Конечно же, хадж ничто не может заменить. Прошу прощения за неточность.
День пятнадцатый.
Мы возвращались из Хивы в Бухару, а я сводила свои заметки в единое целое. Сразу оговорюсь, что это мои субъективные впечатления, это то, что я видела.
Про правила дорожного движения.
Пешеходов не принято пропускать, зато принято сигналить.
Вообще сигналом обозначается многое, в частности, при обгоне сигналят в 90% случаев, типа "подвинься, друг", а поворотник показывать необязательно.
Фары включают, только когда видимость уже реально плохая. Мы первое время очень стрессовали из-за езды без света в сумерки.
Очередь на заправку иногда достигает нескольких сотен метров, скапливается до 100 и более машин!
Про жизнь.
Быт узбеков в кишлаке неприхотлив. Начать с того, как строятся дома (мой муж – строитель, поэтому дотошно все у всех выяснял ).
Забора часто нет. Дом строится у дороги буквой П или буквой Г, образуя внутренний дворик.
Узбек покупает несколько соток земли, копает большую яму. Из накопанной глины он делает кирпичи и сушит их на солнце. Раствор берет оттуда же, с небольшим добавлением цемента.
Потом перемешивает глину с водой и соломой, и этим составом штукатурит весь дом с наружной стороны. Это называется мазанка.
Мебели практически нет, иногда шкаф. Обычно стол, стулья, кресла и диваны заменяет курпача (цветной матрас), постеленная прямо на ковер. В углу комнаты часто можно увидеть красивый сундук с приданым, на нем до потолка наложена курпача и подушки. Веселое разноцветие радует глаз.
Есть еще дома из обожженного кирпича с нормальной штукатуркой. Но качество их все равно оставляет желать лучшего.
Очень интересны деревянные дома, вернее, то, что в Узбекистане так называется (по крайней мере, все наши знакомые узбеки их называли деревянными).
Делается каркас из небольших бревен (диаметром не больше 10 см), и образовавшиеся ячейки заполняются необожженным кирпичом на растворе из глины с небольшим добавлением цемента, потом обмазывается – короче, та же мазанка, только с деревянным каркасом. Это и есть деревянный дом по-узбекски.
В общем, имея стандартный участок от 6 до 10 соток, можно построить средних размеров узбекский дом площадью ок.100кв.м. за 10тысяч долларов, даже с внутренней отделкой (естественно, все работы ведет хозяин дома с многочисленными родственниками). Для сравнения, у нас в России за эти деньги можно построить разве что фундамент средних размеров.
Оставшуюся яму удобряют навозом и засаживают огородом. Поэтому огород часто притоплен.
Так что все узбеки считают себя строителями: каждый второй сам построил себе дом.
В кишлаке нет водопровода, поэтому никакого душа и кухни в привычном понимании там не найти. Туалет на улице. Кухня – это небольшое открытое пространство во дворе, под навесом. Обычно там стоит тандыр – глиняная печь для хлеба, и просто печь – для всего остального (например, чайник вскипятить).
Нас очень пугали антисанитарией. Тут сложно что-то однозначное сказать.
Я ни разу не видела, чтобы в кишлаке мыли руки с мылом (ладно, признаюсь, один раз было – мама Акбара, врач на пенсии, у нее было мыло).
Но при заходе в дом руки надо обязательно вымыть!
В общем, никакой вопиющей антисанитарии я не увидела, и, если честно, после посещения этой замечательной страны, даже иногда не мою сухофрукты, а ем их прямо так - мне объяснили, что они ничем не обработаны, а что такое обычная грязь по сравнению с химикатами?
Душ я лично в кишлаке не принимала, оставляя это удовольствие для городской гостиницы. Но думаю, что в целом условия там, как у многих наших дачников: есть электричество, вода берется из колодца или из арыка (выкопанного канала).
Только живут они так всю жизнь, а не по выходным.
Кстати, электричество периодически отключается, а с газом вообще проблемы. Поэтому на зиму многие жители кишлаков перебираются в город: лучше три месяца снимать квартиру, чем на те же деньги накупить саксаула и топить им печь, без воды и с электричеством по 2 часа в сутки.
Жизнь женщины.
Это сложный вопрос.
15 лет назад все было так: женщин даже не усаживали за общий стол, когда приходили гости, они тусовались на кухне, а также готовили, мыли, убирали.
Сейчас попроще. Женщине можно за стол, можно даже выпить спиртного. Но ее главные обязанности – выполнение всей домашней работы и рождение детей – не изменились. Так что рекламный лозунг «Ты женщина, а не посудомойка» здесь просто неуместен.
Хабиб, у которого три дочери и сын, позволяет сыну бить баклуши, целый день играть в компьютерные игры и т.д. Конечно, мальчик помогает отцу, но по сравнению с ежедневным женским трудом – маловато будет.
