Летом 2007г вариантов, где спрятаться от холодов в начале 2008 г, было много, однако к моменту принятия окончательного решения (к началу ноября) все они по разным причинам (в том числе самым невероятным) отпали. «А не съездить ли нам еще раз в Африку?» - предложил я жене. Она внезапно согласилась.
В Африку мы уже ездили в прошлом году (даже отчет написали - лежит у меня в профайле). Поездка прошлого года показала, что в Африку ездить можно (и нужно!), что ездить там не страшнее, чем в России, что проблемы там если и есть, то они решаются также, как и в иным частях света, ибо люди там живут ну точно такие же (2 руки, 2 ноги, 1 голова и далее по списку), только черные. К сравнению с прошлым годом я буду прибегать часто, ибо в этом году (по сравнению с прошлым) начальная и конечная точки маршрута остались без изменений (Питер-Банжул), а поменялся только сам путь.
В октябре кинули клич в интернет о том, что приглашаются попутчики — но никто не отозвался. Значит едем вдвоем.
В этом году мы собрались ехать в Африку не на «Ниве» как в прошлом году (на «Ниве» мы уже ездили), а на легковом авто. Покупать его планировалось в Берлине, а кратчайший путь из Питера в Берлин - через Прибалтику. И двигаться из Берлина к Гибралтарскому проливу лучше не через Париж (как мы ехали в прошлом году), а бОльшей частью по Германии (по дорогам А9, А6 и А5), затем по Франции (автострады А6, А7 и А9) и, наконец, по Испании вдоль побережья Средиземного моря. В качестве промежуточных остановочных точек были выбраны испанские Валенсия и Гранада. Первая — из-за того, что этот небольшой город расположен на удобном для нас расстоянии от Берлина и удобен для дневного осмотра (не велик и не мал), вторая — из-за того, что мы решили посетить знаменитую Альгамбру, оставленную нами без внимания в прошлом году.
Если в прошлую поездку мы достаточно много поездили по марокканской глубинке, то в этом году, напротив, в Марокко мы хотели посмотреть только Танжер и Касабланку и вообще двигаться по Марокко кратчайшим путем вдоль атлантического побережья.
Маршрут от Агадира до мавританской границы по Марокко и Западной Сахаре изменить тяжело — там открыт всего 1 открытый погранпереход и (де-факто) одна дорога одна дорога к нему. А вот в Мавритании планировалось заехать в Нуадибу, а оттуда двинуть вдоль железной дороги в Атар. Впрочем этот пункт находился под сомнением — дороги там нет, только писта (по сообщениям на буржуйских форумах), а насколько она проходима на недоприводе — никому не ведомо. Кто-то уверял, что там ходят даже кемперы, кто-то вообще отговаривал туда соваться.
Далее путь в любом случае лежал в центр и столицу Мавритании — Нуакшот. Оттуда (опять-таки) было 2 пути в Сенегал: знакомый (через погранпереход Диама около Сент-Луиса) и нами еще не пройденный (через Мали). Первый известен живописной дорогой по национальному парку и злыми мавританскими «махновцами» и алчными пограничниками и таможенниками. Второй более длинный, ничем особо выдающимся не отмечен, но 1) мы по нему еще не ездили, 2) по слухам беспроблемен с точки зрения границ и таможен. Вот только ехать напрямую из Мавритании в Сенегал там не получиться (граница проходит по реке Сенегал, через которую нет ни мостов, ни паромов) - надо делать крюк через Мали, для чего необходима малийская виза. Сделать эту визу в Москве не получилось (об этом ниже) и значит наш маршрут зависел от того, сумеем ли мы получить эту визу в Нуакшоте.
Далее в любом случае предполагалось двигаться в сторону сенегальской Тамбакунды и национального парка Ниоколо-Коба, отзывы о котором в интернете весьма противоречивы: от полного восторга до пожелания посетить какой-нибудь зоопарк, ибо в зоопарке интереснее. При наличии времени и желания можно было бы еще заехать в «старну Басссаи» на юго-востоке Сенегала, а далее предполагалось двигаться на Запад — в сторону города Зиганчер и дельты реки Касамансе. Далее въезд в Гамбию, продажа машины, переезд в Дакар, откуда хотелось съездить на остров Гор и Розовое озеро — культовое место, близ которого финишировало ралли Париж-Дакар.
