САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко

Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы

Сейчас этот форум просматривают: katikaM и гости: 9

САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко

Сообщение: #1

Сообщение И C К А Т Е Л Ь » 17 мар 2014, 02:58

Меня очень давно привлекал остров Сахалин. И даже не столько потому, что это моя вторая родина (ибо родился я в Хабаровске, но все ранее детство прошло на севере Сахалина – в Нефтегорске)… Остров богат на туристические достопримечательности и хорошие рыбацкие места, наконец – он просто красив.
Однако, посвятить время самому Сахалину раньше все никак не получалось. Обычно остров был для меня «перевалочным пунктом» на пути к Курильским островам, - и в те короткие промежутки времени, что проводил на нем, я обычно занимался решением самых различных вопросов (от закупки необходимых припасов для похода до получения пограничных пропусков), исключающих саму возможность путешествий. Но периодически в моей голове возникала мысль о туристическом освоении Сахалина, в особенности – о походе по хребту Жданко, который иногда справедливо называют «Кавказом в миниатюре».
И вот, в конце декабря мне на работе сообщили, что осталось несколько дней от отпуска, и их срочно нужно отгулять до Нового года. В совокупности с подешевевшими авиабилетами, это воскресило в моей голове давно созревшую идею.


К хребту Жданко
Итак, 21 декабря я сел в самолет до Хомутово, и через полтора часа уже стоял на Сахалинской земле. Меня встретили заснеженные вершины Сусунайского хребта, подпиравшие низкие облака. В зимнем Сахалине есть особая прелесть, особое настроение, и даже толкотня с получением багажа и прочие не слишком приятные формальности не могли повлиять на мое возвышенное состояние духа.
Забазировавшись в Южно-Сахалинске у своих хороших приятелей – Натальи и Юрия, я отправился закупить недостающие продукты и топливо, и уже к вечеру мой рюкзак был собран для похода. Единственный факт, который огорчал меня – что автобусы в нужном мне направлении (в сторону Макарова, Поронайска, Вахрушева) отходят слишком поздно – не ранее 15 ч. Это означало, что, возможно, восхождение придется осуществлять уже в темноте (забегая вперед, скажу, что так и получилось). Буквально за пару часов до отправления я случайно заглянул в один из местных рыболовных магазинов и увидел легкую лавинную лопатку, которую не смог не купить. Трудно переоценить службу, которую она мне сослужила там, наверху…
В моих планах было: добраться до бывшей станции Цапко, подняться на хребет Жданко чуть южнее Жданского перевала, подняться на г. Владимировская и г. Жданко («Сахалинская Ушба»), затем спуститься к морю и осмотреть замерзшие водопады, после чего по льду выйти в бухту Тихую и оттуда – к станции Тихая. Забегая вперед, скажу, что эти планы пришлось перекраивать из-за одной удивительной погодной аномалии…
На автовокзале меня ждала неожиданность. Я и подумать не мог, что в рабочий день в сторону Поронайска едет так много пассажиров – и не купил билет заранее. А зря! Первый автобус был переполнен, и места мне не досталось. Но через 10 минут подошел другой, и, по счастливой случайности, двое пассажиров на посадку не явились. После переговоров с водителем, я, загрузив рюкзак в рундук, занял место одного из «без вести пропавших». И вот понеслись мимо окон улицы Южно-Сахалинска, затем – низменности Сусунайской долины, окаймленные вершинами одноименного хребта… Вскоре, убаюканный шуршанием колес и мерным покачиванием салона, я задремал…
Проснулся, когда автобус проезжал Охотское побережье где-то севернее поселка Стародубское. Несмотря на небольшой ветер, море было бурным – оно накатывало свои холодные лазурные волны на берег с грохотом, вздымая клочья белой пены. Я наблюдал эту картину и не мог понять, почему в душу закрадывается какое-то сомнение. Вскоре дорога должна была отвернуть от побережья в сторону поселка Взморье… И тут меня как будто током пронзило! Море ведь было не замерзшим! Для третьей декады декабря это совершенно нетипично! А значит, вдоль хребта Жданко со стороны моря льда не будет, и я не смогу там пройти, чтобы осмотреть водопады! Более того – мне придется полностью перекраивать путь, «убирая» из него «морской» участок и превращая линейный маршрут в радиальный. Теперь не выйти к станции Тихая по побережью – а значит, нет смысла идти к Тихой вообще, и придется возвращаться обратно к Цапко…
Пройдя Взморье, дорога окончательно отклонилась от берега. Здесь было самое узкое место Сахалина… и последний рубеж перед хребтом Жданко. Вскоре автобус стал приближаться к станции Тихая, и ОН показался. Даже через запыленное стекло окна, в условиях сумерек, хребет смотрелся потрясающе, и действительно - в нем было что-то от Кавказа! Крутые склоны, из которых то и дело выглядывали пики останцев, кинжально острая вершина горы Жданко, профиль которой действительно чем-то напоминал Ушбу, знакомую по открыткам - все это притягивало внимание и манило наверх…
Вскоре водитель остановил автобус у станции Цапко. Именно здесь – начало и конец моего маршрута. Я вышел из автобуса, с трудом извлек рюкзак из заваленного вещами пассажиров рундука и стал регулировать лямки. Водитель поинтересовался, что мне делать на заброшенной станции, да еще с таким «баулом». Услышав же, что собираюсь в горы, он посоветовал быть осторожнее, и сообщил о недавнем случае, облетевшем все Сахалинские новости – гибели местной соло-туристки по Надежды Кривоносовой в районе мыса Анива. Поблагодарив водителя, я подождал, пока автобус тронется, и отправился в путь.

