличие от других храмов, посвященных одному, максимум двум богам, первый Пантеон вместил в себя алтари всех главных божеств римлян. Юпитер, Юнона, Сатурн, Венера, Марс — здесь можно было принести жертву каждому в отдельности или всем вместе. Несмотря на сопротивление жрецов, Пантеон также стал первым храмом, куда был открыт доступ все горожанам Рима.
Пантеон возвышается над землей на 42 метра, причём 22 из них занимает купол. Внутренний диаметр купол составляет около 43 метров.
Пантеон представляет собой большое инженерное достижение античности. Само здание сложено из травертина, а снаружи облицовано мрамором. Храм представляет собой круглую ротонду, которую венчает купол. Конструкция здания спроектирована таким образом, чтобы купол не давил на здание своей массой (его масса 4535 тонн), а олицетворял собой небесный свод. Существует легенда, что возведению крыши предшествовало заполнение внутренних помещений грунтом,смешанным с золотыми монетами. По окончанию строительных работ Септимий Север сделал объявление, в соответствии с которым каждый нашедший монету мог оставить её себе в качестве подарка. В скором времени залы оказались вычищены до пола.
В 608 году император Фока передал храм папе Бонифацию IV, который освятил языческий храм как церковь Святой Марии и мучеников.
Изнутри Пантеон представляет почти что идеальное круглое помещение, в котором на нижнем уровне перемежаются ниши со скульптурами богов и часовни.
Купол Пантеона — это самая большая в мире подобная конструкция, опирающаяся непосредственно на стены. Огромный купол в форме практически идеальной полусферы придаёт Пантеону небывалое величие. Единственное окно, через которое проникает свет в помещение, — это отверстие в огромном куполе. Оно называется окулюс; в древние времена символ всевидящего ока. Некоторые исследователи полагают, что окулюс был спроектирован таким образом, что солнечные лучи, попадая внутрь Пантеона, освещали размещенные внутри статуи, изображавшие древних богов — Венеру, Марса, Юпитера и других. В солнечный день около полудня можно увидеть и сфотографировать столб солнечного света, падающий внутрь Пантеона. Но наиболее лучшие условия для наблюдения наступают в период с мая по октябрь, когда Солнце находится высоко над горизонтом.
С эпохи Возрождения Пантеон был местом нескольких важных захоронений. Среди похороненных есть художники Рафаэль и Аннибале Карраччи, композитор Арканджело Корелли и архитектор Бальдассар Перуцци, а также могилы первых королей единой Италии.
Инкрустированный пол в ротонде не везде ровный: небольшое возвышение по центру и легкий наклон к краям не позволяет воде скапливаться, а благодаря особой дренажной системе под полом в храме нет сырости и влаги.
В мае 2018 года был освящен новый позолоченный бронзовый главный алтарь "pro populo". Скульптор Федерико Северино. Это очень впечатляющая горельефная работа, изображающая сцену из Книги Откровения с изображением Агнца Божьего и мучеников.
Крест и амвон («Воскресение») выполнены тем же скульптором Федерико Северино.
Часовня Святого Иосифа в Палестине является часовней братства Ценителей искусства в Пантеоне, сформированного в 1542 году из лучших художников, архитекторов и музыкантов Рима (виртуози). Среди первых членов были: архитектор Антонио да Сангалла младший, скульптор Джованни Мангоне, художник Таддео Цуккаро, художник Доменико Беккафуми и скульптор Фламинио Вакка; позже присоединились архитектор Лоренцо Бернини, художник Пьетро да Кортона, скульптор Алессандро Альгарди и многие другие. Эта организация существует до сих пор под названием «Папская академия изящных искусств» (Academia Ponteficia di Belle Arti) и располагается во дворце Канчеллерия.
В этой часовне стоит алтарь, покрытый искусственным мрамором, на котором установлена статуя «Святого Иосифа с младенцем Иисусом», скульптора Винченцо де Росси.
По обеим сторонам от неё висят картины, написанные одним из виртуози Франческо Коцца в 1661 году:
«Поклонение пастухов» (слева) и «Поклонение волхвов» (справа).
Во второй нише установлена статуя св. Агнессы работы скульптора Винченцо Феличи (XVIII век).
Вторая часовня слева изначально была посвящена св. Михаилу Архангелу, затем перепосвящена св. Апостолу Фоме.
Сейчас в ней похоронен король Италии Умберто I и его жена Маргарита Савойская. Эта королева знаменита тем, что по случаю её приезда в 1889г. в Неаполь местные повара придумали пиццу «Маргарита» с цветами итальянского флага (белый – моцарелла, красный – помидоры и зелёный — базилик).
Между колоннами установлен порфирный алтарь с «подушечкой», на которой лежат символы королевской власти, созданный Гвидо Чирилли.
Поддержанием в порядке обеих королевских гробниц занимается Национальный институт почётных стражей при королевских гробницах, основанный в 1878 году.
Алтарь Богоматери Скалы и гробница Рафаэля
Справа от гробницы Умберто I установлен саркофаг, в котором покоится прах -"кости и пепел" - великого художника XVI века Рафаэля Санти (Raphael). Захоронение Рафаэля в Пантеоне было знаком уважения папы Григория XVI.
