Сегодня до вечера мы к берегу не пристанем. Берега в основном низкие уходят за горизонт. Течение тоже спокойное. Кое где встречаются мелководные участки, отделенные от основного русла песчаными косами. Олег говорит, что в них вода прогревается чуть ли не до 20 градусов, а то и более. И действительно иногда встречаем на них купающихся отдыхающих. Мы тоже загораем на палубе: разделись до футболок, "впитываем" такое редкое на Севере тепло.
Еще встретили человека с интересной судьбой - Владимира. Он работал на железной дороге. Попал под поезд и ему отрезало ноги и одну руку. После этого жена от него ушла. Но он не сдался. Сделал для ног протезы. Зимой копит деньги, а летом путешествует. Любит реки. В прошлом году ездил по Оби, сейчас по Енисею, собирается еще на Волгу и Лену. При чем обслуживает себя сам!
К вечеру должно быть Потапово. Но перед ним Олег обещает показать интересное место. Прямо на берегу стоят несколько крестов. Он долго искал объяснение этому и, наконец, нашел в книге бывшего начальника пароходства Ивана Булавы "Флотская судьба" . Черва, выходец с Западной Украины был раскулачен. Его сослали в Игарку. Но вскоре его опять пришлось раскулачивать, т.к. у него появилось большое стадо оленей и крепкая семья: вот что значит человек привык работать! Тогда его сослали на безымянный мыс. Он построил здесь дом, завел хозяйство. Но зимой 1943 г. к нему "заглянули" беглые заключенные. Но в один из дней пришли к нему беглые заключенные. Потребовали еду. Он их снабдил чем мог. Они вроде бы ушли, но потом вернулись, решили не оставлять свидетелей, не пожалели даже детей... Избу сожгли. Когда их обнаружили, то решили похоронить прямо на берегу. И мыс с тех пор называется "Черва". Увы, место это мы "проворонили".
Вообще, как принято говорить, в годы "массовых репрессий" сначала местное население даже помогало беглым заключенным. Но, затем, когда вышел закон, согласно которому за поимку беглого заключенного давали денежное вознаграждение (насколько помню 500 руб.), то началась война "всех против всех". Даже представители коренных народов этим не брезговали.
Еще один интересный момент. У нас с Олегом вчера вечером, пока ждали Курейку, зашел разговор. А почему на бакенах не зажигают в сумерках. Он говорит, что на них до осени вообще не ставят аккумуляторы. А осенью приходится это делать. Но рыбаки и охотники очень любят их воровать.
- А зачем?, - спрашиваю.
- Ставят в своих избушках. Очень удобно освещать, надолго хватает.
- Так корабль может сесть на мель, или вообще затонуть!, - восклицаю я.
- А им то что. Светло, хорошо.
Мне вспомнился чеховский "Злоумышленник". На утверждение следователя что от того, что тот откручивает гайки, может сойти поезд с рельсов, погибнуть люди, тот отвечает: "Так мы не все откручиваем, а с промежутком..." или "Этим вся деревня занимается и никогда не было крушения поезда...". Вот так.