Вот и закончилась пора отпусков – по крайней мере, у нас. Позади две первые недели работы, и можно выделить немного времени вечерами, чтобы рассказать, как мы «провели лето».
Надо сказать, что три предыдущих отпуска мы проводили в поездках по Европе. Все три раза ездили на своей машине. Побывали во многих странах, посмотрели много красот. И когда пришло время планировать очередной отпуск, оказалось, что в Европу-то больше почему-то не хочется. Да, там здорово – хорошие дороги, отличный сервис, замечательные отели, куча достопримечательностей и т.д. Если навигатор пишет, что до отеля 5 часов езды – можно быть уверенным, что через пять часов вы будете на месте. Но вот захотелось чего-то нового, другого.
И этим «другим» была выбрана Средняя Азия, точнее – Памирский тракт. Сейчас уже и не вспомню, как и когда мне в голову пришла эта мысль. В процессе изучения материалов по этой теме в интернете желание проехать по Памирскому тракту усиливалось и крепло. Через некоторое время и жена уже как-бы захотела туда поехать. Старшая дочь подзадоривала по телефону – типа, на фиг тебе ленд-крузер, чтобы по Европе ездить? В Азию езжайте!
Сказано – сделано. Правда, первоначально отпуск был запланирован на июнь, а в связи с обстоятельствами на работе пришлось перенести его на август. Но это ничего – вместо черешни и абрикосов будем есть дыни и арбузы. А бараны там всегда спелые…
Итак, отработав долгий пятничный день, часиков в шесть стартуем в дорогу, благо машина заранее загружена, упакована и заправлена. К утру доехали до моей малой Родины – к моей маме. Там долго задерживаться не собираемся, так как маму берём с собой. В субботу отдохнули, а в воскресенье надо провести очередное ТО нашего железного коня. ТО в Тюмени обходится в 25 т.р. Дороговато, но ТО «большое».
В понедельник выезжаем в сторону Казахстана, на пункт пропуска Петухово – Мамлютка. Граница России и Казахстана (по крайней мере, здесь) к проблемным не относится – людей немного, машин еще меньше, поэтому границу проходим быстро. Единственное, заставляют заполнить миграционные карты. Ну да ладно, это недолго, и вот мы уже в Казахстане. Сразу покупаю страховку – страхование гражданской ответственности для иностранцев обязательно. Полис на пять дней обходится мне в сто российских рублей. Также меняю рубли на тенге – на солярку, поесть и переночевать, так как пока не знаю как у них дела с обслуживанием банковских карт.
После границы берем курс на Петропавловск – там встречаемся с товарищем, который границу пересек чуть раньше и в другом месте, дальше едем уже в паре. Оба автомобиля оборудованы радиостанциями – мы всегда в курсе дорожной обстановки, и развлекаемся болтовнёй друг в другом. План на день – доехать как можно дальше. Хотелось бы до Караганды.
В Казахстане идет строительство дороги – массового скопления дорожной техники не наблюдается, но местами работы ведутся, и вот что они точно успели – так это почти всю дорогу перерыть. Едем, в основном, по объездам, скорость соответствующая. Много знаков «30», «50». Мы можем и быстрее, но, наслышанные о суровом характере казахстанских гаишников, знаки соблюдаем. Забегая вперед, скажу, что такая тактика себя оправдала – ни туда, ни обратно, ни один гаишик в Казахстане в мою сторону даже не посмотрел. Наконец-то доехали до платной дороги – стоит какие-то копейки, а ехать можно 140. Что мы и делаем – несмотря на сильнейший ливень с ураганным ветром, сопровождавшие нас всю дорогу до Астаны практически.
Астану проходим по объездной, и берем курс на Караганду. В Караганду приезжаем уже поздно вечером, и место для ночёвки в придорожных мотелях найти уже затруднительно. Километров через тридцать после Караганды останавливаемся поужинать в каком-то придорожном заведении. В нём не горит свет, но мы будим персонал – неизвестно, будет ли дальше возможность поужинать, так как места начинаются ну очень малонаселенные. После ужина спать хочется уже сильнее – договариваемся с хозяевами, и нам разрешают переночевать на топчане. All inclusive – ночёвка входит в стоимость ужина. Жена и мама такой романтики не хотят категорически, и спят в машине.
Утром умываемся водой из бутылок, и едем дальше, в сторону Балхаша. Вообще, в этой части по Казахстану ехать не интересно – кругом степь, глазу зацепиться не за что. Остановились пообедать в чистом поле – заготовленным из дома для таких случаев провиантом: разогрели тушёнку, вскипятили чай… Разок остановились, чтобы поглазеть на пасущихся в степи верблюдов.
