Zlatan » 12 янв 2011, 14:05
Я вернулся. Ночью. Поэтому кратко. Но итоговый вывод следующий - не нужны нам эти русскоговорящие.
Я предварительно общался с двумя русскоговорящими водителями и четырьмя гидами. Преимущественно по телефону. Кстати, координаты и гидов и водителей переслал Анхар. Если кому надо - пришлю. По дороге ещё с одним русскоговорящим гидом познакомился. Попутно.
А координаты практически всех русскоговорящих гидов есть на сайте министерства туризма Сирии. Название не помню, но найти легко. Некоторые страницы сайта мне очень понравились.
Теперь по ценам у русскоговорящих водителей. Один из водителй (из Дамаска), которого я хотел использовать для объезда южной части Сирии (Босра, Израа и т.п.) в один день и переезд Сейедная-Маалюля-Ан-Набк-Мар-Муса в другой, имеющий Жигуль, захотел 90 долларов в день плюс бензин.
Кстати цена бензина там сейчас 44 лиры за литр, что может пригодиться при рассчётах.
А не пошёл ли он ?...
Другого, из Хомса, планировал использовать три дня с посещением следующих мест (итого за три дня, пишу специально не маршрутом) : Хомс (попутно Церковь пояса), Крак, Масьяф, Маркаб, Хама, Мертвые города, Салах-ад-Дин и т.д. Всего 960 км с возвращением водителя в Хомс. Так в процессе общения с ним цена всё повышалась и повышалась. И когда после 14 000 озвученных в предыдущий день , в день последующий он назвал 17 000, аргументировав : " А какая разница для Вас 14000 или 17000 ?", то меня это просто возмутило и я его послал.
В результате в Хомсе на 3,5 дня я взял англоговорящего парня после небольшого торга за 8000 лир. Однако, пока я торговался, группа водителей, разделилась на две подгруппы и со второй, хуже говорящей на английском, уже торговался мой сын. Один из его группы в итоге предложил 4000 лир, что было чуть больше, чем стоимость потраченного в будущем бензина, что мне показалось странным и я поехал по своему варианту - за 8000 лир (172 доллара на 3,5 дня).
Одну ночь в гостинице, рядом с Салах-ад-Дином я водителю оплатил, но цена была , поверьте, просто смешная. Так же, оплатил и кормежку в ближайшем ресторане. Цена тоже очень-очень приемлемая. Аргумент в обоих случаях был простой. Или то, что я предлагаю, или мы едем в Латакию, где сын хочет искупаться в море. Так как в обоих местах мы были практически единственными, то всё было исключительно дёшево, много и комфортно.
Правда в итоге мне , можно сказать, не повезло. В Аль-Баре встретился со знакомыми из Москвы и пока мы общались, два водителя общались тоже и итоге они выяснили , что другие москвичи платят своему водителю по 4000 в день. Когда мне пришла пора расплачиваться в Алеппо, то мой Айхам (так его зовут) стал аргументированно просить ещё дополнительную тысячу. Я также аргументированно ему отказывал. Торг у нас продолжился в номере гостиницы, куда водитель очень разумно пришёл, рассчитывая повлиять на меня через жену. Жена действительно оказалась слабым зветом и сказала : "Да дай ты ему эти 500 лир!" , до которых в итоге водила цену понизил. Мне было по фигу - 1000 или 500, так как я и так планировал дать 9000 лир (парень был нормальный), но не люблю, когда люди слово не держат. Поэтому и бонус недополучил.
Теперь про обязательность гидов и водителей. Я Анхар говорил, что если нужна оперативная обратная связь, то всем им нужно звонить. А на электронку мне, например, ни один водитель не отвечал. Да и с гидами были большие задержки с ответом. Я был к этому готов уже по предыдущему опыту.
Теперь мнение. Маршрут я изначально заложил слишком насыщенный для ограниченного светового времени. В 16.00-16.30 было уже темно и можно было только гулять. В марте-апреле будет световой день дольше. Также пришел к выводу (мне дал грамотный совет один из наших коллег по Форуму - Сергей -отдельное ему спасибо), что не стоит смотреть большее, а нужно смотреть лучшее. Но дольше.