Далее планировалось переместиться на острова Кабо-Верде, оттуда в Португалию и далее лоукостом EasyJet в Берлин. Правда возникла проблема с билетами из Дакара на Кабо Верде, ибо достучаться из Питера ни до Кабо-Вердийских авиалиний, ни до Сенегал Аирлайнс не получилось. В связи с этим были я купил только 2 билета на Изиджет (за 30 Евро за пару — на распородаже), а остальные билеты планировалось докупать «по ходу пьесы». Как запасной рассматривался вариант с возвратом из Дакара в Берлин Иберией (мы летели так в прошлом году) — дешево и сердито.
Для осуществления плана требовалось 4 визы: помимо Шенгена нам надо было получить визы Мавритании, Сенегала и Мали (королевство Марокко для россиян безвизовое). С Шенгенской визой у нас проблем не было — спасибо соседям-финнам за полученную без проблем многократку. За получение мавританской визы спасибо Алексею Меньшинину (ака М4) — он оформлял визы для своей группы и заодно разобрался с нашими документами. С сененгальцами мы немного повоевали ( http://wwwboards.auto.ru/travel/744518.html ), но результат в итоге был положительный. А вот с малийцами даже повоевать не получилось — за 2 моих визита в посольство-консульство мне так и не удалось увидеть консула: то она была у зубного, то уехала на Родину... Оставалась надежда на получение этой визы в Нуакшоте.
Езда одной машиной вдвоем в Африку накладывает некоторый отпечаток на количество и характер вещей, которые мы планировали взять с собой. Нет, я, конечно, тоже сторонник аргумента, что надо взять с собой побольше денег и решать все возникающие по дороге вопросы с их помощью. Только в Африке с этим есть нюансы — например, вряд ли деньги помогут в добыче бензина по дороге из Нуадибу в Атар или воды в том же регионе. Посему мы запаслись с собой едой на 10 дней (с запасом), взяли с собой по паре канистр для бензина и воды. Помимо еды была куча хозяйственных мелочей — список был внушительный. Откапыванию нас и авто из песка должны были способствовать БСЛ (Большая Совковая Лопата) и 4 санд-трека, изготовленных из фанеры. Для приготовления еды у нас собой была горелка CampingGaz с 3мя баллонами, а качестве совсем резервного источника огня — собранная умельцами с моей работы из алюминиевых уголков мини-печка (под размер нашей кастрюли и чайника) и полиэтиленовый пакет с напиленными в размер этой печки дровами. Помимо фонаря для добычи света мы могли использовать фонарь типа «Летучая мышь», купленный в Финляндии за пару (2) евро.
Спасибо прошлогоднему опыту - взятые нами с собой личные вещи были (в основном) «африканскими», т.е. такими, которые ехали только в одну сторону. Их не жалко было выбросить, подарить, поменять на что-угодно, а главное — их не надо было стирать и можно было оставить ровно в том месте, где они начинали считаться несвежими. Т.е. «туда» мы везли на машине неограниченное количество вещей, которое к моменту нашей посадки в самолет уменьшалось до вполне разумных пределов по объему и весу.
«Африканскими» же были видавшая виды палатка «Lafuma Akadia» (увы, настала пора менять старушку), надувной китайский матрас «no name» с насосом и пара спальных мешков.
Для связи с внешним миром помимо пары своих мобильников мы взяли во временное пользование у Саши Николаича спутниковый телефон «Thuraya». Для уменьшения расходов на связь в Европе была куплена туристическая сим-карта ГудЛайн.
