Давно мечтал туда съездить, но в отличие от большинства читающих этот отчет, для меня Центральная Азия это отнюдь не ближнее, а весьма дальнее зарубежье с отнюдь неадекватным ценником на авиабилеты (в Бразилию дешевле!) и с очень хлопотным и дорогостоющим добыванием виз. Первое препятствие удалось обойти, поймав распродажу на сайте Украинских Международных Авиалиний (Тель-Авив - Киев - Алматы), а второе тупо продавилось после переписки с ташкентским турагенством, выславшим мне фиктивное приглашение. Двукратная транзитная виза в Казахстан была легко получена на основании купленного билета и наличия узбекской визы. Однако за неделю до вылета мне пришло в голову, что я могу сделать стоповер в Киеве и смотаться в Транснистрию, чтобы посмотреть, как жена приводит в порядок только что купленный там дом, что я и сделал.
Киев - Дубоссары – Киев
В Киеве в последний раз я был в 1968 году, и то почти проездом. Но самолет немного опоздал и времени хватило только на то, чтобы не торопясь добраться до автовокзала и сесть в ночной автобус Киев - Кишинев, проходящий через Дубоссары. Автобус идет всю ночь, причем на границе с Приднестровской Молдавской Республикой (Транснистрией) стоит по часу - полтора на каждой стороне. Зачем - не понятно. Я много раз пересекал автобусами самые разные границы - никогда это не занимало больше 10-15 минут, а зачастую и того меньше. Здесь же всем пассажирам дают заполнить миграционную карту в двух экземплярах, которую отбирают на следующей границе Транснистрия - Молдова. Меня, как единственного пассажира, направляющегося не в Молдову, а в Транснистрию, да еще и обладателя израильского паспорта, пригласили в помещение пограничной службы, долго расспрашивали о целях приезда, и потом предупредили, что я обязан буду зарегистрироваться в местном Отделении Внутрених Дел в течение 10 часов.
Прибыв в Дубоссары рано утром, взял такси до села Гояны, где меня уже ждала жена в купленном ею доме. Место конечно, очень красивое (см. фото), единственный вопрос, зачем нам это надо? Но такие вопросы я уже давно супруге не задаю: ну захотелось ей, большую дыру в семейном бюджете не пробило, ну и пусть будет. В конце концов, всегда можно рассматривать, как некоторое вложение капитала. Хотя, конечно, статус у этого непризнанного государства тоже весьма непонятный. Ну и хрен с ним, зато вид из окна красивый. И виноградом я там обожрался: участок два дунама и все засажено виноградом и фруктовыми деревьями. Короче, провел я там два дня, перезнакомился со всеми соседями (милейшие люди), а вечером сел на тот же автобус и утром снова оказался в Киеве.
Гойаны. Вид из окна
Первоначально предполагалось встретиться в Киеве с одним из форумчан, но как-то так и не удалось созвониться, так что я оказался предоставлен самому себе (впервые, что ли?). На этот случай у меня был заранее куплен Lonely Planet, и уже на месте приобретена обзорная автобусная экскурсия. Не знаю, или мне так не повезло, или сказывалась бессонная ночь в автобусе, но город меня разочаровал (промодерировано автором). Доконала меня фраза "Мужчина, у вас что, глаз нет, объявления не видите: у меня сейчас пересменка, приходите через 15 минут, я вам отвечу". Ну не люблю я, когда со мной так разговаривают! (последующие нецензурные выражения автора промодерированы автором). Вечером в 19:35 я вылетел в Алматы.
Казахстан
Собственно, целью моей поездки был не Казахстан, а Узбекистан, но как я уже говорил, цена билета из Тель-Авива в Алматы была более, чем вдвое дешевле (я поймал билет за 450 долларов, проворонил за 380. А в Ташкент дешевле, чем за 800 долларов, если покупать за полгода вперед, или 1200 если за месяц вперед, не купишь. Поправьте меня, если я не прав). Ну почему бы заодно не посмотреть Алматы, тем более, что у меня там живет коллега и соавтор последних публикаций, с которым мы ни разу еще вживую не виделись.
Алматы, площадь Республики
Итак, прибыв в аэропорт Алматы в 4:30 утра, я уже в 5:20 был на стоянке автобуса (метров 400 от терминала), куда как раз в это время подошел автобус номер 106, отвезший меня в заранее намеченную, но не забронированную гостиницу). Имя и адрес гостиницы давать не буду: более отвратительного соотношения цены к качеству я еще не видел. Немного отдохнув, позвонил коллеге, и до позднего вечера он меня возил по городу и окрестностям. Спасибо ему большое. Город мне весьма понравился.
