Памирский тракт 2014.

Отзывы и рассказы туристов о странах Средней Азии. Путешествия по странам Средней Азии

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Памирский тракт 2014.

Сообщение: #1

Сообщение Vladiмир » 28 окт 2016, 11:55

Немного поздновато руки дошли, но всё же…
Вот и закончилась пора отпусков – по крайней мере, у нас. Позади две первые недели работы, и можно выделить немного времени вечерами, чтобы рассказать, как мы «провели лето».
Надо сказать, что три предыдущих отпуска мы проводили в поездках по Европе. Все три раза ездили на своей машине. Побывали во многих странах, посмотрели много красот. И когда пришло время планировать очередной отпуск, оказалось, что в Европу-то больше почему-то не хочется. Да, там здорово – хорошие дороги, отличный сервис, замечательные отели, куча достопримечательностей и т.д. Если навигатор пишет, что до отеля 5 часов езды – можно быть уверенным, что через пять часов вы будете на месте. Но вот захотелось чего-то нового, другого.
И этим «другим» была выбрана Средняя Азия, точнее – Памирский тракт. Сейчас уже и не вспомню, как и когда мне в голову пришла эта мысль. В процессе изучения материалов по этой теме в интернете желание проехать по Памирскому тракту усиливалось и крепло. Через некоторое время и жена уже как-бы захотела туда поехать. Старшая дочь подзадоривала по телефону – типа, на фиг тебе ленд-крузер, чтобы по Европе ездить? В Азию езжайте!
Сказано – сделано. Правда, первоначально отпуск был запланирован на июнь, а в связи с обстоятельствами на работе пришлось перенести его на август. Но это ничего – вместо черешни и абрикосов будем есть дыни и арбузы. А бараны там всегда спелые…
Итак, отработав долгий пятничный день, часиков в шесть стартуем в дорогу, благо машина заранее загружена, упакована и заправлена. К утру доехали до моей малой Родины – к моей маме. Там долго задерживаться не собираемся, так как маму берём с собой. В субботу отдохнули, а в воскресенье надо провести очередное ТО нашего железного коня. ТО в Тюмени обходится в 25 т.р. Дороговато, но ТО «большое».
В понедельник выезжаем в сторону Казахстана, на пункт пропуска Петухово – Мамлютка. Граница России и Казахстана (по крайней мере, здесь) к проблемным не относится – людей немного, машин еще меньше, поэтому границу проходим быстро. Единственное, заставляют заполнить миграционные карты. Ну да ладно, это недолго, и вот мы уже в Казахстане. Сразу покупаю страховку – страхование гражданской ответственности для иностранцев обязательно. Полис на пять дней обходится мне в сто российских рублей. Также меняю рубли на тенге – на солярку, поесть и переночевать, так как пока не знаю как у них дела с обслуживанием банковских карт.
После границы берем курс на Петропавловск – там встречаемся с товарищем, который границу пересек чуть раньше и в другом месте, дальше едем уже в паре. Оба автомобиля оборудованы радиостанциями – мы всегда в курсе дорожной обстановки, и развлекаемся болтовнёй друг в другом. План на день – доехать как можно дальше. Хотелось бы до Караганды.
В Казахстане идет строительство дороги – массового скопления дорожной техники не наблюдается, но местами работы ведутся, и вот что они точно успели – так это почти всю дорогу перерыть. Едем, в основном, по объездам, скорость соответствующая. Много знаков «30», «50». Мы можем и быстрее, но, наслышанные о суровом характере казахстанских гаишников, знаки соблюдаем. Забегая вперед, скажу, что такая тактика себя оправдала – ни туда, ни обратно, ни один гаишик в Казахстане в мою сторону даже не посмотрел. Наконец-то доехали до платной дороги – стоит какие-то копейки, а ехать можно 140. Что мы и делаем – несмотря на сильнейший ливень с ураганным ветром, сопровождавшие нас всю дорогу до Астаны практически.
Астану проходим по объездной, и берем курс на Караганду. В Караганду приезжаем уже поздно вечером, и место для ночёвки в придорожных мотелях найти уже затруднительно. Километров через тридцать после Караганды останавливаемся поужинать в каком-то придорожном заведении. В нём не горит свет, но мы будим персонал – неизвестно, будет ли дальше возможность поужинать, так как места начинаются ну очень малонаселенные. После ужина спать хочется уже сильнее – договариваемся с хозяевами, и нам разрешают переночевать на топчане. All inclusive – ночёвка входит в стоимость ужина. Жена и мама такой романтики не хотят категорически, и спят в машине.
Утром умываемся водой из бутылок, и едем дальше, в сторону Балхаша. Вообще, в этой части по Казахстану ехать не интересно – кругом степь, глазу зацепиться не за что. Остановились пообедать в чистом поле – заготовленным из дома для таких случаев провиантом: разогрели тушёнку, вскипятили чай… Разок остановились, чтобы поглазеть на пасущихся в степи верблюдов.
Несомненный плюс в поездке по бескрайним казахстанским степям – дешевое топливо. Дизельное стоило 115 тенге по всему Казахстану. На наши это около 23 рублей – красота! Заправляться старался на Казмунайгазе и Газпромнефти.
