Все таки съездил туда, решил написать – поделиться чисто-практической информацией. Не будем рассуждать на тему ехать-не ехать, только практическое и актуальное об увиденном, услышанном, о ценах, проживании, перемещении и безопасности.
Предисловие.
Первоначально, поездка в Ирак задумывалась на своем автомобиле. Я думал переправиться в Турцию или Грузию на пароме из Одессы, потом проехать через Турцию и въехать в Ирак. Но, по разным причинам связанным с авто, наличием попутчиков и денег, отсутствием информации о засадах, пока отложил эту авантюру. Решил съездить на разведку. В подготовке использовал скудные темы в русскоязычных форумах и с LonelyPlanet-форума, где что-то было практическое. Но, большая часть того что было найдено, потеряло актуальность (2005-2007). В этой истории только личный опыт. Май 2009.
Теория.
Иракский Курдистан – такое себе непризнанное государство, которое создали курды, воспользовавшись тем, что Багдаду, занятому войной пока не до них. Получилось у курдов неплохо: свой парламент и правительство, флаг, столица, язык, самосознание. Связывает их с Багдадом только деньги (иракские динары) и куча проблем, которые сами-собой решаться не могут. Территория Курдистана реально контролируется собственной армией и полицией. И это большая заслуга курдов: находиться в Курдистане (по личному опыту) безопасно и спокойно. Правда, придется привыкнуть к огромному количеству полиции и военных, всяких патрулей, КПП, проверкам документов на дорогах – это цена вашей безопасности. Это именно курдские структуры – не американские, UN и прочие «миротворцы» - таких почти незамечено. Ну, разве что проносящиеся иногда караваны броневиков размером с икарус, или вертолеты, которые летают парами. Вопрос безопасности и экстремальности (или ее отсутствия) еще рассмотрим. Забегая наперед, скажу только что в Афганистане чувствовалось намного экстремальнее. В Ираке (Курдистане) даже как-то скучно.
Как оказалось, в Курдистане есть министерство туризма. Кое-какую информацию можно почерпнуть на www.tourismkurdistan.com Там есть путеводитель в pdf. Еще нашел удивительно-полезный вордовский файл на английском с LonleyPlanet. Многое устарело в нем с мая 2007, но название отелей и карты городов оказались очень полезными. Если кому нужно будет – вышлю его (ссылку потерял). Есть он в виде странички на википедии: http://wikitravel.org/en/User:Stroppy2006 Многое в нем не актуально.
Попадание в Ирак.
Самый простой способ попадания в Ирак – через переход из турецкого Silopi (Силопи) в иракский Zakho (Захо). Переход называется Ibrahim Khalil (Ибрахим Халил). Достоинство этого перехода в том, что вы попадаете в Иракский Курдистан (Северный Ирак), где есть своя власть, свои законы. По сути, это государство в государстве. А наша польза в том, что виза в Курдистан не нужна, а на границе ставят штампик, вернее два: один про въезд, другой про то, что в течение 10 дней вам нужно явиться куда-то и продлить. Значит, 10 дней без проблем и бесплатно можно находиться в стране. Неизвестно, можно ли с курдским штампом ехать, например, в Багдад или Басру. Теории есть разные, но только в теории. На практике, у меня за пределами Курдистана проблемы не возникало, но был маршрут понятный (что я еду в Курдистан), поэтому пропускали. Можно было «потеряться» и поехать вглубь арабского Ирака, но что бы сказали на следующем КПП – неизвестно.
Передвижение по стране.
