В первую очередь меня замучила ностальгия), ведь я вырос в тех краях и на момент поездки уже прошло 15 лет как я уехал.
За то время в Норильске я только один раз в детстве посещал озеро Лама, тогда это не казалось чем-то особенным. Но только сейчас стало понятно насколько велика ценность путешествия на плато Путорана.
И еще пару факторов, сильно упростивших все это дело,это то, что мои родственники по прежнему живут там, и вопрос с жильем был решен, а также что удалось вовремя и за разумные деньги вписаться на катер, который должен забрасывает группу отдыхающих на озера.
Хотя я и брал с собой фотоаппарат, но мало что наснимал, поверьте, единственным желанием было сидеть на берегу озера и смотреть вдаль).
Данный отчет наверное больше технический и с не самым большим количеством фото, но я постараюсь обратить внимание на разные любопытные детали.
А ниже я поставлю две фотографии которые кратко рассказывают,
что такое город Норильск
...и что такое Путораны.
Подготовка и перелет.
Попасть на предгорья плато Путорана можно разными путями, но самым бюджетным(если это можно так назвать) и простым вариантом является самолет до Норильска. Как известно, это единственный нормальный способ добраться туда, никаких авто- и железных дорог туда нет и скорее всего никогда не будет. Есть экзотический вариант в виде теплохода из Красноярска, но это дороже и занимает дни, что само по себе представляет отдельное путешествие. Кстати на awd есть отчет о таком плавании.
На все про все я отвел одну неделю отпуска с захватом выходных, период с 3 по 10 августа, как оказалось это самое оптимальное время, есть пару дней до, и пару после поездки на озера. Как раз успел пробежаться по историческим и злачным местам, сувенирным лавкам и магазинам.
В Норильск летает несколько компаний, в том числе и домашняя Nordstar, прямой рейс которой из Питера стоил более 18000 в одну сторону, так что выбор пал на S7, предлагавшую самый бюджетный вариант в 32400р. туда-обратно с носа и еще с пересадкой в Москве. И это сильно заранее, билеты брал в мае, так как опасался не купить их вообще. Как оказалось это было лишней перестраховкой, приемлемые тарифы были за две недели до вылета, но я это списываю на везение и то, что все же норильчане курсируют на большую землю в основном сразу после окончания учебного года, т.е. в мае-июне и в его начале перед сентябрем. А причина по которой я полез смотреть цены потом, был форсмажор связаный с мои другом. Изначально мы собирались лететь вдвоем, но к несчастью он каким-то образом вывернул ногу как раз за две недели до поездки, дальше гипс и костыли, в результате я полетел один, а жаль, очень хотел побыть гидом для друга)
И еще маленькое замечание относительно S7, будьте внимательны при выборе тарифа, самый дешевый не включает в себя багаж, так я однажды попался когда эти тарифы только ввели, слава богу была возможность бросить чемодан и забрать его позже, иначе пришлось бы доплачивать 4000р. за два сегмента, но жаба не дала этого сделать.
Также где-то еще летом был забронирован катер, который должен был доставить нас на место и забрать через два дня. Нас набралось 10 человек, с каждого взяли по 6000р, стоимость вполне гуманная, все таки больше 4 часов хода в одну сторону. Это тоже важно, так как желающих провести выходные на природе явно больше чем возможности местных извозчиков.
Ввиду того, что я не никогда не увлекался походами, а предполагалось ночевать в палатках на берегу, был совершен рейд по магазинам спорттоваров и одежды, был куплен спальный мешок на -6 градусов, термобелье, кроссовки из гортекса, спортивный костюм и куртка со штанами из непромокаемой ткани. Наверное со стороны это выглядело забавно, покупка теплой одежды летом).
Немного о выборе времени. Как многим известно лето в заполярье короткое, но жаркое. И в этом году она точно отличилась, ведь начиная с середины июня и до конца июля стояла очень жаркая погода, мне говорили что местные купались и загорали по полной программе. Я сильно надеялся что я успею зацепить теплое время, что в результате немного удалось. С другой стороны с августа начинается ягода и другие дары природы плюс красивейшая золотая осень в сентябре. Таким образом, целесообразно планировать поездку только в июле и августе.
Вообще данный регион совершенно непредсказуем, это Арктика, погода может сильно меняться в течение дня, так что чтобы не расстраиваться, лучше рассчитывать что летом будет +12...+15 и дождь)
Перейдем к процессу)
3 августа.
Чемодан собран, едем днем в Пулково и ... в зале на табло видим иероглифы,
Китайского туриста в последнее время стало действительно много, так что в аэропорту делают объявления на трех языках.
После короткого перелета в Домодедово у меня есть 6 часов, которые я использую для деловой встречи, таким образом убив двух зайцев.
Все рейсы в Норильск ночные, летят "косяком" каждые 15 минут, прямо траффик.