Путь наверх
Станция Цапко уже давно заброшена – о ее существовании напоминает лишь пустое 2-этажное здание вокзала, чудом сохранившееся с тех пор. Но сейчас подходы к станции перекрыты – там территория неизвестной мне организации, охраняемая проходной со сторожем и собаками. Наверное, это строители нефте- и газопроводов… Несмотря на то, что я даже не подходил к воротам проходной – собаки увязались за мной и с надоедливым лаем преследовали, пока не свернул на дорогу, ведущую в сторону карьера. К сожалению, от нефтяников и газовиков с их «мегапроектами» и «стройками века», как простым жителям Сахалина, так и туристам вроде меня – гораздо больше вреда, чем пользы. Сколько нерестовых рек потеряли свои рыбные запасы в результате таких строек, сколько красивых мест искарежены и стали непривлекательными для туристов, сколько мест традиционного отдыха сахалинцев стали «закрытыми» из-за размещения всяких «баз», «станций» и прочих объектов «газонефтепрома»! И это не говоря о взмывших вверх ценах на все товары – за счет того, что предприниматели «подгоняют» их под астрономические зарплаты нефтяников и газовиков, забывая о том, что у простых жителей Острова доходы по прежнему остались крайне низкими….
Дорога, ведущая к карьеру Цапко, была прокатана лишь до пересечения с линией газопровода. Далее она оказалась завалена снегом – и мне пришлось одеть снегоступы. Если верить описаниям сахалинских туристов, выложенным на форумах – тропа наверх должна начинаться от карьера (но GPS-координаты точки начала тропы мне так никто и не сказал – уж не знаю, к чему такая секретность?). Поэтому я двигался в прямом направлении, не обращая внимания на боковые ответвления.
Было уже почти темно, когда дорога привела меня к карьеру. Даже скудного света заходящего солнца хватило, чтобы понять масштаб варварства, устроенного людьми. Ну неужели нельзя было добывать грунт в другом месте? Неужели для этой цели обязательно было использовать уникальнейший памятник Природы, жемчужину Сахалина – хребет Жданко? Понятно, что для «нефтяников» и «газовиков» нет ничего святее доллара (какая уж там «красота Природы»), - но куда смотрела сахалинская общественность, когда хребет отдавали под разработку? Скорее всего – люди поверили туманным обещаниям о «светлом будущем», «Сахалинских эмиратах» и «отсутствии ущерба для окружающей среды»…
Но нужно было искать тропу. Каких-либо следов не было совсем – значит, с момента последнего снегопада здесь никто не ходил, и мне придется тропить. Включив фонарик на максимальную яркость, я стал обследовать все возможные «отвилочки и отнорочки». Но везде за карьером натыкался на глухую стену леса, - столь густую, что и без рюкзака человеку с моей комплекцией просто так не пройти. Но ведь у меня еще приличный по весу и объему рюкзак! Обойдя обширную территорию карьера, я понял, что здесь тропы нет, и решил «сдать назад», чтобы обследовать встреченные по пути боковые ответвления дороги.
Одно из таких ответвлений шло через большую территорию, изуродованную бульдозерами и заваленную останками искареженных деревьев. Оно слепо заканчивалось, но «зондирование» фонариком на «турбо-режиме» показало, что от крайней дистальной точки вверх уходит сравнительно незаросший склон. Я решил попробовать подниматься там. Это оказалось нелегкой задачей… Снегжный покров доходил до пояса, был рыхлым, и ощутимо проседал даже под снегоступами. На крутых участках снегоступы «уезжали» вниз, «втыкаясь» в снег задними концами – и в итоге все равно проваливались. «Шаг вперед – два назад»… И тут неоценимую помощь оказывали редкие деревья, за которые можно было хвататься и втаскивать тело вверх по склону.
Вскоре я подошел к распадку, обрывающемуся вниз крутыми, как у ущелья, склонами – иногда практически отвесными. Самая кромка этого склона была лишена растительности, а потому снег там был покрыт довольно прочным настом, способным выдержать меня на снегоступах. Я двинулся вверх по краю обрыва – тем более, что именно там шла ровная цепочка лисьих следов. Пожалуй, это было очень опасной затеей - темнота уже опустилась, а снег нависал над обрывом подобно карнизу – и один неверный шаг мог закончиться на дне ущелья. Приходилось прощупывать «карнизы» трекинговой палкой, чтобы не наступить в пустоту… Тем не менее, идти было легче, чем по рыхлому «пухляку», еще не утрамбованному после последнего снегопада. К тому же, чем выше – тем самого снега становилось меньше.
