Вот все-таки решил написать кратенький отчет о своей поездке в Танзанию. Точнее сказать, даже не отчет, а так, краткие технические сведения о тех уголках страны, которых я практически не нашел на форуме.
Может, кому будет полезно для составления будущих маршрутов автомобилистов. Хотя вряд ли найдется много таких путешественников.
В общем, скажу сразу, что поездка не удалась (даже не думал, что такое вообще бывает – столько проблем, и все за одно путешествие). Был изначально запланирован сложный маршрут на очень короткое время, что уже является ошибкой.
План был проехать по Танзании от Аруши до озера Танганьика именно по земле на автомобиле. Уж очень хотелось посмотреть мне на него, Великий рифтовый разлом, да и вообще сам маршрут неизведанный особо. А за месяц до поездки, еще прочел статью про исследовательницу шимпанзе Джейн Гудолл и про заповедник Gombe Stream National Park, расположенный в самой, так сказать заднице страны. Ну, вот и появилась еще одна цель. Плюс место встречи Ливингстона и Стенли. Короче все пути сходились в Кигому – городишко на берегу Танганьики.
Потом оттуда до Серенгети, ну и Занзибар, так для галочки. И на все про все 10 полных дней! Галочку так и не поставил…
- Загружается GPS трек...
- track_949269
Опишу лаконично в хронологии.
Итак: январь 2012. Прилет в Найроби утром Катарами. Переезд до Аруши на автобусе, билетики приобрели на шатл прям в аэропорту. Граница перешли за час. К обеду прибыли в Арушу. Город не понравился, шумный, хаотичный, пробки даже есть.
Ничего заранее не бронировали. Поймали таксиста, чтоб он повозил нас по конторам аренды авто.
Совет! Оговорите сразу полную и окончательную сумму, если не знаете куда вас занесет на этом такси. Иначе, будет как у нас – траханье мозгов и рассказ о дорогущем бензине в Танзании.
Покатались по 3 местам. В итоге остановились в Fortes. На форуме есть отчеты, кто там уже брал машину. Фирма нормальная, предложили трехдверный Land Rover Defender 100$ без ограничения пробега, без водителя естественно.
Причем они настойчиво спрашивали маршрут, мы сказали, что только по Серенгети.
Совет! Не говорите, что поедите дальше, т.к. в этом случае навязывают страховку и вообще дают машины не охотно.
Взяли на полных 5 дней. Купили карту (еще поискать пришлось. Кругом карты Серенгети, а всей Танзании-хрен) и поехали. На ночь глядя.
Из Аруши выехать просто, дорога отличная, асфальт, машина дерьмовая, руль как-то свернут, тормоза хреновые – но едет, соточку держим. А нам больше и не надо. Стемнело быстро, машин практически нет.
Периодически проскакивают какие-то деревеньки, которых нет на карте, хотя у нас самая подробная, которая только была.
Выясняется проблема. Местные ни черта не понимают по- английски. Если произнесешь название города с нужным акцентом и ударением, то ты счастливчик, ну а если нет – значит будет куча народу и предложение всего, что у них есть.
Только не давайте карту им в руки – толку нет, зато время потеряно.
Но мы держим путь на Додому. Пусть по маршруту это дальше, зато там В3 асфальтированная, которая прет через всю Танзанию, от Дара до Руанды.
Доехали до Бабати. Тьма-тьмущая, какое-то местечко типа кафе, местные пьют пиво. На нас особо не реагируют, видимо потому что очень темно и цвет кожи едва различим – думают свои. Уселись. Меню нет, заказали просто Food и Tea. Была яичница и чай. В-последствии я понял, что все последующие дни у меня будут с сюрпризом, так как у всех кафе Food разный – где яишинка, где рыбка, где супчик. Спросили с дуру, правильно ли мы едем до Додомы у какого-то пьяного мужика в костюме, который на удивление отлично говорил на английском. Получаем ответ - нет! Показывает на дорогу до Сингиды, говорит, это отличная дорога, быстро доедите, сразу выйдите на В3. А до Додомы все в ямах и развалилась.
Поехали как он сказал. Время уже к полуночи. Съехали с асфальта на грунтовку и тут началось….
