После прохождения границы, покупаем в аэропорту с помощью карточки билеты на автобус 4,2шекеля*3чел. Садимся в автобус №50 (можно и в 30) и едем до остановки на повороте в сторону границы с Иорданией. Ехать минут 15.
Сразу хочу заметить, что билеты можно купить и у водителя в автобусе, но только за наличные шекели. Карты не принимают. С пятницы вечера и далее обменники не работают, поэтому лучше спланировать перемещение заранее и купить в аэропорту или городе все билеты сразу.
Далее, около 1 км пешком до границы. Платим картой 99 долларов за выезд из Израиля за троих человек, из которых один – ребенок 8 лет. Переходим границу. Далее на такси за 15 динар до центра Акабы, где куча прокатов авто. Там же минутах в 10 пешком набережная. За 11 динар ехать не захотели, дескать ваш центр – не центр, а чуть далее.
Арендуем машину: Тойота Ярис на автомате. Самая низкая цена оказалась у Budget на их сайте: 9300 руб за 4 дня. Работают все дни недели (некоторые прокатчики закрыты в субботу). Когда искали машину, рассматривали разные места аренды: аэропорт, границу и центр города.
В аэропорту и на границе везде ставилось в системах бронирования «встреча с агентом». Понять, к какому времени мы явимся на границу было сложно, да и про мафию таксистов там были наслышаны, поэтому дабы там не ждать или не попасть на неявку, решили брать в Акабе. К тому же, цена аренды на границе была выше цены в городе на стоимость такси.
Второй вопрос был насчет полной страховки. Было опасение, что зная хитрых арабов, можно попасть на попытку развода на царапины при сдаче авто. Рассчитывали на 20 долл в день, но на месте нам озвучили 20 динар в день (1 динар около 90 рублей). Т.е. за 4 дня набегало грубо 8000 руб за полную страховку при стоимости аренды авто 9300 руб. Многовато. Заморозили у меня франшизу 540 динар и поехали мы без полной страховки. Машина была вся в мелких царапинах и вмятинках. Старались досконально все фиксировать, хотя араб и говорил, что типа это мелочи. Но все равно проглядели одну вмятину на крыше (заметили через пару дней).
При сдаче авто назад принимал тот же менеджер, авто не осматривал совсем. Посмотрел только бензин. Никаких попыток развода не было. Деньги разморозились на карте моментально.
Покупались в тот же день в Красном море в Акабе – пляж грязный, куча народу. Вода по ощущениям около +23. Далее, наш путь лежал в Хилтон на Мертвом море.
Навигатор показывал около 300 км пути, но доехали очень шустро. Дорога неплохая, идет по равнине, машин очень мало, на ПДД все забивают. Камер и иного контроля скорости не видел. Ехали по темноте. Скорость 100-140 км/ч.
Единственный и основной минус иорданских дорог – они очень любят ставить лежачих полицейских. Без знаков. Без разметки. Без логики. Просто идет шоссе в поле, скорость около 100 км/ч – БАЦ, впереди лежачий полицейский, по тормозам! Откуда, зачем?! Ни школ, ни больниц, ничего! Вобщем, водитель, будь всегда на чеку. Справедливости ради, надо сказать, что где-то половина лежачих находятся в населенных пунктах и знаки там есть. А вот вторая половина…
На Мертвом море были к 8 вечера. За номер в Хилтоне на троих отдали 7300 руб за ночь. Морозят еще депозит 90 динар на карте. В отеле есть подогреваемый уличный бассейн, там градусов 26 вода. Воздух вечером был около +22, днем +24-25.
Утром пошли купаться на Мертвое море. Боялись, что будет холодно. Но холодным оказался лишь верхний слой воды сантиметра 3. Внизу вода была теплой, градуса 24-25. Теплее, чем в Красном море в Акабе. Людей на пляже почти не было, не более 10 человек. Все остались довольны.
Далее, поехали на гору Небо. По пути хотели купить манго, но никто их никогда там не видел. Купили у дороги мандарины – ерунда, вкус не очень, а косточек как в гранате.
Меня гора не впечатлила (вход 2 динара), поэтому далее поехали в сторону горячих водопадов и смотровой (2 динара, несколько км не доезжая до водопадов). Со смотровой открывается отличный вид на панораму Мертвого моря. Там же есть одноименный ресторан. Были только мы.
Горячие водопады. Вход 15 динар, ребенок бесплатно. В интернете читали разные отзывы. Жена даже сомневалась, ехать ли. Но все оказались очень довольны. Вот представьте, вы едете среди гор и сплошной пустоши, где ничего кроме колючек не растет. И тут оазис, и в свете заходящего солнца вы видите несколько больших водопадов, падающих со скал в ущелье. Вы ехали много километров и ничего, кроме выжженной земли не было. А тут водопады, и не просто крымские водопады летом, где вода течет еле-еле, а с таким потоком, что аж сбивает.
Водопадов там несколько, но купаются все в первом большом. Температура воды около 45 градусов. Она реально горячая. Я в ванную наливаю холоднее. Пишут, что летом доходит до 65 градусов.
Вечером народу прилично, но всем места хватает. В основном, были русскоговорящие. Никто ни на кого не пялился, как часто пишут. Переодевались через полотенце там же. Хотя туалеты и проч. там есть, просто было лень идти туда переодеваться.
После водопадов по темноте поехали в Вади-Муса. Следуя навигатору, поехали по короткой дороге, которая через пару километров перешла в однополосную дорогу с пропастями то справа, то слева, а потом еще и парочка очень крутых длинных спусков, заканчивающихся пропастью. Вобщем, ночью – то еще приключение. Рекомендую ночью возвращаться той же дорогой, что и приехали к водопадам.