К вечеру приехали на границу с Киргизией, на пункт пропуска Кордай. Здесь уже у киргизских служителей закона наблюдаются попытки поиметь деньжат нахаляву. Но попытки вежливые, не наглые – просят дать на чай, сколько не жалко. Мне, чтобы не бодаться с ними по поводу полного досмотра машины, не жалко несколько сотен тенге (200 или 300, не помню). На рубли это в пять раз меньше. После выезда за шлагбаум меняю рубли на сомы и покупаю киргизскую СИМ-карту – паспорт для покупки симки не требуется.
Через пару десятков метров пост ГАИ. Вся моя семья усиленно ищет знак «STOP» перед постом, о котором я много читал в сети. Общими усилиями мы его находим – он стоит на самом краю дороги, метрах в пяти от машин, и совсем не отражается в свете фар – похоже, вместо светоотражающей плёнки выкрашен обычной краской. Незаметить немудрено – что и делает мой товарищ, тем самым делая приятное местным гайцам. Но и наша внимательность мне не помогла – меня останавливают тоже.
Здесь я позволю себе небольшое отступление, возможно, кому-то оно пригодится – всё-таки, прохождение границ – неотъемлемая часть путешествий по средней Азии. Дальнейшая история – единственная неприятная часть нашей поездки. С товарища гайцы снимают какую-то сумму за проезд под знак без остановки, и далее его и мои документы передают группе лиц в штатском. Эти люди показывают документы сотрудников уголовного розыска и начинают нести разную чушь – от запрета на использование раций с более чем тремя каналами в Киргизии до необходимости иметь договор о покупке машины при выезде за границу. Начинается явный развод на деньги – и я, отведя старшего в сторону, вежливо, но прямо его об этом спрашиваю – так ли это? Вроде понятно, что я таким поступком выражаю своё принципиальное согласие сэкономить своё время путём передачи энной суммы денег – так нет, он делает вид, что обижается, и говорит, что и них вся площадка в управлении заставлена престижными ворованными машинами из России, и наши ленд-крузеры надо проверять на угон. Доводы о том, что, во-первых, «Прадо» в России ну никак не машины премиум-класса, и во-вторых, общая база у России с Киргизией по угнанным машинам вряд-ли существует, его не устраивают. На вопрос, почему сотрудник уголовного розыска доебался до рации, внятного ответа не дает – плетет что-то про «может пеленгатор у меня в боксе». Говорит, что их подразделение занимается поиском угнанных машин, при этом не знает, где у прадиков VIN на раме пробит. Короче, надо ехать в управление, и машины проверять. Ночь, усталость, чужая страна, на деньги не ведутся, да и документы настоящие – каюсь, согласился с ними поехать. Правда, приехав на место, сразу позвонил своей двоюродной сестре, живущей в Бишкеке. А место это оказалось обыкновенным интернет-кафе, где доблестные сотрудники и стали «пробивать» наши автомобили, и даже показали мне на экране данные моего авто. Не успел заметить, на каком сайте. Сказали, ко мне вопросов нет. А вот машина товарища «не пробивается». Тут надо сказать, что товарищ мой таджик. И так как я уже им всё сказал, что о них думаю, и сказал, что сейчас буду звонить в Генеральное консульство, видимо, они решили дожимать его. Тут как раз подъехал муж моей сестры, и оперативники как-то сразу стухли. Мне документы отдали, а товарищу, шепотом, в сторонке, зарядили 10 т.р. Как он мне сказал потом, тысячу он им отдал – ну это его решение. «Тепло» попрощавшись (нас даже предложили сопроводить за город), мы поехали к моим родственникам. Там вкусно поужинали, а часть из нас, не являвшаяся водителями, хорошо посидели, часиков до пяти утра – давно не виделись. Они же не знали, что я их в шесть часов уже растолкаю…
Тем не менее, мне удалось разбудить всю нашу команду, и, забрав машины со стоянки, мы выехали дальше – в сторону Оша. Дорога до Оша платная, но недорого – 250 сом, кажется, то есть 5 долларов. Здесь ехать совсем другое дело - после Кара-Балты начинается горная дорога, с крутыми поворотами и перевалами, включая Тёо-Ашуу высотой 3586м. В принципе, мы за этим сюда и ехали – горы, дороги, перевалы, и вот едем, любуемся, периодически останавливаемся. Кушать остановились на берегу Токтогульского водохранилища, заказали шурпу и жареную форель. Шурпа была вкусная, а форель – вкуснейшая, потому что свежая. За семерых отдали 2000 рублей. По их меркам дороговато, наверное. Возможно, россиянам наценку специальную делают.
Любуясь горными пейзажами, понемногу, уже в темноте, доехали до Оша. И решили ехать дальше до упора в сторону Баткена, так как до границы с Таджикистаном оставалось совсем немного, километров 250 примерно. Однако уже километров через 100 глаза начали предательски слипаться, и, свернув на ближайшую удобную для стоянки площадку, мы легли подремать прямо в машине.
