Итак, сегодня закончился мой круиз из Асуана в Луксор, во время которого я наконец смог закончить свой отчет по Асуану.
Дорога
Перелет Egyptair по маршруту Ларнака-Каир-Асуан прошел хорошо, все вовремя и без каких-либо неудобств, хотя конечно сразу чувствуется, что это не европейская авиалиния. Все как-то немного расхлябаннее, начиная от салона непонятного недомытого сероватого цвета, громкой публики и неряшливого пропускного контроля перед вылетом. Рейс в Каир был заполнен на треть, в Асуан практически полностью – летают на Embraer 170. В Каире аэропорт современный и большой, после прилета можно свободно поменять деньги (курс USD 7,15, какие-либо комиссии отсутствуют). Я сразу прошел на внутренний трансфер, так что ничего сказать про то, что вас ожидает после выхода сказать пока не могу. После прилета в Асуан в аэропорту сначала не нашел свой багаж, потом оказалось, что он в зале международных прилетов, так как в Каире он не прошел таможню. Таможня заключалась в том, что нужно заполнить бумажку, в которой написать, что декларировать нечего. После этого таможенник попросил открыть чемодан, увидел кучу одежды и махнув рукой не стал в ней рыться. Погрузив чемодан на бесплатную тележку, я зашел в duty free, купил бутылку бурбона (20 дол) (вы можете купить 3 литра алкоголя и 2 блока сигарет в течении 48 часов после прилета) и покатил к выходу, где меня должны были встречать.
Советы по дороге.
Из Каира.
Рекомендую самолет или дневной поезд. Зайдя на международный сайт Egyptair вы увидите цену в районе 120 дол в одну сторону, которая возможно заставит вас искать другие варианты. Один из таких вариантов – выставить домашней страницей на сайте Египет (Английский язык). Вам сразу откроется доступ к еще 2-3 тарифам кроме единственного full economу на международном сайте, и вы легко купите билет за 50-60 дол. Добавьте 2 трансфера по 15 дол и дорога вам обойдется в 80-90 дол.
Спальный поезд Watania
http://www.wataniasleepingtrains.com из Каира будет вам стоить 100 дол в один конец в двухместном купе, плюс два трансфера по 5 дол – в итоге 110 дол. (Одиночное купе 120 дол.) Вариант для тех, кто боится летать, обожает поезда и «я всегда мечтал поехать на поезде из Каира в Асуан как добрые старые английский лорды в позапрошлом веке». Еще пишут, что кондиционер работает на полную заморозку всего живого.
Обычный вагон (сидячий) на юг (на побережье проблем нет) требует немного усилий для покупки. На вокзале его вам не продадут и отправят покупать спальник – турист должен путешествовать с комфортом и платить за это кучу денег (Моему соседу по отелю в Луксор из Асуана не продали, так что подтверждаю). Обойти ситуацию можно – заходите на сайт Египетских железных дорог (
https://enr.gov.eg/ticketing/public/login.jsf), регистрируетесь и покупаете свой билет. Я таким образом для проверки купил билет из Каир в Александрию, все чудесно работает, украинская Visa прошла без единой заминки (пишут, что вас могут попросить карточку с которой платили при посадке). Второй вариант – просто спокойно сесть на уходящий поезд, занять место и нагло заявить контролеру что билета у вас нет, и вы хотите его приобрести. Везде где я читал (tripadvisor, lp thorn tree, seat61) все пишут, что это работает, но сам я не пробовал еще такое. Вы можете посмотреть расписание поездов из Каира на юг на
http://www.seat61.com/Egypt.htm. Они поддерживают его в актуальном состоянии всегда, и рекомендуют два дневных поезда (#980, #982 и один вечерний #88). Но ночью я бы не ехал, поезд идет 14 часов и пишут, что нередко опаздывает еще на несколько, ночная поездка в креслах будет думаю очень утомительной и ваш первый день в Асуане вы просто проспите в отеле. Стоит это удовольствие 20 дол в первом класс плюс 10 во втором (ну и добавьте трансфер). Кондиционер пишут также на уровне.
Хорошего автобуса из Каира в Асуан нету (или я не нашел),
http://www.gobus-eg.com предлагает лишь ночной рейс в Луксор (за 100 и 150 фунтов). Возможно, что эта поездка более комфортабельна чем ночной поезд, так как немного быстрее. Другие компании я бы не рассматривал вообще, поезд лучше.
Из Луксора. Поезд №980 с вагонами первого и третьего класса. Он удобно уходит в 6 вечера и прибывает в 10. Или №86 – уходит в половину седьмого утра и около 11 вы в Асуане. В региональный поезд третьего класса я бы не садился, весомых причин поменять на этом маршруте поезд на автобус я тоже не вижу.
Отель
El Salam Hotel, одиночный номер 16 дол с завтраком. Не рекомендую. Успешно добравшись в ранее забронированный отель (об этом немного позже) я был несколько озадачен. Я примерно представлял себе, что я покупаю за эту цену, но как-то все-таки слишком все угрюмо тускло старо, еле теплая вода, завтрак однозначно слаб. Скажем так, если бы не моя насыщенная экскурсионная программа, я бы может даже поехал в другой. Из позитивного – в номерах более или менее чисто (скорее более), убирают каждый день, чаевые при поселении не требуют - номера сами сразу несколько показывают и предлагают выбрать, чаевые горничная не трогает вообще !!! (три раза оставлял), туры не предлагают и вообще игнорируют пока не попросишь сам о чем-то (хотя это возможно потому что они знали, что я с другими уже все порешал). Гостей кроме меня в день приезда было трое – египтянин, девушка из Сингапура, и оттуда же парень. Такое же среднее количество так и было все время пребывания.
