Карнакский храм.
В Iberotel Luxor завтрак начинается в 6.30. Просто идеально. Я позавтракал, оставил рюкзак на ресепшн и отправился пешком в Карнакский храм.
От Набережной или Луксорского храма до Карнакского храма пешком по прямой 45-50 минут. Можно взять такси, можно телегу. Но я никуда не торопился. Мне нужно было в первую очередь купить Луксорпасс, а я не думаю, что чиновник по продаже этих билетов приходит на работу раньше 8.00.
Поэтому я пошел пешком вдоль Набережной. Там все время прямо и только уже совсем близко от Карнака нужно будет чуть подвернуть вправо. Впрочем, в навигаторе такое место отмечено без ошибок.
На проходной я сказал, что мне нужен Луксорпасс, меня пустили без билета и показали нужный кабинет.
Чиновник был на месте. Время было что то около девяти. Желающих приобрести Луксорпасс не было.
Так что за 10 минут вопрос был решен.
Луксорпасс Премиум.
Для посещения всех объектов Луксора, музеев, всех храмов и долин в течение 5 дней нужен именно Премиум. Количество посещений не ограничено. Можно ходить туда сюда хоть каждый час, каждый день. Входи-выходи.
Исключение: только гробница Нефертари в Долине Цариц. Туда можно только один раз в день на 10 минут. Но можно приходить второй, третий и т.д. раз на второй, третий и т.д. дни.
А в Гробницу Сети Первого можно несколько раз за день и время внутри не ограничено.
Дендера и Абидос в Луксорпасс не входят.
При себе иметь: паспорт, фотографию (лучше две), 200 долларов (если у Вас нету Каиропасс), 100 долларов если есть с собой Каиропасс. Так что если сюда едите после Каира и там брали Каиропасс, то сохраните его и получите 50% скидки. Расчет именно в долларах, можно в евро (90 евро).
Есть еще простой Луксорпасс. Какие преимущества дает он, я не знаю. По моему, в него входит все, кроме Гробниц Сети Первого и Нефертари. А это как раз самое главное ради чего стоит брать Луксорпасс-Премиум, тогда будет существенная экономия.
Купив Премиум вы уже отбиваете цену этих двух самых дорогих гробниц и при этом можете неограниченное количество раз посещать
все места в отличие от обыкновенного билета.
Если у вас есть студенческий, то скидка 50%. Но в любом случае уже не дешевле 100 долларов. Т.е. студенческий и Каиропасс - все равно 100 долларов.
Во время моего путешествия на юге Египта действовали 50% скидки везде. Так что в моем случае билет стоил 100 долларов и с Каиропасс и без.
При оформлении билета чиновник попросил еще сверху 50 фунтов за работу с моим паспортом, приклеивание фотографии, ксерокопирование, канцтовары. Это же Египет. Я не спорил. Настроение было хорошее. Дал ему желанные 50 фунтов.
При приобретении этого билета проверьте печать, правильное написание всех данных и особенно дат. Хранители ключей и дверей на местах их внимательно проверяют.
Все. Больше никому ничего давать не надо. Тыкайте всех вымогателей в цену этого билета. Пусть бегут и открывают перед вами двери. Хотя, не всегда так получается.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примерно в 9.00. я начал осмотр громадного храмового комплекса.
Карнакский храм.
Ипет-Исут, что переводится с древнеегипетского как “Самое священное место”.
Начал строиться в 20 веке до н. э. и служил основным государственным святилищем на протяжении всей истории Нового царства.
Можно сказать, что его строительство продолжалось 1600 лет при 30 фараонах.
Все периоды древнеегипетской истории оставили здесь свои следы; каждый фараон старался увековечить здесь своё имя.
Комплекс включает храмы, посвящённые фиванской триаде — верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу.