Оставшееся расстояние утром пролетели незаметно, и вот мы уже на границе с Таджикистаном, пункт пропуска Кызыл-Бель. Киргизы дружно повымогали деньги, все поочередно – пограничники, таможенники, санитарный контроль. Никого не обидел, всем дал по 100-200 рублей. Зато времени ушло 10 минут на всё. У таджиков то же вымогательство поставлено на более высокий уровень – в обмен на денежки старательно навыписывали разных бумажек, даже миграционную карту сами заполняют. Самый геморройный момент у таджиков – оформление временного ввоза автомобиля. Знаю много разных случаев оформления такой процедуры – кто-то оставлял машину на границе и ехал на такси в Канибадам этот самый ввоз оформлять, а кому-то даже пришлось класть немалую сумму (несколько тысяч долларов) в местный банк в качестве залога! У меня таких проблем не возникло – с собой были письма из администрации президента Таджикистана и из Комитета по делам молодёжи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан, с приглашением посетить их удивительную страну и бла-бла-бла.
Памирский тракт 2014. Памирский тракт 2014.
Подполковник-таможенник эти бумаги почитал и сказал – зашибись! Мы Вас оформляем как туриста (так я вроде как и есть турист?), и выдаём разрешение на временный ввоз прямо сейчас (неслыханная удача!), но только на 15 дней (мне выше крыши хватает). А копию бумаг приложим себе – потом комиссия проверит и нас похвалят за содействие развитию туризма. Вот такой продуманный подполковник. Но 25 баксов за оформление вынь да полож, правда, с квитанцией тоже. А вот мой товарищ смог выехать с таможни на машине только часов в семь вечера!
Я его не ждал, и поехал к нему домой в Каракчикум. Его жена уже там (летела самолетом), а мы её хорошо знаем. От границы до Каракчикума 70 километров.
По дороге в Каракчикум
Памирский тракт 2014.
Наконец-то можно помыться, спокойно поесть, ну и попить тоже… Тем более, что как раз перед нашим приездом в Каракчикуме установилась «прохладная погода» + 32+35. До этого было +40+50. Но мы такому «холоду» рады. Вечером снова отметили приезд.
Теперь надо бы сделать регистрацию. На это даётся три дня, не считая выходных и праздничных. Делается эта процедура в ОВИРе, в Канибадаме, это примерно 35 километров. Так как необходимые для регистрации фотографии мы из дома, разумеется, взять забыли, беру мыльницу и щелкаю всех членов семьи, включая себя, на фоне белой стены. В Канибадам нас везет знакомый, на своей машине с местными номерами. На его паспорт мы и будем регистрироваться.
Напротив здания ОВИРа, в фотомагазинчике распечатываем фото, и там же за небольшую денежку нам оформляют заявления на регистрацию. Теперь бы надо заплатить пошлину, но из трех банков, где это можно сделать, работает только один, и там нехилая такая очередь. Все периодически громко переговариваются и что-то друг другу доказывают, при этом все почему-то стремятся практически засунуть голову в одно работающее окошко. Так, наверное, быстрее очередь идет. Время близится к обеду – а я почти не продвинулся в этой очереди. Дожидаюсь, пока кассир (молодой парень) пойдет на обед, вылавливаю его на улице, и прошу помочь законопослушному туристу отдать по 90 сомони с каждого человека в бюджет Таджикистана, обещаю не забыть и его личные интересы. Спасибо ему – сказал отдать паспорт после обеда ему, и лишних денег не надо. Я пока не уточнял, что паспортов у меня шесть… Короче, примерно минут через 45 квитанции были у меня в паспортах.
Следующим шагом надо сдать эти заявления в ОВИР. А там тоже, надо сказать, нехилая толпа народу. Зашел к начальнику с погонами майора, тот поставил визы на заявлениях. Тут за дело взялся мой товарищ – протиснулся в окошко, с кем-то там гыр-гыр-гыр на таджикском языке, и паспорта исчезли внутри. Я задал законный вопрос – а когда их вернут? Всё нормально говорит, приедем завтра вечером. Или послезавтра. Меня такой вариант не устраивает. С решительным видом снова иду к начальнику и толкаю речь: так и так, я турист из России, путешествую на машине, у меня жесткий график, да и уважаемый Эмомали Рахмон заждался уже – и шмяк ему на стол своё волшебное письмо! Хочу регистрацию прямо сейчас! Письмо и правда волшебное – извините уважаемый, прямо сейчас никак, но через час всё сделаем в лучшем виде. Хорошо, а мы пока как раз пообедаем. Едем в заведение общественного питания, и занимаем столик рядом с фонтаном – в 35 градусов очень освежает. Заказываем салаты, чай, лепешки, два вида шашлыков, запиваем их поллитровой бутылочкой водки. Час пролетает незаметно, и мы снова в ОВИРе. Какая-то тетенька заканчивает заполнять наши листки регистрации (все делается шариковой ручкой на типографских бланках, никакого компьютера!). С этими листочками еще раз на подпись к начальнику. Всё! Всего-то один день потратили на эту, блин, регистрацию!
Отдыхаем еще пару дней – ездили в Худжант (бывший Ленинабад), Северную столицу Таджикистана, купались в Сырдарье (Кайраккумском водохранилище – Таджикском море), немного шопинга для жены(очень дешёвый иранский и турецкий текстиль), а в промежутках плов, манты, люля-кебаб, дыни-арбузы-персики и т.д. Согласно традициям, мой товарищ купил и зарезал курдючного барашка. Не сам, конечно, а специально приглашенный человек. От последнего бараньего «бе-е» до появления на столе блюда со свежепожареным мясом и печенью прошло не более получаса. Спали мы все эти дни во дворе, на топчанах. Даже наш сын заявил, что он никогда так хорошо не высыпался, вставая так рано. Рано, потому что будило его солнце, когда утром заглядывало под крышу топчана.