Яблоко - символ Алматы, парк Коктобе
На следующий день (воскресенье) можно было сесть в поезд Алматы - Нукус, отправляющийся вечером раз в неделю, но провести еще полдня в Алматы не хотелось и рано утром я отправился на автостанцию Сайран, где взял автобус в Тараз (бывший Джамбул). Очень интересна система оплаты проезда в автобусах Казахстана: чем место ближе к водителю, тем оно дороже. В данном случае, первые несколько рядов стоили 2500 тенге (1 доллар равен примерно 150 тенге), далее по 1500 и последние по 1000 тенге. Естественно, первыми заполнялись последние ряды. Автобус поехал, когда все места были распроданы. Это заняло около часа, а следом уже ждал следующий автобус. Главная автострада в Тараз и далее, в Шымкент проходит через Киргизию, но по ней, естественно, никто в Казахстан не ездит, все идут в обход, через Шу по строящейся и поэтому не всегда гладкой дороге. Дорога заняла 10 часов.
Я вышел из автобуса у железнодорожного вокзала, купил билет на тот самый поезд до Самарканда, проходящий через Тараз ночью, сдал чемодан в камеру хранения и пошел гулять по городу. Тараз оказался очень симпатичным городом, в котором мне хотелось посмотреть знаменитые мавзолеи и мечеть 12 века, но к сожалению вход внутрь уже был закрыт и пришлось ограничиться видом снаружи. Потом гулял весь вечер по городу, вернулся на вокзал, нашел там интернет, где и провел остаток времени до прихода поезда.
Я давно не ездил в таких поездах, еще со времен Советского Союза. К сожалению в купейный вагон билетов мне не досталось, билет в плацкартный вагон обошелся в 5600 тенге и предоставил экзотику в полной мере. Почти как в Мьянме. Все пассажиры вагона были узбеками, большинство возвращалось с заработков домой (в Казахстане жизненный уровень неизмеримо выше!), бегало множество маленьких детей, но отношение ко мне было самым доброжелательным, угощали чаем и какими-то сладостями.
Перед прохождением границы проводник собрал паспорта и еще по 500 тенге, как он сказал, для таможни. Все безропотно отдали, я тоже: зачем мне лишние проблемы, а деньги небольшие. Хотя если подумать, сколько собрано со всего поезда... Там же в поезде я поменял 100 долларов на узбекские сумы, еле распихал полученные три пачки денег по карманам: самая крупная купюра - 1000 сум (40 центов). На казахской пограничной станции Сары Агаш поезд простоял ровно два часа, несколько раз проходили таможенники с собаками, бесчисленные пограничники задавали самые разные вопросы. Потом поезд проехал несколько километров, остановился на станции Келес и простоял еще два часа на узбекской стороне. Собаки и вопросы повторились. Пришлось заполнить два экземпляра таможенной декларации с точным указанием ввозимой валюты, один из которых мне проштамповали и просили беречь, как зеницу ока до выезда из Узбекистана. Потом была остановка в Ташкенте, еще несколько часов в дороге - и вот уже Самарканд.
Самарканд
Поезд прибыл в восемь часов вечера, последний автобус в центр города ушел перед самым носом, я подошел к стоянке такси, но таксист сразу отказался от поездки, сказав, что в центре он не ориентируется, однако подвел меня к группе других таксистов, которые после бурного обсуждения также не пришли к консензусу, как проехать в избранную мною гостиницу Бахадир, но потом мы нашли в Lonely Planet телефон этой гостиницы, они позвонили, выяснили как проехать, и за 6000 сум меня туда довезли. Повторяю: 1 доллар равен 2500 сумам, то есть я заплатил за такси 2 доллара 40 центов. Кстати сказать, таких низких цен, как в Узбекистане, я не видел нигде, даже в Мьянме. На всё. Или почти на всё. Для нас, конечно, не для местных жителей. Там средняя зарплата где-то около 100 долларов в месяц, а минимальный оклад - 20.
