Утро в Листвянке начинается не с кофе. СМС от МЧС.
Не понимаю. Гидрометцентр часто врет. МЧС где берет информацию? В Гидрометцетре? Тогда и МЧС тоже должен врать. Ну, хотя бы раз в неделю. Я, может, единственный раз в жизни и не против была бы, если б мне соврали. Откуда тогда МЧС так точно знает про катаклизмы? Зачем нам Гидрометцентр, который врет, если есть МЧС, который говорит правду?
Размышляя на умные темы, выходим на завтрак. Через улицу, чтоб ее, морозную. Вчерашняя женщина в белых носках сегодня в белых носках и тапочках. Может, разрешит войти?
- Разуваться надо?
- Да, ладно. Так заходите.
Добрая сегодня. Выспалась. Кашу-то готовить с утра не надо было. Пока завтракаем, возвращается отельный трансфер, полагаю в лице мужа белых носочков. Еще один минус записываем им в карму.
В номере застегиваем слегка потяжелевший чемодан от рыбы. Такси, предварительно позвонив, приехало по расписанию. В чем проблема озадачиться номерами телефонов для гостей?
Высаживают нас на пирсе. Река то ли в тумане, то ли парит. Противоположный берег даже не угадывается. Через некоторое время начинают собираться люди, а потом приезжает и автобус с туристами из Иркутска. Сегодня – экскурсия по Кругобайкальской железной дороге. КБЖД.
Круго – это только звучит круто. Вокруг Байкала нет ни железных, ни дорог в принципе. Так, чтобы кольцом. Этот участок, построенный в начале ХХ века, соединил два участка Транссиба. КБЖД – 84 км старинных путей от порта Байкал до Слюдянки (или наоборот), 39 тоннелей, 50 галерей, колоритные станционные постройки и не менее колоритный практически заброшенные поселки. Круговой он от того, что экскурсия начинается в Иркутске и заканчивается там же. Но внутри этого есть варианты. Маршрут может строиться как в одну сторону (Иркутск (электропоезд) - Слюдянка (тепловоз или паровоз) – Листвянка (автобус) - Иркутск), так и в другую. От автобуса можно отказаться. Что нам и требовалось. Мы же из Листвянки поедем. Экскурсии проводят не каждый день. Расписание есть на сайте.
Когда мой план путешествия выстроился по дням, оставалось только купить билеты на поезд. Доношу информацию до мужа. Даю почитать, что нас ждет.
- Ок. Берем. Это же не может стоить так же как Лаго-Маджоре экспресс? Мы же не в Италию и Швейцарию едем?
Прошлым летом был у нас такой маршрут. Рана еще живая, видимо.
- Нет. Не может. Билеты стоят дороже.
- Ну, …. это же …. Байкал… - почти шепотом.
Лезу на сайт забронировать билеты. Январь, февраль в календаре еще не активны в отличие от декабря. Подождем немного. В конце декабря открываю. Ужас. На 23 февраля билетов нет. Только 22. Провал! Шляпа! Ладно, думаю я. Пусть 22. Не удобно, конечно. Придется 23 февраля одним днем туда-обратно ехать из Иркутска в Листвянку. Решаю купить что дают, пока есть места. Ажиотаж, сезон…. Выбираю дату, а потом начинается ересь. Выбрать время с разницей 15 минут до вечера. Какое время? Еще и до вечера? Выбираю другую свободную дату, проверить. Та же ерунда. Зачем мне время выбирать? Поезд один всего. Это же не маршрутка. Угу. Есть проверенный способ. Помощь зала. Вспоминаю, что на страничках турфирм встречала предложения по такой экскурсии. Может они выкупили?
Оставляю мужу телефон основной организаторов и пару запасных от турфирм. Доношу, что интересует в первую очередь 23 февраля. Места нужны у окна. Хотя бы два. (Цена билета разнится от посадки в вагоне со стороны горы, со стороны Байкала у прохода и у окна). Выезжаю утром на работу. В дороге прилетают брони. На …. 23. Как он это делает? Вечером под пытками сознается.
По телефону организаторов девушка радостно оповещает, что у них уже какое-то время не работает система бронирования через сайт. А написать об этом красным по красному на полстраницы? А если у людей слабое сердце?
- 23 февраля. Пожалуйста. Какие места?
Советует взять не друг за другом, а через ряд. Т.к. кое-где немного мешает межоконное пространство. Мы потом увидели, что на таких местах приходится сидеть или с ровной спиной, или чуть наклонившись вперед. Есть завтраки, обеды, ужины и их комбинации. Выбирали обеды. Вкусно. По дороге еду купить негде. Или с собой брать. Как показало время, надо было и завтрак взять, а не связываться с Матрешками. Кстати, на сайте же указана цена за провоз багажа. Девушка-оператор счет за него не выставила, хотя мы честно предупреждали про чемодан. Может за пустые чемоданы денег не берут? А откуда она знала?
Еще с сайта:
«В туристическом поезде в каждом вагоне установлены мониторы, а в кабине машиниста установлена фронтальная камера.
Весь путь снимается в режиме реального времени и выводится на экраны внутри вагонов.
Всё, что видит машинист, видят и пассажиры» - ВРУТ. Не было.
⠀
«Иногда, на мониторах транслируются фильмы о флоре и фауне Байкала и КБЖД.» - ПРАВДА. Хорошие познавательные фильмы. Прекрасно скрасили 2,5 часа от Слюдянки до Иркутска.
