Путеводитель по Египту - 2022 (люди, транспорт, язык, связь и т. д.)

отзывы об отдыхе в Египте, впечатления и рассказы о Египте от побывавших там. Египет отзывы туристов. Самостоятельные путешествия в Египет отзывы

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Путеводитель по Египту - 2022 (люди, транспорт, язык, связь и т. д.)

Сообщение: #1

Сообщение hitch-hiker » 25 янв 2022, 11:22

По Египту я путешествовал в конце декабря 2021 г. - начале января 2022 г. Две недели я провёл в Дахабе и ещё две с половиной недели путешествовал по стране. За это время я опробовал основные виды транспорта, посетил самые известные достопримечательности и составил общее впечатление о Египте. Одновременно со мной по стране путешествовали несколько моих знакомых: где-то я объединялся с ними, а где-то ездил в одиночку.

Маршрут поездки был такой: Дахаб - Каир (автостопом), Каир - Александрия (поездом), Александрия - Сива (автобусом), Сива - Мерса-Матрух (автостопом), Мерса-Матрух - Каир (автобусом), Каир - Асьют (автостопом), Асьют - Луксор (поездом), Луксор - Эдфу (автостопом), Эдфу - Асуан (поездом), Асуан - Кена (поездом), Кена - Хургада (автостопом), Хургада - Шарм-эш-Шейх (самолётом).

Решил написать свои общие впечатления - авось кому-то они могут быть полезными. Заметки не претендуют на точность и всеохватность. Если можете что-то поправить или дополнить - пишите.

Города и достопримечательности
Более детально про все достопримечательности Египта вы можете прочитать и без меня - они уже много лет не меняются и описаны в сотнях путеводителей. Отмечу только наиболее важные места.

Синайский полуостров - скопление живописных гор, пустынь и прибрежных городов, среди которых наиболее известны Шарм-эш-Шейх (город-курорт с гостиницами для цивильных туристов) и Дахаб (аналог Гоа, место зимовки русских рантье и “удалёнщиков”).

Каир - большой хаотичный город, очень интересный и многообразный, но очень шумный и многолюдный, так что от него быстро устаёшь. В окрестностях - несколько мест скопления пирамид. Лично мне самым интересным местом в Каире показался город мусорщиков - район, где живут люди, занимающиеся сортировкой и переработкой мусора. Сюда свозят мусор со всего города, и здешние жители работают с ним на улицах, в гаражах и даже у себя дома (скажем, я видел, как специальный кран поднимает мешки с мусором на шестой этаж многоэтажного дома). Район при этом нестрашный и совершенно безопасный: люди даже более приветливые, чем в целом по Египту, и ведут себя достаточно дружелюбно. Но, конечно, запах стоит не самый приятный, так что чувствительным людям сюда заходить не стоит.

Александрия - смесь арабского Востока и европейского Средиземноморья, по атмосфере напоминающая Грецию и Южную Италию, но с поправкой на египетскую специфику.

Сива - многообразный и насыщенный достопримечательностями оазис на дальнем западе страны. В центре города - глинобитная крепость, в окрестностях - горячие и холодные источники, песчаные дюны, скалы с гробницами, озёра и древние храмы (в том числе храм, в котором Александра Македонского провозгласили сыном египетского бога Амона).

Мерса-Матрух - курорт, куда египтяне из более южных регионов приезжают летом спасаться от жары. Приятный, благоустроенный и чистый по египетским меркам город.

Луксор - самый туристический город Египта (не считая морских курортов), содержащий памятники Древнего Египта, гробницы, храмы, скульптуры и десятки русских экскурсионных групп из Хургады.

Асуан - город на юге страны, недалеко от суданской границы. Содержит ряд древних памятников, Асуанскую ГЭС, построенную при участии советских инженеров, и несколько деревень, в которых живут нубийцы (этническое меньшинство со своими языком и культурой).

Хургада - курортный город, более шумный и многолюдный, чем Дахаб, и без свободного доступа к морю (почти все пляжи приватизированы отелями).

В египетских городах есть как платные, так и бесплатные достопримечательности. Платные достопримечательности очень и очень дорогие. При этом учтите, что некоторые достопримечательности прекрасно видны снаружи (и заходить в них нет никакого смысла), а другие имеют способы бесплатного проникновения. Так что если вы пришли к какому-то памятнику истории и культуры, а цена на вход вас не устраивает, попробуйте обойти вокруг него - либо вы и так увидите всё, либо найдёте бесплатный вход. Правда, с наиболее известными местами это не получится. Например, пирамиды в Гизе или Долину царей в Луксоре и обойти сложно, и бесплатный вход найти, скорее всего, не получится.

Очень помогает наличие студенческой карты ISIC - с ней билет в большинство достопримечательностей обойдётся вам в полцены. Так что заведите перед поездкой эту карту или что-то похожее.

Климат
Зимой в Египте в целом комфортно, температура днём колеблется в диапазоне от 15 до 25 градусов. Но в течение суток она сильно меняется: днём можно ходить на солнце в футболке и подчас изнывать от жары, а поздним вечером может стать прохладно даже во флисовой кофте и осенней куртке. Так что тёплые вещи очень пригодятся. Ну а ночлег в палатке в это время года если и возможен, то не очень комфортен: берите хороший спальник, с которым вы можете спать в России в сентябре или мае. На севере, в Александрии и других средиземноморских городах погода более холодная и сырая, на юге - более сухая и тёплая.

Египтяне
Египтяне в основном приветливые и весёлые люди. Иностранцев за пределами туристических резерваций здесь бывает мало, особенно сейчас, в ковидные времена. Поэтому на любого белого человека обращают внимание и приветствуют криками. Кого-то это может раздражать, но мне в целом было норм. При этом люди не очень навязчивые: только пару раз какие-то дети начинали бегать за мной с криками “Dollar!” или “Money!”. Подавляющее же большинство людей всё же имеют достаточно самоуважения, чтобы не заниматься этим.

Немного более навязчивы таксисты и другие туристоориентированные специалисты, но их можно спокойно игнорировать, они быстро отстают.

Поскольку страна патриархальная, почти всю активную социальную жизнь ведут мужчины: они работают в офисах, на рынках и в гостиницах, готовят уличную еду, ремонтируют дороги, сидят и попивают чай в многочисленных чайных и кофейнях. В подавляющем большинстве случаев при взаимодействии с местным населением общаться вы будете с мужчинами.