Последующие дни кое-что прояснили. Другие бюджетные отели на набережной, куда я хотел поселится и писал письма, оказались или закрыты (Hotel Hathor) либо в таком же упадке (Hotel Memnon, Hotel Horus). Всегда слабая гостиничная сфера Асуана (большинство туристов обычно живут на своих круизных теплоходах) сейчас в полном упадке, особенно бюджетный сегмент.
Советы по отелям
Вообще я бы поделил все отели на три категории. Район около вокзала – с десяток-полтора самых дешевых хостелов/гостиниц. В районе 10 долларов за место. Без крайней нужды я бы туда не совался вообще. Я не знаю сколько из них закрыты сколько работают, но я более чем уверен, что минимального уровня комфорта, чтобы не нервничать там придется поискать. Если вы все же хотите жить именно там, попробуйте начать с Nuba Nile Hotel, примерно сравнимого с моим по стоимости и с приличным входом и холлом. Рядом небольшой ресторанчик нормальный (Ali Baba Restaurant), интернет кафе, тренажерный зал.
Вторая категория – отели вдоль набережной и прилегающих улицах. Я хотел именно тут поселится, с видом на Нил. Если вы на бюджете, мои рекомендации здесь два отеля которые я сам рассматривал еще дома– Hotel Nile, Hotel Kelany. Первый на южном конце набережной, другой в квартале или двух сзади за ним. Цена 30 дол сингл, 45 дабл. Если вы располагаете бюджетом немного побольше – Philae hotel (центре набережной), Isis Aswan (центр набережной на берегу Нила прямо, пару десятков бунгало и хороший бассейн), Marhaba Hotel (север набережной, ближе к вокзалу). Цена 50+ дол сингл, 80+ дабл. На букинге может быть дороже, ищите на дискаунтерах типа dhr.com, onhotels.com Во все эти отели я зашел под предлогом посмотреть комнату – все они работают и там в принципе все нормально вроде с первого взгляда.
Третья категория – это дорогие (100 дол+) отели на островах и несколько прямо над Нилом, включая знаменитый Sofitel Old Cataract (300+ дол). Я бы рассматривал их только в том случае, если вы специально едите в Асуан. Там можно прожить неделю-другую, спокойно наслаждаясь закатами и Нилом, потягивая коктейли и не планировать экскурсии (с островов добираться в город занимает время) на которых вы уже давно были. Сюда же я бы отнес в подкатегории более дешевые (около 50-60 дол дабл) несколько нубийских гестхаусов на западном берегу, где можно забыть о зиме, цивилизации и даже о докучливых продавцах чего бы то ни было.
Экскурсии
Мои попытки найти местное турагентство из дому было довольно безуспешными. Послав письма в первый десяток листинга трипадвайзера по Асуану, я получал примерно одинаковый цены, которые меня не радовали. Тем более, я еще хотел посетить Калабшу, а ее предлагали отдельно почему-то в комплексе с нубийским музеем за опять-таки примерно такую же сумму. Проблема в отсутствии групповых туров, они все соревнуются в эксклюзивности, приватности, лично для вас, и заканчивается это все неприятными ценами для индивидуального путешественника. Попытки записаться на групповой тур больших имен типа Thomas Cook или American Express, тоже, впрочем, заканчивались где-то такой же ценой. Но кто ищет, тот найдет. В моем случае был замечен в Rough Guide Egypt мейл Ахмета (
ahmedaco72@gmail.com, вебсайта нет). Исключительно рекомендую.
Он организовал для меня встречу в аэропорту и трансфер (90 фунтов), частную машину на пол дня в Калабшу Филае и Обелиск (110 фунтов) с гидом (130 фунтов), групповой тур в Абу-Симбел (120 фунтов), машину на пол дня в Силсилу (300 фунтов) и круиз из Асуана в Луксор 2 ночи 3 дня за просто неприличную цену в 110 дол (с питанием). Проблема возникла лишь почему-то с моим желанием провести целый день на фелуке, сначала он спокойно назвал цену в 350 фунтов, а через день вдруг написал, что целый день предложить не может, а лишь три часа за 120 фунтов. Но тут мне на подмогу пришли Валид и Петра из
http://www.aswan-individual.com. Ориентированный на индивидуалов сайт, где опять продвигаются не самые дешевые поездки с «эксклюзивным» сервисом. Но! Фелука на 8 часов там почему-то по вполне разумной цене в 380 фунтов, плюс за 50 фунтов с человека еще предлагается возможность ланча. Там же была заказана пешеходная прогулка с местным жителем по Elephantine Island, (25 фунтов в час). Для аренды фелуки очень рекомендую, остальное дороговато. Коммуникация, организация всего что я у них взял – на уровне. И главное – если бы не они, я бы не познакомился с Серо (Captain Sero, о нем позже)!
День 1.
