Потом выяснилось, что от Ташкургана ходит ежедневно микроавтобус в Сост, и мои сомнения и страхи были напрасны. В следующий раз я просто сяду на автобус до Ташкургана, а там в уже знакомой мне гостинице (которая действует чем-то вроде зала ожидания автовокзала, так как ожидать приходится целую ночь, пока граница с утра откроется) устроиться на автобус в Сост.
В Ташкурган приехали часов в 5 вечера… и часа два спустя подьехал тот самый автобус Кашгар-Гильгит. Моей радости не были предела
Китайская иммиграция находится в Ташкургане. Штамп о выбытии ставится там. По ходу просвечивают багаж, как обычно везде в Китайской таможне.
При выезде из Ташкургана ешё один КПП, проверяют паспорта. От Ташкургана офицер сопровождает автобус до границы с Пакистаном.
От КПП до границы - часа два езды, Памирское плато с одинокими поселениями таджиков и изредка попадающимися стадами животных
Немедленно после пересечения границы начинается грунтовая дорога, в два раза уже чем на китайской стороне... пакистанцы в автобусе заметно оживляются
Горы меняются с Памира (вершины округлой формы) на Каракорум (как бы заострённые пики).
Где-то между Khunjerab Pass и Состом останавливаемся чтобы заплатить за вьезд в Khunjerab National Park (иностранцы - 270 рупий).
Через пару-тройку часов после пересечения границы приезжаем в Сост. Первым делом, в иммиграцию, ставить штампы по прибытию.
Потом, автобус заворачивает в таможню. Весь багаж вынимается из автобуса и вручную обыскивается. Кроме меня и китаянки (единственных иностранцев в автобусе). Нам машут рукой, проходите.
Пакистанцев обыскивают нещадно, но и не бескорыстно. Кое-что перепадает таможеннику за закрытие глаз на чей-то груз... во время таможенного досмотра несколько пассажиров выносят кое-какие коробки (привезённые из Китая) прямо за пределы таможенного участка... коробки таким образом остаются в Состе, и минуют таможенный досмотр.
Досмотр продолжается почти час. После него мы выезжаем из таможни и кажется, едем наконец на юг. Но не тут то было. Следующая остановка - менялы заходят в автобус (юани на рупии, курс божеский). Потом - неизбежно - заворачиваем на заправку.
Спустя два часа после приезда в Сост мы наконец его покидаем (!!). Я вылезаю из автобуса в Хунзе, где-то 2-3 часа после Соста.
Жутко хочется есть и пить, ведь по дороге между погран пунктом Ташкургана и Соста нет ни ресторанов, ни магазинов, ни туалетов…
*********************************************************
на обратном пути (10 дней спустя) алгоритм прохождения границы тот же самый, в обратном порядке.
день начинается в Состе на таможне, где опять шмонают, теперь всех поголовно, включая меня. вынимаю из рюкзака ВСЁ, и всё общупывается на предмет нахождения наркотиков (везущихся из Афганистана через Пакистан/Кarakorum Highway в Китай). Штамп в паспорт, покидаем Сост, платим за вьезд в Нац Парк.
При пересечении границы (ещё далеко до Ташкургана) нас тут же тормозит Китайская иммиграция и вот тут то и начинается самый настоящий досмотр, в Состе это была репетиция. Заводят по отдельности в маленький вагончик и перетряхивают всё и вся, также сканируют паспорт (и откуда у них там электричество и связь??? кстати, мобильник работает отменно в нескольких метрах от границы, тогда как в Состе уже связи почти не было).
Сидели мы там куковали часа два, а всё из-за пакистанца у которого магазин в Кашгаре (торгует молельными ковриками и какими-то металлическими лошадками – hand made in Pakistan - которых перетряхивали погранцы одну за другой). Потом наш скромный микроавтобус проткнули проволокой в все дырки. Не понимаю, почему не обыскивали самих пассажиров... или это мне так повезло.
Уехали мы оттуда изрядно замерзшие, но довольные (у нас ничего не нашли ). Ташкурган, перед штампом в паспорт опять ручной досмотр. Наконец, выход в город - вот она, свобода!
Автобус в Кашгар уходил только утром, так что я заселилась в гостиницу. Вечером того же дня на рынке меня подловили китайские девчонки с которыми я переходила границу... они нашли машину в Кашгар которая уезжала в тот же вечер, и искали четвёртого пассажира. Так я оказалась в Кашгаре в тот же день, в 2 часа ночи.
(кстати, девчата вообще ехали из Исламабада, это ещё 24-25 часов на автобусе до Соста - и после Кашгара ехали на поезде через Синьцзянь к себе домой в деревню под Сианем. Это ещё дня три езды от Кашгара... вот это я понимаю путешествие... а я так просто, прогуляться вышла.)
казахи продают камни перед Каракулем
озеро Каракуль как-то разочаровало
город Ташкурган - столица такжикского автономного округа
Памиры
последний КПП Китая (здесь кончается асфальтированная дорога)
и начинается грунтовка
Каракорум сразу после пересечения границы (Почуствуйте разницу)
Karakorum Highway под Гильгитом - карта горных массивов сходящихся в этом месте: Himalaya, Karakorum, Hindu Kush
такой пейзаж наблюдается вдоль Karakorum Highway из окна автобуса, начиная от Соста и до самого Гильгита (только пики меняются)
такие вот микроавтобусы снуют вверх и вниз по ККH
Пакистанская таможня (Сост)
забираемся на Khunjerab Pass (4,877 m)
возвращение в Китай… за границей - китайский броневичок, ненавязчиво циркулирующий между двумя КПП
граница на замке!