Несомненный плюс в поездке по бескрайним казахстанским степям – дешевое топливо. Дизельное стоило 115 тенге по всему Казахстану. На наши это около 23 рублей – красота! Заправляться старался на Казмунайгазе и Газпромнефти.
К вечеру приехали на границу с Киргизией, на пункт пропуска Кордай. Здесь уже у киргизских служителей закона наблюдаются попытки поиметь деньжат нахаляву. Но попытки вежливые, не наглые – просят дать на чай, сколько не жалко. Мне, чтобы не бодаться с ними по поводу полного досмотра машины, не жалко несколько сотен тенге (200 или 300, не помню). На рубли это в пять раз меньше. После выезда за шлагбаум меняю рубли на сомы и покупаю киргизскую СИМ-карту – паспорт для покупки симки не требуется.
Через пару десятков метров пост ГАИ. Вся моя семья усиленно ищет знак «STOP» перед постом, о котором я много читал в сети. Общими усилиями мы его находим – он стоит на самом краю дороги, метрах в пяти от машин, и совсем не отражается в свете фар – похоже, вместо светоотражающей плёнки выкрашен обычной краской. Незаметить немудрено – что и делает мой товарищ, тем самым делая приятное местным гайцам. Но и наша внимательность мне не помогла – меня останавливают тоже.
Здесь я позволю себе небольшое отступление, возможно, кому-то оно пригодится – всё-таки, прохождение границ – неотъемлемая часть путешествий по средней Азии. Дальнейшая история – единственная неприятная часть нашей поездки. С товарища гайцы снимают какую-то сумму за проезд под знак без остановки, и далее его и мои документы передают группе лиц в штатском. Эти люди показывают документы сотрудников уголовного розыска и начинают нести разную чушь – от запрета на использование раций с более чем тремя каналами в Киргизии до необходимости иметь договор о покупке машины при выезде за границу. Начинается явный развод на деньги – и я, отведя старшего в сторону, вежливо, но прямо его об этом спрашиваю – так ли это? Вроде понятно, что я таким поступком выражаю своё принципиальное согласие сэкономить своё время путём передачи энной суммы денег – так нет, он делает вид, что обижается, и говорит, что и них вся площадка в управлении заставлена престижными ворованными машинами из России, и наши ленд-крузеры надо проверять на угон. Доводы о том, что, во-первых, «Прадо» в России ну никак не машины премиум-класса, и во-вторых, общая база у России с Киргизией по угнанным машинам вряд-ли существует, его не устраивают. На вопрос, почему сотрудник уголовного розыска доебался до рации, внятного ответа не дает – плетет что-то про «может пеленгатор у меня в боксе». Говорит, что их подразделение занимается поиском угнанных машин, при этом не знает, где у прадиков VIN на раме пробит. Короче, надо ехать в управление, и машины проверять. Ночь, усталость, чужая страна, на деньги не ведутся, да и документы настоящие – каюсь, согласился с ними поехать. Правда, приехав на место, сразу позвонил своей двоюродной сестре, живущей в Бишкеке. А место это оказалось обыкновенным интернет-кафе, где доблестные сотрудники и стали «пробивать» наши автомобили, и даже показали мне на экране данные моего авто. Не успел заметить, на каком сайте. Сказали, ко мне вопросов нет. А вот машина товарища «не пробивается». Тут надо сказать, что товарищ мой таджик. И так как я уже им всё сказал, что о них думаю, и сказал, что сейчас буду звонить в Генеральное консульство, видимо, они решили дожимать его. Тут как раз подъехал муж моей сестры, и оперативники как-то сразу стухли. Мне документы отдали, а товарищу, шепотом, в сторонке, зарядили 10 т.р. Как он мне сказал потом, тысячу он им отдал – ну это его решение. «Тепло» попрощавшись (нас даже предложили сопроводить за город), мы поехали к моим родственникам. Там вкусно поужинали, а часть из нас, не являвшаяся водителями, хорошо посидели, часиков до пяти утра – давно не виделись. Они же не знали, что я их в шесть часов уже растолкаю…
Тем не менее, мне удалось разбудить всю нашу команду, и, забрав машины со стоянки, мы выехали дальше – в сторону Оша. Дорога до Оша платная, но недорого – 250 сом, кажется, то есть 5 долларов. Здесь ехать совсем другое дело - после Кара-Балты начинается горная дорога, с крутыми поворотами и перевалами, включая Тёо-Ашуу высотой 3586м. В принципе, мы за этим сюда и ехали – горы, дороги, перевалы, и вот едем, любуемся, периодически останавливаемся. Кушать остановились на берегу Токтогульского водохранилища, заказали шурпу и жареную форель. Шурпа была вкусная, а форель – вкуснейшая, потому что свежая. За семерых отдали 2000 рублей. По их меркам дороговато, наверное. Возможно, россиянам наценку специальную делают.