Итак, в аэропорту меня встретил водитель (тоже Ахмед, но другой) вместе с сопровождающим (Мина). У Ахмеда вымытый до блеска Мицубиси Лансер без единого лишнего запаха в салоне. Мина, молодой парень, какой-то родственник как он сказал главного Ахмеда, достаточно сносно знает английский. Мы несколько поболтали на тему полета, загрузились и выехали в отель. Дорога из аэропорта хорошая, беседа занимательная. По приезду выгрузились, Мина поплелся с моим чемоданом наверх, пока я искал кошелек для бакшиша Ахмету-водителю, тот уже уехал. Ну ок. Наверху Мина еще раз прошелся по моей программе, заполнил за меня карточку гостя в отеле, договорился чтоб-мне дали завтрак с собой в день поездки Абу-Симбел, на вопрос о том где можно купить карточку Водафона, сказал, что завтра принесет, в пятый раз сказал Welcome to Aswan и намылился уходить. Тут я уже все-таки всучил ему 30 фунтов, сказал на двоих с Ахметом-шофером и передал коробку «Вечернего Киева» главному Ахмету. Сказал вкусный шоколад с моей страны. После этого мы наконец распрощались, и я пошел спать. Должен сказать, что персоналу отеля Мина понравился намного меньше, чем мне, и я даже подозреваю почему, но это их проблемы. В номере кстати вечером немного шумно, базар рядом, но я заснул быстро.
День 2
Следующий день начался приходом в 9 часов утра Джорджа. Джордж представился профессиональным египтологом, фри-лансером, христианином и моим гидом на этот день. Мы спустились вниз где нас ждал все тот же Ахмет-водитель и поехали. Джордж по дороге начал рассказывать про историю Асуана, вполне интересно, немного поинтересовался Украиной, но я на эту тему не углублялся. Храм Калабша находится совсем рядом с аэропортом, так что дорога мне была уже знакома, хотя днем конечно все смотрится немного по- другому. При подъезде к храму нас остановили на блокпосте, Джордж о чем-то с военными поболтал и сказал мне, что тут нужно пройти пешком, буквально метров 50. Услышав английский, военный внезапно передумал и нас пропустили. До причала реально рукой подать. Чувствуется, что место не очень туристическое. Причал совершенно не оборудован, мы минут 10 прождали, пока вернется одинокая лодка с какой-то одинокой туристской восточной наружности. Все-таки я не один такой! Плыть минут 7 и вот я у первого в своей жизни египетского храма. (О лодках потом отдельно). Мне понравилось – Джордж живописно рассказывал, как все здесь было тут обустроено, что происходило, подробно остановился на нескольких рисунках. Гуд. Теперь я точно знаю, как выглядит ключ жизни. Потом побродили немного по руинам около храма. Визит занял минут 45. Никого кроме нас !!!
По дороге к Филе Джордж внезапно то ли решил проявить свою профессиональность, то ли испортить мое благоприятное первое впечатление о себе, и упомянув о том, какая классная парфюмерия в Асуане, поинтересовался не хочу ли я посетить парфюмерный центр. Я кисло улыбнулся и заметил, что предпочитаю заниматься шоппингом определенно не в первый день путешествия. Джордж согласился, что это в самом деле было бы странно и заявил, что просто хороший гид должен рассказать о всех возможностях, а это уже мое дело что выбирать, а что нет. Я с этой репликой не спорил, и больше к теме шоппинга мы не возвращались.
Филе намного более туристическое место – с базаром около причала, десятками лодок и все такое. Тут ко мне пару раз поприставали с побрякушками. (Джордж скотина отшивать не помогал, но я справился.) Опять минут 10 на лодке – и вы на месте. О Храме писать не буду, место известное, много раз описывалось. Египтология Джорджа опять была на уровне, я был доволен. Времени около часа вполне хватает для обычного туриста. Людей есть немного, кроме нас бродило еще человек 6-7, а по пути назад я заметил шумную огромную компанию школьников, которых везли приобщаться к культуре родного края.
Теперь о лодках. Это бич индивидуального туриста, особенно в Филе, где они уже после покупки билетов и эти хищники-лодочники знают, что жертва уже в ловушке. Не поверят, что ты передумал и уходишь, а это как я понял главное в Египте – сделать вид что все, бай-бай дурак, ты упустил свой шанс заработать вообще. Говорят, есть официальная цена лодки, где-то в районе 40 фунтов на всех!!!, но забудьте – там сейчас настоящая лодочная мафия. Туристов мало и лодочники обнаглели вчистую. Мой сосед по отелю сингапурец сказал, что вначале ему заявили 150 фунтов, он смог сбить лишь до 120. И при этом вас могут подсадить еще к кому-то! Как я узнал потом от достоверного источника (Captain Sero), хороший гид вполне может сбить цену до 60-70. Я заплатил по 100 и там и на Калабше. Джордж плохо старался видимо. Если у вас много времени попробуйте скооперироваться с такими же другими индивидуальными туристами, или попробуйте пообещать гиду 50% к бакшишу с каждой сбитой десятки после сотни. И если уже платите за всю лодку сами, то настаиваете, чтоб никаких больше пассажиров кроме вас.
