А ведь есть, есть и в России места, не уступающие и превосходящие... Разве поспоришь.
Я, например, (не помню, почему) давно мечтала попасть на Алтай.
Чтобы попасть на Алтай из Центральной России, нужно иметь либо много денег, либо много времени.
Так получилось, что как раз в этом году времени у нас был вагон. И с деньгами вроде не совсем плохо.
В силу обстоятельств мы поехали на Алтай из Красноярска. Нам свезло, была возможность перебросить туда нашу машину, и мы туда же прилетели на самолёте. Так что ехали на своей. Маршрут получался такой: Красноярск- Кемерово- сам Алтай- Геленджик - Москва (где-то 8 тысяч км.).
Но (раз уж я автор этого повествования) разрешите мне ограничиться рассказом о Горном Алтае. Все остальное - дорога, море - ничего интересного. Если кто-то все же задаст вопрос, я непременно отвечу.
Ещё кое в чем я позволю себе соврать. На самом деле нас было пятеро на двух машинах. Несомненно, это наложило отпечаток на поездку: в чем-то положительный, в чем-то - наоборот. Но мой рассказ пойдёт о нашей семье: Сашка (старший по команде), Данька (большой уже - 16 лет), ну и я (штурман, семейный туроператор, мама).
Итак...
На Алтай было заложено семь полных дней. Для знакомства - достаточно, для полного растворения в Алтае - ничтожно мало.
Что мы успели за неделю: Чуйский тракт (поверхностно), Гейзерное озеро, Кату-Ярык, долина реки Чулышман, Южный берег Телецкого озера, Учар, Каменные грибы, Радиорелейная вышка УРС 08609, Марсианские пейзажи, Чемальская ГЭС, остров Патмос.
Информацию по Алтаю черпала в основном с сайтов Туристка и welcometoaltai. На форуме, к сожалению, информации мне было недостаточно. В отчете по мере необходимости (меру конечно определяю я ), для тех, кто совсем не знаком с Алтаем, буду давать коротенькие справочки.
В путь!
Заехали по дороге в Сростки, на Родину Василия Шукшина,
но это было ещё в Алтайском крае.
После двух дней пути въехали в Республику Алтай.
Первая ночевка в Республике Алтай - село Барангол, турбаза "Тихий берег". Бронировали заранее. Типичная система бронирования Алтая: Пожалуйте 100% предоплату.
- А куда деньги переводить?
-На карточку.
- Нет, давайте счёт, договор.
- Ну, давайте без предоплаты.
Трёхместный номер обошёлся по 1050 рублей с человека с завтраком. Приехали уже вечером - ужинать и спать.
Катунь - главная артерия Горного Алтая. В этом году, по словам местных, не торопилась входить в свое русло. И цвет её был далёк от бирюзового, намешала в себе песка, разлилась, залила берега, стволы деревьев..
Вот она.
Именно таким в своём воображении когда-то я представляла Алтай, какая же все-таки это оказалась малюсенькая его часть.
Где-то в километре от "Тихого берега" - туристический комплекс "Царская охота", откуда по подвесному пешеходному мостику через Катунь ходят на Камышлинский водопад (проход — 100 рублей).
С нашей турбазы на тот берег предлагают переправу на моторке почти к самому водопаду - вроде экономишь и силы, и время: прогулка сокращается сразу на несколько километров. Мы решили, что это наш случай: нам же ещё до Акташа ехать. С утреца сговорились с хозяевами базы, и те обещали нам лодку через 10 минут. Спустя полчаса мы заволновались и направили в администрацию парламентера. После переговоров стало понятно, что лодочник несмотря на договоренное время придёт за нами только в порядке живой очереди (вас тут, знаете, сколько! ) и решили делать ноги. Весь Алтай впереди, он ждёт нас, и Бог с ним, с этим двухкаскадным водопадиком высотой всего-то 12 метров. И мы уехали.