Через какое-то время под белым покровом стали попадаться камни – и, во избежание повреждения снегоступов, пришлось их снять. Затем фонарь «высветил» приличного размера останец, лежащий прямо у меня на пути. Обходить его справа крайне опасно – склон очень круто обрывался в распадок, и траверс мог окончиться не только падением вниз, но и сходом лавины. Днем еще можно было бы попытаться, но сейчас… Взбираться на останец – бессмысленно. Остается преодолевать препятствие слева. Я двинулся в обход останца, страхуясь трекинговыми палками. Снег на склоне практически выдуло, камни были скользкие – и меня постоянно «стаскивало» вниз. Но палки свое дело сделали – через минут 15 я вылез на гребень и ощутил порывы морского ветра, которые могли бы пронизывать тело насквозь, если б не штормовка.
Теперь оставалось найти место для ночевки. Я шел по гребню хребта на юг, но подходящих ровных мест для установки палатки не встречал – либо слишком узкий гребень, либо слишком большой уклон. Тем не менее, из-за моей любви к комфорту, вариант «ночевать где придется» меня не устраивал. Наконец, я спустился в небольшую седловинку и увидел большой снежный вал, тянущийся вдоль нее и немного защищающий от ветра с Охотского моря. Из-под сугроба выглядывал кусочек сравнительно горизонтальной площадки. Похоже, здесь все же можно поставить палатку. Но для этого нужно было «врыться» в сугроб. Сняв рюкзак и достав лавинную лопату, я начал копать снег. Трудно переоценить, какую пользу мне принесла эта неожиданная покупка! Довольно лихо расправившись с более чем метровым слоем снега, я очистил площадку под палатку. Не будь лопатки – пришлось бы делать это снегоступами или котелком, что отняло бы у меня гораздо больше времени и сил (которых, после утомительного ночного перехода, и так осталось немного).
Палатка была рыбацкой – с быстрораскладывающимся самонесущим каркасом, способным противостоять штормовым ветрам, - но однослойная и без днища. Я укрепил ее винтовыми кольями, ввернув их в мерзлый грунт, а противоветровую юбку присыпал снегом и с помощью лопаты уплотнил. Теперь мое жилище стояло мертво – и, к тому же, с северо-востока, востока и юго-востока было защищено снежным валом. Где-то внизу прогудел поезд «Южно-Сахалинск-Ноглики», извиваясь светящейся змеей… Сверху мерцали звезды, обещая назавтра ясное морозное утро и солнечный день…Набрав в пакет стратегический запас чистого снега, взяв рюкзак и прочее снаряжение, я залез в палатку и закрыл за собой вход.
Первым делом нужно было смонтировать горелку и поставить растапливаться снег. От нее воздух нагрелся так, что можно было скинуть штормовку, шапку и перчатки. Затем я подвесил под купол газовую лампу – и ее теплый свет принес уют в мое походное жилище. Поскольку дна в палатке не было, для защиты моего «Синмата» от проколов острыми камнями и ветками пришлось брать и обычную «пенку». Получилась удобная и мягкая постель. Переодевшись в сухое, я повесил брюки и штормовку на палки, залез в спальник и приступил к ужину. На удивление – есть совершенно не хотелось. Но водно-солевой баланс восстанавливать нужно, да и протеины не помешают… Поэтому я через силу впихнул в себя соленый сыр, запив остатками лимонникового чая из термоса. Как раз к этому времени закипела вода в котелке – можно было залить в термос новый чай, а из остатков кипятка заварить шарик зеленого чая и запить им десерт – плитку молочного шоколада. Потом вскипятил еще воды для фляги – она будет всю ночь греть меня в спальнике, а наутро, уже остывшая, пригодится для умывания. Положив в карман флисовки все аккумуляторы и телефон (чтобы не замерзли), заправив бензином каталитическую грелку, я потушил лампу, застегнул спальник и почти сразу заснул.

