От железнодорожного вокзала до автовокзала на Архонском кругу ехать было прилично - минут тридцать на автобусе. Берем билеты на автовокзале до Дзинаги, ожидание — всего-то парочка часов. Сидим на скамейках и рюкзаках. Скоро подадут «Пазик». Время бежит быстро, еще несколько буханок хлеба запихнуть по рюкзакам и кое-что по-мелочи. Все, загружаемся...
В доперестроечные, восьмидесятые мне довелось побывать в Северной Осетии более десяти раз. Но нельзя сказать, что мне было что-то известно о Осетии и осетинах, о их обычаях, культуре, истории. Вообще ничего. Более того, мне было затруднительно отличить осетина от любого из представителей народов, живущих на Северном Кавказе. Как-то так. Взгляд вообще не задерживался на лицах, фигурах, одежде местных жителей, тем более, на фасадах, полисадах и прочих фронтонах и пилонах. Скорее вперед и вверх! Какие там исторические горизонтали, какие-такие перекрестки и диагонали улиц и площадей. Все это не мерилось ни взглядом, ни ногами.
Но время многое меняет. И вот, в двадцатых годах века нынешнего, мы снова направляемся в Северную Осетию. По местам былым и памятным. Мы едем в Дигорское ущелье, с целью - просто так поглазеть по сторонам и потоптаться в хорошо знакомых местах. Ну, а затем, по случаю, познакомится и с другими местами Алании.
В этом году были неплохие скидки на авиабилеты для пенсионеров, поэтому вместо традиционного ж.д. до Владикавказа, летим С7.
Понятно, что в район Северного Кавказа удобнее лететь до Минеральных вод, а оттуда ехать на такси. Но это, если у вас в планах Архыз, Домбай, Безенги или Приэльбрусе. Северная Осетия восточнее, совсем чуть-чуть, но восточнее. Поэтому Минводы отпадают совсем.
После прилета и получения багажа в любом аэропорту Северного Кавказа в действиях пассажиров должен быть план. Лучше с ним, чем без него. Это я к тому, что контакты с таксистами, которые дежурят в аэропорту, должны быть уверенными и осмысленными. Специфика Кавказа имеет место быть, если вы стоите с чемоданами, к вам будут подходить с предложениями через каждые десять секунд. Хорошо, если за плечами имеется опыт. А если его нет, что тогда? Можно имитировать упертость, стойкость и невозмутимость. Ждать автобуса, маршрутки, если они есть. В Минводах у меня есть знакомый водитель, который много раз возил нас в горы и обратно, но в аэропорту Беслана все незнакомое.
Если, к примеру, вызвать в аэропорт Беслана «Яндекс-такси», то поездка до Владикавказа (расстояние 26 км) обойдется порядка 700 рублей (ну, не будете вы брать с таксиста 22 рубля сдачи). Частники берут за поездку по тысяче. Почему-то в здании аэропорта бомбил вообще не было видно. Оказалось, здесь все устроено несколько иначе, нежели в аэропорту Минеральных вод.
Итак, мы выжидаем минут двадцать, чтобы схлынул ажиотаж. Выходим из здания аэропорта. Так вот оно что! - Примерно в шагах двадцати от выхода выстроилась шеренга возбужденных потенциальных перевозчиков. Увидев пару с чемоданами, они начали махать руками над головой и вопить во всю Ивановскую - «Тбилысы, город, Тбилысы!». Из этой орущей толпы можно, при желании, выбирать кого угодно. Но как? В силу того, что я левша от природы и вообще склонен к левому уклону, нежели к правому, решил подойти к стоящей с левого края фигуре. «В город», в ответ — «Поехали». Мы двигаем с водителем на стоянку. Цену за услугу небритый мужчина сообщает мне, почему-то шепотом, на ухо. Понимаю, чтобы никто не узнал. Нашу с ним тайну, из уважения, решаю здесь сохранить. Доехали быстро и без приключений, замок ремня безопасности в его машине был сломан, да и какой ремень безопасности, ведь мы на Кавказе!
Владикавказ, площадь Свободы.
Свято-Аланский Успенский монастырь.
Долина реки Танадон.
Селение Дунта в долине реки Сонгутидон.
Водопад с ледника Таймази.
Болото Чифандзар в долине реки Урух.
Пятнистый олененок на поляне Таймази.
Величественный Замок-фрегат в Ханасе.
Долина реки Караугомдон.
Крупнейший в Европе Караугомский ледопад с перепадом высот 800 м.