Посмотрели базар
Памирский тракт 2014.

Впервые в жизни увидел, как растет хлопок
Памирский тракт 2014.

Остановились по дороге купить арбузов. Долго торговались. Весов не бывает, продают штуками.В итоге купили три штуки, аж за 27 рублей.
А дыньку тут же и съели
Памирский тракт 2014.

Здесь пекут лепёшки
Памирский тракт 2014.

А здесь отдыхают наши машинки
Памирский тракт 2014.
Всё замечательно, но мне уже не сидится на месте, и надо ехать дальше. Догружаем машину подарками, и едем в сторону Душанбе. Дорога от Худжанта до Душанбе платная, но, видимо плату берут авансом – дорога совершенно обыкновенная, с населенными пунктами. По рулю уже соскучился, давлю на гашетку, и попадаюсь на радар типа «фен» первому же гаишнику. Прошу простить и отпустить, как гостя, впервые приехавшего в это гостеприимный край. Но такие вопросы решает только начальник – идем к нему. Мельком взглянув на документы и даже не озвучив сумму штрафа, начальник меня сразу отпускает. Но это не я такой обаятельный и к себе располагающий, это всё моё письмо…
По дороге заезжаем на Искандеркуль.
Памирский тракт 2014.
Дорога на высоте 1800 – 2300 метров – хорошо для акклиматизация перед Памиром. Само озеро я как-то побольше себе представлял. Ну да, красиво… Но мы повидали на своём веку разные озера, и горные в том числе, так что особого впечатления Искандеркуль не произвёл. Купаться не стали – вода уж очень холодная. Посидели на берегу, подышали воздухом, полюбовались горами, отдохнули и поехали назад, и дальше, в Душанбе. От основной трассы до озера около 25 километров – для справки.
В Душанбе приезжаем около 6 часов вечера, едем по главной дороге в сторону центра. В городе гаишники практически на каждом перекрестке. Меня сразу же тормозят, разумеется. Вроде не нарушал ничего. А гаишник спрашивает – зачем вы вышли из машины? Мы бы сами подошли к Вам. Может, у них так делать нельзя, как в Казахстане? Не стал дожидаться сути их претензий и достал своё пресловутое письмо – так и так говорю, сам президент меня позвал, так что вы лучше мне гостиницу подскажите какую-нибудь поближе к центру. Письмо действует, как и всегда. Вот же говорят гостиница, всего метров 50 Вы её проехали – езжайте, пожалуста, а центр именно здесь и есть. Я спрашиваю, как же я здесь развернусь уважаемые, через две сплошные? Ничего страшного, вы только встречным дорогу уступите и разворачивайтесь, мы разрешаем – вот это я понимаю, сервис!
Название того «отеля» я так и не смог запомнить. Свободные места были. Я читал, что цены в Душанбе на отели ломить не стесняются – здесь это подтвердилось. Мужик в тельняшке на ресепшене запросил за два двухместных номера 240 долларов за ночь. Номера двухкомнатные, с кондишеном, телевизором, диваном, холодильником, душевой кабиной. Есть даже биде, банный халат (правда, почему-то один?) и резиновые шлепки. Сошлись на 120. Завтрак включен. В Душанбе планируем остановиться на пару ночей.
Перед сном решаем прогуляться по городу и поужинать где-нибудь. Один наш хороший друг из Худжанта звонит своим знакомым в Душанбе, и за нами приезжает молодой человек по имени Эрадж на новеньком Ленд Ровер Дискавери 4. Эрадж устраивает нам экскурсию по городу, показывает все достопримечательности.