Бахадир - гостиница легендарная. Лучшее, что может быть предусмотрено для бекпеккера. Представьте себе покрытый виноградником двор, уставленный столами различной вместимости, за которыми собираются бекпеккеры всех мастей. Комнаты - разной вместимости, но все весьма приличного (хотя и не идеального) качества, с душем и туалетом. И за все про все - 10 долларов, включая завтрак. Причем какой! Необъятный по количеству и потрясающий по качеству. Обед (с 7 вечера) можно заказать за отдельную плату. Целых три доллара! Без выбора - на всех готовят одно и то же, каждый вечер разное. Подают аутентичную пищу. Например, лагман. Невероятно вкусный. Порции необъятные. Про всякие закуски и фрукты я уже просто молчу. Что еще? Да, главное - отношение хозяев к гостям, для тебя готовы сделать все - это ценится не меньше. Ну и место - ближе к Регистану уже не придумать. Короче, горячо рекомендую!
Самарканд, Регистан. Квинтэссенция Центральной Азии
На банкноте 200 сум изображен фрагмент мозаики медресе Шер Дор (правое здание Регистана)
Провел я в Самарканде два с половиной дня (три ночи). Город понравился очень. Видел, кажется, все, что полагается видеть туристу (см. путеводитель). В первую очередь, это Регистан - там я провел полдня, и еще вечером пошел на цветомузыкальное представление, но это уже было весьма слабо, да еще по-французски. Потом сел в электровагончик, доехал до Сиоб Базара (запахи впечатляют!), зашел в мечеть Биби Ханым (сильно, но с Регистаном не сравнить: все облуплено и разрушено), оттуда дошел до комплекса мавзолеев Шах-и Зинда. Это вообще фантастика, там тоже можно бродить несколько часов. Вернулся домой через старый город и еврейский квартал. Евреев в Самарканде уже почти не осталось, но синагога стоит, и даже охраняется государством как памятник архитектуры. Улицы в старом городе узкие, с арыком посередине, но все чисто и аккуратно.
На следующее утро взял такси (доллар!), и поехал в музей Афросиаб - древняя историа Самарканда. Интересно, но скучновато. Оттуда дошел до гробницы пророка Даниила. Саркофаг длиной 18 метров: считается, что тело пророка ежегодно удлиняется. Даниель почитается также в иудейской и христианской религии, но это место находится под эгидой ислама: внутри гробницы постоянно читаются молитвы и поток паломников нескончаем. Затем доехал (на такси, за полдоллара!) до музея и обсерватории Улугбека. Так, ничего особенного. Потом поехал в центр, в мавзолей Гур Амир, где похоронен Тимур, его внук Улугбек и еще несколько человек. Это пожалуй, самое интересное место в Самарканде. Я пробыл там долго, очень долго. Даже не знаю, почему.
Если из данного текста следует, что в Узбекистане дешево все, то есть одно исключение (для иностранцев, естественно): это музеи и достопримечательности. Причем продажа билетов организована весьма своеобразно. Например, при входе в Регистан необходимо в кассе приобрести билет за 12000 сум. Кассирша вытаскивает из кучи билетов тот, на котором авторучкой написана соответствующая цена (контрольного поля на билете нет). Этот билет отбирается при входе и как я заметил, переправляется обратно в кассу. Я попросил такой билет в качестве сувенира и мне при выходе действительно его выдали, только там ручкой была написана цена 300 сум (для местных). - А где мой - спросил я. - Ну так мы же его давно уничтожили, - был ответ. Я действительно собираю такие билеты в качестве сувениров, и в некоторых местах мне со скрипом отдавали их обратно, но отнюдь не везде. Бизнес есть бизнес!
Достопримечательности Самарканда
А вечером - посиделки в отеле, общение с бекпеккерами, приехавшими из всех стран мира, многие из которые путешествуют уже не одну неделю, не один месяц, и даже не один год. Так один японец находился уже пятый год в поездке, переезжая из страны в страну. Многие перебрались в Узбекистан из Афганистана, или из Китая через Киргизию или Казахстан, или из Ирана через Туркмению. Несколько пар были на велосипедах, приехали из Европы за 3-4 месяца в дороге. Были и бекпеккеры в моем возрасте: нашлось о чем поговорить. Короче - все было очень интересно. А наутро - поезд, и в Бухару.
