Я не знал, как ответить на этот вопрос. Что можно ответить человеку, ничего не видящему дальше собственного носа? Впрочем, Черная Африка для нас была пока не покоренным континентом. Воображение рисовало образ, разительно отличавшийся от мест, в которых мы бывали ранее. Что в этом образе истина, а что нет? Отзовется ли встреча с черным континентом щенячьим восторгом в душе, сменяющимся потом щемящим душу воспоминанием, так похожим на первую любовь, какими остались в нашей памяти Непал или Боливия? Или впечатление окажется сухим и пресным, что проносится, как тень и на завтра ты уже не можешь вспомнить, что это было?
На эти вопросы нам и предстояло ответить.
Теперь обо всем по - порядку. Отчёт мы разбили на насколько частей. Сначала опишем на наш взгляд все самое интересное, чтобы у неискушенного путешественника создалось краткое представление об этих местах. Затем – немного полезной информации, которую стоит учесть при планировании. Ну а после перейдем к основной части нашего отчёта.
1.Наш топ
или что посмотреть в Южной Африке для тех, кто только присматривается.
ЮАР
Имел для нас в основном техническое значение – прилет, отлет. Но Мыс Доброй надежды восхитителен!
Намибия:
1) Пустяня Намиб – потрясающие красные барханы
2) Нац. парк Этоша
3) «Черная африка» - деревни местных жителей, племена Химба, Гереро, бушмены…
4) Кэйпкросс – тысячи морских котиков
Ботсвана:
1) Нац. парк Чобе, Дельта реки Окаванго, нац. парк Мореми.
2) Местный колорит.
Зимбабве
1) Водопад Виктория;
2) Тарзанка над речкой Замбези – 111 метров, одна из самых больших в мире!
Правда, есть одна проблема – в канун Нового 2012 года тросик всё же оборвался (обратите внимание на снимке, какой он потрепанный!), прыгавшая в тот раз австралийка чудом выжила, отделавшись ссадинами… Есть основания думать, что теперь резинку заменят, и аттракцион запустят вновь…
3) 100 триллионов долларов в качестве сувенира
2. Выбор точки старта и финиша
Если у вас есть желание охватить регион – Намибию, Боствану, Зимбабве, ЮАР – нам показалось удобнее это сделать так.
Международную стыковку лучше делать через ЮАР:
1) Международный перелет до Йобурга (Йоханнесбурга) или Кейпа (Кейп-Тауна) в большинстве случаев выйдет намного дешевле, нежели до любой соседней страны. Исключение – если повезет поймать удачную спецуху Air Berlin Берлин-Виндхук.
2) Аренда машины в Йобурге или Кейпе будет заметно дешевле, чем в Виндхуке или другом городе окрестных стран. Тем более, при желании можно взять машину в одной стране, а сдать в другой (правда, с немаленькой доплатой).
У нас основной упор планировалось делать на Намибию и Ботсвану, а не на ЮАР. После длительного изучения ЮАР показалась слишком цивилизованной, даже знаменитый парк Крюгера многими авторами позиционировался скорее как зоопарк. Что касается логистики – ЮАР идеален как точка старта и завершения маршрута. Если посмотреть на карту, становится понятно, что для того, чтобы проехать Намибию и Ботсвану, не беря особо ЮАР, оптимально стартовать в одной из двух южноафриканских столиц и финишировать в другой. Мы выбрали маршрут «по часовой стрелке», что означало старт в Кейпе, а финиш в Йобурге, потому, что:
- на юге ЮАР в мае холодает с каждым днем, вероятность осадков растет. Целесообразнее было побывать в Кейпе (Мыс Доброй Надежды, Столовая гора) пораньше. Остальной участок маршрута по отношению к погоде более индифферентен: в Намибии и Ботсване в это время уже наступил «сухой сезон».
- ну и основная причина: на Занзибар (конец путешествия) из ЮАР прямые перелёты есть только из Йобурга.
Других оснований выбирать между движениями «по часовой» или «против» я не вижу.
3. Аренда авто
Учитывая предстоящий маршрут по бездорожью Ботсвансих парков, при поиске машины, основной упор делался на наличие полного привода. В итоге, с небольшой предоплатой, через посредника http://www.novacarhire.com/ был забронирован полноприводный Hyundai tucson. Непосредственным прокатчиком являлся Europcar. Машина стоила в 936 евро на 21день (со включенной стандартной страховкой). Дальше была переписка с девушкой из ЮАРовского офиса Европкара, для подтверждения брони и уточнения различных деталей страховки и пр. (если кому-то нужна реальная электронка: reservations2@europcar.co.za Alicia). Полная страховка оплачивалась в офисе дополнительно и стоила 117 ранд в день, включая повреждения и угон. Отдельно от повреждений застраховать не давали.
3.Бензин
Одна из основных статей расхода.
В Намибии литр обходился в 9-11 местных денег, то есть около 40 руб.
В общей сложности на бензин ушло около 6000 ранд.