Напрочь проигнорировав Дамбу, мы поехали к Обелиску. Хотя, я читал много отзывов об обелиске в стиле да там и смотреть то нечего – а мне понравилось. Вначале показали небольшой фильм про обелиски, потом Джордж рассказал конкретно про историю этого и отправил меня самого наверх смотреть – сам не полез. Вроде ничего особенно, но попробуйте оживить эту стену представив сколько людей выдалбливали эту махину и как громко они чертыхались, когда она треснула. Маршрут кстати оборудован так, что при завершении осмотра вас отправляют прямо в клетку ко львам – длинную торговую колоннаду и примыкающей к ней кафе. Это и в Абу-Симбеле повторилось потом. Львы, однако, оказались вполне безобидными - то ли они по мне сразу увидели, что я не клиент, то ли моя заученная перед выездом фраза «ла хабиби меш ауэс» звучала уже с меньшем акцентом, чем на причале Филе. За чай с мятой хотят 15 фунтов. Публики нет – я был с обелиском один на один.
На мою попытку предложить сходить еще на кладбище Фатимид (нравится осматривать кладбища, да и путеводители о нем вспоминают) Джордж удивился – там же смотреть нечего. Я не настаивал, решил потом сам схожу. Поэтому мы отправились сразу обратно в отель. Вся поездка заняла у меня 5 часов. Ахмет-водитель весь день был опять безупречен, аккуратен и молчалив. Под конец тура Джордж вторично попытался слегка навредить своей репутации, сказав, что принято в конце оставлять чаевые. Тоже мне новость. Я с легким сердцем дал Ахмету 50 фунтов, ну и Джорджу тоже перепало столько же, хотя мне норовило дать ему немного меньше. Хотя, может я и придирался, Джорджу вполне можно поставить твердую 4ку, я встречал в Турции и Греции гидов намного «профессиональнее».
В отеле меня уже ожидал Мина, чтобы торжественно вручить симку Водафона и получить от меня 50% предоплаты за услуги. Расчеты были произведены быстро, карточка вставлена и сразу заработала, но счету было 5 фунтов. Я дал ему двадцатку за доставку на дом, он чет отнекивался, типа это ерунда фри презент от главного Ахмета. Я даже взглянул еще раз через окно, чтобы удостоверится, что да я в Египте. В конце концов он все-таки сдался.
Странно, но я не чувствовал себя ни голодным ни уставшим. Посему было решено изменить программу и сходить в Нубийский музей еще, который был намечен на последнее утро. Я бодро зашагал в южную сторону по набережной, мило улыбаясь таксистам и владельцам фелук. Они мне тоже улыбались, но это понятно - работа у них такая. «Меш ауэс» чаще работало, чем нет. Заметил вывеску Panorama – зашел выпил чаю и еще какого-то напитка. В конце набережной есть небольшой облагороженный парк, вроде популярное место отдыха местных. Он совсем небольшой, вход 10 фунтов. Я решил не ходить, и продолжил путь к музею. И тут я попал! Попал я на владельцев калешей, у которых тут стоянка. Один какой-то совершенно малолетний нахал увязался за мной почти до самого музей, громко крича что он закрыт и куда я иду, и про лучший сервис, голодную сестру и про все все все на свете. Я сглупил, и в итоге отвязался от него лишь посредством - ну может потом покатаемся. Хотя желания кататься на этой штуке не было вообще никакого. Не нужно было этого делать .
Самое удивительное, что нахал оказался прав. Музей изменил график работы, и теперь там с часу до четырех дня перерыв. Оставалось еще минут 40, я сначала подумал может сходить на мое кладбище, которое начиналось сразу за музеем – но вид на него сверху как-то отбил у меня охоту его исследовать, и я подумал, что Джордж, наверное, был тут тоже прав. Это не христианское кладбище, пару пыльных мавзолеев со стороны обелиска, а все остальное пространство ряды стройных стандартных могил, тоже все в какой-то всепроникающей плотной пыли. Так что я решил подождать открытия на пару с пожилой француженкой, которая к сожалению, говорила на английском так, как я по-арабски. Так что мы большей частью молчали и улыбались. Улыбаются в Асуане все.
В 4 часа музей открылся, к этому времени подкатили два автобуса с полусотней школьников. Видимо воспитанием молодого поколения тут занимаются серьёзно. Я поспешил в музей, чтобы не ходить вместе с ними. Музей достоин всяческого внимания – начиная от коллекции и заканчивая самим зданием. В зависимости от вашего увлечения темой вы проведете тут от часа до половины дня. Я пробыл часа полтора, еще раз осознав какой нубийцы классный народ, какое это было нелегкое дела спасать нубийцев и их памятники от плана электрификации всей страны. Начав путь домой, я вдруг осознал, что мне опять придется идти мимо парка, где меня наверняка ожидают – я ведь обещал «потом» покататься. Мне стало немного не по себе от такой перспективы, и я решил свернуть перед парком налево, чтобы проверить нельзя ли обойти парк и отель вдоль Нила и избежать еще одной встречи с моим новым знакомым. Как я ошибался! Хотя от поворота до стоянки добрых пару сотен метров, не успев пройти метров 50 по неправильной дороге, я услышал за спиной стук копыт. Это ж надо было меня так высматривать!!! Сделав вид, что я просто решил полюбоваться входом в Old Cataract я вернулся на главный путь, все также сопровождаемый стуком копыт и невыносимым нытьем. О да, я в Египте! Он прошел бы, наверное, со мной до самого отеля, оставив ишака у парка, если бы вскоре не показалась спасительная вывеска KFC. Я напрочь забыл, о своих планах на вечер сходить на рынок и найти какой-то местный ресторанчик и постыдно сбежал от пацана с ишаком в очаг западной цивилизации, где уже и пообедал/поужинал курицей в уникальной секретной панировке из 11 или сколько там специй.