На участок Барангол -Акташ (298 км.) мы предусмотрели целый день. Это совсем мало. Столько всего проехали мимо. А ехали и вправду почти целый день: часов с десяти утра до восьми вечера.
Чуйский тракт безумно красивый. За каждым поворотом открываются новые и новые пейзажи. И кажется совершенно кощунственным просто проехать мимо. Везде обязательно нужно остановиться, постоять посмотреть, прочувствовать.
Я и не вспомню, сколько всего мы сделали остановок.
Помню Семинский перевал.
Самый затяжной - под'ем 9, спуск 11 км. Кто-то рассказывал, что машины на этом перевале начинают чувствовать себя хуже. Сашка наверно мечтал об этом, потому казался крайне разочарованным, что наша вела себя вполне уверенно. На вершине перевала - памятник - стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России, рынок, цветы.
Все это находится в седловине Семинского хребта,
поэтому и в голову не приходит, что вершина Семинского перевала - самая высокая точка Чуйского тракта - 1717 м.
Пошли осмотреться. Только я отвлеклась на минутку, уже бежит ко мне Данька, угорает: Мам, скорее, там дядя Саша пошёл по рынку шататься. Значит, сейчас будет куплено что-то безумно дорогое и такое же безумно ненужное. Точно! Бубен шаманский купил за баснословные деньги. Зачем он тебе? Шаманить... Ну, повезёт теперь с погодой!!! (А ведь с погодой-то нам всю дорогу и вправду везло).
Читала и впоследствии убедилась, что перевал является неким рубежом, за которым ряды брата нашего, туриста значительно редеют. За перевалом сразу ощущается снижение количества людей и автомобилей.
Следующий рубеж, а также рынок (без памятника) - перевал Чике-Таман. Этот уже покруче, с настоящим серпантином и смотровой площадкой на вершине.
Не доезжая до начала под'ема, есть съезд на старый Чуйский тракт. (Вооон его видно.)
Судя по всему, проехать по нему в сухую погоду вполне себе можно. Мы, к сожалению, этого сделать не решились. После перевала Чике-Таман машин на дороге практически не остаётся - конец цивилизации: Дальше только бани, печки, рукомойники и электричество по часам.
Вот за Чике-Таманом и начинается все самое интересное.
Песчаные скалы, отвесная стена из прессованного песка вдоль Чуйского тракта за селом Купчегень.
Наш навигатор (не устаю петь ему хвалебную песнь) проложил маршрут через Старый Ининский мост.
Ининский мост - первый в мире подвесной двухкабельный мост (построен по проекту инженера С.А. Цаплина).
Общая длина - 142 м., средний речной пролет - 100 м. Мост построен за один год в 1936 г., эксплуатировался до 1970 г., когда был введен новый железобетонный мост через Катунь.
Мы провели рекогносцировку.
Мда... Тут и ножками-то страшно ходить, смотришь вниз и видишь сквозь дыры бушующую реку... Дрожат коленки. По новому поедем - решили единогласно.
Слияние Чуи и Катуни (Чуй-оозы)
Место это с древних времен является святым на Алтае, а "Чуй-Оозы»" в переводе с алтайского означает «устье реки Чуя».
Вода в Катуни мутная - слияние почти неразличимо.
Скала Белый Бом из белого известняка.
До прокладки современного Чуйского тракта место это считалось одним из самых опасных на Чуйском пути. Здесь не могли разъехаться даже две встречные вьючные лошади. Путник, приблизившись к Белому Бому, оставлял лошадей, проходил этот участок дороги пешком и там бросал на дорогу шапку, обозначая таким образом, что путь занят.
Памятник Кольке Снегиреву, герою песни "Есть по Чуйскому тракту дорога...". Памятник мужественным шоферам Чуйского тракта.
Мотив песни звучит в фильме В. Шукшина "Живет такой парень".
Водопад Ширлак или Девичьи слезы (о, сколько же их, девичьих слез, мы по всему миру наплакали) проехали мимо.
В восемь вечера прибыли в село Акташ...