Чайхана такая скромненькая
Памирский тракт 2014.

Это тоже в Душанбе
Памирский тракт 2014.
С ужином вышла небольшая заминка – мы хоть и немного времени провели в Средней Азии, но на баранину ни в каком виде уже никто смотреть не может – хотим борща! После серии телефонных звонков Эрадж привозит нас в известную ещё с советских времен чайхану «Рохат» - там находится и борщ, и рассольник, и всё, что надо (ну, мне надо было пиво). Всё вкусное, по стоимости – не знаю, Эрадж платит сам. После ужина он отвозит нас в гостиницу, мы уже устали и хотим спать. Спасибо ему за всё.
Утром спим на удивление долго, после чего едем в областной ОВИР – надо получить разрешение на въезд в пограничную зону, какой является Горно-Бадахшанская Автономная область, где и расположен Памирский тракт, собственно. У меня, у жены и у сына пропуска уже есть – нам их прислали по почте из одной турфирмы. А так как идея взять с собой маму пришла позже, ей пропуск нужно оформлять.
Расскажу о процедуре получения пропуска – может, и пригодится кому.
Областной ОВИР расположен на улице Мирзо Турсунзода. Это улица, параллельная проспекту Рудаки, за театром оперы и балета имени С.Айни. По этим ориентирам любой местный вам дорогу подскажет, т.к. местонахождение ОВИРа знают не все. Для получения пропуска нужно войти в здание прямо с улицы, дверь расположена с правого края здания. Внутри, в кабинке парнишка оформляет за 5 сомони (денежку отдавать ему) заявление на получение пропуска. Учтите – для оформления пропуска требуется регистрация! А вот платить пошлину (50 сомони) нужно в банк. Где находится банк, я не знаю, потому что у меня пошлину милиционер (окошко напротив входа в этом же помещении) взял наличными, положенными в паспорт, когда принимал документы. Помог мне в этом отставной полковник, памирец по имени Руслан, некогда служивший в силовых структурах Таджикистана, а теперь работающий начальником службы охраны какой-то строительной организации в Сочи. Познакомились мы с ним в очереди, он пришёл в ОВИР помогать кому-то также оформлять пропуск на Памир. Документы сдали, но вот выдать готовый пропуск пообещали только на следующий день, в 10 часов. Связи Руслана уже не помогли – печать должен ставить НАЧАЛЬНИК, которого сейчас всё-равно нет. Да и ладно, приедем с утра. Едем в гостиницу, чтобы искупаться и переодеться – в Душанбе жарко, однако. Руслан провожает нас до самого ресепшена, и уезжает, только убедившись, что у нас всё в порядке.
После запланированного купания снова двигаем в центр, гуляем там, кушаем в какой-то кафешке, и снова европейскую кухню, а сын вообще фастфуд в виде гамбургера какого-то. Снова гуляем, и возвращаемся в наш отель. Поскольку машина наша стояла на стоянке в гостинице, по городу мы передвигались иногда на маршрутках (3 сомони), иногда на автобусах(1 сомони), но чаще – пешком. В итоге устали достаточно сильно, чтобы рано уснуть в этот вечер.
Утром позавтракали (чай, яичница с сосисками, лепешка), завтрак принесли прямо в номер. Расплатились и поехали в ОВИР забирать пропуск. Руслан тоже туда пришёл. Пропуск выдали, правда, чуть позже 10, и мы готовы к отъезду. Руслан вызвался нас провожать - сел к нам машину и стал показывать дорогу на выезд из города, по пути показав нам окна своей душанбинской квартиры, и взяв с нас клятвенное обещание на обратном пути заехать к нему в гости. Перед выездом из города заезжаем на заправку, заливаю бак "до полного" и пару канистр. На Памире солярка есть не везде и сомнительного качества, как подсказывает интернет. На придорожном рыночке покупаем фрукты, лепёшки и всякую мелочь в дорогу.
Впереди нас ждёт Памир…
Последний раз редактировалось Vladiмир 03 ноя 2016, 07:00, всего редактировалось 3 раз(а).
Vladiмир
участник
 
Сообщения: 193
Регистрация: 30.11.2010
Город: Сургут
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 13 раз.
Возраст: 52
Страны: 32
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: Памирский тракт 2014.