Вот и мой самолет, отправляемся около 11 вечера.
Спать в самолете никогда не мог, но если мне в этот раз и хотелось спать, то болтливая соседка сделала все, чтобы я оставался в сознании, на третьем часу она поутихла, но уже начал разгораться рассвет.
Думаю что это река Большая Хета, хотя я не уверен
Скоро из облаков показалась огромная река, могучий Енисей, в этом месте его ширина составляет 3-4 километра.
Вся эта земля это озера, уходящие к горизонту, совершенно непривычный ландшафт
Добро пожаловать в Алыкель. Как писали другие авторы, это видимо действительно самый розовый аэропорт в мире. С того времени как я был здесь последний раз, много чего добавилось, в том числе и телетрапы, что явно крайне полезно зимой. Аэропортовые службы явно навязывают услуги по буксировке, так как мы освободив полосу встали, выключились и еще какое-то время ждали пока нас оттащат на стоянку. В общем странно.
На местных часах 7.15, перелет занял почти 4 часа.
Таймырская земля встретила легким ветром, прохладным воздухом +6 и запахом тундры.
Нас всех сгрузили в здание и отвели в зал прилета.. снова проверять паспорта. Норильск у пограничников является приграничным городом, хотя до Диксона километров 800. Тем не менее существует такой регламент. На владельцев паспортов РФ просто внимательно смотрят и пропускают, а вот иностранцев отводят и проверяют их бумаги.
На текущий момент иностранцу попасть в Норильск не так просто, по закону его может пригласить либо администрация города или юрлицо, все эти бумаги проходят через фсбшников и только потом принимается решение. В общем муторно и не просто.
Получив чемодан я дождался сестру, мы погрузились в авто и поехали в город.
Большая часть народу разъехалась на своих машинах, или кто-то встречал. Маршрутки и такси присутствуют в изобилии, но расценок точных не знаю, наверное 200-400 рублей.
Также есть и муниципальный автобус №33, но ходит он нечасто, зато стоит 40р.
Тут стоит заметить что мы выезжаем на единственную и изолированную от остального мира сеть дорог.
Аэропорт находится очень неблизко к городу, нужно ехать 54 км по не самой идеальной дороге, хотя раньше она была гораздо хуже. Сразу за аэропортом находится брошенный поселок Алыкель, к закату СССР здесь была попытка сделать квартиры для военных авиаторов, но наступили 90-е и все так и застыло.
Едем, на горизонте уже видно деятельность металлургической промышленности. УАЗ-буханка довольно часто встречается на дорогах как и Волги. На фото хорошо видно, что значит построить дорогу на вечной мерзлоте, вся дорога в заплатках и идет волнами. Эти волны крайне коварны и плохо заметны, я пару раз подумал, что неплохо взять каску из багажника)
Отдельного замечания стоят привычки норильских водителей, я ожидал спокойной размеренной езды, все таки Север, но не тут то было. Водители лихачат ужасно, превышают скорость, и самое неприятное - устраивают рискованные обгоны, в общем жуть.
Примерно параллельно единственной автодороге идет единственная ЖД ветка, связывающая порт Дудинка в первую очередь с заводами.
Это самая северная в мире железная дорога, и кстати не имеющая отношения к РЖД.
Потихоньку подъезжаем к Кайеркану, пригороду Норильска. В свое время поселок создавался для рабочих угольного разреза, а затем развивался как город, часть жителей которого теперь работают на НМЗ.
Сам флагман цветной металлургии, Надеждинский металлургический завод (НМЗ), на глаз занимает несколько квадратных километров и извергает кучу дыма из целого набора труб и трубочек.
Было радостно что ветер дул в противоположную от нас сторону)
Перед въездом на завод стоит памятник в виде отслужившего свое Ан-26, его предшественник Ил-14 похоже окончательно сгнил от едкого газа и был демонтирован. Самолеты в этом месте не случайны, ведь именно здесь была самая первая взлетная полоса в Норильске, а только потом был построен Алыкель.
При приближении к городу уже видны изменения рельефа местности.
Красивая гора, не могу вспомнить как она называется.
А вот и медный завод, он находится фактически у въезда в город, и городу конечно основательно достается от него.
Еще немного и мы на въезде. Норильск - очень большой город для таких широт, здесь живет 180 тысяч человек, ни в Норвегии, ни в Канаде и США нет ничего подобного, при этом он очень компактен.
Я обратил внимание что 12-этажного дома нет справа, а ведь он был, и я спросил куда он делся. Как оказалось природа его не пощадила, в разрухе девяностых была нарушена вечная мерзлота под зданием, и оно поплыло, его пришлось демонтировать. Такая судьба постигла не одно здание города.
Норильский Никель зачем-то озадачился и родил новый логотип, крайне отстойный на мой взгляд. Старый был лучше.
Мы приехали домой, и я немного перекусив, завалился спать, догоняя пропущенную ночь.