4. Размещение
Цены на лоджи в нац. парках (а большая часть маршрута пролегает по их территории) переходят все разумные пределы. Если вы не готовы платить минимум 200$ на человека в день, большую часть ночей придется проводить в палатках. Это не так страшно, как может кому-то показаться.
Размещаться вы будете, скорее всего, в оборудованных кемпингах. Они имеют место быть даже в самых малопосещаемых точках маршрута. Цена за кэмпинг – 10-15$ с человека. На вашу компанию предоставляется кемпсайт (обычно весьма определенное пространство, часто вокруг большого дерева). В большинстве своем, кепсайты раскиданы на достаточно большой территории и на приличном расстоянии друг от друга, поэтому висеть у вас над душой никто не будет. Правда, это не относится к особо популярным местам, типа дюн, но даже там не так тесно. Обычно на одном кемпсайте разрешается останавливаться компании до 8 человек, сколько палаток при этом ставится, значения не имеет.
В кэмпингах есть все необходимое: туалет, душ (горячая вода почти везде, правда, не всегда достаточно горячая), часто отдельные краны для мытья посуды. Розетка на столбе или дереве рядом с вашей палаткой (power point) - не везде, но в большинстве случаев присутствует. Часто есть место, где можно сидеть.
Все кэмп-сайты оборудованы огороженным кострищем или мангалом с решетками, иногда регулируемыми по высоте и вращаемыми вокруг основания, так что шашлык или место, куда поставить котелок или сковородку вам будут обеспечены.
5. Розетки
В ЮАР, Намибии и Ботсване используется европейский стандарт напряжения и частоты 220—240 Вольт 50 Герц. Используются розетки и вилки типа D и М с тремя круглыми штырями. Тип М очень похож на тип D. Большинство розеток типа М совместимы со штепсельными вилками типа D. Переходники на европейскую вилку легко можно купить в любом крупном магазине.
6. Что с собой брать
1) Имеет смысл захватить газовую горелку, кипятильник и походные котелки, легкую, дешевую сковородочку, которую потом не жалко выкинуть, чтобы оперативно приготовить пищу или вскипятить кофе холодным намибийским утром. Все походное снаряжение при желании можно купить на месте в крупных городах, например, Кейптауне. Хотя, не вижу смысла тратить на это время, т.к. масса у всего этого небольшая, на перевес особо не повлияет, а найдете ли все необходимое в одном месте, да еще и за приемлемые деньги – не факт. Мы в Кейпе покупали только газовые баллоны, найдя заранее по и-нету сеть магазинов походного снаряжения. Тросики и прочую оснастку для установки котелка над костром тащить с собой не нужно. Как уже писал, кемпсайты оборудованы барбекюшницей-мангалом, где над огнем есть решетка для таких целей.
2) Палатку, спальные мешки – ну это понятно. Вместо ковриков мы взяли толстый надувной матрас – оказалось очень удобно, почти 5*. Спать много ночей на пенках считаю мазохизмом, а два неплохих самонадувающихся коврика по массе и объему будут не меньше. Тысячу рублей за матрас мы вписали в бюджет поездки, чтобы в конце выкинуть, но, в итоге, притащили его обратно. Кстати, в этом случае не забудьте рем набор (спец. клей и пленку, продается, например, в Спротмастере).
3) Кулбокс (сумка-холодильник). Полезная штука, чтобы посреди пустыни испить холодного и вкусного намибийского пива и закусить свежей колбаской. Лед для кулбокса продается везде.
4) Ремнабор для починки небольших повреждений покрышек (если сами этим занимаетесь).
5) Небольшой автомобильный насос (воспользовались им только однажды, и то в Кейпе, но, насколько понимаю, повезло),
6) Автомобильный адаптер от прикуривателя 12-220В – несколько раз был полезен. Несмотря на то, что электричество есть почти везде, иногда с вечера просто не хватало сил и времени воткнуть все аккумуляторы на зарядку. Так что приходилось подзаряжать уже во время пути.
7) Удлинитель с тройником – незаменимая вещь! Силовые столбы зачастую стоят на отшибе, к тому же обычно там всего одна розетка. Не забудьте про переходник, об этом я упомянул в разделе «Розетки».
8) GPS навигатор + набор необходимых карт – вещь так же незаменимая, считаю, должна быть обязательно. «Готовьтесь к левому повороту» звучало даже, когда мы преодолевали буераки по бездорожью Чобы в поисках животных.
9) Туристическую сим-карту при необходимости.
10) Мешки полиэтиленовые большие. Удобно для упаковки на скорую руку спальников и пр. А также для изоляции вещей от пыли, которая скапливается в немерянном количестве в багажнике при езде по песчаным дорогам. Не проверяли, можно ли их купить на месте, но, учитывая, что пластиковую посуду в ЮАР мы не нашли (только картонные тарелочки по немыслимым ценам), могу допустить, что с пакетами там тоже не очень. Также брали маленькие пакеты (особенно были полезны Икеевские пакеты с зиплоком) и пару одноразовых скатертей. Но вопрос полиэтиленовой продукции на любителя. Кто-то скажет, что мы занимались ерундой, везя все это из Москвы.