Бухара
Есть удобный поезд Ташкент - Самарканд - Бухара, нормального, не "советского" типа, то есть в нем можно удобно сидеть в мягком кресле, а не нужно валяться на жесткой полке. Он к тому же и дешевле (16000 сум из Самарканда в Бухару), и идет гораздо быстрее (выходит в 12:00, в 15:00 уже на месте). Поезд приходит на станцию Каган, оттуда до Бухары 15 км. Маршрутка номер 68 привозит прямо в центр старого города за 700 сум. Мы (я и еще один кореец-бекпеккер по имени Шин, останавливавшийся тоже в отеле Бахадир), направились по рекомендации Бахадира в гостиницу Рустам и Зухра. Отель такого же типа, как и Бахадир, немного дороже (я заплатил за свой номер 17 долларов, Шин сторговался за 12), но мои апартаменты были типа "люкс". За такие деньги можно и пошиковать. :-)
Бухара совершенно непохожа на Самарканд, это не несколько отдельно стоящих архитектурных жемчужин, а единый комплекс, где каждое здание органично связано с соседними. Мечети и медресе, перемежающиеся постоялыми дворами, и снова медресе и мечети. Не так пышно, как в Самарканде, и очень функционально. Что самое удивительное, вход почти во все места бесплатный. А если надо где-то платить, то можно попросить скидку, и ее всегда дают, причем всем разную. Так например, никто из нас не платил полную цену за посещение Арка (знаменитой крепости) - 9600 сум. Шин шел первым, ему выписали билет за 4500 сум, мне - за 5900, девочкам-француженкам из нашего отеля по 5300, а паре из Петербурга - по 6500. Совершенно отпотолочно.
Достопримечательности Бухары
Народ в Бухаре, конечно очень своеобразный, во всяком случае, по своему внешнему виду, да и язык там другой, как я потом узнал, не совсем узбекский, а скорее таджикский. Женщины одеты в яркие зелено-красные платья и в обязательном порядке розовые носочки. А вообще-то женщин среднего возраста нет. Есть молодые девушки. После выхода замуж у них вырастают золотые зубы, и девушки сразу превращаются в старух. Ужас!
Я немного погулял по тому старому городу, по которому туристы не ходят. От синагоги и дальше на юг, до кладбища. Впечатление удручающее. Разваливающиеся дома, полное отсутствие асфальта, канализация, текущая посередине узких и очень грязных улочек. Гораздо мрачнее, чем в Самарканде. Почему, не знаю.
На следующий день съездил в летний дворец эмира (Mohi Hosa), километров 5 от центра, маршрутка номер 70. Красивый сад с павлинами, три здания в стиле китч конца прошлого века, ничего особенно интересного. Можно не ехать. И вообще, три дня в Бухаре, на мой взгляд, это перебор.
Попросил хозяйку подыскать мне транспорт в Хиву. Добраться до Хивы не так-то просто. То есть существует несколько вариантов:
1. Поездом/автобусом в Навои и оттуда поездом в Ургенч. Долго и муторно.
2. Поймать утром проходящий из Ташкента автобус, в надежде, что будут места. Ни одна собака на автовокзале не знала, когда эти автобусы там появляются.
3. Загрузиться в частный автобус до Ургенча, отправляющийся от Карвон Базара в 8 (начало загрузки) - 10 (конец загрузки) часов утра. Так многие постояльцы нашего отеля и сделали, но потом очень жалели: долго, жестко и пыльно. Приехали в Ургенч поздно, оттуда в Хиву - только такси.
4. Там же загрузиться в легковую машину. Вдвое дороже (30 долларов за место, отправляется, когда заполнится.
5. Попросить хозяйку найти таксиста (частника), привезшего накануне туристов из Хивы. 25 долларов за переднее место, 20 - за заднее (если сзади трое), ждать не надо, за тобой приезжают в отель, привозят прямо в Хиву, в нужный тебе отель. Именно это я и сделал.
Дорога Бухара - Хива заняла 9 часов (с перерывами на обед и на две заправки: бензиновую и газовую. Бензин в это время можно было найти только у частников, по цене гораздо выше государственной. Все государственные заправки были закрыты по причине отсутствия горючего. Но большинство машин переведено на газ, баллона газа хватает не на очень долго, и кроме того, надо выстоять длинную очередь для того, чтобы заправиться газом. Дорога Бухара - Ургенч строится заново, но прямо по трассе существовавшей, которой на протяжении не то 60, не то 100 км, в настоящее время просто нет: транспорт идет в обход, по кочкам и обочинам. Пыль стоит столбом и ты просто плетешься в хвосте длинной колонны из грузовиков, обогнать которую нет никакой возможности. А уж если встречная машина покажется, то это вообще чудеса автоэквилибристики, двумя колесами по пустыне, и некоторые так в песке и застревают. Надолго. А пустыня - самая настоящая, Кызылкум называется (Красные Пески). Где-то саксаул, где-то барханы. Суслика одного видел. Экзотика!