Женщин на улицах тоже много, но они в основном ходят по рынкам, госучреждениям и личным делам и с иностранцами особо не пересекаются. В небольших городах многие ходят в черных одеждах и закрывают не только волосы, но и лицо, так что группа из нескольких женщин становятся похожей на нашествие призраков. В крупных городах женщины немного более свободные и социализированные: некоторые не покрывают волосы платком, другие могут работать в магазинах и отелях, а отдельных уникальных женщин даже можно увидеть за рулём автомобиля.

Ну и, конечно, на улицах толпы детей и подростков, которые предоставлены сами себе, играют в футбол и другие игры, идут в школу и из школы, а также кричат вам “Хеллоу!”.

Безопасность
Египет мне показался безопасной страной. Хотя на улицах тусуется много молодёжи гопнического вида, а также всякие бродяги и попрошайки, но никакой агрессии в свой адрес я нигде не ощущал, в том числе в ночное время суток. По субъективным ощущениям страна мне показалась даже более безопасной, чем Россия.

Некоторую проблему могут представлять полиция и военные, но скорее организованного плана: могут запретить что-то фотографировать или куда-то ходить, а также задержать и проверить документы. Но в целом они безвредны, а многие запреты вызваны не желанием что-то скрыть, а стремлением уберечь глупого иностранца от неприятностей. Если вы решили взобраться на какую-то гору или пойти погулять по пустыне, а какой-то полицейский кричит вам вслед “Mister! Not allowed!”, можно сделать вид, что вы ничего не слышите и идти с уверенным видом дальше - в большинстве случаев никто за вами не погониться и ничего с вами не сделает. Разумеется, это не касается ситуаций, когда в этом месте есть забор, запрещающая табличка или другие признаки того, что сюда ходить не надо.

К иностранцам здесь относятся хорошо. Понятно, что в туристических района тебя воспринимают как дойную корову и сильно достают своими предложениями покататься на верблюде или купить какой-то сувенир. Но в остальной стране особых проблем нет. Более того - по отношению к иностранцам иногда может действовать позитивная дискриминация: они тут на положении женщин и детей. То есть их с одной стороны стараются уберечь от опасности (см. выше), с другой стороны, могут дать какие-то привилегии, которые не положены местным. Когда я ехал в вагоне второго класса в поезде из Асьюта в Луксор, проводник проверил у меня билеты, потом позвал пойти за ним и в итоге посадил меня в вагоне первого класса. А когда я пешком шёл в аэропорт Хургады, меня остановили на посту в километре от терминала и попросили подождать, пока мне не подыщут попутный транспорт. В итоге они остановили для меня такси и попросили бесплатно довезти меня до аэропорта. Впрочем, такая чрезмерная опека иногда мешает, особенно во время автостоп (но об этом в другой раз).

Но чтобы не создало чересчур благостного ощущения и чтобы вы совсем не расслаблялись, добавлю, что одну мою знакомую из Краснодара, путешествовавшую в Египте в одно время со мной, ограбили во время поездки автостопом из Александрии в Сиву. Она предупредила водителя, что едет бесплатно, однако тот по приезду потребовал денег, а потом не дал ей забрать рюкзак и уехал с ним (причём протащил её несколько метров, когда она пыталась схватить машину и не дать ей уехать). Любопытно, что за два дня до этого я предлагал ей составить компанию в этой поездке, но она сказала, что мужчина в автостопе - ненужный балласт, и она предпочитает ехать в одиночку. Так что имейте в виду: даже если вы сильная и независимая женщина, будьте в Египте аккуратнее. А если слабая и зависимая - тем более.

Политика и экономика
К сожалению, я встретил совсем немного египтян, хорошо говорящих по-английски и способных внятно объяснить, что вообще происходит в стране. Я был в курсе, что в 2011 г. в стране произошла революция, в результате которой был свергнут предыдущий президент Хосни Мубарак. Потом к власти на выборах пришла фундаменталистская партия “Братья-мусульмане”, которая решили строить в стране исламское государство, но её быстро свергли военные. А президентом в итоге стал возглавивший военный переворот генерал Ас-Сиси. Произошло это в 2014 г., и с тех пор Египет как-то выпал из новостей.

В целом, генерала Ас-Сиси большинство людей хвалили: после революционного хаоса и правления исламистов он навёл минимальный порядок, уменьшил госрасходы и коррупцию и направил много денег на разные инфраструктурные проекты вроде строительства жилья и дорог. Собственно, по стране часто видны стройки, и в целом от страны ощущение, что она потихоньку развивается. Короче, Ас-Сиси - это такой ранний Путин, который уже явно установил авторитарный режим, но негативные последствия этого граждане ещё не ощутили.

Сегодня ВВП Египта (по ППС) на душу населения - около 13 тыс. долларов, он по этому показателю на 128-м месте, на уровне ЮАР, Кубы и Перу. Это в два с лишним раза ниже, чем в России, однако в полтора раза больше, чем в Узбекистане, и в два с лишним раза больше, чем в Киргизии. То есть страна, конечно, бедная, но не нищая. И хотя многие люди явно сводят концы с концами, одновременно видно, что здесь постепенно растёт средний класс, строятся новые дороги, в городах появляются супермаркеты, офисы банков и сотовых компаний. Так что, думаю, все эти и другие признаки капиталистического мира постепенно вытащат страну со дна на какой-то более или менее приемлемый уровень развития.

Благоустройство
Впечатление от страны очень сильно портит её внешний вид. Весь Египет завален мусором и просто утопает в пыли, песке и грязи. Впрочем, уровень чистоты сильно отличается от города к городу и от района к району. Есть сравнительно чистые курортные города и богатые районы отдельных городов (например, набережные Дахаба и Мерса-Матруха или центральная часть Кены), а есть и бедные районы, где прямо на одной из улиц или площадей может быть огромная свалка. Однако в целом мусор через какое-то время начинает восприниматься как часть пейзажа и на него уже перестаёшь обращать внимание.

По городам обычно не очень приятно гулять. Если это мелкий город или посёлок, улицы часто без покрытия либо с покрытием, но всё равно пыльные и грязные. Если это крупный город, на улице обычно есть асфальт, но гулять сложно из-за того, что тротуар иногда отсутствует, либо заставлен машинами и занят уличной торговлей. В результате чаще всего приходится идти по проезжей части, по которой мимо тебя едут сплошным потоком автомобили. Едут они обычно не очень быстро, но всё равно это слегка дискомфортно.

На всю страну найдётся дай бог несколько десятков светофоров. Так что переходить улицу можно в любое время и в любом месте - даже если это оживлённое шоссе вроде МКАДа. Просто желательно подождать, пока движение немного ослабнет, а потом аккуратно пересекать улицу. Автомобили обычно слегка замедляют ход и объезжают тебя. И так можно постепенно перейти улицу. Очень нервирует, но по-другому не получится.

