Венецианская равнина, по которой мы ехали в северном направлении, прорезана сетью каналов, по берегам которых разбросаны великолепные сельские виллы. В разной степени сохранности они или радуют глаз или заставляют сокрушаться, что такое архитектурное наследие разрушается, осыпаясь венецианской штукатуркой. Ситуация медленно, но меняется: многие виллы сегодня восстанавливают и переоборудуют под отели или под жилые апартаменты.
Виллу "Rinaldi" мы видели и в полузаброшенном состоянии, и в стадии реконструкции, а сегодня - это жилой комплекс, находящийся в нескольких километрах от знаменитой Виллы Барбаро, включенной в список ЮНЕСКО.
Виллы разные, но очень похожи, и явно чувствуется влияние архитектуры Палладио.
В случае с виллой Ринальди- даже храм сооружен рядом, что тоже отсылает к вилле Барбаро.
VILLA DI MASER.
Вилла Барбаро в Мазере в шести километрах от Азоло, а также круглая капелла "Tempietto," сегодня принадлежат к числу важнейших шедевров Палладио.
Виллу, раскинувшую свои широкие крылья на склоне холма, где равнинные ландшафты дополняют подступающие с севера Альпийские горы, строили как место уединения для созерцания природы и произведений искусства, но не только. Она была призвана решать и утилитарные задачи, обеспечивая комфортное проживание ее владельцам, и одновременно служила центром сельскохозяйственного производства.
Вилла была спроектирована и построена Андреа Палладио в 1560 г. для братьев Даниэля и Маркантонио Барбаро на месте уже существовавшего средневекового палаццо, что усложняло задачу. Архитектор блестяще справился с ней, превратив старые стены в ренессансный шедевр, но не без помощи владельцев. Оба брата считались прекрасно образованными и проявляли большой интерес к архитектуре, являясь поклонниками Андреа Палладио. Даниэле Барбаро был не только ученым, политиком и патриархом Аквилеи, но и писателем. Самая важная его работа - это, вероятно, перевод книг античного архитектора Витрувия. Он написал множество работ по искусству, математике и оптике. Считается, что он основал старейший в мире ботанический сад Падуи. Успехи Маркантонио были намного скромнее, но он разрабатывал некоторые архитектурные детали самой виллы.
После распада Венецианской республики вилла пришла в упадок и часто переходила из рук в руки. В 1854 г. её купил и отреставрировал фриульский предприниматель Санте Джакомелли. Его потомкам - Вольпи ди Мисурата вилла принадлежит и сегодня. Мы проехали в сторону деревушки Мазер, чтобы ещё раз взглянуть на творение Палладио.
Полюбовавшись на виллу через ограждение, меня "чёрт дернул "зайти внутрь. Муж благоразумно отказался и остался в винном баре. И мне снова "повезло". Я была единственным посетителем. Билет мне продали за полную стоимость - я забыла удостоверение личности взять из сумки, а без него меня не хотели признавать синьорой. Ну, это не самое ужасное. Ко мне, как положено, приставили смотрителя - женщину около сорока лет. Она явно была недовольна тем, что кто-то к ним пожаловал. Внутри же меня ждал "сюрприз" в виде огромных пыльных бахил или "лаптей" как я их про себя обозвала. Пока я пыталась с ними справиться, моя "надсмотрщица" стояла и долго наблюдала как я мучаюсь с завязками. Мне пришлось их намертво примотать к щиколотке, иначе мои ступни просто выскальзывали из этого вида обуви. Идти я в них не могла, оставалось передвигаться не отрывая ног от пола, как на лыжах. Рассчитаны они явно на большой размер трекинговых ботинок, но я то была в босоножках, причём маленького размера и на кожаной подошве. Сама тетенька была в обуви на каблуках и никаких защитных средств на ней не было. На улице было сухо, а вот пыль, которая взметнулась от сваленных в кучу "лаптей", могла вполне осесть на стенах, покрытых драгоценными фресками. Вот в таком сопровождении я должна была наслаждаться фресками Паоло Веронезе. Фотографировать на вилле категорически запрещено, но у меня на шее болталась камера, что усугубляло мое положение. "Надсмотрщица" не спускала с меня глаз и находилась за моей спиной буквально в одном шаге, я ощущала её дыхание, несмотря на маску. В голову вместо созерцания шедевров лезли мысли, что осталось на меня надеть только наручники, чтобы я не дай бог не покусилась на частную собственность. Осмотр виллы больше напоминал прогулку под надзорном полиции. Конечно, никаких положительных эмоций у меня не осталось. Визит отнял немного времени, но заставил понервничать. Я всё же сделала три снимка, пока тетеньку отвлекли телефонным звонком, но скорее из вредности, чем для памяти. К Палладио и Веронезе эта сентенция не относится, а вот претензии к владельцам и обслуживающему персоналу предъявить хочется. Если уж вы берете деньги, то должны позаботиться и о моих интересах, а не заставлять мучиться, тем более что раньше всего этого не требовалось за гораздо меньшие деньги, да и персонал был дружелюбнее: при первом посещении виллы мы с мужем искали зал "масляной лампы" искренне полагая, что она будет нарисованной, но нам показали и рассказали, что лампа настоящая и просто свисает с потолка.