Сообщение: #2

Сообщение Igor Zabin » 28 окт 2016, 19:47

интересно продолжайте
Igor Zabin
участник
 
Сообщения: 89
Регистрация: 26.12.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Возраст: 56
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Памирский тракт 2014.

Сообщение: #3

Сообщение Vladiмир » 03 ноя 2016, 07:05

Продолжаю. Добавил немного фоток в первый пост.
Ночёвка у нас запланирована в Калаихуме, это около 280 км от Душанбе, если ехать через Обигарм, по горной дороге, через перевалы. Можно ехать через Куляб – это длиннее километров на 70-80, но больше равнинная дорога. А у нас цель – горы. Рассчитывал к обеду быть на месте – наивный…
Для написания отчёта этот участок дороги плохо подходит… Фотографий делал мало. Во-первых, потому что за рулём. А во-вторых - я фотограф никакой, а сети видел столько снимков действительно красивых, что и не пытался эту красоту самому воспроизвести. И просто, открыв рот, старался насмотреться на все эти красоты. Описывать это – нет у меня таких талантов, поэтому, напишу про вещи чисто практического характера.
Сразу скажу, что в Калаихум мы приехали в полной темноте, около 23-00. Помните, 280 км? Отчасти из-за того, конечно, что при каждом удобном случае останаливались. Отдыхали, любовались природой. Но отчасти и из-за дороги – средняя скорость на поверку оказалась совсем не такой, какую предполагал Гугл. Серпантины, перевалы, обрывы, камнепады и узенькая тропка дороги – адреналин ещё тот. Здорово!
По пути несколько раз регистрировались в соответствующих органах. Первый раз на посту ГАИ, по-моему, на развилке дорог М41 и РБ07. Как я говорил, у нас и регистрация была сделана, и пропуска в ГБАО были, и временный ввоз автомобиля оформлен как надо, поэтому вопросов не возникло. Наши данные были аккуратно переписаны в тетрадочку, и мы двигаемся дальше.
Второй раз – на посту на границе ГБАО. Горный Бадахшан – автономия, проживают там памирцы, народ независимый, с официальной властью регулярно конфликтующий. И Афганистан уже совсем рядом. Наверное, поэтому служивый вышел в грязных рваных тренировочных штанах, и предложил пройти на пост для регистрации. По форме, где именно он служит, установить не удалось. Перед входной дверью поста на полу стоит включенная электроплитка с раскаленной спиралью – уже интересно, на улице-то жара…
Внутри нас опять записывают в тетрадочку – куда же без этого. И на столе у служивого – большая куча одноразовых шприцов. Болеете, спрашиваю? Да, простыл что-то отвечает. Ну-ну. Выздоравливайте, а мы поехали дальше.
В третий нас нас регистрируют на подъезде к Калаихуму. Пограничники, молодые пацаны-срочники на посту. Пограничники, потому-что Калаихум расположен уже в непосредственной близости к Пянджу, а за Пянджем – Афганистан. Снова заполнение тетрадочки при тусклом свете единственной лампочки ватт на 15.
Ни на одном посту никто денег не вымогал, все вежливы и улыбаются.
Автомобилей на этой трассе мало, в основном местные ездят. Иногда попадаются интуристы. Такие, знаете, на велосипедах, с обросшие, грязные – романтики, короче. Ну а как ещё объяснить, что они на великах поднимаются по Памирскому тракту? Машин с российскими номерами на этом участке не встретили ни одной, но на одной из остановок встретились с двумя мотоциклистами из Москвы – едут по тому же маршруту, что и мы. Нормальные такие ребята оказались, на остановках периодически подкрепляюся вискариком из своих запасов. Предлагали, но я не рискнул. Они нас потом обгоняли периодически.
Так и доехали до Калаихума. Обычно отели бронирую на Букинге. Здесь, как вы понимаете, не тот случай. Остановились на перекрестке. Здесь повеселее, лампочек уже побольше. Видны даже витрины магазинов. Не помню, к кому я обратился с вопросом – где бы нам переночевать? Или к милиционерам, или ещё к кому-то… Отзывчивые люди тут же показали мне дом, куда надо обратиться, и даже проводили до этого дома – идти надо было меньше сотни метров.
Дом оказался расположен на берегу горной речки, впадающей в Пяндж. Сидя во дворе у забочика, можно любоваться этой рекой. Очень красиво, но уж очень сильно она шумит. Хозяин дома молодой парень, которого из Москвы депортировали за какое-то нарушение. Теперь ждёт не дождётся окончания срока запрета въезда, чтобы вернуться в Россию. Ночлег стоит $15, по –моему. В стоимость входит ужин и завтрак – это у них почти везде так принято.
Пока я парковал машину, пока помылись с дороги, подъехали наши новые знакомые-мотоциклисты. Видимо, человек, который нас сюда направил, стоял там не просто так.
