Уже сам полет туда как бы говорит, что место это не самое простое и близкое. Это было самое проблемное путешествие на самолете в моей жизни. Маршрут был такой СПб-Москва-Якутск-Певек. И как только я прилетел в Москву, мне сообщили, что вылет моего самолета задерживается на 6 часов, из-за его позднего прилета в Москву. И это проблема, потому что если я опоздаю на самолет Якутск-Певек, то следующий будет через неделю или около того, потому что свободных мест на мой рейс давно нет. После выяснения ситуации с представителями авиакомпании меня пересадили на самолет пораньше, так что на пересадку я успевал. Вылетев из Москвы на другом рейсе и пролетев несколько часов, самолет, не долетев до Якутска, приземлился в Нерюнгри (Якутия) из-за погодных условий. Там, посидев пару часов в простом одноэтажном аэропорту, мы полетели в Якутск. Приземлившись в Якутске, узнали, что в Певек сегодня не улетим, потому что самолет, который забирает нас из Якутска, не смог вылететь из Певека из-за сильного ветра - Южака. В цифрах Южак выглядит вот так:
Итак, Певек (или на чукотском Пээкинэй), как я уже сказал, самый северный город (вы ведь уже посмотрели на карте, где он находится?) и расположен далеко на востоке России в бухте Восточно-Сибирского моря. В 1930-х годах здесь нашли олово, а позже и золото. Так город и район стал развиваться. Здесь же были открыты урановые рудники, на которых трудились заключенные ГУЛАГа. К тому же Певек стал важной перевалочной базой для Северного морского пути.
Климат здесь суровый, арктический, да ещё и с сильными ветрами. Поэтому здесь нет ни деревьев, ни кустов, только трава. Точнее деревья есть, но их легко спутать с ягодными кустами. Ветра здесь и правда, много, что даже странно. Вот в другом месте он подует день или два и успокоиться, а здесь он может непрерывно дуть неделю 7-13 м/с и это даже как-то необычно. Я даже первую неделю думал, что рядом с моим домом работает какое-то предприятие, которое постоянно издает звук, похожий на звук турбины. Но нет, это завывал ветер. Как-то я выше прогуляться в ветер 30 м/с, это был интересный опыт. Идти непросто, чтобы продвинуться вперед, нужно двигаться по диагонали к ветру. Порывы ветра вырывают из рук телефон, когда пытаешься снимать. Иногда ощущаешь нехватку кислорода.
В начале лета погода была вот такая:
В аэропорту при выходе с рейса пограничник проверяет паспорт. Раньше для въезда на Чукотку были нужны пропуска. С 2018 года пограничный режим отменили, но документы все равно проверяют.
Из-за вечной мерзлоты дома тут стоят на сваях и по традициям крайнего севера раскрашены в яркие цвета, чтобы психике было легче в течение 9 месяцев мириться с белым снегом и 3 месяцами серой земли. Также дома часто расположены так, чтобы защищать население от Южака. Хоть дома старые, но покрашены, в центре города есть некоторое благоустройство в виде детских и спортивных площадок. Оно появилось в период, когда появилась плавучая атомная станция, о ней ниже. Население города около 4 тысяч человек, хотя в 89-м было 13 тысяч. Соседние поселки поменьше вообще не выдержали удара 90-х и сейчас стоять заброшенные.
На расстоянии 240км по прямой от Певека находится город Билибино и Билибинская АЭС мощностью 36 МВт, построенная в 1974года. До них ~360км по зимнику (голубая линия), и 680 км, когда зимник закрывается, по дуге через перевалы. И хотя срок её эксплуатации продлили до 2025 года, но однажды её надо будет выводить из работы. И чтобы её чем-то заменить, в Санкт-Петербурге построили плавучую атомную станцию Академик Ломоносов (70 МВт) и в 2019 году отбуксировали её в Певек. Всё это нужно для того чтобы, снабжать электричеством предприятия по добыче и переработки полезных ископаемых, в том числе золота, которого здесь ещё очень иного. А так же для того, чтобы отапливать дома. Для этого производится реконструкция всей энергосистемы этого района.
Голубым цветом - зимник в Билибино. Красным цветом - дорога в посёлок Комсомольский, чёрным - дорога в Билибино по земле.
Цены здесь 2-3 раза выше Питерских. Но часто нужных продуктов вообще нет. Я полтора месяца пытался купить яйца и так и не купил, потому что, как только их завозили, их тут же раскупали. Видимо информация сразу разлеталась по местным чатам и люди бежали покупать. Свежих овощей и фруктов здесь очень мало и цены на них высокие. Зато рыба дешевая.
Сам город депрессивный. Развлечений здесь особо нет. Есть маленький краеведческий музей, кинотеатр с сомнительными фильмами. В лесу у костра не посидишь, леса нет. Можно ещё выехать на рыбалку. Кстати, история про рыбалку. Недавно поехал как-то начальник с водителем, который плохо следил за техническим состоянием машины. Машина сломалась, и им пришлось идти обратно пешком 20 км, зимой. Водитель был одет легко, поэтому замерз и часть пальцев на ноге ему ампутировали. Потому что нельзя шутить с севером.
По Певеку бродят стаи собак и это неприятно, особенно, когда я спускался с горы, и на моем пути оказалась стая из 8-10 собак, которые лаяли в мою сторону, а вокруг никого не было. Пришлось обходить. На Чукотке с этим проблемы и в других городах тоже.
По городу курсирует бесплатный автобус и в нём постоянно ездят и рабочие и толпа школьников, иногда на остановке может зайти одинокая собака и, проехав несколько остановок, выйти.
С интернетом здесь всё плохо, поскольку оптику по дну океана протянули только до Анадыря (из Камчатки). Интернет здесь спутниковый. Средняя скорость у моего провайдера 40 кб/с, хотя бывало и 100 кб/с. А вот когда идёт снег, то не грузится вообще. Телефонная связь здесь хорошая, но МТС по несколько дней может не работать, поэтому я сидел на предварительно купленном Мегафоне.
Подъезд одного из домов
Здание полиции
Микрорайон Коса, самая старая часть города. Отсюда Певек начал расти на восток. Здесь много заброшенных домов.
Памятник горному делу
Какое море без чаек?
Жирных чаек
Рядом с Певеком находится гора Пээкиней, высотой 518 метров. Каждые выходные я поднимался на неё с нагруженным рюкзаком, тренируясь к Эльбрусу.
Полярный заяц
На вершине сопки остатки тропосферной радиорелейной станции
Заброшенный поселок Апапельгино, рядом с которым находится аэропорт.
Заброшенный поселок Западный
По дороге в Комсомольский
Более поздние фотки конца мая:
Карликовая береза
Доставка доктора (скорее всего из Билибино) в Певек
Кречет
Заброшенный поселок Апапельгино:
Ми-6А. Здоровенный. Задние колёса в половину человеческого роста
В Певек я прилетел в середине апреля и пробыл здесь 1,5 месяца, периодически выезжая по работе в поселок Комсомольский.
3 июня. На спуске с горы Пээкиней.
Днём позже, вид со стороны на заснеженную гору