Перед тем как распрощаться с виллой, я спросила у сопровождающей, почему такие строгие правила, на что она мне сухо ответила: "Так хочет владелец".
Как все изменилось начиная от цены, правил и отношения к посетителям. Это не относится к фрескам Веронезе, которые можно долго рассматривать, мне же приходилось смотреть под ноги и следить, чтобы не развязались шнурки.
Проход на виллу через боковые аркады.
Самым дружелюбным существом здесь оказалась такса.
Комнат, которые можно увидеть, всего шесть, но мне кажется, что в этот раз две комнаты были закрыты. Во всяком случае зал, о котором я только что упомянула, мне на глаза не попался.
Декорированы они в типично палладианском стиле.
Залы виллы украшены аллегорическими фресками Паоло Веронезе в технике тромплей. Превосходно сохранившиеся, они принадлежат самому Паоло в отличие от других палладианских вилл, где остались лишь фрагменты росписей Веронезе и его учеников.
Все изображения, начиная от дверей и колонн - оптическая иллюзия. Очень много деталей, которые можно отыскивать и разглядывать: маленькую собачку, давшую название одному из залов виллы или фреску-шутку, на которой изображены тапочки и веник.
Можно найти на стене анфилады и изображение самого Веронезе в образе франтоватого охотника или его будущей супруги, Елены Бадиле.
Зал Олимпа - центральный зал виллы. На потолке изображения парящих олимпийских богов. На балюстраде изображена Джустиниана Джустиниани, жена Маркантонио Барбаро, фактического владельца виллы, с кормилицей и сыном Алвизо. Трогательно выглядят маленькая собачка и зелёный попугайчик.
Самый большой зал -"Крочиера" (крестообразный) расписан колоннадами, иллюзорными нишами, в которых стоят музы, и фальшивыми дверьми, из которых появляется девочка. (фото -мои, но очень старые)
Интересно выглядит анфилада комнат, тянущихся из одного крыла виллы в другой.
Можно посмотреть на Нимфеум из окна, и это все.
Из-за перепада высот фасад виллы, выходящий на дорогу, имеет два этажа, а задний, выходящий к холму - только один. Эта особенность позволила Палладио устроить небольшой тайный сад с фонтаном-нимфеумом. Он был спроектирован при участии Маркантонио Барбаро и им же выполнены статуи атлантов перед небольшим гротом Нептуна.
Нимфеум- со статуями олимпийских богов.
Вилла состоит из центрального здания с четырьмя ионическими колоннами.
Фронтон работы Алессандро Витториа, на котором изображен герб Барбаро: две пары, восседающие на дельфинах.
Мне они больше напоминают китайских драконов.
Боковые флигели расположены симметрично и имеют высокие аркады, скрывающие двухэтажность здания.
На широких фронтонах установлены солнечные часы и голубятни, что подчёркивает высокий статус владельцев, ведь голуби являлись средством общения, а иметь собственную почту могли только влиятельные и состоятельные граждане.
Небольшой парк перед фасадом со статуями и прудиком, в котором цветут лилии.
"Темпьетто" - небольшая церковь, напоминающая римский Пантеон. Она считается своеобразным завещанием Палладио, его последним творением. По преданию, архитектор умер в Мазере, приехав проследить за ходом строительных работ.
Церковь почему-то всегда закрыта.
Через дорогу от виллы находится красивый фонтан с разрушающимися рельефами.
Отсюда открывается вид на долину, засаженную виноградниками.
Неизвестная мне церковь живописно расположенная в предгорьях Альп.
Уже много раз зарекалась: не писать исторических справок," но дурная голова рукам покоя не дает"....