Ну и, наконец, авто. В прошлом году в нашем автопробеге участвовало 2 авто Рено-19 — оба доехали до Гамбии без особых проблем. У меня есть немалый опыт эксплуатации этих автомобилей — я представляю, что и как в них может случиться. Невысокая цена, достаточное предложение в Германии — и я решил не испытывать в африканских условиях Форд Эскорт или Опель Астру. Популярные Гольфы за те же деньги предлагались года на 3 постарше, ездеющих Мерседесов за 500-700 Евро никто почему-то не предлагал. С тем я и начал в ноябре искать свое авто на сайте www.mobile.de.
Как оказалось конец января — далеко не лучшее время для покупки авто. Для начала в начале декабря из продажи исчезли все дизельные машины. Затем начало сокращаться предложение и, в итоге, к моменту покупки в кандидатах числилось всего 2 автомобиля. С другой стороны — на нас автомобилей хватило.
Ну с подготовкой закончили.
1.На Берлин!
Старт был назначен на утро среды 23 января. До Берлина от Питера 1600 км, т.е. сутки пути для автомобиля с двумя водителями. Вторую половину четверга и утро пятницы мы должны были потратить на поиск и оформление авто.
Ну а на деле же все вышло иначе: стартовать нам удалось только в среду вечером. Плюс позднего старта обнаруживался легко — границу с Латвией нам предстояло пройти ночью со значительно меньшими потерями времени. Минусом было то, что у нас на покупку машины оставалось только утро пятницы.
Дорога до границы если чем-то и запомнилась, то только отсутствием какого-либо трафика. Да еще километрах в 5 от границы увидели велосипедиста, двигающегося в 3 часа ночи по снегопадом по скользкой дороге в сторону государственной границы (его задний котофот мы сначала приняли за столбик, ограничивающий дорогу). Проехали по платной дороге, у самой границы заплатили денежку — и вперед, за рубежи Родины.
На границе кроме нас была только Ауди с питерскими номерами, но перед российским шлагбаумом нам минут 15 постоять пришлось. Когда перешли к осмотру багажника таможенник слегка обалдел, увидев наши коробки с едой. Пришлось демонстрировать еще и палатку со спальниками. «А здесь у вас что?» - поинтересовался он, указывая на один из пакетов. «Мужик, не поверишь... Дрова!» - «Не верю. Показывайте». Открываю пакет, в котором лежат аккуратно напиленные в размер дрова. «Проезжайте».
На латвийской стороне тот же досмотр, те же вопросы. «Ну конечно, вы же думаете, что в Латвии нет продуктов — вон сколько с собой набрали» - «Мы не в Латвию» - «А-а-а, вы думаете, что в Европе нет продуктов!» - «Мы не в Европу» - «Но магазины есть везде!» - «Не везде» - «Ну скажете, скажите мне хоть одно место, где нет магазинов» - «Сахара» - «И на этой машине вы поедете туда?» Спорить с ним лень, ибо ночь. Да тут он еще и прицепился к моему международному водительскому удостоверению — у меня уже 2 года нет нормальных прав, езжу с времянкой по России и с МВУ за рубежом. Теоретический спор быстро свелся к аргументам «А вот я тебя сейчас задержу» со стороны латыша. Я молча посадил за руль Оксану — конфликт исчерпан. Едем дальше.
Дальше Латвия и Литва — кратчайшим путем к Берлину. Дороги хорошие, снега нет. КПП на границе Латвии и Литвы пуст, а вот дальше (в полукилометре) стоят полицейские и записывают данные всех иностранных автомобилей — даже маленькую пробку ночью умудрились организовать.
Литва, рассвет и, уже позавтракав в кафе на заправке и залив полный бак еще дешевого литовского бензина, въезжаем в Польшу.
КПП пуст, никто ничего не пишет, но в километре от границы авария — в кювет ушел автовоз с новенькими Ниссанами. Потеря получаса оказалось первой на нашем пути.
Далее Сувалки. Автороут (и 2002, и 2007) рисует дорогу от этого городка в сторону Берлина по трехзначным дорожкам. Перед поездкой Сергей Тихомиров (ака TSN) советовал мне держаться ближе к Варшаве, но я его не послушал — очень зря! Ибо по трехзначным польским дорожкам хорошо, наверное, ездить теплыми летними днями, но никак не зимой под жутким снегопадом. Количество машин в кюветах не поддается описанию.