Любуясь горными пейзажами, понемногу, уже в темноте, доехали до Оша. И решили ехать дальше до упора в сторону Баткена, так как до границы с Таджикистаном оставалось совсем немного, километров 250 примерно. Однако уже километров через 100 глаза начали предательски слипаться, и, свернув на ближайшую удобную для стоянки площадку, мы легли подремать прямо в машине.
Оставшееся расстояние утром пролетели незаметно, и вот мы уже на границе с Таджикистаном, пункт пропуска Кызыл-Бель. Киргизы дружно повымогали деньги, все поочередно – пограничники, таможенники, санитарный контроль. Никого не обидел, всем дал по 100-200 рублей. Зато времени ушло 10 минут на всё. У таджиков то же вымогательство поставлено на более высокий уровень – в обмен на денежки старательно навыписывали разных бумажек, даже миграционную карту сами заполняют. Самый геморройный момент у таджиков – оформление временного ввоза автомобиля. Знаю много разных случаев оформления такой процедуры – кто-то оставлял машину на границе и ехал на такси в Канибадам этот самый ввоз оформлять, а кому-то даже пришлось класть немалую сумму (несколько тысяч долларов) в местный банк в качестве залога! У меня таких проблем не возникло – с собой были письма из администрации президента Таджикистана и из Комитета по делам молодёжи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан, с приглашением посетить их удивительную страну и бла-бла-бла.
Подполковник-таможенник эти бумаги почитал и сказал – зашибись! Мы Вас оформляем как туриста (так я вроде как и есть турист?), и выдаём разрешение на временный ввоз прямо сейчас (неслыханная удача!), но только на 15 дней (мне выше крыши хватает). А копию бумаг приложим себе – потом комиссия проверит и нас похвалят за содействие развитию туризма. Вот такой продуманный подполковник. Но 25 баксов за оформление вынь да полож, правда, с квитанцией тоже. А вот мой товарищ смог выехать с таможни на машине только часов в семь вечера!
Я его не ждал, и поехал к нему домой в Каракчикум. Его жена уже там (летела самолетом), а мы её хорошо знаем. От границы до Каракчикума 70 километров.
По дороге в Каракчикум
Наконец-то можно помыться, спокойно поесть, ну и попить тоже… Тем более, что как раз перед нашим приездом в Каракчикуме установилась «прохладная погода» + 32+35. До этого было +40+50. Но мы такому «холоду» рады. Вечером снова отметили приезд.
Теперь надо бы сделать регистрацию. На это даётся три дня, не считая выходных и праздничных. Делается эта процедура в ОВИРе, в Канибадаме, это примерно 35 километров. Так как необходимые для регистрации фотографии мы из дома, разумеется, взять забыли, беру мыльницу и щелкаю всех членов семьи, включая себя, на фоне белой стены. В Канибадам нас везет знакомый, на своей машине с местными номерами. На его паспорт мы и будем регистрироваться.
Напротив здания ОВИРа, в фотомагазинчике распечатываем фото, и там же за небольшую денежку нам оформляют заявления на регистрацию. Теперь бы надо заплатить пошлину, но из трех банков, где это можно сделать, работает только один, и там нехилая такая очередь. Все периодически громко переговариваются и что-то друг другу доказывают, при этом все почему-то стремятся практически засунуть голову в одно работающее окошко. Так, наверное, быстрее очередь идет. Время близится к обеду – а я почти не продвинулся в этой очереди. Дожидаюсь, пока кассир (молодой парень) пойдет на обед, вылавливаю его на улице, и прошу помочь законопослушному туристу отдать по 90 сомони с каждого человека в бюджет Таджикистана, обещаю не забыть и его личные интересы. Спасибо ему – сказал отдать паспорт после обеда ему, и лишних денег не надо. Я пока не уточнял, что паспортов у меня шесть… Короче, примерно минут через 45 квитанции были у меня в паспортах.