На мое счастье, когда я вышел его уже не было. Я еще немного погулял по набережной, посидел в парке Шератон и часам к 9 подтянулся в отель. Вечерний Асуан без этого сопляка был теплым и спокойным. На следующий день нужно было вставать в 3 часа утра.
День 3
Вариантов добраться в Абу-Симбел, помимо авиа (около 200 дол), есть несколько. Вы можете забронировать тур заранее в каком-то международном агентстве, получите большой туристический автобус с гидом, брендом, страховкой и т.д. Заплатить придется около 100-140 дол. Вы можете забронировать частную машину с водителем, тоже где-то в районе 100 дол. При этом учтите, что сторонние гиды на территорию храмов не допускаются, так что если вы заплатите за гида, то он сможет лишь повеселить вас в дороге, рассказать немного перед входом и показать где кафешка с чаем по 20 фунтов. Самый экономный вариант – это воспользоваться рейсовыми автобусами из Асуана, 4 раза в день, 40 фунтов в один конец. В этом случае вы потратите целый день (самый первый в 8 утра, последний в 17), зато будете иметь полную свободу передвижений. Также вариант, если вы хотите посмотреть вечером световое шоу и остановиться на ночь в Абу-Симбеле. И последний, самый популярный, групповой тур, которые каждый день организовывают местные бюджетные отели и агентства. Вы получаете место в мини басе туда обратно и 2,5 часа на осмотр храмов.
В дверь громко постучали в 2:40 минут, когда я уже проснулся. Будильник зазвенел на 10 минут раньше. За окном непривычная тишина – базар уже разошелся. Спустившись, как положено, к 3 часа на ресепшн я обнаружил там обоих моих сингапурцев (заплатили отелю по 140 фунтов, но 20 больше чем я). Мне дали мой завтрак, и через четверть часа зашел водитель и забрал нас вниз. Я ожидал стандартный маленький мини бас, но это был бусик чуть побольше – человек на 20, в Киеве похожие маршрутками работают. Внутри чисто убрано приятно, сидения удобные. Пособирав еще других туристов, мы где-то через полчаса оказались в районе обелиска, наверное. Там был сбор конвоя. По итогу вышло 1 большой автобус, 2 таких как у меня, 4 или 5 легковушек, и штук 6-7 маленьких минибасов. На сегодняшний день – огромнейший конвой, я слышал бывают дни, когда и 10 человек не набирается. В 4 часа утра в таком порядке мы тронулись в путь.
Конвой был похож на конвой, наверное, первый минут 15-20, потом это все растянулось на десяток километров, так что особого смысла в этом мероприятии я так и не понял. Мина говорил, что конвой для случая поломки или каких-то медицинских проблем. Ну может, хотя по пути встречаются островки жизни, это не полностью безжизненная пустыня все 280 км. Периодически блокпосты – все с оружием, некоторые особо юные солдаты выглядят со своими автоматами и серьезным видом достаточно комично. Восход солнца – потрясающий. Ехать часа 3 с копейками. Соседи кто спит, кто на ходу завтракает, кто занят какими-то делами со своими планшетами или смартфонами.
По прибытии вход рядом, вас заставят заплатить помимо билета еще за обязательного местного гида и какой-то сбор еще. Гиды стоят перед входом, я одного послушал немного, присоединившись к небольшой группке, которые его там выискали. Ничего такого особенного он не рассказывал, это я уже все от путеводителей и Джорджа раньше узнал. Почувствовав, что рассказ близится к концу и сейчас наступит время бакшиша, я отделился и пошел внутрь храмов. Невзирая на то, что встречал мнения эстетов, что фу, это же новодел – меня храмы впечатлили. Ну и что, что стена искусственная. С такой точки зрения весь Британский музей и Лувр тоже китч новодел и фу-фу, все не на своих исторических местах. Рассматривайте эти храмы как большой музей под открытым небом.
После осмотра у меня еще оставалось минут 35 до автобуса, вместо возвращения к ожидавшем торговцам около стоянки, я медленно прошелся вдоль замеченной дорожки вокруг всего сооружения, с той стороны какие-то непонятные два входа в каждый храм, что-то служебное наверняка, и вышел как раз вовремя, чтобы под лозунгом – не могу хабиби, хотел бы, но не могу, на автобус опаздываю – быстро пройти по алее вивисекции, и мы выехали обратно. Дорога назад была без происшествий, по приезду водитель бакшиш не требовал. Я решил составить компанию моим сингапурцам в покупке билета на поезд в Луксор и выгрузился с ними на вокзале. Ха, билет реально не продали. Но они тоже были начитанными, ок купим в интернете, так что мы особо не ругались и пошли обедать. Рядом был небольшой ресторанчик, упомянутый в LP, я их завел туда и там попробовал свой первый египетский кошари, вроде блюдо простое, но соус приятный так что я был доволен.