На границе Хорезмской области стоит памятник жертвам террористов, захвативших там автобус и взявших пассажиров в заложники. Начинаешь понимать, зачем там такое множество полицейских постов по дороге...
А потом пустыня кончается и начинаются сады. Бесконечные сады, до самой Хивы. Зелень, многочисленные деревни по дороге, тракторы, телeжки с ишаками (ишак-арбы). Арбузы, дыни, сложенные вдоль дороги, и снова ишаки, ишаки, ишаки.
Хива и крепости Каракалпакии
Таксист привез меня по рекомендации Lonely Planet и Зухры, хозяйки бухарского отеля, в гостиницу Лали - Опа, названную так в честь бабушки хозяев гостиницы. Та же система, те же 15 долларов за приличную комнату со всеми удобствами и завтраком. Единственная разница - необходимость снимать обувь при входе в дом. Не смертельно. Месторасположение - в 100 метрах от западных ворот в старый город, называемый Ичан - Кала.
Достопримечательности Хивы
Хива - еще более компактна и еще более концентрирована, по сравнению с Бухарой. И тоже весьма своеобразна. Но если честно сказать, я уже получил какой-то "передоз", и на эти достопримечательности уже смотрел без особого интереса. Хотя кое-что меня потрясло. Во-первых - это пятничная мечеть (Джума), свод которой подпирают 218 деревянных колонн. А во-вторых - музеи. Хива состоит из музеев, всяких, интересных и не очень. Мне чрезвычайно понравился Xудожественный Mузей, в котором экпонируются картины местного художника-сюрреалиста Рафаэля Давлетшина (см. ниже).
Что еще? Да, при входе в западные ворота можно приобрести общий билет в большинство музеев и достопримечательностей Хивы за 10 долларов или 17000 сум. Да-да, именно за 17 тысяч, а не за 25, так как официальный курс доллара 1:1700, поэтому везите в Узбекистан живые доллары и обменивайте их у менял, а не в банках. По этой же причине не стоит заморачиваться кредитными картами и прочими современными технологиями. Просто ищите менялу и меняйте. Пачки можно не пересчитывать: все точно (у меня так было, по крайней мере). Кстати, я много и не разменял, так как в гостиницах и за междугородные такси платил долларами, а это составляет основную часть расходов. А вот в железнодорожную кассу деньги принес в пакете, так все делают.
Троллейбус Ургенч – Хива
Я планировал купить билет на самолет из Ургенча в Ташкент, а в авиакассе Хивы с некоторых пор прекратили продавать билеты иностранцам. Поэтому я сел в троллейбус и поехал в Ургенч. Тридцать с чем-то километров троллейбус проходит за один час и 20 минут, билет стоит 600 сум. Можно, конечно, проехать маршруткой, вдвое быстрее, но так интереснее. Ургенч - современный город, с очень интересной, хотя и несколько помпезной архитектурой и величественными парковыми скульптурами. Как выяснилось, есть только два ежедневных авиарейса в Ташкент, но оба неудобных: один очень рано, второй очень поздно, да и стоят они порядка 100 долларов (для иностранцев). Поэтому я пошел на железнодорожный вокзал и приобрел купейный билет на поезд в Ташкент, отправлявшийся на следующий день в 15:45. А вернувшись в гостиницу, я организовал группу из четырех бекпеккеров, чтобы на следующее утро покататься по крепостям Каракалпакии. Таксист, а точнее родственник хозяев отеля предлагал поездку по трем крепостям за 45 долларов с машины, выезд утром в 8, возврат обратно в два часа дня. Я договорился с ним, что на обратном пути, проезжая через Ургенч, он меня там высадит у вокзала, и я все успею. Деньги мы разделили следующим образом: я плачу 15 и сижу спереди, а молодые и худые канадцы и японка сидят сзади и платят по 10 долларов. Все были довольны.
И поездкой тоже. Кызык Кала, Топрак Кала, Айаз Кала. Интересно, хотя я в сами крепости и не забирался (только в Топрак Кала). Все равно, интересно.
