Во второй половине 17 века в Тобольске, регулярно страдавшим, как и все "деревянные" поселения, от пожаров, назрела необходимость возведения первого в Сибири каменного собора, что, помимо прочего, соответствовало бы статусу "сибирской столицы". Строительству предшествовала основательная подготовка: в окрестностях города нашли известь, подходящую глину, бутовый камень, из Москвы прислали 682 пуда железа, церковную утварь и 3 больших колокола, а также позволили взять "на целевые нужды" 700 рублей из городской казны и разрешили использовать на работах крестьян , "но не в пашенное время, чтоб крестьянам в том больших убытков и тягости и разоренья не было".
Столичная царская грамота также предписывала возвести храм по образцу Вознесенской церкви одноимённого девичьего монастыря в московском Кремле (он находился аккурат за Спасской башней, но, к сожалению, не сохранился). Прототипом же последнего, в свою очередь, послужил кремлёвский (тоже в Москве) Архангельский собор, поэтому когда пишут, что собор в Тобольске строился по образу и подобию московского Архангельского, это не совсем точно, хотя опосредованно такая аналогия справедлива.
Новый собор, строительство которого началось в 1681 году, получил то же имя, что и прежний деревянный, сооружённый ещё в 1622 году (спустя 26 лет он был перестроен после пожара) - Софийский, то есть в честь Софии Премудрости Божьей. И в этом, конечно, была определённая амбициозность: ведь именно так назывались главные соборы византийских столиц Константинополя и Никеи, а также Киева, Полоцка и "господина Великого Новгорода", так что Тобольск тем самым как бы прозрачно намекал на свою особую роль в русском православии (правда, этому имеется и более прозаическое объяснение: когда в Тобольске была создана епархия, первым сибирским архиереем стал прибывший из Новгорода епископа Киприан. Хотя, если разобраться, эти гипотезы не особо противоречат друг другу: вполне возможно, что Киприан хотел превратить столицу Сибири если не в "четвёртый Рим", то во "второй Новгород":)).
Собор был возведён в два приёма: в 1684 году, когда работы уже завершались, рухнули опорные столбы, "потянув" за собой основной свод и прочие перекрытия. Правда, через 2 года, в октябре 1686-го, собор был окончательно достроен – на сей раз успешно - и освящён в честь Успения Божией Матери, однако его прежнее название тоже сохранилось, и с тех пор собор в Тобольском кремле именуется Софийско-Успенским.
Поскольку, как я уже написал, проект собора был "свешен" в Тобольск из столицы, он имел вполне московский вид. А вот его нынешние изящные и где-то даже игривые главы (изначально они были привычными для России луковичными), характерные для стиля украинского или, как его назвали в Сибири, сибирского барокко, появились уже в 1726 году при митрополите Филофее Лещинском, выходце из Малороссии, постриженного в монахи в Киево-Печёрской лавре, который не только привнёс в Тобольск привычные ему архитектурные формы и веяния, но и привёз с собой украинских мастеров, способных их реализовать. Кстати, на протяжении более полувека (с 1702 по 1768 год) все тобольские митрополиты были выходцами из Украины, благодаря чему влияние украинского, а через него и западноевропейского зодчества, отчётливо проявилось во всей Сибири (в силу административного единства Сибирской и Тобольской епархии) и, по сути, и породило уникальный стиль сибирского барокко.
Софийско-Успенский собор благополучно дожил до наших дней (во время советской власти он почти не пострадал, а реставрационные работы начались уже в 1950-х годах), но его колокольня обрушилась от тяжести собственных колоколов в 1794 году и была восстановлена в конце того же столетия - но уже в совершенно новом обличье: в стиле модного тогда классицизма.
В середине 18 века к южной части собора пристроили ризницу (помещение для хранения богослужебного облачения священников, в частности, риз, откуда и пошло такое название), сначала одноэтажную, а впоследствии надстроенную вторым этажом. Планировалось, что она соединит собор с колокольней, но уже через 2 года работы были прекращены, и здание до колокольни так и не "дотянулось". Более того, оно стало использоваться в других целях: сначала для хранения оружия и знамен, а с 1840 года - церковной утвари. Тем не менее, уже в наше время "перемычка" между собором с колокольней всё же появилась: рядом с ризницей была возведена небольшая церковь Сергия Радонежского (надвратный храм с таким названием существовал в Кремле с конца 17-го до середины 18 века, когда был снесён за ветхостью), а рядом с ней - замыкающие "линию" ворота, ведущие в Софийский двор (о нём я скажу чуть позже), которые обычно бывают закрыты.