Время близилось к трем и я, оставив собратьев, поспешил в отель, где меня должны были ждать для прогулки по острову. Ждал меня невероятно тощий мужчина в возрасте, уже думаю 60, хотя я плохо определяю возраст, одетый в белую галабию. Мы познакомились, он представился как Серо и мы отправились в путь. Сразу выяснилось, что кроме этой прогулки, он завтра меня будет катать на фелуке. Серо хорошо говорит по-английски, разговор клеился плавно, но немногословно, чувствовалось, что он вообще не многословен, в отличии от большинства зазывал прокататься на фелуке с корниша. Тут я вдруг заметил, что что-то не так, меня никто не трогал – ни таксисты, ни капитаны, ни владельцы ослов. Никто. Долго молча провожали взглядом, некоторые почтительно так здоровалась с Серо, на что он небрежно махал рукой в ответ. Ммм, подумал я – однако приятно так ходить. Мы добрались до парома на остров, Серо молча остановил мою руку, которая была потянулась к кошельку – ты со мной, точка. Пару минут, и мы на острове. Ну что сказать – сам остров оставляет не очень хорошее впечатление, деревни, который я посетил на следующий день намного чище и живописнее. Но увидеть, как реально живут нубийцы вы сможете. Пройдясь по деревням, мы зашли посмотреть на руины старого Абу, в музей Серо сказал, узнав, что я уже был в нубийском, смысла ходить нету уже. После этого он остановился на берегу, рядом с которым была пришвартована желтоватая непривычно чистая лодка-дом, позвонил кому-то, с лодки ответили и мне было заявлено, что нас пригласили на чай. В лодке как оказалось уже 4 года живет Хабо, голландец. Нас великолепно встретили, заварили чай, и мы часа полтора мило побеседовали обо всем на свете – от проблем после постройки большой дамбы до рассказов Хабо о путешествии в Монголию по железной дороге. Хабо назвал Серо лучшим капитаном, которого он тут встречал, патриархом всех фелучников, и сказал, что мне крупно повезло. Подошел еще брат Серо, в общем честно говоря – уходить мне даже не хотелось. Но время близилось к закату, так что мы переправились на восточный берег, мне показали место где завтра утром встречаемся для речной прогулки, и мы распрощались. Денег вообще брать не стал, сказал завтра уже за все рассчитаемся. Я, воодушевленный хорошо проведенным временем, бодро зашагал к отелю. Те, кто видели меня раньше с Серо уже не подходили. Один правда выискался новенький и стал привычно клеится. Я решил испробовать новую тактику, и заявил, что я завтра уже катаюсь. Он говорит, тут много плохих нечестных людей, лучше со мной, как вообще твоего капитана зовут. Я говорю – Серо. Бугага, вы бы это видели. О, говорит он, упс, ай си, ай сорри. И молчит. Я издевательски заявил мейби некст тайм и пошел дальше. Некрасиво конечно, но они меня так достали, что я получил удовольствие от этой беседы, не буду скрывать.
Вечером был реализован план вчерашнего дня, прогулка по базару и ужин в местном ресторанчике там. Главный вход на базар начинался сразу за углом моего отеля. В приподнятом настроении я часа два побродил по его улочкам – он огромен, по сути несколько паралельных набережной улиц и все пространство между ними – это один большой базар, и превосходный должен заметить. Я себе именно так и представлял восточный базар. Проблем не было все были доброжелательны, не особо приставучи, ну я тоже в свою очередь всех называл хабиби и говорил, что Асуан это веру гуд. Под конец я присел в замеченном в самом начале заведении под названием El-Shawesh и прекрасно поужинал. Город в этот вечер казался просто чудесным.
День 4
Мой лучший день в Асуане. Потому что именно так нужно проводить время в Асуане – городе, где Нил особенно прекрасен. Контрастные пейзажи зеленых берегов, резко переходящие в совершенно пустынные холмы, россыпи небольших островков вперемешку с огромнейшими валунами, и обрамляет это все великолепная широкая река, по которой ты не спеша плывешь на фелуке.
В 9 часов как условлено я был на причале, Серо уже ждал меня там и мы поплыли. Я не помню уже когда в последний раз ходил под парусом. Наверно так давно, что уже совсем забыл какое это громадное удовольствие. Ветер был резвый и уже через полчаса мы сделали первую остановку у гробниц. Сами гробницы расположены наверху холма, туда ведут ступеньки, напрочь засыпанные песком, подниматься было трудновато. Сами гробницы меня особо не впечатлили, но вид оттуда на восточный берег просто завораживающий. Гробницы все закрыты, и там бегают гиды с ключами. Поначалу я пытался его отшить, но, когда понял, что без ключей никак, пришлось смирится с его присутствием. Хотя он на удивление оказался не очень и противным, открыл все 6 могил, потом даже завел посмотреть на некоторые не открытые к показу – в одной свалена куча мумий – еще то зрелище, сводил на самый верх холма – вполне свои 10 фунтов бакшиша отработал. Им он был весьма рад и принялся громко кричать, что Украния- вери гуд. Я возражать не стал, разумеется.
С четверть час на фелуке, и я на острове Китченера – ботанический сад Асуана. Минут за 30-40 можно обойти весь островок, там везде тень, флора красивая. Остановка вполне заслуживает внимания.
