23 октября
кемпинг Тарифа, Испания
Группа потихоньку собирается на кемпинге, в Тарифе. Мы рады приветствовать и экипаж из Екатеринбурга, Дима, Юля и Андрей, самый маленький участник путешествия.
Всего в группе 14 домиков на колесах (из них 3 полноприводных), 26 взрослых, один ребенок и 2 собаки.
Вечером – общий ужин, где обсуждаем план на завтра.
24 октября
Кемпинг Тарифа, Испания – Парковка Асила, Марокко
В 9 часов группа собирается в порту, у парома в Алджазира. Минимальные процедуры и проверки со стороны испанских властей и все заезжают на паром. Помимо нас, на пароме также группа кемперов из Германии. Ну и конечно много легковых и грузовых машин. Очень цивильный паром, можно перекусить, бар, интернет.
Прямо на пароме, марокканский паспортный контроль. Кто еще не был в Марокко, получает в паспорте штамп иммиграционного номера. Также получаем 2 иммиграционные карточки на человека. Надо заполнить и один отдать при въезде в Марокко и другой при выезде. Менее полтора часа и мы в Марокко, в новом порту Тангер Мед.Документы на временный ввоз машины, можно заранее заполниить на таможеном сайте Мароко. Но можно заполнить и на месте. Шофера, подходят к окошку таможни, где проверяються документы на машину. Мароканские офицеры очень вежливы и не суетливы. Иногда надо терпеливо ждать когда офицеры сами подойдут к машине. Все без проблем проходят таможню, и мы официально в Мароко.
Наша первоначальная запланированая ночовка, в Асила. До нее, по автобану приблизително 60 км. Некоторые участники решают проехать до Асила не по скоростной дороге. А также заехать и посмотреть город Тангер. Несмотря на разницу в во времени с Европой, у всех достаточно времени посетить Асила. Припарковались у городской стены, с видом на океан. Симпатичный белый старый центр. Спокойно попили кофе, прогулялись по рынку (который был развернут прямо вдоль дороги), прикупились фруктами и овощами, опять посидели на терассе. Вечером все обменивались впечетлениями кто и что сделал/увидел.
25 октября.
Парковка Асила – кемпинг Уазане
Сегодня, мы выбираем второстепенные дороги, по горам Риф. По дороге посещаем уникальный в Марокко могильник-курган. Могильник огорожен забором, и вход закрыт. Но как всегда в Марокко, откуда-то появляется смотритель, открывает калитку и мы можем осмотреть достопримечательность. Официальной таксы за посещение не видим, так что мы платим по нашему усмотрению. Едем дальше. Риф не очень высокие горы, но виды лучше, чем по сухой равниной Марокко.
Недалеко от Уазане есть хороший кемпинг, где мы и ночуем.
26 октября
кемпинг Уазане - кемпинг Фес
Сегодня, как и в большинстве случаем мы рекомендуем группе проехать не по главной дороге, а второстепенной. Некоторые участники пробуют, но испугавшись не-асфальта, возвращаются и едут по асфальту. Упорные участники едут по второстепенной дороге. Русской команде не испугать ничем конечно : ).
По дороге, из-далека видим рынок. Решаем заехать и посмотреть.
В конце дня кемпинг в Фесе. Заказываем такси на завтра для осмотра Феса.
27 октября
кемпинг Фес
Еще вчера решили что не закажем общию экскурсию по городу, а каждый прогуляться по старому городу самостоятельно. Такси назад заказали на 16.00 и на 17.00 для желающих побольше погулять по городу.
Фес, город занесенный в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Много сувенирных лавок, и много туристов. Тем не менее и сами марокканцы прикупаються в медине (старый город) самыми разными товарами - от петрушки до дивана.
Я уже 3 раз в Фесе. Знаменитое и назойливое затаскивание туристов в магазины, по-моему намного утихло. Похоже что все продавцы прошли курсы "что больше всего раздражает туристов" ). Но если ты чем-то заинтересовалась, то настырство продавца, по моему мнению граничит с безнадежности - хотя бы что-то продать сегодня.
Опять посетили ателье обработки и покраски кожи под открытым небом. Показалось что краски не такие красочные и запах не такой уж страшный, чем в другие года.
Пообедали на террасе. Вкусно, но цена как для туристов:).
28 октября
кемпинг Фес - лагерь у горы Иблане
Сегодня у нас запланирован лагерь на высоте более 2000 м, в горах Средний Атлас.
Дорога проходит по супер красочным местам. Местами дорога узкая, но асфальт. Встречный трафик минимальный. Так что все проехали без проблем. Но 230 км было проделано за 9.5 часов. Многие не рассчитали что горная дорога занимает дольше по времени (из-за подъемов, петляющей дороги) и подъехали под вечер.
В некотрых местах, с высоты гор, можно было увидеть пески Сахары.
По дороге мы хотим посетить пещеру. Спускаемся где-то по 600 скользким ступенькам вниз. Потом надо пробраться через узкий проход. Теперь мы поняли почему наш гид такой щупленький мальчик, лет 16. Мы возвращаемся, 600 ступенек вверх, и нам больше ничего не хочется. Пещера описана в путеводителях. Были там и туристы-марокканцы. Но они спускались где-то на 50 ступенек и любовались видом вниз. Менеджер уговорил нас спуститься ниже (и заплатить больше конечно . Но по технике безопасности им нужно вообще запретить вообще этот спуск.
