Атомград, Соцгород, почтовый ящик номер девять, Девятка, Красноярск-26, Железногорск – неполный список названий одного и того же города, который долгое время отсутствовал на гражданских картах, да и сейчас есть не на всех.
Что же такое Железногорск?
-Это закрытый статус при полном сопутствующем параде: колючая проволока по периметру города, въезд через контрольно-пропускные пункты по пропускам, получить которые можно только при наличии достаточных на то оснований.
- Это ГХК (горно-химический комбинат), главный объект которого – атомный комплекс находится внутри скалы на глубине 200 метров (на случай бомбежки или аварии) и представляет собой мини-город на несколько тысяч человек: улицы, кварталы, суммарным объемом 7 миллионов куб.метров, а до кучи еще электричка, которая доставляет сюда работников, полностью заезжая внутрь горы.
-Это ОАО ИСС (информационные спутниковые системы) завод, производящий почти 70% российских спутников, в т.ч. и ГЛОНАССовские.
-Это двухэтажный тоннель под Енисеем.
-Это остановившееся время. Здесь еще живы многие атрибуты Советского союза: в архитектуре, инфраструктуре и пр.
-Это уникальная застройка прямо посреди тайги с сохранением, где это возможно, целых ее участков. Вот центральный проспект города: дома, а в 50 метрах непролазная тайга с болотом, а вот горы в 300 метрах от жилых домов, и это все еще город! А это две речки, а вот еще одно болото, а вон лиса, а вон сова, а вон…медведь (к счастью редкий гость на улицах)…это по-прежнему центр города.
-Это большое живописное озеро с песчаными пляжами прямо в центре города. Рыбы, птицы, ондатры, лягушки и пр.
-Это подземный городок-бомбоубежище с лабиринтами улочек, рассчитанный на несколько тысяч человек.
-Это…то, о чем можно рассказывать часами и все равно забыть что-нибудь интересное. Поэтому я лучше покажу и расскажу, что вспомню, наверняка что-нибудь упустив
Нижеследующий текст до части, посвященной Старому городу, можно пропустить т.к. он носит справочный характер: история, некоторые особенности, как добраться, как попасть и пр. Что-то еще хотел…Ах, да! Прошу прощения за «нестабильные» иллюстрации к отчету: снимки сделаны в разные годы, в т.ч. и в те времена, когда я и снимать толком не умел, со всеми вытекающими последствиями для сюжета и «технического качества», а переснять сейчас возможности нет – пора за окном на удивление унылая, да еще и размер фотографий плавает от 900 до 1200 пикселей по длинной стороне. Отдельно подчеркну, что многое из показанного – мой субъективный взгляд на реальность, т.е. то как я вижу этот город во время своих частых прогулок по нему. Ну вот и все, поехали!
Атомград начал строиться в 1950м году, как жилой поселок с численностью населения 15000 человек, в 60ти километрах северо-восточнее Красноярска. Будучи засекреченным, он именовался «почтовым ящиком №9», отсюда и наиболее популярное название у местных – Девятка.
Сейчас население города, официальное современное название которого: ЗАТО (закрытое автономное территориальное образование) Железногорск, около 100 тысяч человек. Площадь территории ЗАТО - 456 кв.км, что, как это ни странно, больше, чем у краевой столицы города-миллионника Красноярска. В состав образования входят также 1 поселок городского типа – Подгорный (тоже некогда закрытый, обнесенный колючей проволокой населенный пункт), 3 небольших поселка: Тартат, Додоново, Новый путь и деревня Шивера.
Основными градообразующими предприятиями (они и определили закрыто-засекреченный статус города) в настоящий момент являются: ГХК и ИСС (бывшее НПО ПМ). Город обнесен колючей проволокой, и официально в него можно попасть лишь по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты (КПП). Получить временный пропуск, даже имея на то основания: близкие родственники, проживающие в городе, приглашение от предприятий города, не самая простая задача – заявки рассматривает специальная комиссия, которая собирается дважды в месяц. Во времена СССР город бы настолько секретным, что и для выезда из города был необходим пропуск. Такая несвобода компенсировалась улучшенным снабжением, здесь практически не было дефицита - редкие на «большой земле» товары и продукты тут были в порядке вещей, социально-бытовым и культурным обслуживанием, от которого и сейчас осталась большая часть инфраструктуры: спортивные, культурные, образовательные объекты. В чем-то это был почти идеальный соцгород. Еще недавно тут можно было бесплатно ездить на городском транспорте (для проезда нужно было покупать абонементы, которые затем в автобусе самостоятельно пробивались компостером, но контроллеров практически не было, а потому очень многие ездили просто так), бесплатно же пользоваться уличными телефонами-автоматами. Даже сейчас в городе нет проблем с местами в садики, которые остро стоят в том же Красноярске. Отличные спортивные секции (в Подгорном имеется даже ледовый дворец, построенный еще в 1979м), разные кружки, художественная, музыкальная школы и прочий детский либо бесплатны, либо доступны за сравнительно небольшую стоимость.