Поезда
В Египте развит железнодорожный транспорт, причём он комфортный и недорогой. Поезда ходят почти во все города в дельте Нила, а также на юг страны вдоль Нила. То есть по линии Александрия - Каир - Луксор - Асуан можно легко передвигаться на поездах. А вот в Сиву и на Синайской полуостров железные дороги не проложили.

Лет десять назад иностранцу нельзя было ездить на большинстве египетских поездов, но сейчас такой проблемы нет. По крайней мере, я не сталкивался ни с какими ограничениями. Расписание наиболее важных поездов можно посмотреть на сайте египетских железных дорог enr.gov.eg. Теоретически там же можно и купить билет, но мне это ни разу не удалось: продажа заканчивается за двое суток, а я так сильно заранее ничего не планировал. Инструкцию о том, как покупать билеты через сайт, можно прочитать здесь - vazlav.info/practice/practice_rail_egypt.htm. Обычно я просто переписывал все данные о нужном мне поезде и показывал кассиру на вокзале - этого было достаточно, чтобы купить билет.

В Египте есть вагоны первого (AC1) и второго (AC2) классов. В первом классе два ряда сидений с одной стороны вагона и один - с другой, во втором - по два ряда сидений с обеих сторон. Остальные классы я подробно не исследовал, но там, видимо, и дешевле, и менее комфортно.

Средняя цена на билеты в вагоны второго класса - 1 ф. (5 р.) за 5 км. Ну или 20 ф. (100 р.) за 100 км. Первый класс дороже на 20-30%. Жд-билеты представляют собой карточки из твёрдого материала, на которых по-английски и по-арабски указаны цена, маршрут, время отправления и номера поезда, вагона и места.

Локомотивы и вагоны в Египет поставляют другие страны, так что египтяне часто различают их по национальной принадлежности. Особенно популярны испанские поезда. А один раз мне даже довелось ехать на поезде из России. Я покупал билет в городке Эдфу на поезд до Асуана. Кассир спросил, откуда я, и узнав, что из России, сообщил, что я как раз поеду на русском поезде. Думаю - странная шутка, ну ладно. Жду на платформе - и внезапно подъезжает состав из родных и знакомых вагонов производства Тверского вагоностроительного завода с характерным внешним видом и интерьерами. Внутри каждого вагона табличка Made in Russia и несколько надписей и инструкций на русском языке (в том числе схема водоснабжения в туалете). Редкий повод испытать гордость за российскую экономику.

Однако с египетскими поездами есть ряд проблем.

Первое - на указанном выше сайте можно посмотреть расписание поездов только по крупным станциям. А в какое время он будет проходить более мелкие станции и сколько до них стоит билет - этой информации сайт не даёт. Помимо этого, в Египте есть куча других поездов, расписание которых надо смотреть неизвестно где. В Александрии ходит очень много пригородных поездов, но информации о времени их прибытия или отбытия нет ни в интернете, ни на самих станциях. В итоге мы выясняли расписание, поймав работников станции и попросив написать нам время отправления нужных поездов.

Второе - поезда могут сильно опаздывать, а иногда и вовсе отменяться. Так, когда я поехал из Каира на юг страны, в нескольких городах по пути произошли сильные дожди, и всё пошло наперекосяк. Я пришёл на вокзал Каира в 9.00 с намерением купить билет на поезд в Луксор в 10.00 и доехать до него как нормальный цивилизованный турист. Кассирша сразу сказала, что все поезда опаздывают из-за "проблем с погодой" и пока неясно, будет ли поезд в 10.00. Я подождал, сходил в офис автобусной компании по соседству, выяснил, что ближайший автобус в Луксор будет в восемь вечера. Ближе к десяти вернулся к кассами, где кассирша сказала, что поезда в 10.00 не будет, будет только поезд в 12.00, но он придёт в Луксор к полуночи и ещё может опоздать неизвестно на какое количество часов. Интересная особенность египетских жд - если поезд опаздывает, то сдать билет и получить деньги обратно можно только после 2-часового опоздания (по крайней мере, так сказала кассирша). В итоге я плюнул на всё и поехал в Луксор автостопом.

Третье - все египетские поезда с адекватными ценами имеют только сидячие места. Это относится и к ночным поездам. В стране есть всего несколько спальных поездов, и цены на них в пять раз выше. Обслуживает их отдельная компания (сайт - wataniasleepingtrains.com). Скажем, от Каира до Луксора на обычном сидячем поезде можно доехать примерно за 100 ф. (500 р.), а в спальном поезде - около 500 ф. (2500 р.). Так что либо переплачивайте за возможность нормально поспать в поезде, либо спите сидя, либо не ездите ночью.

Автобусы
С автобусами в стране всё немного хаотично и непредсказуемо. В крупных городах обычно несколько автовокзалов, с которых отправляются автобусы разных компаний. А иногда автобусные компании не представлены на автовокзалах, и автобусы отправляются от их офиса.

У автобусных компаний обычно есть свои сайты, где можно посмотреть расписание, а иногда и купить билет.

Интересно, что цены на автобусы сильно отличаются в зависимости от расстояния: чем меньше ехать, тем дороже обходится один километр (и наоборот). Например, автобус Александрия - Сива (600 км, West Delta Bus Company) стоит 160 ф. (800 р.), а Мерса-Матрух - Каир (450 км, GoBus) - 150 ф. (750 р.), то есть здесь за 1 ф. (5 р.) можно было проехать 3-4 км. А, скажем, автобус Каир - Александрия (200 км) у компании GoBus стоит 90-140 ф., то есть здесь за 1 ф. можно проехать чуть меньше 2 км. Что касается автобусов Дахаб - Шарм-эш-Шейх (100 км), то они стоят от 45 ф. до 110 ф., то есть за 1 ф. можно проехать 1-2 км.

Кроме того, цены сильно отличаются у разных автобусных компании или у одной компании в зависимости от времени суток. Скажем, у компании BlueBus автобус из Дахаба в Шарм-эш-Шейх днём стоит 110 ф., а вечером - 80 ф., а у компании East Delta - вообще 45 ф.

Билет на автобус обычно выглядит не очень презентабельно - как чек из магазина. Большинство надписей на нём сделаны на арабском.

Большие автобусы в целом комфортные. Однако в них обычно не работает печка, из-за чего зимой может быть холодно. Например, на ночном автобусе Александрия - Сива я сильно замёрз, даже надев на себя флиску и осеннюю куртку.