Даже Акбар, городской житель, который много позволяет Дильшан, сам готовит и убирает иногда, и тот в шутку называет ее индийской стиральной машиной и может разбудить, чтобы она постирала штаны нашему водителю, пока он будет сидеть под луной и грызть семечки.
Это образ жизни, сложившийся уклад, который медленно, но верно меняется.
Многие мало-мальски обеспеченные люди перебираются в город, где есть условия, коммуникации. А жизнь в городе, со всеми удобствами и соблазнами, неизменно приводит к размягчению закостенелых традиций. Девчонки-студентки в Самарканде и Ташкенте ходят в чулках в сеточку и юбках выше колена – какой там хиджаб?
Найди лишнее
Кстати, о традициях. Здесь все пронизано традициями.
Главная традиция (и часть менталитета) – хорошо принять гостя.
Накрывается стол, готовится мясное блюдо, а то и сразу несколько подряд (нам однажды «повезло». Мы попросили не делать плов, т.к. он в нас уже не лез. Попросили манты. Так вот, когда приехали, нам подали сначала самсу – «легкая закуска». Отлично. Потом плов – вы поздно позвонили, мы уже приготовили, так что съешьте хоть чуть-чуть. Потом манты, которые мы хотели – огромную порцию. А потом еще суп из кислого молока. И это все в один вечер. До сих пор вспоминаю со смешанным чувством ужаса и восторга!).
Если ты пришел в гости, ты оказал большую честь хозяину, и он сделает все, чтобы ты хорошо провел время и не ушел голодным. Особенно в Навруз – мусульманский Новый год-, ведь каким будет твой гость в первые дни нового года, таким и будет весь год. Так что все стараются, чтобы гость был веселым и сытым.
Прощаясь, все уже целуются и обнимаются, даже если познакомились в начале вечера. У меня даже сердце защемило, потому что все это абсолютно искренне.
В кишлаке обычно не обходится одним походом в гости. Все родственники хозяина дома узнают, что у него гость, и долг каждого – зазвать вас к себе и покормить. За вечер можно посетить 3 дома, и везде вас будут кормить, наливать, провожать до следующего дома. Для непривычной печенки это тяжело. Но еще тяжелее отказаться – ведь отказом вы проявляете неуважение, и можно попросту обидеть хозяина.
Что тут делать, решает каждый сам. Мы обычно всегда шли, несмотря на набитый живот и усталость. Под конец уже выработали систему, брать совсем понемногу, чтобы не сильно переедать.
Про узбекскую мечту.
Хабиб: «Я купил полтора гектара земли. Посажу виноградник, и через 2-3 у меня появится виноград ».
Да, сам собой появится.
Я, зная, как трясутся над своими виноградниками французы, и мало представляя себе Хабиба, бережно обрывающего лишние листочки с каждого деревца: «Но ведь за виноградником надо ухаживать, очень много работы».
Хабиб машет рукой: «Не! Его надо на зиму укрывать, а весной открывать. Ну, раз в месяц поливать из арыка. Вот и все. Через два года у меня будет вкуснейший виноград, я его буду продавать, и стану миллионером».
Ох, слышали бы такое французы!
Дни 16, 17, 18
Вернувшись в Бухару, мы купили потрясающей красоты ковер ручной работы - так как денег уже почти не осталось, скидывались все: и Акбар, и Хабиб, и наш водитель. Уже потом из России мы переслали им деньги.
Погуляли еще по Бухаре.
На следующий день нас ждала конная прогулка в Шерабадских горах (когда я спросила, как они называются, мне, пожав плечами ответили: «Шерабадские горы»). Потрясающей красоты места, это трудно описать словами.
Тот, кто устроил нам эту замечательную прогулку, Джаули (тот самый, которому я в начале путешествия магнит на холодильник подарила, ага), - участвует в состязаниях Купкари. Это еще одна традиция – спортивные состязания, в которых побеждает самый ловкий и быстрый.
Те, кто участвуют в купкари, – очень уважаемые люди. Например, по просьбе Джаули (человека небольшого достатка), из уважения к нему, его друзья и знакомые пригнали пять лошадей для конной поездки в горы.
На следующий день мы долго и сердечно прощались с Джаули и его семьей.
А потом вернулись в Джаркурган к Акбару. У нас оставался день, чтобы попрощаться с родителями Акбара и Дильшан, купить кураги и миндаля на рынке и собрать вещи.
Наутро мы улетели. Прощались со слезами на глазах.
Это было прекрасное путешествие, мы познакомились с таким количеством хороших людей, увидели столько нового и интересного! Багаж увеличился ровно вдвое, животики подросли.
И сейчас Акбар с Дильшан присылают мне смски, поздравляют с днем учителя (!) и с Новым годом. И всегда спрашивают: «Ну, когда вы снова к нам приедете?»