Четырнадцатый день, мы просто отдыхали. Заказали трансфер до Владикавказа на десять утра, водитель был тот же — Вильям. Ехать до Владикавказа два часа с небольшим, стоимость 3000 руб. Наше путешествие, в горной его части, подошло к своему завершению, за две недели пройдено чуть более 200 км.
***
Владикавказ. В квартире, которую мы снимаем, за две недели немногое изменилось. С кухни по-прежнему виден Казбек, во дворе шумно, играют и резвятся дети, отдыхают от забот взрослые. Странно одно - ремонт в подъезде продолжается, и такое ощущение, что он в самом разгаре. Идем гулять в город. Но куда? Понятно, на проспект Мира. И как только этот проспект в былые годы не назывался. Поначалу это был Нестеровский бульвар, затем Александровский проспект, Пролетарский проспект, проспект Сталина. Здесь не было административных зданий, ведь изначально он задумывался, чтобы служить местом отдыха горожан, таким он и остался по сей день.
Вначале окунемся на немного в историю. В 1881 году в России был издан Закон о добровольном переселении крестьян на казенные земли. В Терскую область в конце XIX века хлынули переселенцы из Воронежской, Екатеринославской, Астраханской, Саратовской, Полтавской, Харьковской и других областей. В 1863 году с образованием Терской области, Владикавказ получил статус областного города. И если численность населения Владикавказа к 1858 году составляла 2642 человека, то к 1900 году здесь насчитывалось 49224 человека, а к 1914 году — уже 76983. Русских в городе проживало — 49993 чел, горцев северного Кавказа — 10740 чел, армян — 6600 чел, грузин — 3806 чел, евреев — 1154 чел, греков — 463 чел. В настоящее время население Владикавказа составляет около 300 тысяч человек, при площади 291 квадратных километров. Застройка не плотная, прямо скажем. К примеру, население Владимира 346 тысяч человек, а площадь города 137 квадратных километров.
Мы на проспекте Мира. Прохожий, остановись на мгновение, оторви свои глаза от телефона, с которым ты не можешь расстаться ни на мгновение, оторви глаза и посмотри в перспективу. Посмотри вдаль - впереди тебя горы, вернее одна, которая нависает в полнеба - это гора называется Столовая, она доминирует над всем проспектом Мира. Так доминировал когда-то городовой над мещанами, разночинцами и прочими господами средней руки, проживающими на просторах великой Российской империи. Пройди по самой середине проспекта и усомнись — ты ли это? Конечно же, это ты. Жизнь, составленная из неудобств, случайностей и иллюзий, по-своему загадочна. Иллюзия здесь и эта прямая - уходящая вдаль перспектива проспекта. Это искажающий вариант мира, со своей точкой схода, где-то в районе площади Свободы. Убедись в этом, шагни в перспективу проспекта Мира вверх, и непременно оглядывайся по сторонам — вот один красивый фасад, вот второй, третий... Здесь их много. Дома с красивыми фасадами строили в веке девятнадцатом — в начале века двадцатого. Они привлекают внимание прохожих - туристов, местные жители давно к ним привыкли и не замечают. О каждом таком строении можно немного узнать и заполнить информационным смыслом свой проход по линии перспективы владикавказского проспекта Мира. Перспектива проспекта - две прямые линии зданий, сходящиеся в одну точку.
Но жить здесь, на самом проспекте наверно не очень. Шумно вечером, суетно днем и вообще. А вот кратковременное проживания в некоторых здешних отелях, например в «Империале», в «Европе», на крайний случай, в «Александровской», пришлось бы по вкусу.
Проспект Мира, 54-55 «Гранд-Отель» - два угловых здания по обе стороны проспекта. Выгодное расположение зданий напротив штаба 21-пехотной дивизии и близость к ж.д. вокзалу определенно имело значение для гостиничного бизнеса, изначально, в 1879 году «Гранд-Отель» разместился в доме №54. На первом этаже располагался ресторан и администрация отеля, на втором были номера. С 1909 в отеле начали продавать билеты на регулярные рейсы до Тифлиса. На линии работали два моторных омнибуса производства швейцарской фирмы «Adolph Saurer» на двенадцать посадочных мест. Организатором автомобильного сообщения между Тифлисом и Владикавказом был Альфонс Лево, предприятие которого существовало до января 1912 года. В 1910 году на этот рынок вышла французская транспортная компания «Шнейдер и К°», которая, оснастив линию своими автобусами «Шнейдер» модели F (были специально разработаны для горных дорог), осуществляла перевозку пассажиров по Военно-Грузинской дороге вплоть до начала Первой мировой войны. Дирекция компании располагалась в Тифлисе в доме № 46 на Ольгинской улице, владикавказский филиал — в гостинице «Гранд-Отель». К 1913 году в автопарке французской компании было 30 автомобилей. Машины отходили ежедневно в 8 ч. утра.