Вдобавок к большим автобусам по стране ходят маршрутки-микроавтобусы, которые обычно дешевле, но, естественно, менее комфортны. Например, автобус от Мерса-Матруха до Каира обошёлся мне в 150 ф. (750 р.), а маршрутка стоила бы 115 ф. Ходят они по наполнению, а не по расписанию, и отправляться могут из самых разных мест в городе, так что найти их - не самая тривиальная задача. Можно гуглить (лучше на английском) и искать советы и воспоминания других путешественников по этому поводу, а также расспрашивать местных жителей.

Есть то ли официальная, то ли неофициальная директива, запрещающая иностранцам ездить на маршрутках. Однако на практике я не слышал, чтобы кого-то реально отказались везти на этом транспорте.

Вот пример поиска такой маршрутки от Алексея из Самары, путешествовавшего по Египту в одно время со мной: “При выезде из Луксора в Хургаду столкнулись с тем, что все большие перевозчики, которые находятся также на площади Рамзес около Ж/Д вокзала… берут 150-200 фунтов (это всего за 250 км!). Сказали, что это обязательные меры, и иностранцы могут уехать только тут.

Всецело доверившись местным (как всегда), мы пошли на локальную автостанцию 25.70496986807744, 32.65256290250377. Там стоит множество маршруток, разъезжающихся по ближайшим городам: Кена, Этфу, Асван. Сперва все местные скажут, конечно, возвращаться на Рамзес и платить оверпрайс. Но необходимо преодолеть этот фильтр, дойти до водителей и начинать общаться. Удалось чуть ли не к первому же подсесть всего за 60 фунтов. Микробус также не останавливался на полицейских постах, ехали быстро, проблем никаких. Любой иностранец может также ими пользоваться.”

В общем, автобусное сообщение в Египте намного более непредсказуемое и сложное, чем железнодорожное. Постарайтесь заранее нагуглить информацию обо всех автобусных компаниях и автостанциях в нужном вам городе, а также поспрашивать местных (например, через Couchsurfing). Тогда больше шансов найти недорогой вариант в нужное вам время. Схема "прийти на главный автовокзал и оттуда уехать" здесь, как видите, часто может не сработать.

Автостоп
Автостоп в Египте хуже, чем в других мусульманских странах, но в целом нормальный - примерно как в России. Плюс есть региональная специфика. Наиболее сложный в этом плане - Синайский полуостров. Он весь напичкан военно-полицейскими постами, которые уже полвека ждут нового израильского вторжения. На них останавливают все машины и проверяют документы у водителей, а часто и пассажиров. При этом есть очередная полуофициальная директива, что иностранцев местным жителям возить нельзя без специального разрешения. Если водитель умный, он может сказать, что везёт своих друзей, если не очень - вас могут высадить из машины. Кроме того, если вы будете идти пешком мимо поста, вас тоже, скорее всего, остановят, попросят показать документы и запретят идти дальше. Ну а потом всё опять зависит от везения: добрый полицейский может остановить машину до нужного места и приказать водителю подвезти вас. А злой полицейский может сказать - ничего не знаю, садитесь на следующий автобус или вызывайте такси. К счастью, нам с попутчицей попался добрый полицейский, который у монастыря Святой Екатерины посадил нас на машину до Каира.

Кроме того, на Синае я намного чаще сталкивался с деньгопросами. Полным фейлом закончился моя попытка уехать из Шарм-эш-Шейха в Дахаб: на выезде из города за час остановилось всего несколько машин и все хотели денег. В итоге, застопив какой-то микроавтобус, я согласился заплатить 100 ф. (500 р.) за поездку до Дахаба.

В остальной стране с подобными проблемами я не сталкивался: и водители, и полицейские в целом более адекватны. Например, в районе Сивы на постах останавливают все машины и спрашивают документы у водителей, но к пассажирам не проявляют интереса. А на дорогах от Каира до Асуана посты совсем редки, большинство машин не останавливают и на пассажиров не смотрят. Только дважды в этой части страны я наталкивался на полицейских, но оба раза они не мешали, а помогали. Первый раз между Луксором и Эдфу полицейские остановили машину, в которой я ехал, попросили меня выйти (отправив машину дальше), потом посмотрели мои документы, спросили, куда я еду, и остановили для меня машину до пункта назначения (причём без всякой просьбы с моей стороны). Второй раз на выезде из Кены в сторону Хургады я случайно застопил полицейскую машину, водитель которой довёз меня до поста, где мне опять же нашли попутную машину до Хургады.

Так что Синай я бы рекомендовал проезжать на автобусе, а в остальных местах можно и постопить.

Впрочем, есть и ровно противоположный опыт. Цитирую свою знакомую Наталью: “Год назад там была. Самые отбитые менты возле Асьюта. Но мы были две девушки. Но и у парней та же фигня была. Ссаживали с прямой машины с семьёй до Каира и заставляли ехать в Асьют за 50 км и садиться на поезд. Допрашивали полдня в Луксоре....И т.п. долбанутые случаи, которые портят все впечатление о стране. Пару раз и нам помогали. Но в основном, мешали. Они даже с нами напрямую не разговаривали, а с водителем, и создавали людям проблемы и потери времени и нервов. Типа, бабы - не человеки. Ещё они читать не умеют, держали в руках наши паспорта и спрашивали "where are you from?". Зато, вот Синай мы проехали 3 раза туда-сюда и там к нам никто не докапывался”

Короче, про автостоп в Египте точно можно сказать только одно: про него ничего точно сказать нельзя.

Основные автостопные фразы: “мумкен аги маак” (“можно мне поехать с вами”), “биля фулюс” (без денег), “магАнан” (бесплатно). Последние две фразы постарайтесь произнести несколько раз как можно чётче и дождитесь положительной реакции водителя. По-английски подавляющее большинство водителей не говорит, так что, если не знаете арабский, придётся объясняться жестами. Полезное слово - “мустаким” (прямо), его можно использовать, когда вы согласовываете совместный маршрут.

Самолёты
По стране есть активное внутреннее авиасообщение, так что можно часть пути преодолеть на самолётах. Большинство самолётов летают через Каир, но есть и рейсы между провинциальными центрами: например, между Хургадой и Шарм-эш-Шейхом. Я как раз воспользовался этим рейсом: у меня вылет в Россию был из Шарма, так что, забравшись на юг Египта, я решил не пилить обратно через всю страну, а долетел до Шарма из Хургады. Стоило это 800 египетских фунтов (4 тыс. р.), самолёт летел чуть больше двадцати минут.