Все вместе поужинали, обменялись впечатлениями, выпили пива. Спать нас положили в доме, парням постелили во дворе. Хозяин сказал, уж очень они… того, в пыли все. Но это и понятно – мотоцикл как-никак, а уж пыли там хватает.
Утром мы встали пораньше, позавтракали и отчалили. Цель сегодняшнего дня – Хорог. Теперь вся трасса, от Калаихума до Хорога, пролегает вдоль Пянджа. То есть перевалов нет, обрывов по 800 метров тоже нет. Однако адреналинчик всё равно присутствует – дорога узкая, извилистая, каменистая, есть осыпи камней, есть промывы дороги от водопадов. Ну и самое интересное – за речкой то, руку протяни, Афганистан. Видны дома афганцев, их огороды, поля, дороги. На полях растёт опиумный мак (наверное). Стекол в большинстве домов нет, но спутниковые тарелки везде стоят. Видны сами афганцы. Едем, друг друга стращаем. Ну типа моджахеды и всё такое – и тут на другой стороне как рванёт! Самый настоящий взрыв… Конечно, это не моджахеды были, это горы взрывали для строительства дороги, однако…
Ну, а на нашей стороне периодически стали встречаться поселения памирских жителей. У всех засаженные огороды – растет все подряд, от пшеницы и кукурузы до всяких овощей и фруктов. Вся земля используется, по-видимому, которую смогли от камней расчистить. Встречных ребятишек угощаем специально взятыми для этой цели конфетами. Они пытаются кричать нам что-то на английском. К сожалению, в этих местах в разы больше американцев, англичан, французов и прочих поляков, нежели россиян. К сожалению для россиян, думаю.
Останавливаемся на обед возле родника у дороги, обедаем в компании местного жителя. Его обед состоит из лепёшки и родниковой воды. От нашего угощения отказывается, памирцы – гордые. Взял небольшую гроздь винограда.
Проснувшиеся московские мотоциклисты обгоняют нас в очередной раз… Мы едем не спеша, осматриваем окресности, останавливаемся при каждой возможности. С трассы не сворачиваем. На этом участке попадается встречный и попутный транспорт. В основном, машины местных жителей (старые убитые мерседесы зачастую – как они здесь ездят на них?) и местные же междугородние такси. В роли такси здесь выступают, в основном, восьмидесятые крузаки и паджерики разных лет выпуска. У всех на крыше багажники, плотно забитые сумками и разными тюками. Внутри человек по восемь в каждом точно есть. Ходят от Хорога до Душанбе через Куляб. Видели также одну машину с московскими номерами. На туристов непохоже было – скорее всего, кто-то из местных, но утверждать не берусь.
В Хорог приезжаем в районе обеда. Это единственный городок на Памире, столица ГБАО. Городок маленький, но здесь цивилизация, есть несколько отелей, есть рестораны, банки, магазины, есть даже университет. Есть более-менее приличные с виду заправки. По совету местных на одной из них заправляю снова автомобиль до полного бака. Находим одну из гостиниц (с помощью maps.me). Называется Лал, кажется. Натолкнулся на отзыв о ней в одном из отчётов здесь, на форуме ( Памир: из Душанбе в Ош) , в её оценке с автором согласен. Гостиница оказывается очень даже ничего. За $100 нам дают два номера, соединенные коридором, и общей ванной комнатой на эти два номера. Для семьи – отлично. Кондиционеров нет, и с водой перебои, но это не страшно – надо просто помыться, не дожидаясь "часа пик" - до шести вечера примерно. Хозяин отеля выглядит по-европейски и говорит по-русски без малейшего акцента… Но всё-таки Абдулла оказался. Машину припарковал во дворе – сдал под охрану довольно крупного пса неизвестной породы. Заселились, искупались, и пошли прогуляться по городу. Погуляли, отдохнули у речки, пива купили. В Хороге очень много ярких, красивых девушек. Одеты все по-европейски, мини-юбки присутствуют. Всё-таки, Горный Бадахшан – это не совсем Таджикистан.
Возвращаясь в отель, догадайтесь, кого мы встретили? Правильно, двух мотоциклистов. Maps.me у всех одинаковый, а отелей в городе не так уж и много. Угостили их пивом, вечером договорились вместе поужинать в каком-нибудь ресторанчике.
Ужинали в итоге в чайхане, с видом на воду – там же, что и автор отчёта по ссылке выше. Почему туда ссылаюсь – там фото есть, а у меня их очень мало, к моему сожалению. Опять же, согласен с оценкой – красиво, официантка внимательная и симпатичная, но сама еда ни о чем.
Утром идем на завтрак в кафе, соседняя дверь от входа в наш двор. Завтрак включен, но он был так себе – пара блинчиков, растворимый кофе, ещё что-то было, не помню уже.
После завтрака укладываем пожитки и стартуем дальше – в сторону Мургаба.