Желтый Журавль:
Каждый правитель Египта пытался написать в этом храме о своих военных подвигах и других деяниях. К сожалению, многие пытались не только написать о себе, но и стереть память о нелюбимых предшественниках. Особенно пострадало наследие Аменхотепа IV (Эхнатона), построенный им храм бога Атэна (Атона) был полностью разрушен, вернее, разобран на строительные материалы его потомками.
Справа от входа находится небольшой мавзолей уже исламского периода. К Карнакскому храму он отношения не имеет, но красиво.
Аллея сфинксов с телом льва и головой барана, созданных во времена Рамсеса Второго.
Первый двор.
Колосс Рамсеса II и, по одним источникам, его жены Нефертари, по другим - дочери.
На следующем фото, позади колосса Рамзеса можно увидеть проход через арку в другой двор. Пакетников туда не ведут. Там музей под открытым небом. Для ничего не понимающего человека там почти ничего интересного: камни, обломки и что то собранное из них. Но Солкин сказал, что там надо смотреть на все внимательно и тогда обнаружите много интересного.
Да, там показаны собранные заново экспонаты. Но они собраны именно из своих обломков. По моему, это хорошо. Или кто-то считает, что лучше бы они остались горкой камней?
Вот, например, «Белое святилище» Сенусерта I. Это древнейшее из дошедших до нас строений на территории храма. При Аменхотепе Третьем (18 династия) оно было разобрано и его блоки использовались как наполнитель для Третьего пилона.
В 1937-38 годах святилище Сенусерта I было реконструировано.
Конечно, можно задать риторический вопрос, так оно действительно древнее или все таки заново отстроенное. С одной стороны камни те же, с другой....
Можно ли считать древним деревянный корабль, если каждый год в нем меняли одну прогнившую доску и до нас в том корабле не дошло уже ни одной доски? - как то читал размышления и споры об этом. Причем спор велся о конкретном корабле-музее...
Отвлекся, извените.
Сенусерт Первый и является тем фараоном при котором начали строительство всего этого огромного комплекса.
Вернемся в первый двор. Если встать лицом к Большому гипостильному (колонному) залу, но еще не заходить туда, то справа храм Рамсеса Третьего.
Так же в первом дворе рядом с храмом Рамзеса есть ничем не примечательные и не фотогеничные ворота. Я их даже не сфотографировал. Но они очень интересные для тех, кто любит не просто посмотреть, а еще и исследовать. Так вот на тех воротах написаны результаты войны фараона Шешонка Первого против Древнего Израиля: список взятых городов, пленные и т.д.
Эти ворота очень важны, Израильский царь Ровоам упоминается только в Библии, и больше никаких упоминаний о нем не найдено, царь Соломон упоминается не только в Библии, но и в некоторых других источниках, которые не являются документальными. Само существование этих правителей могло бы быть поставлено под сомнение, но именно эти записи дают подтверждение “с египетской стороны” тому, что история, описанная в Библии, действительно происходила.
А теперь Большой Гипостильный Зал. Это просто рай для любителей колонн. Их тут целый лес.
Строительство колонного зала началось при фараоне Хоремхебе (13-14 века до н.э.) и закончилось в годы правления фараонов Сети I и Рамсеса II.
Простой народ допускался только во двор храма, а в гипостильный зал попадали лишь избранные – высокие должностные лица, военачальники, писцы.
За колонным залом находятся два обелиска.
Справа - обелиск Тутмоса Первого.
Слева - обелиск его любимой дочери царицы Хатшепсут. Согласно Солкину, Хатшенсут была именно "папина дочь".
Обелиски впечатляют, особенно если знать тот факт, что они монолитные весом около 150 тонн первый и 330 тонн второй.
Посчитано, что транспортировка обелисков из карьера до места установки заняла более полугода. А технология их установки на место в вертикальное положение остается не выясненной.
Желтый Журавль:
Жаль, но подробности технологий строительства того времени не документировали, видимо, считали, что потомкам это будет неинтересно.