Такси
Такси в египетских городах не очень дорогие. А если вы едете компанией из четырёх человек, то передвижение по городам вообще выйдет очень дешёвым и быстрым.

Средняя цена такси - 10 ф. (50 р.) за километр, но она в отдельных случаях может и падать (если водителю по пути), и расти (если маршрут сложный и извилистый или туда мало кто едет и обратно таксисту будет сложно найти пассажиров). Лучше не торопиться при поиске такси: бывало, что несколько водителей отказывались ехать за нужную нам цену, а четвёртый или пятый соглашался. Плюс желательно иметь нужную сумму без сдачи (потому что мелочь таксист, естественно, не найдёт).

Ещё в Каире, Александрии и других городах работает Uber: можно заказать такси там. Либо можно посмотреть там цену и ориентироваться на неё при общении с обычными таксистами.

Помимо собственно такси, в египетских городах распространены тук-туки, знакомые всем, кто бывал в Юго-Восточной Азии. Стоят они подешевле, но едут медленнее и вмещают меньшее количество пассажиров (обычно только двух человек).

В Дахабе почти нет профессиональных таксистов “с шашечками”, но там, как в Москве 2000-х или России 90-х, большинство водителей могут подвезти туристов за небольшую плату по указанным выше расценкам.

Аренда велосипедов
В оазисе Сива мы взяли напрокат велосипеды. Обошлось это в 50-60 ф. (250-300 р.) в день. При этом нужно было торговаться, потому что изначально с нас хотели по 100 ф. Все прокатные велосипеды очень плохие и неудобные.

Городской транспорт
Городским транспортом я пользовался нечасто: один раз ездил на маршрутке в городе Асуан, стоило это 2 ф. (10 р.), второй раз - в Хургаде за 2,5 ф. (12,5 р.) и ещё несколько раз в Шарм-эш-Шейхе за 5-6 ф. (25-30 р.). Городской транспорт такой же непредсказуемый и хаотичный, как и междугородние автобусы: невозможно выяснить маршруты, расписание и остановки (последние две вещи - ввиду их отсутствия). И ещё маршрутки внешне могут никак не отличаться от других микроавтобусов и не иметь ни номеров, ни списка остановок. Можно попробовать встать на оживлённой улице, ловить все микроавтобусы, едущие в нужную вам сторону, и говорить водителю пункт назначения - иногда таким образом получается найти нужную маршрутку. Оплата водителю при входе.

В Каире есть метрополитен, хороший и быстрый. Устроено каирское метро логично и интуитивно понятно. Там всего три линии, проезд стоит 5-10 ф. (25-50 р.) в зависимости от расстояния.

Водный транспорт
В Луксоре и Асуане в центре города нет моста через Нил, поэтому на другой берег людей возит городской паром. Стандартная цена - 5 ф. (25 ф.). Не поддавайтесь уговорам лодочников, которые будут предлагать покатать вас за 50 и более фунтов и говорить, что паром не ходит или ходит где-то очень далеко. Спросите у местных жителей, откуда отправляется городской паром, и идите туда.

Язык
На более или менее приличном уровне английский знал примерно один из десяти встреченных мною людей, а на примитивном уровне - один из двух-трёх. В местах, где хотя бы иногда бывают туристы, большинство людей, работающих с ними (продавцы, официанты, работники гостиниц), знают на английском числа и простейшие фразы, необходимые для работы. В нетуристических местах число англоговорящих резко снижается, но всё равно примерно в половине случаев продавец может назвать цену на английском, а случайный прохожий - понять слова bus station, ferry или train.

Дорожные указатели и другие полезные таблички часто продублированы на английский, а вот, например, меню чаще всего арабское, причём часто даже в городах, где бывают туристы. В этом случае крайне полезным будет гугловский “Переводчик” - его можно включить в режиме фотосъёмки и мгновенно перевести меню с арабского на английский или русский.

Но всё же часто приходится иметь дело с людьми, не знающими английский, так что стоит выучить числительные плюс отдельные полезные слова и фразы на арабском. Это сильно облегчит и ускорит вашу коммуникацию в магазинах и местах общепита. Вот вам наиболее полезные числительные и иные слова (во всех нижеперечисленных словах ударение на последнем слоге, кроме случаев, когда одна из гласных обозначена большой буквой - тогда ударение на этом слоге).

Один - это “уахид”, два - “итнин”, три - нечто среднее между “тэлЭта” и "талАта", четыре - “арба”, пять - “хамса”, шесть - “сЕтта”, семь - “саба”, восемь - “тамАния”, девять - “тЕса”, десять - “Ашара”, пятнадцать - "хамасташар", двадцать - “ашрин”, тридцать - “талятин”, сорок - “арбаин”, пятьдесят - “хамсин”.

Также полезно знать написание цифр в арабском, поскольку в меню и на рынках их пишут на местный манер. Приведу их здесь, чтоб вам не нужно было искать информацию в других источниках:
ноль ٠
один ١
два ٢
три ٣
четыре ٤
пять ٥
шесть ٦
семь ٧
восемь ٨
девять ٩

В отличие от букв, цифры в арабском, как и у нас, пишут слева направо: то есть, например, десять пишется как ١٠, а двадцать пять - как ٢٥.

Хороший способ лучше разобраться в написании местных цифр и выучить их - внимательно изучить местные деньги. На египетских фунтах с одной стороны всё написано на английском, с другой - на арабском (в том числе цифры).

Местная валюта (египетские фунты) на местном наречии называют “гиней”. То есть, например, десять фунтов - это “ашара гиней”.

Другие полезные слова и фразы: “сколько стоит?” - “бикам?”, “можно поехать с вами?” - “мумкен аги мак?”, “бесплатно” - “магАнан”, “без денег” - “биля фулюс”, “не понимаю” - “ля афхам”, “спасибо” - “шукран”, “нет, спасибо” - “ля шукран”, “прямо” - “мустаким”, “привет” / “пока” - “салям”, “я из России” - “ана мин рУсья”.

Можете ещё запомнить фразу “ля иляха илля Ллаху ва Мухаммед рассулюллах” (“нет Бога, кроме Аллаха, и Магомед - пророк его”). После произнесения этой фразы вас могут торжественно провозгласить мусульманином и начать подыскивать вам египетскую жену.

Ну и, наконец, полезная фраза, которая помогает быстро наладить дружескую коммуникацию с египетскими полицейскими, военными и контролёрами: “ля тактулЮна, нахну рус” ("не убивайте нас, мы русские").