Друзья мои – это пи….ц! Я даже не знаю с чем сравнить…. Не с чем. Ямы огромные, колея кривая – то выше, то ниже. Это одна из самых ужасных дорог, которая нам попадалась. Едем часа 2, за это время не было ни одной машины, ни людей, ни деревень. Причем так: едешь, и вдруг дорога кончается, выходишь из машины, а она оказывается внизу метра на 3, а ты стоишь на горе какой-то. Тут проявил себя Defender - отличная машинка оказалась, с ухаба на ухаб.
Изначально план был такой. Чтоб не тратить время в пути, планировалось, что один ведет, а другой спит. Но в Defenderе места сзади 1 метр на 1.3 где-то. Валяться на железном полу, когда вся машина подпрыгивает – это жесть. Тут ни то, что бы не до сна, а как бы ребра не переломать.
Вот обнаружилась еще одна проблема. Дорога эта видимо идет где-то на высоте. И ночью опускается такой туман, что почти не видно даже капота. Короче с горем пополам мы доехали до Сингиды к утру и завалились спать: один сзади, другой спереди. Еще тогда у меня промелькнула забавная мысль, что помоюсь я, наверное, только на Занзибаре…
Утром разбудило палящее солнце в лицо. Умылись из бутылочки и двинулись в путь. Пейзаж интересный, но не особо живописный. Дорога опять асфальт, что радует.
Нзега. Опять какое-то кафе, бананы и омлет. Все подбегают, что-то кричат, зовут других и так все время. Школьники почему-то с матыгами.
Купили воды, заправились, поехали.
Путь держим до Кахамы. Круговое движение. Написано: Табора налево, Кахама прямо, вижу – грунтовка , Мванза направо, смотрю – отличный асфальт… Но как же так, если по карте до Кахамы асфальт.
Едем как написано, дорога опять, одно название.
Появляются развилки, коих нет на карте, в итоге петляли, петляли, потеряли 2 часа, заехали в какой-то тупик в какой-то деревеньке.
В итоге оказывается, что ехать надо на кругу направо километров 10, а потом налево по отличной асфальтовой дороге В3.
Далее великолепная дорога до Nyakanazi – это последний относительно крупный пункт перед границей с Руандой.
Кстати. Гугл дает кратчайший маршрут от Дара до Кигомы напрямик, через Табору. Но от Таборы до Кигомы дороги нет!
- Загружается GPS трек...
- track_692257
Машины встречаются единичные, и это главная трасса страны, стали появляться посты со шлагбаумами. Когда видят, что белые пропускают сразу, ничего не спрашивая.
К вечеру подъезжаем к Nyakanazi. Выбиваемся из графика уже на часов 8!
Тут надо упомянуть вот что. Дорога до Кигомы от Nyakanazi называется B8 – идет через несколько стран. Еще до отъезда прочел, что это самая опасная дорога в этом регионе, и вот почему. В Танзании она идет вдоль границы с Бурунди и Руандой. Местность тут уже гористая и лесистая. Расстояние между поселками больше 100 км. Так вот бандиты оттуда, переходя через границу прибегают на эту дорогу, тормозят с калашами всех кого не лень, грабят и все такое. В новостях читал, что остановили рейсовый автобус и расстреляли 8 человек.
Так вот, едем мы до Nyakanazi, навстречу машина, смотрю белый мужик!!! Я аж притормозил – не галлюцинация ли это от недосыпа… Смотрю, разворачивается и догоняет нас. Сигналит, моргает. Ну, тормозим. Оказывается Голландец, работает на фирму, которая дороги этим строит. Говорит - вы как тут оказались? Ну, мы ему, мол, в Кигому. У него отвисает челюсть, говорит, что ехать нельзя, вас прибьют там на дороге, а если нет, так дорога такая, что ночью все равно не проедите – ямы. А ехать больше 300 км. Предлагает переночевать у них в домиках, а утром уехать в Кигому или одуматься и двинуть назад. Но так у нас рушатся все планы, мы и так выбиваемся из графика, а о повороте назад даже думать не хочется.
Поужинали в кафе по соседству с козами и огромными птицами и решили все равно поехать.
Хотя бы посмотреть на дорогу, думаю. Но было обидно, что проехали столько и назад теперь. Итак, потихоньку – потихоньку мы поехали, пока солнце не село.