Кстати об автороуте. У меня есть тост: что бы создатели автороута попутешествовали бы по Восточной Европе с его помощью! Когда эта сволочь (автороут 2002) в прошлом году согнала нас с автобана на подъезде к Белграду и отправила в сторону румынской границы мелкой лесной дорожкой — это было смешно, ибо была весна, был день, светило солнышко и нам на встречу попадались местные, взирающие на нас с (мягко говоря) удивлением. Но когда в этом году в Польше автороут погнал нас по дороге для лесовозов ночью в глухом лесу под проливным дождем — это было ни разу не смешно. Так что если кто-то лично знает создателей этой чУдной (для Восточной Европы) программы — передавайте им наш пламенный «превед». С другой стороны — по Европе Западной к программе нет ни одной претензии.
В итоге, в Берлин мы добрались только к глубокой ночи.
Здесь нас ждал еще один неприятный сюрприз. Остановиться мы планировали в Этапе около аэропорта Шоенфельд, однако о существовании такой гостиницы никто не знал: ни служащие аэропорта, ни полицейские. Не помог даже адрес. Автороут молчал как партизан — и мы отправились по отелям вокруг аэропорта. Где-то не было мест, где-то было жутко дорого — вообщем крутились мы в поисках ночлега больше 2 часов. В итоге остановились в 4звездочном отеле около пересечения дорог А10 и 96 — за 80 евро номер предоставили в наше распоряжение на целый день. На том мы легли спать в пятом часу утра. Встреча с хозяином авто ждала на в 10 — хорошо, что ехать до места встречи нам надо было не более получаса.
Место встречи нашли быстро. Посмотрели машину — никаких претензий: обычное немецкое авто, все чисто и аккуратно. Недостаток один — немного тронутые коррозией арки задних колес, но это проблема всех Рено-19 (еще 1 недостаток обнаружился позже). Двигатель 1,4, комплектация простейшая (без электрических стеклоподъемников, центрального замка и какой-либо сигнализации), но в моторном отсеке «хочется жить» — настолько там все вымыто и начищено. Объявленная цена — 700 евро, надо бы поторговаться, но не хочется: настолько нам понравился этот автомобиль.
Я так просто пишу: «нашли автомобиль...», «поехали купили...». Фиг бы мы что-нибудь купили (особенно с учетом нашего цейтнота), если бы не берлинский житель Леонид. Помимо того, что он рассказал нам кучу всяких интересностей и полезностей про покупку авто, он еще и помог нам и в переговорах немцем (собственно — он их и провел), и в оформлении машины, и даже в покупке рамок для наших новых номеров. С учетом того, что на немецком ни я ни супруга совсем никак (кроме «Хенде хох» и «Гитлер капут» ничего не знаем) — фиг бы мы договорились и с берлинцем, и в заведении, выдающем номера, и не надо тешить себя иллюзиями, что жители цивилизованной Европы владеют каким-нибудь иностранным языком. Да и свою машину мы оставили в Берлине у Леонида под окнами. Без Лени наша поездка просто не состоялась бы.
Не могу не упомянуть еще одного нашего помощника. Диспетчеру Константину (который с помощью СМС-сообщений помогал участниками прошлогодней поездки в Африку собраться вместе) так понравилось это занятие, что в этом году мы по пути в Африку продолжили переписку с ним, хотя собираться нам ни с кем было не надо. Иногда я буду приводить отрывки из нашей СМС-переписки.
Контора, выдающая транзитные номера в Берлине, в пятницу принимает до 12.30 (хотя работает до последнего посетителя, получившего к 12.30 свой номерок в автомате). Мы успели — и к 4 часам дня у Рено-19 был новый владелец, новые документы, новая страховка и новые номера. Его багажник был загружен «под завязку» всякими полезными вещами. Именно на нем мы и приехали к нашей берлинской гостинице, оставив в своем автомобиле зимние куртки.
Из СМС-переписки с Питером:
Мы: «Купили авто в Берлине»
Константин: «Немецкое?»