Деньги и цены
Местная валюта - египетский фунт (на местном наречии - “гиней”). В обращении попадаются бумажки 1, 5, 10, 20, 50, 100 и 200 фунтов, а также монеты в 1 фунт.

1 египетский фунт примерно равен 4,8 р., так что для ориентирования в местных ценах можно в уме умножать их на пять - тогда получите цену в рублях.

Обменять валюту можно в банках и некоторых банкоматах по курсу 15,6 фунтов за доллар. Я обменял доллары на фунты по такому курсу в аэропорту Шарм-эш-Шейха и в одном из банкоматов на набережной в Дахабе. На рынке в Александрии мне поменяли валюту по курсу 15,5 фунтов за доллар (меняла изначально предлагал курс в 15 фунтов, но мы доторговались до 15,5 фунтов), а в банке в Асуане - по курсу 15,64 фунта за доллар. Рубли практически нигде в стране поменять невозможно.

В большинстве случаев банковская карта вам не поможет, так что имейте наличные.

Цены в основном низкие, но могут различаться в два-три раза, в зависимости от того, где вы совершаете покупку - на базаре или в магазине, у торговца едой на улице или в цивильном ресторане, на курорте или в нетуристическом городе. Кроме того, естественно, здесь иногда действует white skin tax - продавец может назвать для иностранцев завышенную цену.

Вот примеры цен на некоторые вещи. Это те цены, по которым я покупал что-то сам (причём где-то торговался, а где-то нет):
манго 1 кг (до конца декабря) - 40-50 ф. (200-250 р.), потом сезон заканчивается и оно дорожает до 70-80 ф. (350-400 р.)
хурма 1 кг - 15 ф. (75 р.)
мандарины 1 кг - 10 ф. (50 р.)
апельсины 1 кг - 10 ф. (50 р.)
клубника 1 кг - 10-20 ф. (50-100 р.)
вода 1,5 л. - 4-10 ф. (20-50 р.)
яйца (шесть штук) - 10 ф. (50 р.)
набор лепёшек - 5 ф. (25 р.)
чай (в чайной) - 4-10 ф. (20-50 р.)
чай в ресторанах в Дахабе - 15-20 ф. (75-100 ф.)
маленькая лепёшка с фалафелем или фулем (толчёной фасолью) - 2,5-5 ф. (12,5-25 р.)
средний сэндвич с фалафелем - 5-15 ф. (25-75 р.)
сок 0,2 л. или газировка в банке 0,33 л. - 5-10 ф. (25-50 р.)
тарелка кошери средних размеров - 12-25 ф. (60-100 р.)
восточные сладости 1 кг - 80-120 ф. (400-600 р.)
стирка (один предмет) - 3 ф. (15 р.)
паром через реку Нил (в Луксоре и Асуане) - 5 ф. (25 р.)
метро (в Каире) - 5-10 ф. (25-50 р.)
билет на автобус Александрия - Сива (600 км) - 160 ф. (800 р.)
билет на автобус Мерса-Матрух - Каир (450 км) - 150 ф. (750 р.)
билет на поезд Каир - Александрия (200 км) - 70 ф. (350 р.) в первом классе и 55 ф. (275 р.) во втором классе
билет на поезд Асьют - Луксор (280 км) - 65 ф (325 р.) во втором классе
билет на поезд Эдфу - Асуан (100 км) - 20 ф. (100 р.) во втором классе
билет на поезд Асуан - Кена (260 км) - 67 ф. (335 р.) во втором классе
билет на самолёт Хургада - Шарм-эш-Шейх (100 км) - 800 ф. (4 тыс. р.)
прокат велосипеда на день в Сиве - 50-60 ф. (250-300 р.)
билет на пирамиды в Гизе - 200 ф. (1000 р.)
билет в долину царей в Луксоре - 240 ф. (1200 р.)
платный туалет - 1-5 ф. (5-25 р.)

Знание цен и опыт покупок в нетуристических районах сильно помогает даже в курортных местах. Скажем, в Шарм-эш-Шейхе я попросил в магазине набрать мне немного пахлавы и других восточных сладостей. Продавец - отлично говоривший по-русски - сказал, что цена составляет 350 ф. (1750 р.) за килограмм. Я сказал: “Дорого, я покупал по 100 ф. за кило. Пойду посмотрю в другом месте”, продавец в ответ: “Хорошо, триста фунтов!” - “Нет, дорого, я ещё поищу” - “Ладно, уговорил. Двести фунтов!” - “Я всё же посмотрю, какие у других цены” - “Окей, только для тебя - сто пятьдесят. Это я прямо в убыток продаю!” - “Поищу в другом месте” - “Ну всё-всё, сто так сто!”. В общем, рекомендую при покупках не торопиться, изучать и сравнивать цены и торговаться.

Посчитал все свои расходы за поездку (за исключением авиабилетов из России в Египет и обратно) и получилось, что в путешествии я тратил в среднем 300 ф. (около 1500 р.) в день. Но у меня расходы были очень неравномерными. С одной стороны, я почти каждый день ночевал в гостиницах, посетил пару очень дорогих достопримечательностей, половину времени путешествовал поездами/автобусами и один раз даже пролетел на египетском самолёте (из Хургады в Шарм-эш-Шайх). С другой стороны, я часто ездил автостопом и питался в основном дешёвой уличной едой. Так что если вы хардкорный автостопщик-палаточник, то можете потратить в несколько раз меньше, а если цивильный турист-буржуй - в несколько раз больше.

Связь
В Египте четыре основных оператора сотовой связи: WE, Etisalat, Vodafon, Orange. Цены различаются не сильно. Симку можно купить в салоне сотовой связи, которые часто встречаются в любом городе.

Средняя стоимость мобильного интернета при покупке симки - 10 ф. (50 р.) за 1 ГБ. Я купил за 225 ф. (1125 р.) симку WE на месяц, на которой были 22 ГБ. А когда трафик закончился, докупил ещё 22 ГБ за 160 ф. (800 р.). То есть получается, что в изначальном тарифе стоимость симки составляла 65 ф. (325 р.).

Только надо иметь в виду, что тарификация в Египте не простая, а хитрая: по обычной цене считаются только соцсети, а весь остальной трафик идёт по цене 2 за 1. То есть в моём случае на симке фактически было не 22 ГБ, а 11 ГБ.

Я замерял, во сколько мне обходится видеоконференция в зуме - в среднем на полуторачасовой созвон с видеосвязью, в котором участвовали несколько человек, я расходовал 3-4 египетских гигабайта (или 1,5-2 обычных гигабайта). То есть одно такое мероприятие обходилось мне примерно в 30-40 ф. (150-200 р.). Имейте в виду, если планируете удалённо работать из Египта.