Сначала километров 30 ехали очень плохо – ямы огромные,
потом километров 50 нормально, ну и так до конца оказалось.
Ехали быстро, вел я на автомате. Сложность в том, что ночь, ветви деревьев аж над самой крышей свисают, в ямы стараюсь не попадать, хотя тряска жуткая. Еду по самому краюшку колеи, но меньше 60-80 стараюсь не сбавлять. Параллельно думаю, как машину потом сдавать… Хотя все мысли перебивает одна – вдруг сейчас передо мной возникает группа негров с автоматами, ведь пробить шины им ничего не стоит, а там кто нас найдет.
Доехали до Кибондо – первый промежуточный пункт, заправились, спросил, есть ли банды на дорогах, говорит – бывает. Ну уже лучше, думаю.
Едем дальше. Дорога стала еще и извилистая, местность гористая, по бокам глушь непроходимая. За целый час встречаем один встречный бензовоз.
Проехали километров 200 и тут приключается жуть. На очередной кочке у нас гаснут фары. То-есть вообще мрак в прямом смысле слова. Я по тормозам. Аварийка работает, габариты работают, а ближний и дальний нет. Тишина и темнота. А ехать то надо. Решили, что я веду, а друг светит фонариком вперед – то еще зрелище было. На часах 10 вечера, наша скорость 10-15 км в час.
С трудом докатываемся до Kasulu. Надо сказать, что населенные пункты – это название условное, стоят несколько домиков вдоль дороги и все. Освещения как правило нет, хорошо, если будет освещаться пара местных строений.
Останавливаемся у какого – то магазинчика, с трудом объясняем, что нужен автомеханик. В 11 вечера, в крохотной деревеньки, в самом отдаленном уголке Танзании. Вот уж не думал, что такое приключится со мной. Нам везет, через 20 минут один мужик привозит мастера с инструментами. Не думаю, что даже в России такое возможно, а вот в Танзании пожалуйста – вот так сервис! Короче через час машинку починили. Но так, что светил теперь либо только дальний свет, либо габариты – ближнего не было. Но это лучше чем ничего!
Спать хотелось уже так, что решили прямо тут и заночевать, все-таки какой-никакой, а населенный пункт. Спим опять в машине.
И вот, с утра выезжаем и к 9 добираемся до Кигомы. По дороге проезжаем лагерь беженцев UNISEF.
Кигома, городок по Танзанийским меркам крупный, порт, но все это конечно можно только условно назвать.
Есть аэропорт (прямые рейсы из Дара). Есть два больших отеля, там видели пару-тройку белых иностранцев. Мы туда заезжали, чтоб разузнать как добраться до заповедника Гомбе. Дорги до него нет, и добраться можно только по воде.
Завтракаем прям в порту,
туалет стандартный
на удивление быстро арендуем лодку до Гомбе.
В отеле цену предлагали в 2 раза дороже и только на завтра. Так что смело решайте это вопрос напрямую с рыбаками.
Машину оставили прямо на берегу у офиса начальника таможни, он нам и помогал найти лодку. Загрузились и вперед.
Плыть примерно 2 с половиной часа на север. Волны на озере, как на море, особенно, если отплыть чуть подальше от берега.
По пути встречаются вот такие перевозки.
Берега красивые, пейзаж совсем не похож на традиционные картинки равнинной Танзании
Если присмотреться, видны берега Конго.
Через 3 часа подплыли у заповеднику, Там два причала (один ближний, другой дальний). Нужен дальний -там центральный офис.
Вода чистейшая, и сразу глубина, дно каменистое, вода градусов 23.
на берегу сразу встречаем бабуинов
Покупаем пермит в заповедник 100$ с человека, записываем свои контакты в книге посетителей (кстати на русском записей не замети, может плохо искал), нам показывают проводника. Он нам сразу, сейчас сухой сезон, что шимпанзе высоко в горах, все время перемещаются, и шансов их встретить не много. Ну не ехать же назад теперь. Пошли.
Настоящие джунгли, лианы, тропинок так таковых нет, все время то в гору, то с горы.
Периодически слышим крики шимпанзе, где-то наверху. Гид переговаривается с кем-то по рации, но все безуспешно.
продолжение будет