Складные лавочки на улицах.
Время ещё было, хотелось ещё чего-нибудь, и тут взгляд упал на руины крепости над городом, а ещё — на какое-то сильно разрушенное помпезное здание неподалёку. Забил точку в навигатор, и поехали карабкаться по крутым подъёмам к форту. Остатки Белого форта оказались наглухо закрытыми, причём, видимо, не по причине позднего времени, а из-за того, что реновация и вообще. Видно, что из новеньких блоков отстраивают бастион, уже исписанный бессмысленными и некрасивыми граффити, из старого в поле зрения попадает только невзрачный остаток полуобвалившейся стены. В общем, пустая трата времени, да и вида на город нет — слишком высоко и далеко, обзор неважный. Повтыкал в навигатор, увидел неподалёку вьюпойнт, ещё выше. Съездили туда. Действительно обзор прекрасный, но расстояние ещё больше, поэтом смысла, наверное, немного. Впрочем, в ресторане с видом посетителей полно. Осталась руина, переехали к ней. Оказалось — развалины помпезного, красивого двореца со следами обстрела, но — тщательно закрытые по периметру заборами. Сделать хороший снимок ну никак нельзя, не понимаю я боснийцев — сделали бы платный вход на площадку перед дворцом, глядишь, и насобирали бы хотя бы на поддержание в текущем состоянии. Радость одна — вид на город отсюда самый зачётный. Кстати, никаких сведений о том, что это за здание, в сети я найти не смог, хотя потратил минут сорок. Надо было прямо там у местных спрашивать. В двух шагах от развалин — остатки Жёлтого форта.
Полуразрушенное здание на горе.
Оно же, снято с приближением.
Вид на город от Жёлтого форта.
В Сараево тоже осталось довольно много следов войны: как-никак город был почти четыре года в осаде, все окрестные высоты были заняты сербами, планомерно обстреливающими город для ослабления обороны. В среднем ЕЖЕДНЕВНО выпускалось около 330 снарядов, ущерб за время осады был причинён колоссальный. Руин, может быть, осталось и не так много (в процентном отношении к целым домам), как в Мостаре, но следы от пуль, снарядов и осколков почти везде, особенно если чуть отойти с центральных улиц. Самое, пожалуй, страшное напоминание о войне – это превращённые в кладбища городские парки и скверы. Не все, но когда неожиданно в центре города встречаешь клочок зелени, густо заставленный надгробиями, это производит сильное впечатление.
Возле Жёлтого форта делать больше нечего, едем домой, и по дороге сворачиваем ещё только чуть в сторону, на площадь перед сараевским ж/д вокзалом, откуда открывается вид на самое заметное городское здание — перекрученный офисный центр медиа-группы Аваз (Avaz Twist Tower). На высоте 100 метров есть ресторан и смотровая площадка. Одновременно это здание – самое высокое в Сараево, Боснии, да и вообще на всех Балканах – 172 метра.
Сфотографировав, уже без задержек едем к апартам, где я высаживаю жену, а сам отправляюсь сдавать машину. Выясняется, что 700 евро франшизы — цифра не окончательная, и к ней прикручивается местный 17%-й НДС. Таким образом, мои потери вырастают до 806 евро, но это вроде уже окончательная сумма. Заполнил короткую форму с кратким изложением происшедшего (про сон упоминать не стал, написал просто «потерял управление»), отдал справки из полиции, ключи, и на этом с сотрудниками Юропкара попрощался. Никаких особых эмоций при этом ни у кого не было, видимо, ситуация не выходит за рамки стандартной. Радует, что косяк произошёл в Боснии, а не, например, в феврале в Италии — там франшиза была полтора штукаря…)))
Ещё утром в Мостаре пытался пройти онлайн регистрацию, но система показала фигу: в пояснения написано, что процедура недоступна в Сараево, Дубровнике, Загребе и прочих балканских локациях. Новость, надо сказать, реально оказалась дерьмовой — вместо лишнего часа сна и комфортного прихода в аэропорт за час до вылета теперь приходилось тащиться минимум за два на случай всяких неожиданностей, да и чтобы места не оказались в разных концах салона. То есть к 5:30. Впрочем, нет худа без добра — раз уж пришли заранее — завалились в зал РР, где и коротали время до вылета. Австрийские авиалинии, и так немного упавшие в моих глазах после случая с регистрацией, в Вене оплошали ещё сильнее. На посадке у гейта творился какой-то бардак. Куча народу оказалась без присвоенных мест, и теперь их рассовывали по принципу заполнения пустот в тетрисе. Нам на регистрации в Сараево дали места А и С (у окна, и у прохода, без просьб с нашей стороны), так вот в Вене между нами оказался мужчина, жена которого также сидела в серединке между двумя незнакомцами, только пятью рядами впереди. Дьютик в Вене сильно дорогой, надо очень постараться, чтобы найти что-нибудь по приемлемой цене (это я про алкоголь и сигары). Но я нашёл-таки пару вариантов))). Дальше всё было рутинно: Домодедово — аэроэкспресс — Ласточка — такси до дома.