День близился к полудню, солнце стало припекать, так что от затеи сходить в монастырь я отказался, так же, как и от ланча на острове. Мы перенесли ланч на ужин и поплыли к старому шлюзу на юг. Должен сказать, что решение было правильным, потому что ветер стал стихать, и когда мы добрались туда, то был почти полный штиль. Плыть часа полтора вдоль потрясных пейзажей. Я понял, что готов простить Асуану любых надоедливых ишаков. Достаточно много также живности, а ибис – очень красивая птица. Мы пришвартовались у острова Сехейл, Серо там договорился с владельцем какой-то моторной лодки и через пару минут мы были у шлюза, полазили там немного – все в превосходном состоянии, хоть завтра опять запускай. Потом еще пару минут и мы в нубийской деревушке. Там я провел минут 40, походил немного, зашел попить чай в дом, где хозяева держат крокодилов. Две огромные твари в клетках размером едва больше их длинны. Мне сказали, они провели там 12 лет. Просто жуть. Еще пару минут и мы вернулись к фелуке на Сехейл. Ветра еще не было, так я пошел побродил по еще одной деревушке там – тоже приятное времяпровождения. Часам к четырем под конец дня опять появился ветер, и мы отправились в обратный путь, теперь уже вдоль противоположного берега. Я снова балдел загорал и любовался берегами. Хотя ветерок был слабый, но течение нам помогало, и часам к шести мы причалили у дома Серо. После плотного и очень вкусного ужина меня перевезли на мой берег, мы рассчитались (за моторку ничего дополнительно брать не захотел) и я направился к отелю. По пути привязались двое малолеток, стали звать – что вы думаете – кататься на фелуке! Я опять не удержался и начал им рассказывать, как отлично я сегодня поплавал с Серо. Реакция малолеток была даже похлеще ожидаемой – они тупо уставились на меня, будто я им сказал, что провел день с Озирисом и Исидой. В общем великолепнейший день – я много читал о разных неприятных история связанных с лодками. Мне реально повезло – судно у Серо отменное, сам он совершенно не напрягает никакими туристическими приколами, исключительно честен, великолепно знает местность (сколько лет плавал тут) и его знают все. Заполучите его себе в капитаны и ваша прогулка наверняка будет одним из самых запоминающих моментов в Асуане, как у меня.
День 5
На пятый день была намечена попытка полностью сойти с основного туристического пути и посетить Силсилу, огромный карьер, где добывался камень для постройки многих храмов, в том числе основных построек Луксора. Место не очень легкодоступное, так как основная трасса по восточному берегу Луксор-Асуан проходит немного вдали, лодка плавает между берегами спорадически, а дорога по западному берегу требует полицейского пермита. Но Ахмет сказал – нет проблем, и в восемь часов уже хорошо знакомая мне Мицубиси ждала меня у входа. Дорога заняла около полутора часов, мы выехали из Асуана, пересекли большой мост и поехали по западному берегу. Нас никто не останавливал, но надеюсь, что Ахмет заранее все порешал и мы ездили не на авось. Неплохая вначале дорога становилась все хуже, машин становилось все меньше, а всадниках на ослах и тук-туков все больше, в одежде публики джинсы и футболки поголовно сменились исключительно галабиями, а о том, чтобы девушка была без платка на голове (что можно встретить в Асуане) не было и речи – добро пожаловать в настоящую египетскую провинцию. Для меня эти полтора часы езды уже были экскурсией сами по себе – я прилип к окну и разглядывал местных жителей за их ежедневными рутинными занятиями.
В итоге под конец мы съехали с асфальта на грунтовую дорогу, и через пару сотен метров езды по ухабам достигли офиса с билетами. Само собой разумеется, что я был единственным туристом. После покупки билетов мы отправились в путь. Мы – это я, представившийся гидом персонаж в ослепительно белой галабии, непонятный персонаж в серой галабии и двое военных. Упс, ну да ладно. Гид так стремительно зашагал по песку, что пришлось его немного приструнить, кроссовки вязли в песке и быстро ходить было тяжело. Основные могилы (так себе) и храмчик в скале (неплохо) были осмотрены за полчаса, и гид бодро зашагал обратно. На его беду по дороге назад нам встретилась группа японцев с профессиональной аппаратурой, которая лезла куда-то ввысь. Я живо полез следом за ними, и гиду пришлось забыть о желании избавится от меня поскорее. Остальные предпочли подождать внизу. В итоге поболтав чуть с япошками (для ТВ что-то снимают) я еще заставил его минут 30 лазить по скалам любуясь огромными перепадами высот, высокими гладкими стенами и такими же ямами. Будь я в лучшей физической форме, я бы полазил еще, но полностью выбился из сил и всю дорогу назад еле плелся за насупившимся гидом. Да и солнце припекать начало порядочно. Внизу на маленьком причале одиноко стояла небольшая дахабия, с нее кто-то за нами внимательно наблюдал. По приходу я осчастливил гида 20 фунтами, но настроение у него лучше не стало. Военные же почему-то были очень веселыми, мне пожелали счастливой дороги, и мы с Ахметом отправились обратно. Дорога назад прошла так же спокойно, Ахмет благодарно принял свои 50 фунтов и около половины первого дня я был в гостинице.