Из тумана появляется наш кораблик. Причал и на причал-то не похож. Бетонная площадка без ограждений.
Посадка экстремальная. По шатающимся досочкам. Хорошо, что Я без чемодана. Не смотря на ветер и мороз, остаюсь на палубе. Корабль то носом таранит хрупкий лед, то пробирается сквозь ледовую кашицу, то подпрыгивает на небольших волнах чистой воды. Постепенно выходим из тумана. Совсем близко виднеется противоположный берег и солнце. И прозрачная-прозрачная вода. Мы прибыли в порт Байкал. Высадка столь же будоражащая. Вдруг кто не проснулся еще?
Время минут 15 осмотреться.
Вокзал деревянный резной.
Старый паровоз для фотографирования. Старые вагоны со странными надписями.
Подают состав из тепловоза и двух вагонов. Внутри комфортабельные кресла, места более чем достаточно и для сумок-чемоданов-рюкзаков, и для себя любимых. Горячая и холодная вода без ограничений. Тепло. На каждый вагон по гиду, проводнику. На весь состав медик, жд рабочие и еще кто-то. Ощущение, как в 5-ти звездочном отеле – персонала больше, чем гостей. Не удивилась бы и истопнику. А туристов, действительно, не много. Можно было сидеть по одному у окон и еще места остались. Эх. Надо было покупать самые дешевые места. Кто же знал? Как я поняла из рассказов гида, количество вагонов регулируется спросом. Бывает, что формируют до 10 вагонов.
Летом жд полотно используют еще и как туристическую тропу. Говорят, туристов много бывает.
В нашем вагоне не-до-гид. Девочка честно призналась про свой первый рабочий день. За шпаргалки выгонять не стали. Впредь наказали готовиться тщательнее. Но у нее был прекрасный учитель – экскурсовод из соседнего вагона. Человек-батарейка. Прекрасная подача материала. Интересно, познавательно вперемешку с юмором. Она в своем вагоне рассказы рассказала, обедом накормила, спать уложила и к нам пришла. Спасать коллегу.
Ну, погнали! Нет, не погнали, а медленно поехали. На КБЖД ему нельзя превышать 45 км/час (а местами и 25 км/час). Это связано с угрозой обвалов. О, как! А я думала, чтобы мы успели рассмотреть картинки слева (в основном) и справа (очень редко), сообщить о красоте соседям и даже сфотографировать.
Окно невероятной красоты.
Первым делом принесли всем чай, а мужчинам еще пряник к чаю.
Дорога проходит совсем рядом с Байкалом. Берега достаточно обрывистые. По пути несколько остановок от 15 минут до часа. Почти на всех гид (не наша выпускница) проводит экскурсию. Перед отправлением по головам пересчитывают и только после этого по рации машинисту дают сигнал.
Название станций смешные: Итальянская стенка, Половинная, Киркирей, Култук.
На первой станции Уланово проезжает встречный состав во главе с паровозом. Какое-то ВИП мероприятие на колесах.
Здесь же по крутому берегу можно спуститься на озеро. Красиво, конечно. Но Байкал в снегу нам меньше нравится.
Следы былого.
Итальянская станция.
Рассказывают про подпорные стенки и итальянцев, которые купились на большие деньги и приехали в сибирские морозы на стройку. И даже умудрились замерзшими руками построить красоту. Луиджи Феррари руководил строительством Итальянской стенки.
Скучали, наверное, по дому. Не сиделось же им в своей теплой и вкусной Италии.
Учат отличать галереи от тоннелей. Тоннель пробивается внутри скалы, а галерея пристраивается снаружи, чтобы защитить железнодорожное полотно от обвалов.
Тоннель № 12 самый длинный. Его длина 778 метров. Тоннель № 13 самый короткий. Запомнить легко. Номер отзеркаливается - получается 31 метр. Еще его называют тоннелем Желаний.
Совет. Подготовьте желание, кратко сформулируйте, потренируйтесь с секундомером произносить его. Потому как не успеете моргнуть глазом, как вас ждет уже 14-й туннель. И в нем желания не исполняются.
Мосты в итальянском стиле.
Некоторые сооружения не используют уже вовсе по прямому назначению.
Говорят, что летом в прозрачных прибрежных водах можно увидеть много строительного материала, металлических конструкций и даже оси колес и вагоны.
Слюдянка – станция, на которой за 30-40 минут меняют тепловоз на электопоезд. Можно и нужно выйти из вагона и полюбоваться зданием вокзала - это единственный в мире вокзал, полностью построенный из белого и розового мрамора. Также сходить в небольшой интерактивный бесплатный музей в самом здании. Времени на все достаточно.
Перед входом в вокзал стоит памятник-бюст Михаил Ивановичу Хилкову - министру путей сообщения Российской империи в 1895—1905 годах. Именно при нем была построена бОльшая часть Транссиба. Незаурядный человек. Трижды по собственной инициативе, а не волею судьбы, начинал карьеру с самых низов, за относительно короткие сроки дослуживался до высоких должностей. Не поленитесь почитать про него хотя бы пару-тройку источников.
До Иркутска 2,5 часа. Темнеет.
Кое-кто уснул, а не мешало бы слушать уроки. Фильмы о Байкале, о строительстве железных дорог в России - и история, и география, и биология.
Спокойный, размеренный, познавательный день. Был.
Продолжение следует…..