По гребню хребта
Утром, незадолго до восхода солнца, меня «поднял» будильник. Пора было принять лекарство, да и вообще – нужно было вставать. Покидать теплый спальник, чтобы оказаться в одной флисовке посреди остывшей за ночь палатки, мне не хотелось. Я попытался зажечь лампу, но в баллоне, рассчитанном на -23*С, газ замерз, и произведение корейской промышленности не пожелало «заводиться». Значит, температура в палатке – около -20-25*С. Тогда я подложил под баллон каталитическую грелку, а сам стал возиться с бензиновой горелкой. Но и с ней было не все в порядке – поршень легко скользил, почти не нагнетая воздух (видимо, на морозе «задубел» полимер поршня). Пришлось качнуть насос раз 70-80, прежде чем в топливном баке создалось хотя бы минимально необходимое давление. Тем не менее, горелка заработала, и вскоре на ней уже стоял чайник со снегом, а я благополучно зажег лампу. Живительное тепло разлилось по палатке, придав мне силы воли, чтобы наконец покинуть теплый спальник.
Позавтракав запаренной кипятком смесью мюслей, сухого молока и кунжутного семени, в прикуску с соленым сыром, попив чая с шоколадом и залив кипяток в термос и флягу, я стал обдумывать дальнейшие действия. С одной стороны, можно было снять лагерь и перебазироваться на седловину между вершинами Владимировской и Жданко (там, по отзывам туристов, оптимальное место для стоянки). Тогда была возможность завтра утром взойти на вершину и вернуться в лагерь засветло, либо даже встретить на ней рассвет. С другой стороны, если на следующий день случится ухудшение погоды – восхождение на гору Жданко придется отменить, и время будет упущено. Второй вариант – идти к Жданко в радиалку налегке, не снимая лагерь. Тогда я уже сегодня буду на вершине, но возвращаться придется по темноте. Известная изменчивость сахалинской погоды, в конце концов, склонила меня ко второму варианту.
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Вышел я практически налегке. Кофр с камерой, рюкзак с термосом, флягой, шоколадкой, штативом и снегоступами, запасные сухие перчатки, каталитическая грелка, трекинговые палки, фонарик, навигатор – вот и все, что я взял с собой. Почти ясное небо давало надежду на удачное выполнение моих планов. Простившись до вечера со своим гостеприимным лагерем, я двинулся по узкому гребню на юг.
Сначала гребень хребта шел вниз, к небольшой седловине. Ветер дул по ней, как в трубе, и его завывание напоминая гул реактивного двигателя. На седловине стояли причудливой «бородавчатой» формы останцы, принимавшие на себя всю мощь ударов неугомонной стихии. Сколько еще таких останцов, больших и малых, встретится мне в пути!
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
За седловиной начался затяжной подъем. Но он не был монотонным. Из-за того, что гребень хребта очень узок – порой всего 10-15 см, а склоны скользкие и крутые, исключающие всякую возможность траверса, - приходилось постоянно то набирать, то терять высоту, а изрезанность гор многочисленными распадками и ущельями делала путь по гребню крайне извилистым. Казалось бы, расстояние до горы Жданко совсем небольшое – но из-за бесконечных спусков/подъемов и петляний по извилинам хребта продвигался к цели я довольно медленно. Периодически от гребня отходили столь же извилистые отроги, и если сейчас, днем, все хорошо просматривалось – то ночью разобраться в этом лабиринте будет не так просто. Хорошо, что мой потрепанный и видавший виды прибор уверенно писал трек, по которому я обратно пойду в темноте, словно по нити Ариадны…
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Солнце уже высоко стояло над горизонтом, когда я поднялся на вершину горы Владимирской. Вершина была относительно плоской, и сейчас, при наличии снега, здесь вполне можно ставить лагерь. Вид в любом направлении открывался просто потрясающий, а потому я не жалел места на карте памяти и фотографировал. С одной стороны, внизу шумело непокорное Охотское море, с другой – до горизонта расстилались горные хребты и виднелся краешек Татарского пролива, а на юге впереди маячила ОНА - гора Жданко, цель моего похода. Солнце, будто зацепившись за ее вершину, остановилось над ней и ласкало своими теплыми лучами. И вроде близка она, но до нее еще идти, бесконечно набирая и снова теряя высоту…
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Возложив несколько монет на «жертвенный камень», сделанный из бетонного столбика, я начал спуск с горы Владимировской. Мне предстояло опуститься на седловину высотой немногим более 200 м, чтобы потом подняться на 780 м. По извилистому гребню, я шел вниз, любуясь открывавшимися пейзажами, то и дело расчехляя камеру. Когда, достигнув очередной «мини-седловинки», остановился и оглянулся назад – увидел гору Владимировскую с южной стороны.
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Ее классическая форма настолько напоминала те горы, что изображают на фотооткрытках и иллюстрациях в журналах, что я почувствовал, будто нахожусь не на Сахалине, а где-нибудь в горах Кавказа – вот только здесь все как будто пропорционально уменьшено, смасштабировано… Не зря гора Жданко кому-то напомнила Ушбу, а сам хребет Жданко – Кавказ (только, естественно, в десятки раз меньшего размера).