Позднее было основано еще 2 филиала «Гранд-Отеля» - на другой стороне Александровского проспекта (Проспект Мира) и в селе Казбеги. В 1912 году в гостинице находилось отделение «Русского географического общества», впервые предпринявшее, кроме экскурсионной деятельности, научное изучение гор, а также организацию сети метеорологических станций. Здесь же было учреждено «Бюро горного клуба». Первые экскурсии были предприняты в 1912 году на Девдоракский ледник. Члены клуба занимались инструментальной съемкой, наблюдением, организацией метеорологических станций. В июле 1915 года в гостинице останавливался русский певец Фёдор Шаляпин.
Основной корпус гостиницы — прямоугольное в плане двухэтажное кирпичное здание, имеется небольшой замкнутый дворик, въезд устроен в северном фасаде, на втором этаже дворовых фасадов устроены галереи для доступа в отдельные помещения. Фасады, подчиненные ритму проемов, оформлены в стиле эклектики с использованием классических архитектурных элементов. Второй корпус — двухэтажное кирпичное здание, главным восточным фасадом выходит на проспект Мира. В 1918 году здание сильно пострадало во время боёв за Владикавказ в ходе Августовских событий и находилось в полуразрушенном состоянии до начала 1920-х годов. В последующем на углу была сооружена восьмигранная надстройка с арочными конструкциями. 19 октября 1905 года около корпусов гостиницы, у примыкания Александровского проспекта к Московской улице (улица Кирова), черносотенцами и полицейскими была расстреляна демонстрация протеста трудящихся города, организованная в связи с опубликованием царского манифеста 17 октября.
В архивах Владикавказа сохранились документы, согласно которым 5 февраля 1913 года две местные жительницы, Евдокия Ивановна Первиль и Александра Евдокимовна Медведева, получили разрешение от городского головы «на постройку ими здания для устройства синематографа на собственно им принадлежащем участке земли». С этого дня началась история крупнейшего североосетинского кинотеатра «Гигант».
Стараниями инженеров-архитекторов Ф.Ф. Гута, П.П. Шмидта, А.А. Навроцкого двухэтажное здание в стиле модерн на Александровском проспекте (проспект Мира, 53) было выстроено быстро. Расписывали стены на всю высоту лучшие художники Северной Осетии. На первом этаже «Гиганта» проводились кинопоказы, на втором этаже расположились жилые комнаты и фотоателье, в фойе днем играл духовой оркестр Терского казачьего войска. В начале 1920-х годов советские власти превратили «Гигант» во 2-й советский оперный театр, в котором выступали известные оперные певцы и певицы России, бежавшие на юг от Гражданской войны и голода. Михаил Булгаков по роду службы в подотделе искусств имел к театру непосредственное отношение и неоднократно выступал на его сцене. 25 августа 1920 года в бывшем кинотеатре был представлен первый «Живой журнал искусства и литературы «Карусель». Булгаков выступил со статьей «Литературные итоги» и «Хроникой искусств». О частом пребывании Булгакова в театре говорит и такой факт, что именно здесь он впервые попробовал себя в качестве лектора, сопровождающего концерты симфонического оркестра и квартета подотдела искусств, посвященные произведениям Баха, Гайдна, Моцарта, Грига. Сейчас на месте «Гиганта» находится очередной ночной клуб, но многие жители Владикавказа помнят это здание именно кинотеатром - показы здесь шли вплоть до 1990-х годов. В советские годы, правда, название сменилось на «Родина», вот только люди по привычке так и называли это красивое красное здание «Гигантом».
Мимолетные особняки — дом Игната Кандыбина, дом купца Петра Андреева, дом Мирандровых, доходный дом Киракозова. Можно пройти мимо всех этих домов, и если сильно избалован серыми, но такими изящными петербургскими фасадами, не удивиться и не вздохнуть — ах, какая же здесь красота!
На перекрестке улицы Никитина и проспекта Мира установлен памятник основоположнику осетинской классической прозы, прозаику и поэту С. Гадиеву. Памятник был открыт в апреле 2015 года и приурочен к столетию гибели писателя. Будущий писатель родился в 1865 году, грамоте научился самостоятельно в 18 лет. Писать прозу и стихи начал в конце XIX века. Несколько строчек его стихотворения.
Певцу, играющему на Фандыре.
Сыграй, певец наш, на своем
Трехструнном звончатом фандыре,
О нашем времени, о том,
Как нам живется в этом мире.
Безбрежна наших слез река,
Мольба звучит осиротело.
Скажи, что делать нам, пока
Не вовсе сердце охладело?