Следующим шагом надо сдать эти заявления в ОВИР. А там тоже, надо сказать, нехилая толпа народу. Зашел к начальнику с погонами майора, тот поставил визы на заявлениях. Тут за дело взялся мой товарищ – протиснулся в окошко, с кем-то там гыр-гыр-гыр на таджикском языке, и паспорта исчезли внутри. Я задал законный вопрос – а когда их вернут? Всё нормально говорит, приедем завтра вечером. Или послезавтра. Меня такой вариант не устраивает. С решительным видом снова иду к начальнику и толкаю речь: так и так, я турист из России, путешествую на машине, у меня жесткий график, да и уважаемый Эмомали Рахмон заждался уже – и шмяк ему на стол своё волшебное письмо! Хочу регистрацию прямо сейчас! Письмо и правда волшебное – извините уважаемый, прямо сейчас никак, но через час всё сделаем в лучшем виде. Хорошо, а мы пока как раз пообедаем. Едем в заведение общественного питания, и занимаем столик рядом с фонтаном – в 35 градусов очень освежает. Заказываем салаты, чай, лепешки, два вида шашлыков, запиваем их поллитровой бутылочкой водки. Час пролетает незаметно, и мы снова в ОВИРе. Какая-то тетенька заканчивает заполнять наши листки регистрации (все делается шариковой ручкой на типографских бланках, никакого компьютера!). С этими листочками еще раз на подпись к начальнику. Всё! Всего-то один день потратили на эту, блин, регистрацию!
Отдыхаем еще пару дней – ездили в Худжант (бывший Ленинабад), Северную столицу Таджикистана, купались в Сырдарье (Кайраккумском водохранилище – Таджикском море), немного шопинга для жены(очень дешёвый иранский и турецкий текстиль), а в промежутках плов, манты, люля-кебаб, дыни-арбузы-персики и т.д. Согласно традициям, мой товарищ купил и зарезал курдючного барашка. Не сам, конечно, а специально приглашенный человек. От последнего бараньего «бе-е» до появления на столе блюда со свежепожареным мясом и печенью прошло не более получаса. Спали мы все эти дни во дворе, на топчанах. Даже наш сын заявил, что он никогда так хорошо не высыпался, вставая так рано. Рано, потому что будило его солнце, когда утром заглядывало под крышу топчана.
Посмотрели базар
Впервые в жизни увидел, как растет хлопок
Остановились по дороге купить арбузов. Долго торговались. Весов не бывает, продают штуками.В итоге купили три штуки, аж за 27 рублей.
А дыньку тут же и съели
Здесь пекут лепёшки
А здесь отдыхают наши машинки
Всё замечательно, но мне уже не сидится на месте, и надо ехать дальше. Догружаем машину подарками, и едем в сторону Душанбе. Дорога от Худжанта до Душанбе платная, но, видимо плату берут авансом – дорога совершенно обыкновенная, с населенными пунктами. По рулю уже соскучился, давлю на гашетку, и попадаюсь на радар типа «фен» первому же гаишнику. Прошу простить и отпустить, как гостя, впервые приехавшего в это гостеприимный край. Но такие вопросы решает только начальник – идем к нему. Мельком взглянув на документы и даже не озвучив сумму штрафа, начальник меня сразу отпускает. Но это не я такой обаятельный и к себе располагающий, это всё моё письмо…
По дороге заезжаем на Искандеркуль.
Дорога на высоте 1800 – 2300 метров – хорошо для акклиматизация перед Памиром. Само озеро я как-то побольше себе представлял. Ну да, красиво… Но мы повидали на своём веку разные озера, и горные в том числе, так что особого впечатления Искандеркуль не произвёл. Купаться не стали – вода уж очень холодная. Посидели на берегу, подышали воздухом, полюбовались горами, отдохнули и поехали назад, и дальше, в Душанбе. От основной трассы до озера около 25 километров – для справки.
В Душанбе приезжаем около 6 часов вечера, едем по главной дороге в сторону центра. В городе гаишники практически на каждом перекрестке. Меня сразу же тормозят, разумеется. Вроде не нарушал ничего. А гаишник спрашивает – зачем вы вышли из машины? Мы бы сами подошли к Вам. Может, у них так делать нельзя, как в Казахстане? Не стал дожидаться сути их претензий и достал своё пресловутое письмо – так и так говорю, сам президент меня позвал, так что вы лучше мне гостиницу подскажите какую-нибудь поближе к центру. Письмо действует, как и всегда. Вот же говорят гостиница, всего метров 50 Вы её проехали – езжайте, пожалуста, а центр именно здесь и есть. Я спрашиваю, как же я здесь развернусь уважаемые, через две сплошные? Ничего страшного, вы только встречным дорогу уступите и разворачивайтесь, мы разрешаем – вот это я понимаю, сервис!