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Тем временем, солнце стало греть так, что снег от теплых камней начал подтаивать. На камнях появились мокрые пятна, и я подумал, что после заката они покроются ледяной корочкой и станут скользкими. В такую погоду мне не хотелось одевать балаклаву, но через какое-то время появилось ощущение легкого жжения на лице – значит, оно начало потихоньку обгорать на солнце.
Наконец, после череды подъемов и спусков, я спустился на самую низкую точку хребта - седловину между вершинами Владимировская и Жданко.
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Именно здесь обычно ставят базовый лагерь туристы. Место и действительно было отличным: имелись относительно плоские участки для палаток, защищенные от западных ветров, ручей (в данный момент замерзший), некоторое количество дров (погибший стланик) и склон, поросший брусникой, листья которой пригодны для чая. На участках, где снег выдуло ветром, виднелась тропа, ведущая вдоль распадка к Охотскому морю. С другой стороны открывались крутые осыпи склонов распадка, где начиналась река, текущая в сторону станции Тихая…
Выпив немного чая, я принялся подниматься в сторону горы Жданко. Набор высоты предстоял не особо впечатляющий – бывало и серьезнее… Но узкий гребень с постоянными подъемами и спусками, крутые склоны, оступиться на которых означало верную погибель, и сильный ветер, грозящий сбросить вниз, приводили к тому, что этот путь мне показался намного сложнее уже пройденного. Порой приходилось идти так, что одна нога была по одну сторону хребта, а другая – по другую…
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Наконец, я поднялся на небольшую вершинку, и впереди замаячила «финишная прямая» - последний спуск перед решающим подъемом на гору Жданко. Это была прекрасная обзорная точка, откуда вся северная часть хребта, пролегающая с запада от него долина, горы вокруг нее просматривались, как на ладони…
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Было еще светло, но время начало неминуемо клониться к закату. А ведь в конце декабря – самый короткий световой день. Сделав несколько «контрольных выстрелов», я отправился к заветной вершине, которая замаячила впереди…
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Как-то неожиданно ветер сменил свое направление на противоположное, и стал дуть с запада. Появились обрывки облаков, принесенные с теплого Татарского пролива и грозящие слиться в сплошную пелену; все это ускорило мой темп – уж больно не хотелось снимать закат с вершины, находясь в серой мгле. Температура воздуха снизилась, камни начали покрываться ледяной коркой и становились настолько скользкими, что отдельные участки пришлось преодолевать ползком. Кое-где гребень густо зарос обледеневшими кустарниками, вынуждавшими идти сбоку, рискуя в любой момент соскользнуть вниз по крутому лавиноопасному склону. И если этот путь к вершине у сахалинских туристов считался относительно простым – страшно подумать, каким был маршрут на Жданко с юга!
Чем ближе к вершине – тем острее становилась «бритва» гребня, и тем сложнее было удерживаться на ногах под ударами ветра… В какой-то момент я оступился, и лишь своевременная самостраховка трекинговой палкой спасла от казавшегося неминуемым падения в бездну… Но вот и предвершинный останец, который туристы зовут «Зубом» - при рассмотрении издали (особенно с севера) именно он придает вершине характерный профиль, схожий с Ушбой. От него в сторону моря обрывался почти отвесный склон, и лишь где-то далеко внизу немного выполаживался и зарастал редкими деревьями.
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Покорять «Зуб» я не стал – для этого нужны хорошие навыки скалолазания. Последние метры до вершины давались все с большим трудом… Вот и «жертвенный камень» - такой же низкий бетонный столбик, как на горе Владимировской.
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Прибор показывает, что вершина Жданко именно здесь, но впереди видна явно более высокая точка…Кладу на «жертвенник» оставшуюся в кармане мелочь, двигаюсь дальше… Вот она!
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Я стою на узкой вершине, едва удерживаясь на ногах от усталости и порывов ветра, не помня себя от восторга! Оба побережья Сахалина – и восточное, и западное – у меня под ногами! Вид отсюда просто великолепен! Щелчок затвора камеры – на ветру дубеют руки – крепко сжимаю каталитическую грелку – пальцы согреваются - убираю камеру – иду обратно к «жертвенному камню»... Здесь небольшое затишье, позволяющее немного передохнуть. Скинув рюкзак, достаю штатив, делаю снимки «себя любимого» на фоне вершины горы Жданко…
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Затем нужно подкрепиться чаем из термоса и остатками шоколада – ведь возвращение в лагерь не обещало быть легким.