Мы: «Ja, Ja»
Мы: «Рено-19»
Констанитин: «Красное?»
Мы: «Нет, мы едем в мусульманские страны, поэтому авто зеленое»
Константин: «Ясно. Что бы в траве было не видно»
Мы: «Откуда трава в Сахаре?»
2.Европа: Берлин-Гибралтар.
Пообедали, поспали часа 3 — и в путь. Автобаны почти освободились от потока машин и ехать по ним — одно удовольствие. В прошлом году (мы даже не стали об этом писать, боясь что нас «закидают тазиками») самым большим разочарованием от поездки были именно немецкие автобаны. Нам как-то не повезло: то мы попадали в их ремонт, то в метель (под Гамбургом), то в жуткие пробки (по поводу аварий и «часа пик»). Вроде и неплохие дороги — но мы так и не почувствовали в прошлом году никакой их прелести. Просто не повезло. А в этом году повезло. Шли ночью, но идеальное покрытие вместе со столь же идеальными разметкой и указателями не давали не малейшего шанса усомниться, что мы в Германии. Нет, платные французские автобаны (на них мы выехали утром) тоже неплохи, но они не столь безукоризненны, как немецкие. Впрочем дорогам в России и до немецких автобанов, и до французских...
О чем это я?
Утром мы были уже во Франции. Траффик заметно увеличился — вся Европа (от Швеции и Норвегии до Польши и Чехии) ехала кататься на горных лыжах. В придорожных кафешках (в т.ч. в той, где мы завтракали) народу было много, но обошлось без очередей. Я хотел сделать крюк, чтобы полюбоваться на мост в Millau (знатоки так и не пришли к единому мнению, как это будет по-русски http://wwwboards.auto.ru/travel/630876.html ), но с утра по пути следования был туман — и делать просто крюк мы забоялись. Кстати туман был благом, ибо до него (ранним-ранним утром) над дорогой была изморось, оставившая замысловатые сосульки на боковых зеркалах и норовившая сесть тонким слоем льда на лобовое стекло (про дорогу не хотелось и думать).
У автомобиля обнаружился второй недостаток — на скорости больше 90 км/час глушитель начинал биться об днище. А я по наивности подумал, что резинки для подвески глушителя в бардачке — это просто немецкая предусмотрительность. Нет! Оказалось, что их действительно надо заменить. Впрочем, не скажу, что эти глухие удары нам очень сильно мешали. Забегая вперед скажу, что резинки мы поменяли значительно позже, уже в Марокко.
На подъезде к Средиземному морю стало заметно теплее — градусов 18-20. В этом году в Европе было заметно теплее, чем в прошлом — это мы заметили по себе.
Закат мы наблюдали около Барселоны. В Валенсию приехали когда уже стало темно. 2200 км мы проехали за сутки (чуть меньше) — разительный контраст с 1600 километрами российско-латвийско-литовско-польской территории, которые мы ранее преодолели за 28 часов.
В Валенсии в первые пару отелей в центре заселиться не удалось — и мы поставив машину на подземную стоянку пошли искать свой ночлег ногами. Первым же попавшимся на нашем пути отелем оказался «Алказар» - я заприметил его в интернете задолго до поездки. В нем и остановились — 60 евро за простой дабл в гостинице, которой лет 300. Машину поставили на тротуар около отеля (так делали все местные) — и, совершив легкую прогулку по окрестным кабачкам, отправились спать. Кстати к вечеру в Валенсии погоды стояли изумительные - + 14. Об этом мы сообщили в Питер.
Из СМС-переписки с Питером:
Мы: «Валенсия. +14. И не надо ничего отвечать»
Константин: «+1. Завидуем молча»
Утром обнаружилось, что машины местных, стоявшие накануне рядом с нашей, разъехались и Рено-19 стоит на тротуаре в одиночестве. Фиг бы с ним, если бы не 1 обстоятельство — у нас было выбито пассажирское стекло и выдернута магнитола (точнее, вполне приличный CD-MP3-плейер с приемником). Кроме нее из бардачка дернули фонарик-налобник, но больше ничего не пропало, благо салон был практически пуст. Повезло, что местные (или не местные) придурки не заметили, что на полке около заднего стекла лежат 2 блока сигарет «Кент», а то Оксана осталась бы на всю поездку без курева.