Название того «отеля» я так и не смог запомнить. Свободные места были. Я читал, что цены в Душанбе на отели ломить не стесняются – здесь это подтвердилось. Мужик в тельняшке на ресепшене запросил за два двухместных номера 240 долларов за ночь. Номера двухкомнатные, с кондишеном, телевизором, диваном, холодильником, душевой кабиной. Есть даже биде, банный халат (правда, почему-то один?) и резиновые шлепки. Сошлись на 120. Завтрак включен. В Душанбе планируем остановиться на пару ночей.
Перед сном решаем прогуляться по городу и поужинать где-нибудь. Один наш хороший друг из Худжанта звонит своим знакомым в Душанбе, и за нами приезжает молодой человек по имени Эрадж на новеньком Ленд Ровер Дискавери 4. Эрадж устраивает нам экскурсию по городу, показывает все достопримечательности.
Чайхана такая скромненькая
Это тоже в Душанбе
С ужином вышла небольшая заминка – мы хоть и немного времени провели в Средней Азии, но на баранину ни в каком виде уже никто смотреть не может – хотим борща! После серии телефонных звонков Эрадж привозит нас в известную ещё с советских времен чайхану «Рохат» - там находится и борщ, и рассольник, и всё, что надо (ну, мне надо было пиво). Всё вкусное, по стоимости – не знаю, Эрадж платит сам. После ужина он отвозит нас в гостиницу, мы уже устали и хотим спать. Спасибо ему за всё.
Утром спим на удивление долго, после чего едем в областной ОВИР – надо получить разрешение на въезд в пограничную зону, какой является Горно-Бадахшанская Автономная область, где и расположен Памирский тракт, собственно. У меня, у жены и у сына пропуска уже есть – нам их прислали по почте из одной турфирмы. А так как идея взять с собой маму пришла позже, ей пропуск нужно оформлять.
Расскажу о процедуре получения пропуска – может, и пригодится кому.
Областной ОВИР расположен на улице Мирзо Турсунзода. Это улица, параллельная проспекту Рудаки, за театром оперы и балета имени С.Айни. По этим ориентирам любой местный вам дорогу подскажет, т.к. местонахождение ОВИРа знают не все. Для получения пропуска нужно войти в здание прямо с улицы, дверь расположена с правого края здания. Внутри, в кабинке парнишка оформляет за 5 сомони (денежку отдавать ему) заявление на получение пропуска. Учтите – для оформления пропуска требуется регистрация! А вот платить пошлину (50 сомони) нужно в банк. Где находится банк, я не знаю, потому что у меня пошлину милиционер (окошко напротив входа в этом же помещении) взял наличными, положенными в паспорт, когда принимал документы. Помог мне в этом отставной полковник, памирец по имени Руслан, некогда служивший в силовых структурах Таджикистана, а теперь работающий начальником службы охраны какой-то строительной организации в Сочи. Познакомились мы с ним в очереди, он пришёл в ОВИР помогать кому-то также оформлять пропуск на Памир. Документы сдали, но вот выдать готовый пропуск пообещали только на следующий день, в 10 часов. Связи Руслана уже не помогли – печать должен ставить НАЧАЛЬНИК, которого сейчас всё-равно нет. Да и ладно, приедем с утра. Едем в гостиницу, чтобы искупаться и переодеться – в Душанбе жарко, однако. Руслан провожает нас до самого ресепшена, и уезжает, только убедившись, что у нас всё в порядке.
После запланированного купания снова двигаем в центр, гуляем там, кушаем в какой-то кафешке, и снова европейскую кухню, а сын вообще фастфуд в виде гамбургера какого-то. Снова гуляем, и возвращаемся в наш отель. Поскольку машина наша стояла на стоянке в гостинице, по городу мы передвигались иногда на маршрутках (3 сомони), иногда на автобусах(1 сомони), но чаще – пешком. В итоге устали достаточно сильно, чтобы рано уснуть в этот вечер.
Утром позавтракали (чай, яичница с сосисками, лепешка), завтрак принесли прямо в номер. Расплатились и поехали в ОВИР забирать пропуск. Руслан тоже туда пришёл. Пропуск выдали, правда, чуть позже 10, и мы готовы к отъезду. Руслан вызвался нас провожать - сел к нам машину и стал показывать дорогу на выезд из города, по пути показав нам окна своей душанбинской квартиры, и взяв с нас клятвенное обещание на обратном пути заехать к нему в гости. Перед выездом из города заезжаем на заправку, заливаю бак "до полного" и пару канистр. На Памире солярка есть не везде и сомнительного качества, как подсказывает интернет. На придорожном рыночке покупаем фрукты, лепёшки и всякую мелочь в дорогу.
Впереди нас ждёт Памир…