На видео можно видеть как кемпер Химер едет по этой горной дороге
http://youtu.be/jUnKZVuuYG0 химер
29 октября
лагерь у горы Иблане-лагерь вдоль дорги Н19
Прощаемся с российский экипажем. Родина зовет . Экипаж хотел ехать с нами до Феса, но мы настояли что-бы побыть с нашим клубом еще одни день, чтобы увидеть великолепные горы Марокко.
Спуск с гор. Туристов нет совсем. А жаль. Марокканцы приветливо машут. Некоторые пытаются остановить, обычно что-бы попросить сигарет. Знаками показываем что не курим. Они понимающе кивают и идут дальше своей дорогой. Как и везде в Марокко, проблем с дизелем нет. 80-90 евро центов.
Лагерь в пустынной местности. Сигнала телефона нет.
30 октября
лагерь вдоль дорги Н19- лагерь Фигуиг
Направляемся к Алжирской границе. Сегодня три полноприводных кемпера поедут по оффроду, вдоль границы с Алжиром. Остальные по асфальту направляются к кемпингу Фигуиг, городок расположенный прямо на границе.
Спускаем колеса. Оффроуд дорога вдоль границы мне лично показалось одной из самых красивых дорог в Марокко. По этой дороге не встретили ни одной машины. Хотя мы подозреваем что ее и ее ответвления часто используют контрабандисты. У нас был GPS трек этой дороги, так что с небольшими изменениями мы следовали ему.
Дорога каменистая. но в определенный момент подходим к высохшей реке. Изучаем реку и решаем форсировать ее. Сначала МАН. Набираем скорость и практически без проблем проходим пески. Затем Мерседес-1. В определенный момент, кемпер почти застрял в песках. Чуть назад, и затем вперед, и машина сама себя вытащила. Со второй машиной пришлось повозиться минут 20 – разгрести песок, проехать назад, выбрать другое место перехода и все машины на другой стороне.
Мерседес кемпер №1
http://youtu.be/EUlO6e-v-8A
Мерседес кемпер №2
http://youtu.be/M1akV1t-6EQ
10 минут, и мы у другой реки. Без того что-бы проверить что и как, форсируем и эту реку. И конечно, как же без этого – застреваем и мы в песках. Очень даже глубоко. Что делать? Копать конечно. После того как мы переместили более 4 кубов песка, ложим алюминиевые платы (? не уверена что это по-русски) и пробуем проехать дальше. Проезжаем метров 5-7 и.... 10-ти тонами застреваем еще глубже. Опять копать. Теперь мы видим что чем глубже копаем тем влажнее становиться песок. Докопались до воды. Продолжать копать нет смысла – одним нам не выбраться. Звоним (хорошо что есть связь!) нашей группе, которая сейчас в Фигуиг, в кемпинге. Они созваниваються с марокканской полицией. Нам передают телефон и мы напрямую связываемся с полицией. Объясняем ситуацию (по-французски). Передаем наши GPS координаты. Помощь будет через час.
Темнеет. Все три машины включаем фары, мотор заведет у все трех – что-бы нас издалека видеть. Ждем. Подъезжает марокканец на мотоцикле. С трудом объясняемся. Он часто звонит кому-то. Понимаем что он созванивается с полицией, и докладывает с места обстановку – какая машина застряла, где, как ситуация и т.п.
Через полтора часа приезжает полиция с грейдером. Шофер грейдера хочет показать класс и почти сам застревает. Крепим трос (скорее веревку). Грейдер тянет и веревка лопается. Складываем веревку вчетверо и грейдер опять тянет. Кемпер практически вылетает из своего песочного капкана. Ура!
Застряли часов 7 вечера. В 10 часов вечера мы уже свободны. Хотели заплатить. Но офицер полиции принципиально отказался. Спасибо марокканцам.
На видео можно видеть спасательную операцию Качество видео плохое так как в темноте мой телефон не очень охотно снимает.
http://youtu.be/ydmXb8rOvlU
У нас был GPS трек этой дороги с 2012, то есть кто-то проехал по этой дороге в 2012 г. Но за прошедший год марокканцы достроили дам в том регионе. В том месте где мы застряли, высыхающая река начала поднимать свои подводные воды – с виду один сухой песок, а на самом деле, под ним – вода.
31 октября
лагерь Фигуиг - лагерь Менгуб
Так как вчера спасательная операция благополучно закончилась, сегодня мы продолжим наш оффроуд. Уже по дороге по которой мы уже прехали в прошлом году. Дорога проходит по долине которую мы прозвали долину кочевников. Остальная часть группы, едет по асфальту. К концу дня, вся группа подъезжает к запланированному лагерю. Как обычно каждый участник обмениваться своими впечатлениями. Вроде всем нравиться альтернативный тур по Марокко. Среди участников есть которые были в Марокко, а есть что и первый раз. Некоторые должны еще привыкнуть к тому что ночевки не всегда запланированы в кемпингах, и соответственно более рационально использовать возможности своего кемпера как то душ, туалет, электричество, холодильник и др.