Нашей целью был горный массив Дракенсберг, который мы планировали осмотреть за 2 дня – сначала снизу, а потом и сверху. Свернув с трассы в сторону парка Ройял Натал, мы оказались на дороге, ведущей вдоль дамбы Стеркфонтейн. Ну если это можно назвать дорогой – насыпь из щебня шириной ровно в одну полосу и высотой сантиметров 20 была не пригодна к проезду, а по оставшейся полосе приходилось в пыли разъезжаться с встречным транспортом. Это изрядно замедлило наше движение к цели, поэтому в парк мы прибыли только к обеду.
Виды на подъезде оказались чарующие! Горы спускались пологими отрогами, а холмы были будто бы покрыты бархатным покрывалом.
В парке мы поспешили оставить машину и пойти гулять, но в итоге оказались не совсем там, где нужно, и особо красивых видов не увидели.
Лишь под вечер вы выбрались на участок, где нам открылся прекрасный вид на «амфитеатр» - полукруглое горное плато высотой ровно 3 километра.
Смеркалось, а ведь я хотел оказаться в нашем кемпинге до темноты. Но сначала предстояло дойти до машины, и навигатор показывал, что идти там не менее 40 минут. Наудачу, рядом оказался пикап с семьей белых юарцев, которые после недолгих переговоров подвезли нас на подножке своего багажника.
До темноты успеть не удалось. «Ничего», думал я, «от основной дороги до нашего кемпинга всего пара сотен метров». Но Африка не была бы Африкой, если бы не преподносила иногда забавные сюрпризы. Я специально подбирал кемпинг на отшибе от города Бергвилль, куда вела отдельная дорога – в целях безопасности. Но именно эта-то дорога и оказалась намертво заблокированной дорожными работами. Навигатор конечно знал дорогу через город, но он ничего не мог узнать о ее качестве. Центральные улицы были все в ямах, а уж при выезда за них вообще началась грунтовка, проходимая скорее на танках, чем на нормальных машинах. «Как здорово, что мы взяли паркетник, а не обычную легковушку», сказал я друзьям, пробиваясь по ухабам. Но более всего нас впечатлили блестящие из темноты глаза негров. Ведь мы начитались ужасов про безопасность в ЮАР еще в Москве, а теперь нам казалось, что все они смотрят на нас и даже свистят и гикают. Не даром говорят, что у страха глаза велики.
Мы доехали и благополучно разместились в кемпинге, но встала другая проблема. В кемпинге было нечего есть, а после довольно нервных последних минут голод испытывали все. Что ж, взяв зачем-то кухонный нож, мы вдвоем с самым смелым другом отправились на ближайшую заправку. Конечно же, все оказалось гораздо лучше, чем мы думали и благополучно купив съестного, мы вернулись в кемпинг. Нож понадобился нам исключительно по назначению – на кухне.
Наутро мы выехали рано, чтобы успеть совершить восхождение на плато того самого «амфитеатра», у подножия которого мы стояли вчера. Пришлось еще и сделать изрядный крюк, лишь бы не ехать по той грунтовке вдоль дамбы. Мы доехали до городка с замысловатым названием Phuthaditjhaba (а теперь попробуйте его произнести), откуда неплоха дорога вела в сторону Sentinel Car park – стартового места для подъема на гору.
Фотографии в альбоме «ЮАР» на Яндекс.Фотках
Парковка сама по себе находится на высоте примерно 2500м, то есть подняться пешком нужно всего полкилометра. Наслаждаясь видами и жарким солнцем, мы шли вверх.
Скоро идти нам надоело, а до знаменитых цепных лестниц было еще далеко. Тут я на навигаторе (пользуюсь Open Street Maps) заметил, что есть еще одна тропа, которая начинается прямо рядом с нами. Мы обернулись – вверх по горе вело русло пересохшего ручья, на первый взгляд совершенно неприступное. Но следы цивилизации в виде мусора и мандариновых очисток говорили об обратном.
Извините за качество снимка, усталость все же сказывалась
Лезли долго, но все же осилили. Однако всю тщетность нашего бытия показал нам польский турист, взлетевший по этой трассе в два раза быстрее нас и даже не запыхавшийся. Впрочем, о бренности жизни лучше всего подумать на краю обрыва, с видом на умопомрачительные горы Дракенсберга.
Май – период засухи в тех краях, а потому речка Тугела, ниспадающая в более жирные времена с высоты 942 метра (второй по высоте водопад в мире), явила нам обмелевшее и почти пересохшее русло. Водопада не было, были только небольшие колодцы с водой, где мои друзья не преминули искупаться.