Связь в Египте хорошая, везде можно спокойно пользоваться мобильным интернетом. Пропадает она только в том случае, если в радиусе 10-20 км нет ни одного населённого пункта. Поэтому вдоль Нила от Александрии до Асуана связь есть почти всегда (поскольку там местность очень населённая), а вот на Синае или по дороге в Сиву интернет часто отрубается.

Ночлег
Гостиницы в стране сравнительно недорогие, в крупных городах есть места ночлега за 60-100 ф. (300-500 р.), все они легко ищутся на Booking.Com. Естественно, за такую цену гостиницы и хостелы будут самые простые - с душем и туалетом на этаже, с ремонтом двадцатилетней давности и часто даже без вай-фая. Но есть и более дорогие и цивильные гостиницы.

В небольших городах с ночлегом могут быть проблемы, там многие гостиницы с Booking.Com не работают. Однако большинство из них указаны на Гугл-Мапс, так что можно найти их на карте, обойти и поспрашивать о ценах и условиях проживания.

Почему-то во всех гостиницах, где я был, не использовали пододеяльник или хотя бы вторую простыню (поверх которой можно положить одеяло). У меня был ультратонкий комнатный спальник, в котором я обычно ночевал и поверх которого уже накрывался одеялом. Рекомендую иметь что-то похожее либо взять с собой простыню (если вы не хотите спать под тем же одеялом, которым до вас пользовались сотни других людей).

Couchsurfing в стране существует, хотя и работает через раз. Скорее всего, у вас получится найти ночлег в Каире и Александрии, а вот в других городах - как повезёт. Так, мне повезло в Мерса-Матрухе и Шарм-эш-Шейхе, но, например, в Асуне, куда я написал около 30 запросов, ответили только только три человека и все - отрицательно.

Египтяне, в отличие от жителей других мусульманских стран, к себе в гости обычно не зовут. Причём это касается даже тех, кого я нашёл через Couchsurfing. Так, например, в Шарм-эш-Шейхе мне ответил совладелец одной из местных гостиниц и устроил меня бесплатно в пустующий номер (вместе с ещё одним путешественником из Испании).

А в Мерса-Матрухе получилось так: парень из Couchsurfing’а сказал, что не может меня вписать у себя, но поможет мне найти дешёвую гостиницу. Я решил: ладно, дешёвая гостиница - это тоже неплохо (тем более, что на Booking.Com всё было дорого). Мы встретились вечером, попили кофе и поболтали, после чего он обзвонил несколько гостиниц и спросил у меня, сколько я готов заплатить за ночлег. Я говорю: “Думаю, 100 фунтов было бы неплохо. Причём мне любые условия подойдут”. Он: “Хорошо. Смотри, тут есть хорошая гостиница в центре с видом на море. Номер там стоит 400 фунтов. Если 100 фунтов для тебя нормально, давай я доплачу оставшиеся 300 фунтов”. Я удивился, но он сказал: “Понимаю, звучит странно, но я хочу тебе помочь, а у себя принять не могу”. Ну ок, думаю, почему нет. Такой вот интересный Couchsurfing бывает в Египте.

Палатку я не брал, но думаю, в ней тоже можно ночевать. Только постарайтесь уйти за пределы видимости. В противном случае местные жители могут настучать в полицию, а те приедут вас спасать.

Еда
В Египте много уличной еды и недорогих заведений общепита. Наиболее популярные блюда: фалафель, фуль (толчёная фасоль), курица гриль, кёфта (мясные котлеты вроде кебаба), кебаб (мясо на углях, вроде нашего шашлыка), кошери (смесь нута, чечевицы, риса, лука и макарошек), а также ряд блюд из европейской кухни (паста, пицца, гамбургеры).

Чайные и кофейни, как это часто бывает в мусульманских странах, обычно работают отдельно. То есть египтяне строго разделяют эти два процесса: вы уж либо ешьте, либо пейте чай, в одном месте это сделать нельзя. Впрочем, обычно эти заведения находятся по соседству, так что можно после обеда зайти попить чай (либо попросить завернуть еду с собой и пойти с ней в чайную). Исключение - курортные города (Дахаб, Шарм-эш-Шейх, Хургада), где большинство заведений ориентированы на туристов и чай можно заказать в любой кафешке.

Если вы не в курортном городе, то меню, естественно, будет в большинстве случаев только на арабском. Включаете приложение “Переводчик” в режиме фотосёмки и перевода с арабского, наводите на меню и вуаля - составляете представление о еде. Иногда перевод бывает странным, но в целом даёт представление о том, что именно здесь продают. Почему-то приложение не переводит цифры из арабских в европейские, так что их лучше выучить отдельно.

С уличной едой всё сложнее - там обычно нет никакого меню, надо спрашивать у продавца или других покупателей, что почём. Тут пригождается знание числительных на арабском или калькулятор на телефоне. Ну или кто-то из людей будет знать числа на английском.

Учтите, что с уличной едой (да и со многими заведениями общепита) царит полная антисанитария: продавцы всё готовят голыми руками и этими же руками берут деньги. Если вы брезгливы, то придётся либо готовить самому, либо идти в более дорогие заведения. Впрочем, не факт, что в дорогих заведениях (где кухня скрыта от посторонних глаз) обстановка сильно лучше.

Туалеты
Туалеты в общественных местах грязные и неприятные. Практически никогда в них нет бумаги, так что имейте с собой запас салфеток. Интересно, что туалетов нет в большинстве заведений общественного питания, так что иногда уборную сложно найти даже в центре города. Поэтому как только есть возможность - воспользуйтесь туалетом, возможно, потом с этим возникнут трудности. Очень часто туалеты платные (например, на вокзалах), плату взимает сидящий на выходе уборщик.

Заключение
В целом, Египет - не самая комфортная для жизни и путешествий страна, так что запасайтесь юмором и терпением. Ну а если вы вообще не терпите грязь, мусор и неприятные запахи, возможно, в Египет вам лучше не ездить. Или ездить в Хургаду и Шарм-эш-Шейх и не вылезать за их пределы (точнее - за пределы отелей, потому что в городах тоже местами очень грязно).

Всем же остальным желаю удачных путешествий по Египту!
hitch-hiker
новичок
 
Сообщения: 6
Регистрация: 12.04.2008
Город: Маунтин-Вью
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 46 раз.
Возраст: 38
Отчеты: 3
Пол: Мужской
бюджетно в Египет

Re: Путеводитель по Египту - 2022 (люди, транспорт, язык, связь и т. д.)