Ну — что делать? Сели и поехали искать ремонт. Нашили один, но толку от него оказалось ноль — в воскресенье он работал до часу дня, а очередь там выстроилась большая: выбивание стекол в Валенсии,как я понял, вполне работающий бизнес.
Нам не повезло в том, что отремонтироваться мы хотели в воскресенье. Какие там авторемонты — в городе не работало вообще ничего, кроме кафе и аптек. Я хотел зайти в инет и посмотреть какие-нибудь горящие предложения отелей — мы кружились минут 40 и так и не смогли обнаружить ни одного работающего интернет-кафе. В итоге заселились в «Valencia Hotel Centre» - расположенный совсем не в центре 4звездочный отель с подземным паркингом (у 3-хзведочных отелей паркингов не было, да и у 4зведных они были далеко не у всех), заплатив за ночь 92 евро. Авто поставили разбитым стеклом вплотную к стене под видеокамеру, бросили вещи в номер и отправились гулять по городу.
На старости лет нам (я думаю) ни разу не будет жалко одного дня жизни, проведенного в Валенсии. Не знаю, хочу ли я вернуться туда еще раз. Но в Валенсии все (на наш взгляд) гармонично — от парка рядом с местным ультрасовременным океанариумом до средневекового Кафедрала, возле которого мы оказались уже ближе к вечеру. Надо признать: тот, кто распоряжается нашими судьбами решил дать нам день спокойного отдыха после наших гонок по Европе (на маршрут Питер-Валенсия у нас ушло менее 72 часов с покупкой машины в Берлине) — и у него это получилось.
Утром предприняли вновь попытку вставить стекло — поехали в посещенный нами накануне сервис «CarGlass». Индейское жилище. Как и накануне, нам сказали «Маньяна» (завтра). Машина-де старая и стекла на нее хранятся на складе и в место установки его надо везти. К тому же машин было намного больше вчерашнего — накануне проиграла местная футбольная команда «Валенсия» и у стекольщиков значительно прибавилось работы. Но мои объяснения, что «маньяна» я должен быть в Гранаде дали неожиданный результат: мне сказали, что мне вставят стекло завтра в Гранаде, ибо «CarGlass» - контора, работающая по всей Испании. А что бы доехать до Гранады мне сейчас вставят на место выбитого стекла пластик. Это меня полностью устроило, несмотря на то, что за пластик попросили 30 евро. Не, можно было, конечно, воспользоваться старым дедовским способом и затянуть окно полиэтиленом и скотчем (и то, и другое было с собой), но это 1) не эстетично, 2) шумит, 3) через него плохо видно. Да к тому же я не представлял, как отнесутся к этому русскому сюрреализьму местные дорожные полицейские — вдруг это нарушение местных обрядов или с этим нельзя ездить по местным автобанам. А так за 15 минут (после полутора часов переговоров) нам вставили в проем кусок оргстекла, да так лихо, что была мысль вообще с ним и ехать дальше. Может и поехали бы, но это (к сожалению) не опускалось...
Из СМС-переписки с Питером:
Константин: «Ну как там у вас?»
Мы: «Светит солнце и растут кактусы»
Поехали и засветло добрались до Гранады. Приехали в автосервис, объяснили, кто мы (про нас им уже сообщили) и попросили оставить машину у них вечером. Ремонтники согласились, но предупредили нас, что готова она будет только к обеду — на осмотр Альгамбры у нас освобождалось полдня. К тому же была решена проблема с парковкой. Мы быстро съездили в центр, нашли себе отель (непритязательный отель «Низа»), бросили вещи, и, отогнав машину в ремонт, отправились гулять по уже вечерней Гранаде.