Такая ситуация сложилась во многом благодаря закрытости города. В колючей проволоке давно уже нет никакой нужды, а экономически она вообще нецелесообразна, однако многие горожане против «падения занавеса». Из-за закрытости существуют проблемы не только со свободным въездом в город физических лиц, но и юридических – открыть здесь бизнес сложнее, чем в обычном городе. Именно поэтому уцелело большинство детских садов, которые с соседнем старшем брате, в 90е разлетелись на офисы, тоже самое с другими элементами городской инфраструктуры, которая осталась в собственности муниципалитета. Относительно невысокий уровень преступности (хотя всякое бывает), практически полное отсутствие пробок (хотя вечерами в час пик на светофорах очередь может немного растянуться на несколько кварталов, но быстро сворачивается), никаких рынков с торговцами из ближнего и дальнего зарубежья и т.д. и т.п. Обратная сторона медали: сложности с официальным провозом друзей (законным способом можно лишь на круглые юбилеи, похороны), унылая ситуация с торговыми центрами (спасает соседний Красноярск) и т.д.
Раз уж зашла речь о том, как попасть в город, то остановлюсь на этом вопросе подробнее.
Во-первых, как доехать?
На автобусе. Садимся на красноярском ЖД-вокзале на автобус 602, и едем…
На машине. Выезжаем из Красноярска в сторону Сосновоборска, но проезжаем мимо него и едем-едем прямо, пока не упремся в КПП-1.
До КПП доехали на машине или на автобусе, а что дальше? Пропуск, какой пропуск? Что значит, не пустите? Это свободная страна! Попасть в город можно официально и неофициально.
Первый способ, заключается в получении временного пропуска сроком действия обычно 10 дней. Если есть родственники, официально проживающие на территории города, отлично: они подают заявку, ждут собрания комиссии и ее решения, а потом уже заказывают пропуск.
Если родственников нет, то пропуск может заказать местная фирма, например, туристическая.
Пропуск сделан, что дальше? А дальше, он хранится на КПП весь срок своего действия. Мы приезжаем на КПП, выходим из транспортного средства, идем внутрь здания, подходим к окошку, которое соответствует первой букве нашей фамилии, даем паспорт и ждем, пока девушка найдет наш пропуск, сверит данные и нажмет педаль, разблокирующую калитку. Шаг, и мы внутри! Если же мы за рулем, то идем не внутрь здания, а к павильону возле дороги, также отдаем паспорт и ждем (на пропуске должна стоять отметка автотранспортного контроля).
Второй способ. Не пускают! Нуу, можно поискать дыры в границе – они есть, если немного прогуляться вдоль колючки. Периодически их заделывают, но они возникают вновь – это постарались местные жители, по той или иной причине, не имеющие пропуска. Если ехать на автобусе, то можно полюбоваться, как часть из выходящих на КПП людей устремляется куда-то в лесок по натоптанной тропинке – это нарушители периметра.
Второй способ довольно увлекательный, т.к. если нас на границе поймают, что случается довольно часто, то возьмут под белы рученьки и отведут куда следует. Лучше иметь при себе паспорт, чтобы не было повода задержать для установления личности. Если проблем с законом нет, то пожурят и «депортируют». Вот если нарушитель не имеет российского гражданства, то тут в игру включается совсем другое ведомство с совсем другими последствиями – вдруг шпион на режимном объекте
Содержание:
-Старый город
-Парк
-Озеро
-Болото
-Кантат
-Третья скала
-Экспресс-пробег по городу и его окрестностям.
-Додоново.
-Подгорный.