Кстати, валюту в Иорданию можно везти что евро, что доллары. Перед поездкой посмотрел пару евро/доллар в Москве – 1,1. В том же соотношении обменники покупают доллары и евро в Иордании.
На следующий день была Петра. Про нее много написано, поэтому особо останавливаться не буду. В целом, все понравилось, Казна в особенности. Цена 50 динар с человека, ребенок 8 лет бесплатно. В Петре в кассе отметили въездную декларацию с границы.
Последним днем была пустыня Вади-Рам.
Приехали в лагерь около 18 часов. Темнело в 16-45. Кемпинг Хасан Завадеш. Рассматривали разные варианты, в том числе спрашивал здесь на форуме. Основное опасение было относительно температуры воздуха в палатках ночью. Все-таки, зима на дворе. Так вот в данном кемпе (и это подтверждали все отзывы) есть кондиционеры с работой на тепло и электричество с горячей водой весь день. Поэтому ночью не замерзали.
Вообще, судя по показаниям бортового компьютера машины, днем было везде около +24 градусов, ночью при спуске от водопадов +8, по дороге +12-14.
В пустыне ночью было тепло, около +14-15. В палатке поставили +23 и было отлично.
Кемп и еще пару соседних, находится в нескольких километрах влево от основного въезда в сторону деревни. На перекрестке стоит полиция и отправляет за билетом в пустыню (5 динар) прямо к основному въезду, а потом едьте мол обратно и к своему лагерю. Но стоит она там не всегда, да и не проверяет когда вы едете обратно, купили ли билет или просто развернулись и поехали якобы с билетом. Так что при желании можно попасть в Вади-Рам ничего не платя.
В лагере народа было много (боялись, что приедем в мелкий лагерь и будем там почти одни, без нормальной еды). Еда была хорошей. Стоимость номера за троих – 50 динар с завтраком, ужин 7 динар, ребенка не посчитали.
После ужина ребенок захотел поехать на экскурсию по наблюдению за звездами. В пустыне, метрах в 500 от лагеря расположены 6 телескопов диаметром до 40см (основная линза), а также пару залов для лекции-презентации. Сначала вводные 15 минут про солнечную систему и звезды, потом разбивают всех на 2 группы, одна смотрит на звезды в телескопы, другой в стороне с помощью лазерной указки-луча (луч лазера виден через все небо) рассказывают про созвездия, скопления и проч. Потом группы меняются местами.
Все разговоры ведутся на английском. По продолжительности 1-1,5 часа.
Цена 20 динар с человека, ребенок бесплатно.
В целом прикольно, но не дешево. Зимой на небе из планет Солнечной системы в 8-9 вечера почти ничего не видно. Или еще не взошли, или видны только летом, поэтому наблюдение только за звездами, туманностями и Луной. Больше всего понравились туманности. Если вы фанат астрономии, то поехать стоит, если же ожидаете красивых картинок как в интернете или ТВ, то вы их не увидите.
Утром следующего дня был 6 часовой тур по пустыне – 80 динар за машину. 4 часа брать не стали (65 динар), т.к. все равно ехать было не куда, вечером этого же дня мы должны были сдавать машину и ехать в Израиль, а тусить просто так несколько часов в Акабе особо не хотелось.
Пустыня очень понравилась. В стоимость 6 часовой экскурсии входил бедуинский обед на костре, который организовал водитель. Ехали не спеша. Как мы поняли, в 4 часовой экскурсии все то же самое, только едем быстрее и нет часового обеда (сбор веток для костра, приготовление).
Можно ли на своей машине? В принципе, если брать полноприводную и не лезть на барханы и через ущелье от гриба к лагерю, то можно. Основная сложность – в дорожном просвете. В некоторых местах можно цепануть брюхом песок и сесть на него.
Я бы на арендной не поехал, т.к. аренда джипа дорогая, многие классные места не посмотреть, с барханов не спуститься, будешь переживать, как бы чего вышло. Экономия будет так себе.
Можно ли заблудиться в пустыне? Очень сложно! Пустыня маленькая, у всех в телефонах есть GPS, повсюду снуют джипы с туристами, везде стоят лагери. Встречали пеших туристов.
К вечеру вернулись в Акабу, сдали машину и за 6 динар доехали до границы (работает до 20-00). Перешли границу (ничего не платили, в Петре в кассе отметили въездную декларацию). Дошли пешочком до той же остановки автобуса, на которую приехали из аэропорта. Минут 20 ждали автобуса, видим, едет, голосуем, а водитель машет в ответ, дескать нельзя, но остановился. Водитель - выходец из СССР, сказал, что мол нет остановки. Непонятно, то ли вечером там нет остановки, то ли у данного маршрута. Вобщем, непонятно. Но минут через 5 мы уже были в Эйлате. Обменники в пятницу вечером и субботу не работают, но на набережной магазины, кафе и развлечения работают.
На следующий день (суббота, шабат) пошли на автобусную станцию. Автобусы там находятся чуть в стороне от того места, куда вы приезжали, за решетчатым забором. Ездят автобусы в аэропорт Рамон с интервалом 15-20 минут. Маршруты 30 и 50 и еще какие-то.
Оплату принимают только наличными шекелями, картой никак. Обменники не работают. В итоге, 8 шекелей у нас было, еще 6 шекелей дали наши соотечественники, ехавшие на тот же рейс Победы. Вобщем, учитываете этот момент, если будете ехать из Иордании как мы.