Сообщение: #2

Сообщение Silent1936 » 25 янв 2022, 11:40

У нас автостоп в Египте совсем не получился, пытались также выехать с Дахаба и второй раз с Александрии в Каир, все либо хотели денег, либо готовы были увезти бесплатно на ближайший автовокзал и посадить на маршрутку

В наземном общественном транспорте Каира действительно разобраться крайне сложно, однако я заметил что в большинстве автобусов или маршруток есть кондукторы-зазывалы, которые громко кричат о том куда они едут. Я в Каире жил возле известных мест, сначала возле Рамзеса, потом на Тархире, поэтому когда забредал в непонятный район где нет метро искал что-то похожее на остановку и слушал зазывал которые кричали Рамзес или Тархир
Silent1936
участник
 
Сообщения: 57
Регистрация: 30.09.2019
Город: Новосибирск
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 18 раз.
Возраст: 35
Страны: 8
Пол: Мужской

Re: Путеводитель по Египту - 2022 (люди, транспорт, язык, связь и т. д.)

Сообщение: #3

Сообщение rippli » 31 янв 2022, 10:10

Круто!! Коротко и ёмко! Спасибо огромное!!
rippli
активный участник
 
Сообщения: 819
Регистрация: 24.07.2018
Город: Анадырь - Воронеж
Благодарил (а): 161 раз.
Поблагодарили: 43 раз.
Возраст: 57
Страны: 36
Пол: Женский

Re: Путеводитель по Египту - 2022 (люди, транспорт, язык, связь и т. д.)

Сообщение: #4

Сообщение AntoniOOOO » 17 фев 2022, 15:48

Добрый день
А посоветуй, пожалуйста, Гест Хаус в дахабе, который понравился по соотношению цена-качество.
И аренду скутера, если пользовался?!
Заранее благодарю
AntoniOOOO
новичок
 
Сообщения: 4
Регистрация: 28.01.2019
Город: Москва
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 39

Re: Путеводитель по Египту - 2022 (люди, транспорт, язык, связь и т. д.)

Сообщение: #5

Сообщение 458mike » 21 янв 2023, 12:05

hitch-hiker писал(а) 25 янв 2022, 11:22:Но чтобы не создало чересчур благостного ощущения и чтобы вы совсем не расслаблялись, добавлю, что одну мою знакомую из Краснодара, путешествовавшую в Египте в одно время со мной, ограбили во время поездки автостопом из Александрии в Сиву. Она предупредила водителя, что едет бесплатно, однако тот по приезду потребовал денег, а потом не дал ей забрать рюкзак и уехал с ним (причём протащил её несколько метров, когда она пыталась схватить машину и не дать ей уехать).


Так вашей знакомой просто повезло! Запросто могла закончить где нибудь в борделях Судана или где-то еще поблизости.

hitch-hiker писал(а) 25 янв 2022, 11:22:Любопытно, что за два дня до этого я предлагал ей составить компанию в этой поездке, но она сказала, что мужчина в автостопе - ненужный балласт, и она предпочитает ехать в одиночку.

Совершенно очевидно что "знакомая из Краснодара" не только путешествовала но активно искала приключений скорее всего сексуальных и в таком случае действительно - " мужчина в автостопе - ненужный балласт. Истина добытая горьким опытом
Мечты питая и надежды,
девицы скачут из одежды;
а погодя - опять в одежде,
но умудреннее, чем прежде.
Игорь Губерман
На хрена нам война
Пошла она на!
458mike
полноправный участник
 
Сообщения: 257
Регистрация: 16.10.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 32 раз.
Поблагодарили: 23 раз.
Возраст: 60
Пол: Мужской

Re: Путеводитель по Египту - 2022 (люди, транспорт, язык, связь и т. д.)

Сообщение: #6

Сообщение Jet Long » 21 янв 2023, 16:47

458mike, Прикольно про мужчину написали) Самопиар?
Jet Long
активный участник
 
Сообщения: 653
Регистрация: 14.03.2019
Город: Москва
Благодарил (а): 429 раз.
Поблагодарили: 34 раз.
Возраст: 23
Пол: Мужской

Re: Путеводитель по Египту - 2022 (люди, транспорт, язык, связь и т. д.)

Сообщение: #7

Сообщение 458mike » 21 янв 2023, 17:13

Jet Long Да не нуждаюсь я ни в, каком пиаре. Что на витрине то и в магазине, без обмана!
На хрена нам война
Пошла она на!
458mike
полноправный участник
 
Сообщения: 257
Регистрация: 16.10.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 32 раз.
Поблагодарили: 23 раз.
Возраст: 60
Пол: Мужской

Re: Путеводитель по Египту - 2022 (люди, транспорт, язык, связь и т. д.)

Сообщение: #8

Сообщение Jet Long » 21 янв 2023, 17:20

458mike писал(а) 21 янв 2023, 12:05:Совершенно очевидно что "знакомая из Краснодара" не только путешествовала но активно искала приключений скорее всего сексуальных и в таком случае действительно - " мужчина в автостопе - ненужный балласт. Истина добытая горьким опытом

Женщина не человек? Все так живут и мужчины тоже.Или не дала? Что вы так о ней осуждающе?
Jet Long
активный участник
 
Сообщения: 653
Регистрация: 14.03.2019
Город: Москва
Благодарил (а): 429 раз.
Поблагодарили: 34 раз.
Возраст: 23
Пол: Мужской

Re: Путеводитель по Египту - 2022 (люди, транспорт, язык, связь и т. д.)

Сообщение: #9

Сообщение 458mike » 21 янв 2023, 19:09

Jet Long писал(а) 21 янв 2023, 17:20:Женщина не человек?

Вы это у меня спрашиваете? Почему? Задайте вопрос арабам!
Jet Long писал(а) 21 янв 2023, 17:20:Что вы так о ней осуждающе?

Я разве сказал что то осуждающее? Совсем нет! Каждый выбирает свой путь и несет за него ответственность.
И как я уже писал выше то что она не закончила свой путь в борделе или в канаве с перерезаным горлом( Вроде в Марокко 2-3 года назад кого то так нашли) - для нее большая удача. Так что я скорее даже похвалил - мол молодец умеет за себя постоять.
На хрена нам война
Пошла она на!
458mike
полноправный участник
 
Сообщения: 257
Регистрация: 16.10.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 32 раз.
Поблагодарили: 23 раз.
Возраст: 60
Пол: Мужской




Список форумовАФРИКА форумЕГИПЕТ форумОтзывы об отдыхе в Египте



Включить мобильный стиль