Главное проблемой для путешественника – практическое отсутствие транспорта в виде автобусов или low-cost-авиалиний. Единственный способ перемещения между городами – такси. При этом, стоимость разбивается на нескольких (4) пассажиров. Можете ехать и сами, но платить придется за всю машину. В этом и проблема, что если вы один, и едите с другими пассажирами, то не сможете попросить остановиться, чтобы сделать фото или еще что-то. Такси стараются ездить как можно быстрее, т.к. передвижение между городами все еще считается небезопасным занятием. Через каждые несколько километров есть КПП (check point). Они бывают разного вида (по серьезности). Иногда вы проезжаете просто притормозив, а иногда автоматчик показывает таксисту, что нужно остановиться и всем выйти на досмотр. Смотрят документы. Получалось, что как минимум 2-3 раза приходилось доставать паспорт при поездке между городами. Сумку смотрели только раз за всю поездку. Особенно серьезны КПП на границах Курдистана и арабского Ирака. С одной стороны, курды смотрят, чтобы приезжающие в их зону из Багдада или Киркука не привезли что-то взрывоопасное, с другой стороны, арабы тоже что-то ищут и вникают кто куда едет. Осматривать могу по-разному. Особенно серьезно шманают местные минибасы и сомнительного вида машины, где набито много народу.
Указатели на дорогах дублируются на английском, хотя сами таксисты и военные как правило кроме «мистер» и «проблем» ничего сказать не могут. Как выяснилось с опытом, серьезное лицо проверяющего паспорт вызвано не подозрением к вашей особе, а тем, что он просто читать не умеет. Поэтому, он просит выйти из машины и отправляет вас в будку, где сидит старший. Тот посмотрит страничку с фото и ваш въездной штампик и пожелает удачи.
Шутить на КПП не стоит, т.к. судя по внешнему виду постов, особенно тех, где стоят арабские военные, инциденты там происходят регулярно. И стрелять для тех пацанов – работа. Так что если чего – им лучше шмальнуть лишний раз из «калаша», чем задуматься. Местный народ очень уважает (или боится) полицию и военных, и выполняет все что требуется. Защищать вас или отстаивать вашу позицию таксист на КПП не будет. Поэтому, лучше быть готовым к рассказу о своем маршруте хотя бы на пальцах.
Дороги более-менее, как у нас. Много новых дорог, или в состоянии ремонта. Ограничения скорости в 110 или 90 могут стоять на таких участках, где у нас поставили бы 40. Мне не показалось, что водилы местные – все экстремалы. Вроде в массе аккуратные и лояльные, добрые, но влияние востока есть. «Аварийкой» предупреждают едущих сзади о засадах (лежачем полицейском, заторе, перебегающей собаке…). Обгоняющая машина обязательно пипикнет и мигнет, обозначив себя и намерения. Но, при перестроении «поворот» не включают. Ехать по «встречке» тоже нормально. Дорожная полиция не щемит водителей, а помогает. Полицейский пост на каждом перекрестке.
Проживание.
По всему маршруту я платил $10-20 за отель. Это были простые отельчики, но всегда с душем и туалетом в номере, горячей водой, кондиционером и ТВ со спутником. Правда, 10-20 – это цена за номер, которую можно делить на 2, если вы с попутчиком. Но, мне приходилось платить за две кровати. Завтрак как правило отсутствует. Мне только один отель попался с завтраком. Да и не нужен он, т.к. на улице все вкусно и дешево.
Питание.
Я кушал только «на улице», вместе с местными. Все очень вкусно и дешево. Кухня – как в Турции. Разницы не заметил. Тот-же шашлык-машлык, разные кебабы… Есть говяжий суп, вареные яйца, простой салат, рис… Везде пьют чай. Чаем часто угощают из-за того, что вы- иностранец. Поесть в любое время дня в любом месте- не проблема. Я страдал как любитель кофе – его там почти не пьют. Специально ходил в дорогие отели, чтобы опрокинуть пару чашечек. Цены в отелях на еду неприличные.
Отношение местных.
Местные курды – очень добрые люди. Как в Иране домой не приглашают, но очень доброжелательные. Многие здороваются с вами, прикладывая руку к сердцу. Если зайти в любое заведение где едят или пьют чай и громко поздороваться, половина народу встанет, чтобы поздороваться с вами. Это касается и полиции, и военных. Все хотят помочь, только не говорят по-английски. На себе ни разу не испытал какого-либо негативного отношения или разводняка. Сдачу даже дают честно.
Бюджет.
Конечно, многих волнуют цены. Если взять весь потраченный бюджет, то:
50% - транспорт.
25% - проживание.
25% - питание.