Странствия в ночи
К моменту, когда я спустился с горы Жданко и поднялся до «обзорной точки», которую преодолел перед вершиной, солнце начинало клониться к закату. Спешить было особенно некуда – все равно засветло до лагеря не добраться, - а потому мне захотелось дождаться заката. Разложив штатив, я ждал, когда начнет садиться солнце. Долго ожидать не пришлось… К сожалению, закат оказался далеко не впечатляющим – солнце село за пелену облаков где-то по ту сторону Камышевого хребта, и яркого цвета я не увидел. Лишь немного лиловатый оттенок неба говорил о том, что скоро опустится темнота…
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Фонарик висел у меня на шее, поэтому долго искать его не пришлось. Я заранее одел на голову этот единственный источник света, чтобы не делать это, когда станет совсем темно.
Ветер все продолжал усиливаться, и удерживаться на скользких обледенелых камнях было все сложнее. Спрятавшееся за горы солнце унесло с собой остатки тепла, и тонкая мембрана штормовки с трудом удерживала натиск потоков холодного воздуха. Теплый день с ласковым солнцем сменялся ледяным холодом горной ночи. Горы быстро остыли, отдав накопленное за день тепло в окружающее пространство…
Когда я спустился до седловины – стало окончательно темно. Теперь навигатор и фонарик – единственные мои проводники в мире, где я один среди безмолвных ночных вершин… Иногда нужно оказаться в такой обстановке, чтобы почувствовать краткость и незаметность индивидуальной человеческой жизни, мелочность личных стремлений и проблем по сравнению с величавым спокойствием и мудростью гор, произвести переоценку ценностей. Горы – это способ заглянуть вовнутрь своей души… А ночные горы помогают почувствовать себя пылинкой, атомом среди бесконечного Космоса! На темной глади неба зажглись яркие точки звезд – и до них как будто можно дотянуться руками, погрузиться в этот океан и бесконечно странствовать в нем…
Поднимаясь в сторону горы Владимировской, я обратил внимание, что ветер начал переметать мои следы, и в некоторых местах их уже не видно. Чем дальше на север – тем менее заметны становилась путеводная цепочка… Наконец, поднявшись по обнаженной каменистой осыпи на очередной гребень, мне стало понятно, что след я все-таки потерял. Куда идти дальше – непонятно. «Зондирование» фонариков на «турборежиме» ничего не дало. Помня, какие лабиринты образуют отроги хребта и куда может завести неправильно выбранный путь, я решил свериться с прибором. И тут понял, что отклонился от курса практически на 50-80 метров в сторону! Изучив GPS-карту в приборе, я увидел, что маршрут еще можно скорректировать и выйти на пройденный трек чуть дальше. Но для этого пришлось тропить через сугробы, идя «в слепую» по показаниям навигатора. В одном месте снег был выше пояса, а под снегом явно росли какие-то кустарники, которые запутывали ноги и замедляли движение. Наконец, пятно света от фонарика выхватило из темноты почти полностью заметенный, но еще читаемый след. Все в порядке, я снова на своей тропе! Теперь, чтобы ситуация не повторилась, решил сверяться с прибором почаще.
Наконец, утомительный подъем закончился, и я оказался на вершине горы Владимировской – как раз возле «жертвенного камня». Усилившийся ветер играл свободными концами утяжек рюкзака, то и дело ударяя их о капюшон штормовки, нес снежную поземку, переметая следы, но в моей душе было спокойно – до лагеря осталось совсем немного. Конечно, на пути еще предстоит преодолеть немало спусков и подъемов, но общее направление движения – вниз, что не могло не радовать. Я открыл термос и вылил в рот последние капли уже остывшего чая с лимонником… Они придали мне немного бодрости и сил для последнего рывка.
Следы перемело во многих местах, но я больше не сбивался с пути. Прибор уверенно вел меня по хребту на север, - к пусть и остывшей за день, но все же гостеприимной палатке. Вот луч фонаря уперся в темное образование – это знакомый «бородавчатый» останец, который стоит на седловине чуть ниже лагеря. Мысли о предстоящем ужине ускоряли мой шаг. Еще чуть-чуть, еще… еще… Наконец, после небольшого подъема, я увидел палатку. Все, на сегодня мой путь окончен!
Из-за переменившегося направления ветра, палатку немного замело снегом. Лопатой, воткнутой рядом, я очистил вход и попытался открыть «дверь». Это мне удалось не сразу – молнии обледенели. Кое-как справившись с ними, я влез внутрь. Стены изнутри тоже покрылись ледяной коркой, через открытую вентиляцию в мое жилище проникло немного снега – но это были мелочи. Наконец, мне удалось зажечь горелку и газовую лампу, и все внутреннее пространство палатки пропиталось живительным теплом. Стало уютно, несмотря на усталость… Вскоре в чайнике растаял снег, закипел чай, и я, достав скромный запас продуктов, приступил к долгожданному ужину.
Назавтра мне предстоял спуск с хребта к карьеру Цапко и переход по трассе до станции Тихая, чтобы сесть на поезд до Южно-Сахалинска. Поезд отправлялся утром, и встать нужно было еще затемно. Уж не помню, как заснул после ужина, устав от ночных скитаний…