Гранада — это наша любовь, отчаянная и безответная, любовь с первого взгляда. В самом ее центре можно запросто заблудиться (у нас это почти получилось) — как в медине какого-нибудь арабского города, хотя совсем рядом (в том же центре) расположены и средневековые кварталы с вполне себе параллельно-перпендикулярными улицами. Альгамбра впитала в себя все величие дворцов восточных правителей, изложенное (по-европейски) в камне, а сады Хенералифе обрамляют это великолепие, настраивая на (по-восточному) неторопливый философский взгляд на жизнь. Кафедральный собор монументален и величествен в любую погоду и в любое время суток. И даже китайцы — продавцы в ночных магазинчиках в центре — спокойны и (вполне по-испански) неторопливы.
С утра отправились в Альгамбру, предварительно оставив свои вещи на ресепшене отеля. По Альгамбре можно гулять долго, и мы едва успели к 14 в «CarGlass», чтобы забрать машину из ремонта (зимой с 14 до 16 в Испании cиеста). Мастер смены (единственный, кто мог изъясняться на английском) сам вдруг сделал нам скидку — стекло с работой обошлось нам в 77 евро вместо 86. За это мы подарили ему русский сувенир (маленькую бутылку водки) и, сделав круг по Гранаде (заодно забрав вещи и пообедав), отправились в сторону Гибралтарского пролива.
На подъездах к Альхисерасу нам начали попадаться киоски, торгующие билетами на паромы через Гибралтар. Остановившись у одного из них я начал пытать торговца про билеты из Тарифы в Танжер. Озвученный ценник - машина и 2 пассажира в одну сторону 140 евро, скидок нет. Но! Если надо подешевле — есть паром из Альхисериса в Танжер, который отходит через 25 минут и стоит 90 евро. Только он не скоростной, идет (по словам торговца) больше часа (против 35 минут у скоростного парома Тарифа-Танжер). И паром из Альхисериса, и паром из Тарифы отправляются через 25 минут, но до Альхисериса мы успеваем доехать, а до Тарифы вряд ли — а значит парома из Тарифы нам ждать еще 2 часа. Значит идем из Альхисериса, тем более, что уже темнеет и никаких красивых видов понаблюдать не удастся.
За 10 минут доезжаем до порта, за 5 минут проходим таможенные и пограничные формальности. Подъезжаем к парому и стоИм еще минут 20 в ожидании, пока его загрузят контейнерами, и еще 10 — пока загрузятся фуры. Наконец, очередь доходит до нас и еще примерно 10 легковых авто, скопившихся на причале. До свидания, Европа!
3.Марокко
Паром отходит еще в то время, когда мы только поднимаемся с автомобильной палубы наверх. Тут же милая девушка настоятельно зовет всех пройти марокканский паспортный контроль (контролер сидит в одном из помещений на пароме). Мне в паспорт ставят штамп с номером визы и датой въезда, а Оксане — только дату въезда: номер визы у нее есть с прошлого года, он не меняется у человека в течении жизни (человека или его паспорта — выяснить не удалось, ибо здесь все уже говорят только по-французски).
Идем час, полтора, два. Что-то Танжера не видно даже на горизонте! Спрашиваю у персонала когда мы прибудем в Танжер, ответ — через 50 минут! Гадский билетоторговец! Не, я конечно рад экономии 50 евро, но 3 часа болтания по проливу... Знали бы — взяли бы с собой хоть чтиво какое-нибудь, а то маемся тут без дела. И не видно к тому же ничего: ни Европы, ни Африки. Заняться абсолютно нечем. Переписываемся с Питером.
Из СМС-переписки с Питером:
Мы: «Форсируем Гибралтар»
Константин: «Как водичка?»
Мы: «Вода — фигня, главное маневры»
Пришли, выгрузились. Минут 10 на причале на оформление машины — и мы выезжаем за ворота порта. Здравствуй, Африка!
Город явно арабский — несмотря на позднее время жизнь в нем еще кипит (не то, что в Европе, где в это время улицы по будням уже пусты). Сделав круг по центру, останавливаемся в маленьком отельчике «Holland», где за 25 евро нам предоставляют местный сьют с удобствами в номере и 2 двуспальными кроватями. Есть окно, выходящее в какой-то двор. Номер по площади намного больше, чем номер в 4звездочном отеле в Валенсии (но это так, к слову).