Как мне кажется, так как я ехал в низкий сезон, то из-за этого цены были ниже, а также то, что я брал водителя в Хомсе.
Предполагаю, что в Дамаске или Алеппо цену могут запросить большую. Но надо (опять, как мне кажется) заранее знать до какой цены можно торговаться. Я, например, заранее , по-арабски написал и нарисовал на листках маршрут, указал расстояния между точками осмотра, по-арабски же написал , сколько времени потратится на осмотр. Также, зная примерный расход бензина и у Жигуля,и у нового Киа-Серато , на котором 3,5 дня ездили, арабскими же цифрами писал, сколько стоит бензин, сколько аммортизация машины, сколько, если будет стоить ночлег и еда для водителя, учитывал не самое лучшее качество бензина и расход его из-за высотности. При этом в худшую для себя сторону. В итоге показывал, сколько он, водитель, в день в худшем случае заработает.
Как мне показалось, такой детальный расклад их удивлял, но внушал уважение и бестолковости было меньше.
Конечно, треть информации не пригодилась, но разве мы подготавливаемся при путешествиях"от сих до сих". При этом могу отдельное спасибо сказать русскоговорящим шофёрам за то, что они им отказал - только лучше подготовился, из-за чего было спокойнее.
И, к слову, я знаю по-арабски в итоге 10-12 слов и мой английский достаточно плохой.
Немного про язык. Ну не попалось мне в Дамаске ни одного англоговорящего таксиста, хотя из-за малости тамошних расстояний мы в основном ходили пешком. С другой стороны и в Пальмире, и в Хомсе, и в Алеппо, все встреченные таксисты по-английски говорили лучше меня. И достопримечательности знали не хуже меня. Может повезло ?
Насчёт минибасов. Тоже мнение. С одной стороны их маршрутки вроде бы могут взбираться на достаточно крутые подъёмы, но не каждая, как мне сказал по телефону не состоявшийся водитель из Хомса. А уж за состоянием маршрутки Вы сами смотрите. Ездил в разных, но немного.
Общее впечатление. Как сказал сын (ему 25 лет и где-то в 15 странах он побывал) "на четвёрочку". Может быть ожидал большего. От достопримечательностей, от природы, вспоминая нашу Среднюю Азию, Индию и, особенно, Иран.
Может быть и от людей, так как много читал, что прекрасно относятся сирийцы к россиянам. Да, прекрасно. Но и к нероссиянам также.
Легко было проверить. Сын, как спортсмен, поделился со мной прекрасной ветровкой, которую носит сборная, с надписью RUSSIA и соответствующими цветами, флагом и гербом. Сначала как-то было стеснительно носить, но одежда уж очень функциональна оказалась.
Пускай, считаем, что там мало кто латиницу знает, но хоть кто-то знать должен. А вот и нет. Никак это не проявилось. Разве что раза 3-4 кто-то из стариков говорил , что "Сирия и Россия - друзья". Но на английском.
По сравнению с тем же Ираном, когда даже без такой вызывающей куртки к тебе относились, как ... как к неграм в Москве во время международного фестиваля молодёжи студентов в 1957 (кажется) году. Мы это фестиваль или не знаем, или не помним, но родители рассказывали про гостеприимство советских людей.
Может не повезло ?
Ещё, что интересно - большое количество, причём во всех местах где был, соотечественников, самостоятельно путешествующих по Сирии.
Никем не организованных. Порядком 8 групп по 2-3 человека.
В Крак-де-Шевалье встретил даже молодую пару с девочкой лет пяти. Была правда одна группа из примерно 15 человек перемещающихся из Алеппо в Дамаск с заездом в большое количество мест. Какая турфирма - не спросил, но визитку у русскоговорящего гида взял. Кстати, эта группа была на вполне приличном автобусе, так что , когда разберусь с вещами, могу координаты этого гида прислать.
В общем самых разных визиток у меня теперь масса - и отелей, и ресторанов, и водителей.
По плотности групп (без количества людей в них) Россия в Сирии (по моим наблюдениям) занимала первое место (праздники, однако). Ну а на втором, естественно , итальянцы. Большие группы на больших автобусах.
Вот так. "Кратко"