Возвращение
Когда я проснулся, над хребтом слегка забрезжил рассвет. Это означало, что поезд давно уже прошел. Я проспал! Видимо, усталость после вчерашнего перехода была настолько сильной, что даже будильник не смог поднять меня. Теперь можно было не спешить – до утра следующего дня ни автобусов, ни поездов не будет. Оставалась лишь призрачная возможность уехать автостопом, хотя бы до Взморья – оттуда намного легче выбраться в Южно-Сахалинск, а в случае неудачи можно и до поезда «перекантоваться» в какой-нибудь местной харчевне с пельменями (по которым успел соскучиться). В любом случае, теперь торопиться не стоит – а значит, можно спокойно поснимать рассвет.
Покинув теплый спальник, одевшись, прихватив камеру и штатив, я вышел из палатке и взобрался на сугроб, в который вкапывался позавчерашним вечером. Солнце еще не начало всходить над горизонтом, но небо на востоке, над Охотским морем, уже посветлело. Разложив штатив и настроив камеру, я стал ждать восхода. «…Один рассвет в горах, одна заря – дороже всех наград и всех успехов…» - мелькнули в голове строки из стихотворения Леонида Васюковича.
К сожалению, над горизонтом висела тонкая полоска облаков, и увидеть появление солнца из-за моря мне не удалось. Но даже то, что было видно, впечатляло! Восходящее солнце придало заснеженным горам розовый оттенок, что на фоне моря смотрелось очень красиво!
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Но миг рассвета всегда краток… Вскоре дневное светило уже стояло над горизонтом, освещая хребет и даря тепло остывшим за ночь горам.
Собрав штатив, я вернулся в палатку, чтобы приготовить завтрак и накипятить чая для перехода. Пока растапливался снег в чайнике и от горелки нагревался воздух в моем походном жилище, нужно было собрать по максимуму скарб, пользуясь выделяющимся теплом и возможностью находиться без перчаток. Не без сожаления свернув уютный теплый спальник и импровизированную «кровать», я остался на голом снежном полу, и только хоба как-то изолировала мою «пятую точку» от холодного снега. Вскоре закипела вода, и незатейливый походный завтрак не заставил себя долго ждать.
Свернуть палатку оказалось задачей не слишком простой. Винтовые колья намертво вмерзли в землю и не хотели выкручиваться, а придавливающий противоветровую юбку снег слежался прочным монолитом, заставляя меня применить лопату. На внутренней поверхности палатки образовался довольно толстый слой льда – порой до 5 мм. Он настолько прочно примерз к стенкам, что стряхнуть мне удалось едва ли половину. А это значит, что рюкзак станет на килограмма полтора тяжелее.
Когда я тронулся в путь – солнце стояло над горизонтом довольно высоко. Но спешить было некуда. Дул холодный западный ветер с гор, заметая следы, - но днем весь путь отлично просматривался, и заблудиться можно было не бояться. Я поднялся на небольшую вершинку, и с нее открылся потрясающий вид в северном направлении. Отлично просматривался Жданский перевал, через который от Цапко можно пересечь хребет и выйти к мысу Бурунному с его гротами и водопадами. К сожалению, эта часть маршрута мне была сейчас недоступна – незамерзшее море перечеркнуло мои планы на переход вдоль побережья…
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Вскоре я вышел к останцу, который обходил, поднимаясь на хребет. Но идти длинным путем, в обход, мне не хотелось. И я решил рискнуть… Траверс должен был проходить как раз над тем местом, где начиналось ущелье, и склон круто ниспадал в него. Любое неверное движение могло спустить вниз не только меня, но и всю лежащую на склоне снежную массу, вызвав лавину. Осторожно втыкая трекинговые палки, я медленным шагом траверсировал склон по горизонтали, рискуя соскользнуть в любой момент. С одной стороны – снежная стена, с другой – пустота… В какой-то момент я почувствовал, что меня «отрывает» от склона, левая нога не может нащупать твердой поверхности, затем из-под нее соскользнул вниз приличный ком снега… Воткнув палку под углом до земли, опираюсь ногой на нее в области наконечника… Еще немного – и опасный участок пройден! Я вышел на то место, где 2 дня назад была моя тропа – теперь, конечно, ее местами замело, а поверх нее пролегла свежая цепочка лисьих следов. И чего рыжей плутовке делать на хребте, когда внизу пищи намного больше?
Дальнейший спуск проходил без приключений. Весь путь просматривался отлично, а потому я заранее знал, где можно пройти более оптимальным способом, чем поднимался вверх ночью. Мне уже не нужно было двигаться по кромке снежного карниза, рискуя съехать в ущелье.
САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко
Вот снег стал глубже, и я одел снегоступы. Теперь можно «срезать» по снежной целине те повороты и «петли», которые делал ночью. Вскоре я уже оказался внизу – на той дороге, которая вела к карьеру и бывшей станции Цапко.
Раскуроченные пространства, когда-то занятые лесом, а ныне представляющие собой изуродованные бульдозерами пустыри, заваленные обломками выкорчеванных деревьев, смешанных с мусором и грязью, мне хотелось «проскочить» как можно быстрее. После одухотворяющих красот хребта Жданко, не хотелось портить возвышенное состояние души, глядя на это варварство людей, ставящих доллар выше Красоты, добра и человечности. Очень скоро я вышел на трассу, и опять попался на глаза сторожевым шавкам «закрытой территории», которые рады были лаять без умолку, выслуживаясь перед хозяевами. Чтобы не слушать это надоедливое тявканье, мне пришлось пройти по дороге метров 200 и встать возле небольшого «кармана», где можно было «стопить».
К сожалению, сначала попадались одни джипы. Эти местные «хозяева жизни» не только не останавливались на «автостоповский жест», но и, увидев человека у дороги, резко нажимали на газ, пытаясь таким образом показать себя выше других и потешить свое самолюбие… Что ж, синдром «из грязи в князи» - весьма характерная примета нынешней действительности. Но время позволяло мне ждать – поезд все равно только утром следующего дня. Решив выпить чайку, я снял рюкзак – и тут увидел тягач, едущий в мою сторону. Георгий (так звали водителя) остановился возле меня и предложил занять место в кабине рядом с ним.
И вот тягач тронулся… Через несколько минут я выглянул в окно кабины и увидел во всей красе хребет Жданко и одноименную вершину с ее характерным профилем, на фоне интенсивно-голубого неба. Она как будто хотела сказать мне «до свидания»… А я мысленно поблагодарил ее за гостеприимство – за то, что она приняла меня, как дорогого гостя, не поставив на моем пути препятствий в виде метели, тумана или лавин. Постепенно горы в окне сменились морским побережьем, лесами, а затем – и домиками населенных пунктов… Хребет Жданко исчез из вида, но навсегда остался в моем сердце. Жемчужина Сахалина по прежнему манит меня, - и я знаю, что однажды снова вернусь в эти места…