Прогулка по плато подходила к концу, нужно было спускаться вниз, тем более что солнце уже угрожающе быстро двигалось к горизонту. Пройти мимо цепных лестниц было бы непростительной глупостью, поэтому спуск мы осуществляли по ним. Развлечение это не для слабонервных, хотя технически, ничего сложного там нет.
g
На этом и закончилось наше путешествие в Дракенсберг, и мы, обгоревшие, уставшие и довольные, отправились обратно в Бергвилль, чтобы еще раз насладиться темнотой, прохладой и Млечным Путем над головой.
До Свазиленда было 450 километров, поэтому выехать опять пришлось рано. Впрочем, прекрасные дороги до самой границы – хоть и однополосные, но ровные и прямые, как стрела, позволили нам доехать быстрее, чем планировалось. Разрешенная скорость 100 км/ч напрочь игнорировалась, ведь на таких дорогах не было ни камер, ни полицейских, ни даже других машин.
Так мы проехали Лейдисмит, Данди, Врайхед и добрались до Пит-Ретиф. Рядом с городом несколько пропускных пунктов в Свазиленд, и мы выбрали тот, что ближе всего к нашей цели – деревне Мантенга и столице страны. Дорога, которая в Свазиленде имеет и асфальт, и номер (MR4), по ЮАР пролегает по лесу, имея ярко выраженный оранжевый цвет. Кое-как проползя этот 20-километровый участок, мы наконец оказались на границе. Солнце жгло нещадно, и выйдя из-под кондиционера в машине мы мигом оказались зажаренными под хрустящей еще с Дракенсберга корочкой.
Границу прошли без проблем, никаких тебе очередей, лишних вопросов или вымогательств. Штамп, миграционка, еще штамп, и ты уже в маленькой, но очень гордой и независимой стране. Качество дороги явно ухудшилось, но хотя бы она была асфальтовой.
Доехали до Мантенги, посмотрели шоу с местными плясками и откушали великолепного стейка в здешнем ресторанчике. Правда несли его нам так долго, что доели мы его уже затемно, а ведь впереди была добрая сотня километров до Мбабане и нашего отеля.
Ряса священника тоже в национальном колорите
Хижина
jpg
Местные танцы
Отель оказался совсем не там, где мы его искали. На навигаторе на было названий улиц и мы кружили где-то с час по темным улицам, пока не встретили редкое явление для тех мест – пешехода. Он-то нам и помог, позвонив хозяину гостиницы, а точнее гостевого дома и объяснив, как к нему попасть. Наши же телефоны оказались бесполезны – ни один из них не поймал свазилендскую мобильную сеть.
Не буду подробно останавливаться на доме – он был прекрасен, как и хозяева, и их завтрак. А мы же держали путь в парк Крюгера, но по пути было запланировано несколько важных свазилендских достопримечатльностей.
Начали с шахты Нгвеня – одной из древнейших шахт по добыче металла на земле, возраст которой измеряется тысячами лет. Мы гуляли там в полном одиночестве, а ключ от музея охранник вручил мне лично под роспись.
Затем мы хотели показаться на веревочном городке над лесом, но не сложилось, а потому мы поехали дальше – к дамбе Магуга и наскальным рисункам.
Река Комати
Чтобы попасть к рисункам, которые расположены где-то на реке Комати, нужно опять ехать через африканские деревни по красной грунтовой дороге. Указатель, кстати, имеется, но вот названия их я не запомнил. Мы так угваздали наш Тигуан, что его истинный цвет стал загадкой даже для нас самих. Местные детишки собрали все свои познания в английском и написали нам классическое «Wash me», пока мы гуляли по гротам.
Кстати, это были дети так называемого смотрителя пещер. Когда мы подъехали, какой-то мужик взял с нас деньги за билеты (цена официальная, написанная на стене хижины) и повел нас к рисункам. Он даже что-то объяснял на плохом английском, а мы даже что-то понимали.
Идем через лес, а тут на тебе - коровы!
Собственно, более ничего в этом месте и нет, так что мы поехали обратно в сторону нормальной дороги. Ах да, этот же мужик рассказал нам, что туристов тут бывает не больше полтинник в месяц, да и то в основном – свазилендские школьники. А в мае до нас было всего 11 человек. Нетривиальное местечко.
Проезжая по дорогам Свазиленда в сторону ЮАР, мы не могли не остановиться и запечатлеть местные пейзажи. Дымка только придавала романтики этой маленькой стране.
Мы приехали на пропускной пункт Jeppes Reef, что по дороге MR1 на запад, и снова без каких-либо задержек прошли свазилендско-юарскую границу.
Собственно, на этом наш визит в Свазиленд закончился. Конечно, тут есть много национальных парков с сафари, есть и исторические места, но мы спешили к главной жемчужине нашего путешествия – парку Крюгера. И мы увидели там то, о чем местали, хотя «большая пятерка» так до конца и не покорилась нам. Впрочем, это уже совсем другая история.