Ургенч, Авеста
Ургенч - Ташкент
Мой билет был на верхнюю полку, но молодой человек, который должен был ехать внизу, сам предложил мне с ним поменяться. Спасибо ему. А место напротив занимал хорезмец моих лет, оказавшийся профессором музыки в местном университете. Звание професора ему присвоили, а чтобы занять профессорскую должность, он должен был сдать экзамены по произведениям Президента Узбекистана. Вот он и ехал в Ташкент, чтобы их сдать перед академической комиссией. Говорил, что шансы очень небольшие. В общем, мы хорошо пообщались, я много чего узнал о жизни хорезмцев, а также других жителей Узбекистана: каракалпакцев, бухарцев (не знаю, можно ли их объединить одним названием и существует ли вообще узбекская нация, как таковая - уж очень они, как выяснилось друг от друга отличаются, и обычаями, и культурой и языком).
Ташкент
Еще в Хиве, в гостинице, я попросил рекомендацию о ташкентском отеле и мне рекомендовали B&B Gulnara. Он же описан в Lonely Planet. Позвонили, забили комнату за 30 долларов (ничего не поделаешь, столица!). Оказалось, очень милое место, тожно такого же типа, как и все, где я останавливался до этого, и даже знакомых я там нашел: пожилая пара велосипедистов, четвертый месяц двигающаяся из Англии на восток. Я их встречал перед этим в Бухаре, пока я катался, они успели доехать то Ташкента. Отель Гюльнара находится в старом городе, недалеко от базара Чорсу. Cxодил туда, впечатлился, накупил, наконец, сувениров всем своим: сразу чемодан потяжелел в два раза (до этого весил 6 кг, а теперь 12 кг). Вот почему я предпочитаю покупать эти (промодерировано) сувениры в последний день!
А потом съездил в город, погулял, посмотрел, особенно ничем не впечатлился, кроме, пожалуй надписи на памятнике Тимуру " Сила в справедливости". Это о Тимуре-то? Ну да ладно, всякое бывает. А так город - ничего, даже местами симпатичный.
"Сила в справедливости". Памятник Тимуру в Ташкенте.
Ташкент – Алматы
Утром доехал до Юнусобод базара, сел в минибус и поехал на пограничный переход Черняевка. Один из самых неприятных пограничных переходов, которые мне приходилось переходить. На узбекской стороне - очередь полтора часа на солнце, причем все давятся и толкаются. За это время надо заполнить еще одну, выездную таможенную декларацию в дополнение к той, проштемпелеванной, которая у тебя сохранилась при въезде в Узбекистан. Главное, чтобы количество вывозимой валюты не превышало количество ввозимой. Я (идиот), заранее не пересчитал оставшиеся у меня доллары, здесь на месте не захотел их вынимать из напузника и пересчитывать на глазах у всех, а посмотрел в свои записи, подсчитал истраченное и записал полученную цифру. И конечно, ошибся на 70 долларов. А таможенник не поленился, отвел меня в комнату, проверил чемодан и напузник и пересчитал. Короче, после долгого торга, сошлись на том, что можно разделить эти несчастные 70 долларов пополам. (Промодерировано). Ну вообще-то я сам идиот. Но все равно он (промодерировано).
На казахской стороне все было гораздо цивилизованнее. И очередь меньше. Но чемодан все-равно проверили и таможенник потребовал узбекскую(!) таможенную декларацию, которую у меня уже забрали. Тут уж я не сдержался и высказал ему все, что я о нем думаю, и он меня почему-то отпустил. Все равно он (промодерировано).
Выйдя, наконец, на свободу в поселке Жибек Жолы, я поменял оставшуюся пачку сум на несколько бумажек тенге, прошел 200 метров до автостанции, купил билет на полугрузовой автобус до Алматы (2000 тенге, 16:00-07:00), перекусил, погулял, забрался в автобус и так мне было хорошо ехать, разглядывая холмы и степи, а потом спокойно спать до самой Алматы.
Еще раз воспользоваться гостеприимством моего коллеги мне не хотелось, поэтому я просто сдал чемодан в камеру хранения на автовокзале, привел себя в порядок, и весь день бродил по городу. Побывал в Центральном Историческом музее (музей богатый, но на редкость бестолковый), и просто гулял, катался на трамвае, короче, просто тихо отдыхал. А вечером - аэропорт, самолет, пересадка в Киеве, и вот я уже дома.
Бухгалтерия
Итого:
Гостиницы: $167 or ~ $16.7/day
Транспорт: $125 ~ $9/day
Пища, интернет и пр.: $70 ~ $5/day
Достопримечательности: $48 ~ $3.4/day
Итого в Центральной Азии: $410 (без подарков и виз)
Авиа билет $430
Страховка $72
Визы и поборы $188
Потрачено в Украине и Транснистрии $100
Итого: $1200