Вторую половину дня я приятно бездельничал. Сначала сходил пообедал в нубийский ресторан на острове, потом попил кофе на набережной и снова немного побродил по базару.
День 6
На последний день в Асуане никаких планов у меня не было. Поэтому я хорошо поспал до девяти утра, быстро собрался и отправился завтракать. За завтраком познакомился с новым постояльцем, пожилой немкой, которая как оказалось уже 15 лет зимует в Африке. Мы мило пообщались аж целый час, за занимательными африканскими историями время летит быстро. Потом быстро сбегал в супермаркет, где накупил кучу воды разной в круиз, еще в последний раз коротко прошелся по набережной, вернулся в отель, расположился в лобби и продолжил писать отчет. В половину первого забежал Мина, я заплатил остаток денег, немного поболтали, он даже стал про какие-то туры в Луксоре что-то говорить. А я уже думал и не вспомнит. Договорились, что я позвоню, если вдруг что понадобится. Потом спустились вниз, он словил такси (10 фунтов) до причала, где Мина получил свой последний бакшиш (20 фунтов) и я взошел на борт Tower Prestige I.
Советы
Четыре полных дня идеальное время для освоения Асуана. Могу с чувством ответственности рекомендовать мою программу с небольшими изменениями (я бы все-таки взял отель получше, и все же заменил Силсилу (это для любителя) на еще один день фелуки).
Приезжайте (прилетайте) вечером из Каира, поселитесь в отель, посмотрите с крыши на Нил и хорошо выспитесь. В первый день езжайте на храмы и обелиск. По возвращении отобедайте в Эл-Дукке, посидите на открытой террасе там-же или в Панораме на Корнише, прогуляйтесь по набережной, зайдите в сад Шератон. Во второй день езжайте в Абу-Симбел, по возвращении сходите в Нубийский музей и завершите таким образом археологическую программу. Вечером сходите на рынок поужинать (найдите свое заведение или заскочите в точно безопасный El-Shawesh) и отсыпайтесь. Третий и четвертый день – проведите на Ниле. Один день покатайтесь в районе города, зайдите в ботсад, могилы, монастырь, слоновий остров – что вам захочется, и отужинайте у капитана дома. В последний день сразу отправляйтесь к старому шлюзу около острова Сехейл, посетите там нубийские деревни, позагорайте и поплавайте часик другой на пляже, и вернитесь назад вдоль противоположного берега. Последний вечер проведите там, где вам больше понравилось – потягивая кофе на набережной или покуривая кальян на базаре. На следующее утро отправляйтесь в укороченный круиз на 2 ночи в Луксор. Если у вас много денег, все равно не платите за полный дорогой круиз, поплывите лучше на дахабии.
Бюджет
Мне Асуан обошелся в 437 долларов (3128 фунтов).
Жилье 5 ночей = 576 фунтов
Питание = 401 фунт
Egyptair – включено в билет (день 1)
KFC 52 фунтов (день 2)
Панорама 25 фунтов (день 2)
Ali baba 24 (день 3)
El Shawesh 40 (день 3)
Дома у Серо 50 (день 4)
El Dakka 100 (день 5)
Aswan Moon 55 (день 5)
Покупка воды в отеле 10 бут по 5 – 50 фунтов
Покупка воды в супермаркете 2 по 2.50 – 5 фунтов
Экскурсии и транспорт = 1415 фунтов
Трансфер из аэропорта 90 фунтов
Такси на корабль 10 фунтов
Машина на полдня храмы 110 фунтов
Гид туда же 130 фунтов
Машина полдня Силсила 300 фунтов
Минибас в Абу Симбел 120 фунтов
Фелука на день – 380 фунтов
Пешая прогулка 3 часа – 75 фунтов
Лодка Калабша – 100 фунтов
Лодка Филае – 100 фунтов
Билеты = 395 фунтов
Калабша 40 фунтов
Филае 60 фунтов
Обелиск 40 фунтов
Нубийский музей 60 фунтов
Гробницы в Асуане 30 фунтов
Ботанический сад 20 фунтов
Абу-Симбел 115 фунтов
Гебел Силсила – 30 фунтов
(Музей Асуана и надписи на Сехейл насколько я знаю по 30 фунтов.)
Бакшиш = 341 фунт
Встреча и трансфер из аэропорта – 30 фунтов
Покупка симки – 15 фунтов
Джордж – 50
Ахмет Храмы – 50 фунтов
Ахмет Силсила – 50 фунтов
Местный гид гробницы – 10 фунтов
Местный гид Силсила – 20 фунтов
Серо – 55 фунтов
Крокодилы – 10 фунтов
El-dakka ресторан – 5 фунтов
Лодка El-Dakka – 1 фунт
Элшавеш ресторан – 5 фунтов
Гостинница – 20 фунтов
Мина посадка на корабль – 20 фунтов
Другое (не включено)
Связь – 55 фунтов Водафон
Алкоголь – 123 фунта бутылка виски в дьюти фри
Если вы путешествуете вдвоем, вы вполне вложитесь в сумму около 400 долларов, сняв отель подороже, так как экскурсии на двоих или троих даже будут стоить такую же сумму. Также по моим ощущениям я был достаточно щедр с бакшишом, вы вполне можете давать столько же за двоих. Если вы студенты, билеты обойдутся в 2 раза дешевле.
Завтра постараюсь дописать о еде.