Вечером мы еще успели немного прогуляться по городу и купить по очень вкусной шаверме — вкуснее я ел только в Сирии. Оставив осмотр города на более светлое время суток пошли спать.
Часов в 5 утра местного (8 Московского) где-то рядом закричал петух. Прокричал 3 раза и замолк. «Зовет на утренний намаз» - посмеялись мы. Смеялись зря: через полчаса петух снова начал кукарекать. Кричал он очень ритмично — у нас в какой-то момент сложилось впечатление, что это просто механическая игрушка. Жывотное не унималось около получаса — у нас появилось непреодолимое желание поесть сегодня куриного бульона. А всего-то надо было с вечера выглянуть в окно и выяснить, что оно выходит во двор обычного жилого дома... Лучше бы оно выходило на улицу!
Несмотря ни на что мы выспались и, проснувшись и собравшись, отправились в город. Не могу сказать, что Танжер нас поразил — скорее не разочаровал. Да и вообще в этом году Марокко нас не поразило — после прошлогоднего посещения Феса и Маракеша и поездок по горам на севере и из Маракеша в Агадир впечатления остались гораздо сильнее.
Побродив по медине (около которой мы купили фонарик взамен украденного и заменили резинку глушителя — мастер не поднимал авто, а нырнул под него и за 2 минуты справился с задачей) и поездив по окрестностям мы выдвинулись в сторону Касабланки.
Проехав Рабат и не найдя на местном платном автобане ничего, похожего на кафе, мы решили остановиться и устроить себе обед самостоятельно. Заодно надо было проверить работу газовой горелки и обновить наконец-то кастрюли и посуду. Нашли полянку около дороги, приготовили еду. Успели поесть, вымыть посуду и сложиться — и только тогда около нас остановилась машина местной ремонтной службы: в их задачу входит немедленное оказание помощи машинам, остановившимся на автобане. «Немедленно» в нашем случае продолжалось минут 40.
В Касабланку приехали уже затемно. Долго кружились по центру в поисках дешевой гостиницы, ибо ценник за недешевую начинался от 90 евро. В итоге нашли отель «Виндзор», где и заселились за 35 евро за дабл с завтраком, и, как обычно, отправились бродить по улицам.
Наверное я соглашусь с теми, кто утверждает, что самое красивое в Касабланке — название. По крайней мере центр нам не понравился совсем — преимущественно европейская застройка, широкие и круговые развязки на них, что приводит к пробкам, ибо кто ж заставит марроканца уступить дорогу другому автомобилю...
Двойственное впечатление оставила и мечеть Хасана II — вторая по величине мечеть мусульманского мира (больше нее только мечеть в Мекке). С одной стороны — сооружение не может не вызывать восторга своими грандиозными размерами. Да и внутри (туда мы попали утром) пространство украшено всякими «восточными штучками» (ковры, резное дерево, инкрустации и т.п.). С другой стороны — ну не хватает всему этому души, все выглядит «просто круто». Может, конечно, это оттого, что мы были там практически одни (кроме человек 10 туристов внутри были только немногочисленные служащие, даже не священнослужители), а может оттого, что мечеть еще очень молода (ей менее 10 лет) — нам того не ведомо.
Расположена мечеть на самом берегу океана. Переняв опыт морского вокзала в Питере, входные двери в нее сделаны из титана — для того, что бы не ржавели на соленом ветру. Дверей много, размеров они огромных; титан, наверняка, российский...
В Касабланке мы еще успели установить в машину штатную магнитолу взамен украденной в Валенсии: магнитолу дал нам немец при продаже и мы, наконец-то, выкроили полчаса для того, что бы найти человека, который за 5 минут нам вставит ее место.
Из Касабланки двинулись на юг. Автобан в сторону Агадира довольно скоро сменился простой двухполоской. Впрочем ехать совсем не напряжно, ибо траффика днем почти никакого.