Если взять день, то это $10-20 за отель, еще $5-10 на еду и еще $10-20 на передвижения (если каждый день куда-то ездить). На практике, потратить меньше $40-50/день трудно.
Доллары, евро или турецкие лир меняются на иракские динары уличными менялами (банки отсутствуют). Можно поменять в почти любом магазине, если сумма небольшая. Обмен на улице безопасный для вас, сами менялы сидят с несколькими тысячами долларов на земле или в руках. В качестве привозной валюты удобен доллар в мелких купюрах. Имея бумажки по 5-10-20 долларов, без проблем можно ими платить в отелях, магазинах, такси, таким образом, регулируя остаток в ваших карманах местных денег.
$1 = около 1200 ID (иракские динары). Когда спрашиваете цену в отеле или магазинах – лучше уточнять в чем цена. Так, если вам сказали «10» - это может быть в долларах или тысячах динаров. Иракские деньги только бумажные. Монет нет. Минимальная купюра – 250. Это стоимость какой-то мелочи типа стакана чая или лаваша. Мне попадались и купюры 50 (совсем копейки), но только в маршрутках городских для местных. Больше ими нигде сдачу не давали. Самые ходовые -1000, 5000 и дальше – 10000, 25000. 25000 – это уже аж $20.
Торговаться можно. В два раза цену не снизите, но попробовать скосить 20-30% можно. Работало в отелях. Не работало в такси (там типа фиксед прайс, в т.ч. для местных). Такси по городу стоило 2000-3000. Едите и смотрите по расстоянию и ощущению. Ни разу в такси конфликтов и непонимания не было. Просто давал на свое усмотрение – всегда прокатывало – «большое спасибо».
Интересности.
Это самое грустное – их там нет.
Памятники архитектуры замученные, мечети новостроенные, местные не могут объяснить как что найти. Реально, очень мало что смотреть, по крайней мере, в Курдистане. Сами города выглядят как турецкая провинция (не как сирийская или иранская) – полгорода базар с турецким шмурдяком (трусами, джинсами, кроссовками, пластиковыми пасочками…), полгорода – трущобы разного качества, но не древние. Такого ощущения как в Иране, когда города – как музеи под открытым небом, здесь нет. Лавок и магазинов с рукодельными штуками, сувенирами, антиквариатом тоже нет. Это в Иране или Сирии можно купить на каждом шагу что-то очень красивое и старое – какой-нибудь чайник или самовар… В Ираке – только турецкий шмурдяк. Нет «атмосферы». Ее заменяет летающая в воздухе гордость курдов за свое «государство».
Когда ехать?
Лучшее время – это апрель-май (начало), или сентябрь-октябрь. На майские температура была в некоторых местах около +30, что еще комфортно. Один раз был дождь. Летом бывает за +55. Учитывая ветер с пылью…
Связь.
Телефон без проблем работал везде.
Интернет кафе есть, но из не сильно много. Нужно искать на главных улицах. Интернет ужасно-медленный.
Фото.
Я сознательно не брал зеркалку. Ехал один и не хотел иметь балласт в виде пары килограммов веса и тысяч $. Взял мыльницу, которая в середине пути умерла. Так что с фото не сложилось. С зеркалкой я не видел ни одного человека. Снимать проблематично, т.к. на каждом перекрестке, куда бы вы не направили камеру, везде попадет в кадр полиция, военный, или какой-то хитрый объект, машина… в общем все то, что нельзя снимать там на каждом шагу. Обычные люди не возражают, когда их снимают. Как сказал корреспондент, с которым я познакомился за чаем, снимать в открытую нельзя. Есть риск оказаться без флешки, или камеры в худшем случае. В лучшем – застрять в полицейском участке на часик, в ожидании решения большого начальника.
Сувениры.
Главный сувенир – страничка в паспорте. Жене купил местную «ковровую» сумочку (единственное что нашел ручной работы). Были еще прикольные рукодельные тапки за 50 баксов, такие я покупал в Иране по 7. Удивило полное отсутствие каких-либо милитари-сувениров. Например, в Афгане можно было купить коврики с небоскребами и самолетами на тему 9/11, в Иране я нашел лавки с распродажей армейской одежды и атрибутики и даже купил пару сумок иранской армии 1943 года. В Курдистане ничего такого не нашел.