Передо мной волшебная картина:
На кромке моря – цепь из гор крутых,
Остры, как бритвы, гребни, седловины;
Распадки кверху распахнули рты;

Бродяга-ветер выточил скульптуры
Из уходящих в небо гордых скал…
Хребет Жданко - Кавказ в миниатюре, -
Я очень долго этой встречи ждал.

Там есть гора, в изяществе прекрасна,
И даже пусть совсем не высока, -
Крутые склоны скользки и опасны,
Уходят в бездну снежные бока.

Она надменна, к снисхожденьям чужда,
Пронзает высь кинжальным острием -
Гора Жданко, что сахалинской Ушбой
Зовут все те, кто покорил ее.

По бритвам гребней, скользкими снегами,
Я шел к вершине, прикусив слова;
От пустоты, лежащей под ногами,
Кружилась с каждым шагом голова…

Мне не забыть их, как друзей старинных -
Ведь слишком часто в мой приходят сон
Горы Жданко кинжальная вершина,
Хребта Жданко суровый снежный склон…

(С) Антон "Искатель" Соколов, 2013
И мы пройдем нехоженные дали,
Преодолеем бурелом и вечный лед;
Нас не прельщают ни карьера, ни медали -
Дорога нас зовет, зовет, зовет...
(С) Леонид Васюкович
И C К А Т Е Л Ь
участник
 
Сообщения: 178
Регистрация: 13.12.2010
Город: Хабаровск
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 30 раз.
Возраст: 43
Отчеты: 3
Пол: Мужской
забронировать отель в России недорого

Re: САХАЛИН-2013: Снежное соло на хребет Жданко

Сообщение: #2

Сообщение Таня-алтайка » 30 янв 2019, 09:33

Ещё раз перечитала ваш отчёт. Чудесный поход! Но какой опасный. Мы тоже в своих походах не обходимся без риска. Слава богу, пока всё заканчивалось хорошо. Но каждый раз, по возвращении из путешествий, делаем "разбор полётов" и понимаем, что надо стараться избегать таких опасных моментов. Но, проходит время и опять такие ситуации повторяются.
ИСКАТЕЛЬ, после ваших рекомендаций, мы с мужем, уже прошлись по полуострову Гамова в Приморье, затем прошли маршрут "Тихоокеанское кольцо на Камчатке. Дошла очередь до Сахалина. Зимой на Жданко не пойдём, довольно напуганы вашим рассказом. А планируем поход на сентябрь. Что можете посоветовать? Очень ценим ваши советы, как знатока природы.
Таня-алтайка
участник
 
Сообщения: 177
Регистрация: 03.04.2014
Город: Псков
Благодарил (а): 129 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Возраст: 66
Страны: 20
Пол: Женский




Список форумовЭкс-СССР форумРОССИЯ форумОтзывы о путешествиях и отдых в России



Включить мобильный стиль