На выезде из Хорога останавливаемся, чтобы сделать пару фото.
Памирский тракт 2014.
О, чудо! Московские байкеры уже не спят. Машем друг другу ручками.
От Хорога до Мургаба дорога начинает подниматься – от речки свернули в сторону, впереди перевалы – собственно, сам Памир. Смотрел в отчётах фотки, где при подъёме по тракту исправный атмосферный мотор сотки отчаянно чадил – высота уже не детская. У меня тоже дизель, но с наддувом, поэтому разницы в поведении машины не чувствую. Вездесущие импортные велосипедисты тоже крутят педали наверх. Мне показалось, что в районе Калаихумба они были чуть поупитаннее, и бороды были покороче… Эх… На самом деле, моя ирония вызвана тем, что я не могу себе позволить выделить столько времени на путешествие на велике…
Перевал за перевалом, и мы поднимаемся, можно сказать, к цели всей поездки – перевал Ак-Байтал. Высота 4655 м над уровнем моря. Наивысшая точка Памирского тракта. Для сравнения, на Алтае самый высокий пик – ниже.
Аншлаг стоит чуть пораньше этой точки.
Памирский тракт 2014.
Здесь мы долгое время стояли и любовались окружающими пейзажами. Здесь холодно, около нуля, лежит немного снега. Было бы больше, просто осадки в этих местах – редкое явление. Здесь в полной мере осознаешь, что значит "свежий воздух". Здорово. Мы молодцы, мы сделали это. Мы проехали ради этого 5 тысяч километров. А со стороны Оша в это время, натужно рыча мотором, поднимается старый ЗИЛ-130. Капот у него открыт, лежит на лобовом стекле – воздух-то разреженный, кипит, бедолага, водитель крутит баранку, высунув голову в боковое окно. Для него это просто работ. Он тут часто ездит…
Двигаемся дальше. Мой литераторский талант не велит мне даже пытаться описывать окружающие пейзажи. Ну вот, реально, они марсианские какие-то.
Памирский тракт 2014. Памирский тракт 2014.
Ощущения, что мы на значительной высоте нет. Просто почти пустыня, где даже снега нет, да немного вдалеке высятся горы со снежными шапками. Не сказать, что уж очень высокие. Но когда понимаешь, что среди этих пиков есть несколько семитысячников…
Двести с небольшим километров от Хорога до Мургаба преодолеваем быстро, и к обеду мы в Мургабе. Памирский тракт – самая высокогоргая дорога Советского Союза, а Мургаб – его самый высокогорный районный центр. Более 3600 м над уровнем моря. Тракт Памирский, но памирцев и таджиков здесь мало. Им здесь делать нечего, здесь почти ничего не растет. Осадков практически не бывает, ни зимой, ни летом. Поэтому крыши домов плоские, скатных крыш нет – незачем тратиться. Зато уже есть киргизы, которые занимаются животноводством – разводят яков. Якам на этой высоте хорошо, не жарко. Ниже жить они не могут…
В Мургабе есть несколько гестов, где можно заночевать. Но мы выбираем самый многозвёдный отель во всём Мургабе. Перед отелем на стоянке штук десять мотоциклов – это интуристы катаются на арендованных байках, группой. Во дворе – десяток автомобилей, и все из категории "жип", есть даже Додж-Рэм. На ресепшене молодой парень, киргиз, говорит на нескольких языках – на киргизском, таджикском, русском, английском и вроде немецком. Взяли с нас всего по $15 с носа, и дали два номера на втором этаже.
Ничего, что все номера второго этажа со стороны двора соединены галереей, а двери выходов на галерею не имеют замков. Всё равно ведь замки дверей в коридор толком не закрываются. Ничего, что во всех холлах и во многих комнатах валяются пьяные китайские военнослужащие, почему-то все двухметровые. Просто российскую военную часть из Мургаба попросили, а свято место пусто не бывает. В номерах из мебели – кровати. Душ – в общем коридоре.
Но всё это не имеет значения, когда наступает ночь. Еще в Душанбе, когда разговаривали с отставным полковником Русланом, он говорил – мы, памирцы, когда садимся вечерами и выпиваем водку из пиалушки, то протягиваем руку к небу, берём звезду и ей закусываем. Красиво говорит, думал я. Но здесь реально – звезды такие огромные, кажется, они совсем рядом! А ведь облаков нет, и всё небо этими звездами усыпано!
Vladiмир
участник
 
Сообщения: 193
Регистрация: 30.11.2010
Город: Сургут
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 13 раз.
Возраст: 52
Страны: 32
Отчеты: 3
Пол: Мужской




Список форумовЭкс-СССР форумСРЕДНЯЯ АЗИЯ форумОтзывы о странах Средней Азии



Включить мобильный стиль