Оставшиеся купюры иракских динаров. Это все. Привезти нечего. Никаких там футболок, никакой символики (кроме флажков)… Ну могли бы уже что-то придумать. Есть и них резорты в горах, есть гордость, есть в конце концов министерство туризма, а сувениров нету.
Киркук? Мосул? Багдад?...
Так получается, что дорога Дохук-Эрбиль проходит мимо Мосула, а дорога Эрбиль-Сулеймания – мимо Куркука. Вернее, через пригороды. Это участки, которые не контролируются курдами. Там и КПП с арабами и иракскими (не курдскими) флагами, и бронетехники больше. Вроде как ездить по этим участкам днем безопасно. На LP-форуме советуют уточнять у таксистов, не заезжают ли они в эти города по дороге. В этом нет смысла – по умолчанию они объезжают, тем более новую дорогу построили для этого. Боятся Киркука и Мосула как огня.
Спрашивал у всех с кем можно было говорить о «ехать-не ехать» в Киркук или Мосул. Все как один говорили, что там «очень опасно», что больше 20 минут там не проживу и т.п. Со слов и из новостей - там каждый день минимум 1-2 теракта происходит и курды с арабами мочат друг-друга потихоньку. Дело в том, что Киркук и Мосул курды считают исторически-своей территорией, которая по недоразумению перешла под контроль Багдаду. Природа этого недоразумения понятна: в Куркуке находится одно их самых больших месторождений нефти в мире, и самое большое и Ираке. Поэтому, за эту землю они и спорят. Американцам и британцам выгодно все как есть сейчас. Пока арабы и курды мочат друг друга, демократический цивилизованный мир, вернее пару корпораций качает нефть не спеша.
Киркук по словам местных является не менее опасным городом, чем Багдад. Некоторые говорят что даже Киркук опаснее. Нефти больше, контроля меньше, курдов больше (есть кого мочить арабам).
У меня сложилось впечатление, что в тот момент, когда курды хотят получить (мечтают) контроль над Киркуком, в это же время они изолируют себя и других от него. Все кого я спрашивал, и кто говорил, что там опасно «очень-очень», сами там не бывали. Хотя это по расстоянию очень близко (километров 50, например). Когда я спрашивал, был ли там собеседник – ответ обычно такой: «я сам родился в Багдаде (или Куркуке, или Басре, или…), но моя семья уехала оттуда, когда мне было 15», или «был последний раз 20 лет назад». Реальной ситуации никто не знает – только из СМИ. Уже в последние дни я встретил пару человек, которые что-то рассказали. Один был корреспондентом телеканала, и бывает по работе в разных местах. Он сказал, что те страхи, о которых все говорят, были очень актуальны пару лет назад. Теперь - получше. Конечно, 100% гарантий никто не даст, также как и на Манхеттене или в Токио, Мадриде или Лондоне… Другой собеседник был студентом, у которого есть друзья в Багдаде и Киркуке. С ними он общается on-line. Они (друзья) говорят, что более-менее жить можно, и значительно лучше чем еще год-два назад. Если бы эти «отзывы» услышал раньше на пару дней –рискнул бы. Сейчас приходиться только догадываться что там и как. Попасть в Киркук или Мосул очень легко, на такси. В Багдад тоже – только ехать дальше и больше риска, что на КПП не понравится курдская виза. А Киркук и Мосул логически находятся по соседству с Курдистаном. Можно просто взять такси, например, из Сулеймании в Куркук, а из Киркука в Эрбиль, а в Киркуке находиться столько, сколько захотите – проездом, или задержаться на денек. Но, это все «теория», непроверенная на практике. Информация к размышлению. Повторяю – на практике не проверено и я не советую ничего!!!
Опасности в арабском Ираке связаны с тем, что есть полиция и армия, правительство, которые не контролируют реально территории, города и дороги, в отличие от Курдистана.
В продолжении – моя программа и фото. Скоро.