Надпись на нём гласит (в переводе):
«Здесь покоится Рафаэль, которым мать всех вещей [природа] боялась быть превзойдённой когда он жил, и умирала, когда он умирал».
Этот эпиграф был написан кардиналом Пьетро Бембо. Кстати, ранее Рафаэль написал портрет кардинала.
После смерти Рафаэля, в 1520 году, тело художника было немедленно перенесено сюда. В 1833 году, во время папства Григория XVI, могила была открыта, чтобы проверить существование тела. Древний мраморный саркофаг был дан Папой Григорием XVI после того, как тело было обнаружено.
Его невеста, Мария Биббиена (Maria Bibbiena) похоронена справа от его саркофага; она умерла прежде, чем они смогли жениться.
В нише над захоронением установлена статуя Мадонны с ребёнком, известная как Мадонна-дель-Сассо (Богородица Скалы), поскольку одной ногой она опирается на валун. Рафаэль заказал её венецианцу Лоренцо Лотто (Lorenzetto) в 1524 году.
В четвёртом портике слева стоит «статуя Святого Разия», (1727), работы скульптора Франческо Модерати.
В нише справа от главного алтаря стоит статуя св. Анастасия, созданная в 1725 г. Бернардино Каметти (Bernardino Cametti)
В третьей справа часовне вывешена картина XV века умбрийской школы:
«Милосердная Мадонна между св. Франциском и св. Иоанном Крестителем». Она также известна как «Огороженная Мадонна», потому что первоначально была установлена в нише с левой стороны портика, где для безопасности была защищена решеткой. Затем картину перенесли в Часовню Благовещения, и только в 1837 году она заняла свое нынешнее положение.
В третьей справа нише установлена скульптура Лоренцо Оттони «Святая Анна и Пресвятая Богородица».
Вторая часовня справа первоначально была посвящена Святому Духу, однако в конце XIX века здесь был похоронен первый короля единой Италии Виктор Эммануил II (1820 – 1878).
После принятия решения о захоронении короля конкурс на выполнение работ выиграл Манфредо Манфреди и начал работать в 1885 году.
Гробница состоит из большой бронзовой мемориальной доски, увенчанной римским орлом и гербом Савойской династии. Золотая лампа над могилой горит в честь Виктора Эммануила III, который умер в изгнании в 1947 году.
Часовня Благовещения, в которой центральное место занимает фреска: «Благовещение», приписываемая Мелоццо да Форли.
Внутри часовни также стоят две мраморные скульптуры ангелов работы школы Бернини от 1696 года.
Если выйти на улицу и обойти Пантеон вокруг, то можно увидеть чудного слоника с еипетским обелиском на спине.
Слон и обелиск – это скульптура, созданная итальянским архитектором Джованни Лоренцо Бернини в 1667 году. Она стоит в центре пьяцца-делла-Минерва напротив базилики XIV века Санта-Мария-сопра-Минерва. Слон был выбран, как олицетворение божественной мудрости. Скульптуру слона по эскизу Бернини делал, вероятно, его ученик – Эрколе Феррата.
На создание такой необычной скульптуры Бернини могла вдохновить иллюстрация из книги 1499 года «Гипнэротомахия Полифила».
Слон, сделанный из мрамора практически в натуральную величину, стоит на высоком узком постаменте. На его попоне выполнен рисунок в виде шести гор с восьмилучевой звездой – часть изображения на гербовом щите Александра VII. На южном фасаде постамента (под мордой слона) вырезан весь герб Александра VII.
На вершине обелиска установлен крест над как бы парящими в воздухе шестью горами и солнцем, которые, как и рельеф на накидке слона, являются эмблемой рода Киджи. Солнце было также символом просвещения – одного из двух качеств (наряду с силой), которые, по мнению философов Ренессанса, необходимы хорошему правителю.
Для современников Бернини слоны был не просто символом силы, а символом силы, которой управляет мудрость. Обелиски, при этом, считались олицетворениями связи неба и земли, а их пирамидальная форма считалась имитацией пучка лучей, исходящих от солнца.
53.Chiesa di Santa Chiara - Piazza di S. Chiara
Санта-Кьяра (Клара) - это Семинарская церковь 19 века на площади Пьяцца-ди-Санта-Кьяра, в Рионе Пинья и недалеко от Виа-Ди-Торре-Аргентина. (Почтовый адрес: Via di Santa Chiara 42.)
Посвящение - Святой Кларе Ассизской, основательнице бедной Клары (Poor Clares) 13-го века.
Видели эту церковь только со стороны, внутрь не попали.
В 18 часов начало, как всегда, очень быстро темнеть. Мы опять дошли до кошачьего приюта и там сели на трамвай до дома.
Из окна трамвая видели Chiesa dei Santi Biagio e Carlo ai Catinari.
От станции Трастевере по пути зашли в супермаркет, купили йогуртов на завтрак и кусок какого-то мяса. Я думала, что это ветчина, а оказалось что-то соленое и жесткое. Оля пошла осваивать хозяйскую микроволновку и вскоре у нас оказалось почти жаркое - ароматное и аппетитное, хоть и немного жесткое. А хозяйка дала нам к нему руколы. Ужин удался на славу. Закусили напоследок мороженым и легли спать. Отключилась сразу, словно батарейку вытащили, даже письмо написать не смогла. Завтра вставать в 4 утра, чтобы на самолёт не опоздать.