11) Средство от комаров.
12) Хороший бинокль. Без него сафири - не сафари.
Многие местные автопрокатные конторы могут предоставить почти полный набор туристического снаряжения, включая палатки (обычно устанавливаемые на крыше машины), спальники, раскладной столик со стульями, кулбокс и пр. Но это не относится к крупным международным прокатчикам. От этих вряд ли чего-то, кроме запаски и домкрата не дождетесь.
7. Питание на маршруте
Несмотря на то, что львиная доля маршрута пролегает среди декораций Кин-дза-дзы, в любом местном сельпо выбор продуктов несравненно шире, нежели чем в московском универсаме эпохи развитого социализма. Такие сельпо встречаются в каждом городке, на заправках. В городках покрупнее есть шанс найти KFC или что-то подобное, где можно перекусить в обед, а также приличный супермаркет. Там же можно купить мешок льда для кулбокса и дров. Дрова из тяжелого дерева (что-то вроде красного) дают очень хорошие угли, на мой взгляд, даже лучше березовых. Правда, раскочегаривать их довольно долго, а цена за маленькую вязанку дров (около 100 руб.) немного неадекватная – хворост из того же дерева можно набрать вдоль дороги и совершенно бесплатно. Только возить их не фонтан, даже при большом багажнике. Любой кемп-сайт оборудован барбекюшницей, так что с местом для разведения костров все в порядке. При кэмпах так же бывают небольшие магазинчики, правда, выбора там почти нет, но дрова и лед обычно бывают.
Вот только, с мясом на маршруте не очень. Редко когда удавалось найти что-то более или менее приличное. В основном все куры желтушные, а мясо, как будто умерло своей смертью. Но бывало, что и везло. Тогда был буквально праздник. Но из ЮАР мясо все равно не повезете, испортится. Чаще мы покупали какие-нибудь фабрично упакованные колбаски-сосиски. В Кейпе взяли какие-то мясные консервы, а-ля тушенка – сразу нахлынули воспоминания о гуманитарной помощи времен начала девяностых, бррр…
8. Собираясь в дальний путь, закупиться не забудь
С питанием на маршруте дела обстоят неплохо, и смысла делать стратегичесие запасы, как это сделали мы, наверное, нет. И все же, находясь в лоне цивилизации, можно приобрести многое из того, без чего сложно обойтись на маршруте, а также прикупить то, что долго хранится, чтобы потом тратить на это поменьше времени. Все-таки выбор, например, в Кейпе, будет несравненно лучше, цены пониже, а качество продуктов повыше. Но это возможно только при наличии большого багажника.
Мегамоллов в Кейпе, в которых есть почти все – начиная от туристического оборудования и до продуктов питания, довольно много. Мы закупались на Waterfront.
Повторю простой совет: здесь закупайте оборудование и всякие вкусности, а банальные соки-воды-крупы-картошку можно найти и по дороге.
Мы, не зная этих особенностей, основательно закупились в Кейпе, набив полкузова duble cab всевоможными макаронами, консервами и бухлом. Правда, надо сказать, почти ничего в итоге не выкинули.
9. Заморочки с бухлом
Ну может мы чего не поняли, но во всем кейптаунском мегамолле, что на Waterfront, не было в продаже пива! Это подтверждали и сами продавцы. Наверное, чтобы не отучать местное население от употребления национального напитка – вина. Но и тут – не тут-то было: как свидетельствует «Вокруг света», после того как Кейптаун стал столицей чемпионата мира по футболу, местное правительство решило ввести запрет на продажу алкоголя с 9 часов вечера до 11 часов утра.
Не лучше ситуация и в Намибии – алкоголь там продается только в специальных батл-шопах, благо, их немало, они имеют место быть почти в каждом ауле.
10. Малярия
Тема эта писана-переписана, но, однозначных ответов на этот вопрос вам вряд ли кто-то даст. Остается опираться на статистику и удачу. Однако, по информации, раздобытой в интернете, а так же почерпнутой от местных жителей, в Намибии малярийные районы начинаются в районе Этоши и севернее, и то во влажный сезон, а в мае (начало сухого сезона) - малярии уже почти нет. В нац. парках Ботсваны ситуация в этом плане похуже, но комаров там было немного. А вот в Зимбабве и на Занзибаре нужно быть осторожнее – на вопрос «есть ли малярия» во всех отелях, насупив нос, признавали – да, есть.
В целом, на риск подцепить малярию оказывает влияние не только влажный или сухой сезон, но и среднесуточная температура. Чем она ниже, тем медленнее развивается малярийный плазмодий.
Лично мы решили рискнуть и не пить препараты для профилактики. Бывало, что нас кусали, особенно много на Занзибаре, но пронесло. На всякий случай взяли с собой Coartem – самый современный, универсальный и нетоксичный препарат для лечения малярии. Главное, вовремя, при первом подозрении, начать лечение.